ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 1087
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Познавательно регулятивная форма общественного сознания.
Пространственно-временные искусства, как вид эмоционально-учебных игр.
1. Идейно-тематический анализ.
7._Борьба. Предмет борьбы. Цель борьбы.
8. Жанр. Природа трагического и комического.
2. Литературный и действенный анализ.
1. Общие понятия теории драмы.
4. Авторская ремарка, внесценическое.
13. Декупаж (деление на части).
16. Регламентирующие схемы драматургии.
18. События и предлагаемые обстоятельства.
21. Основные конфликтные факты пьесы.
24. Внефабульные формы организации материала.
26. Формы организации драматургического материала по видам пространственно-временных искусств.
29. Анализ пьеы и режиссерский замысел.
5. Социальная харпактеристика роли.
10. Речевая характеристика образа.
11. Внешняя характеристика роли.
13. Цель. Ценностные ориентации. Установка.
14. Сверхзадача, сквозное действие.
22. Заражение. Общение. Отношение к другим действующим лицам,
2. Работа режиссера с художником.
4. Действенная сценическая среда.
5. Живописные элементы внешнего образа.
8. Грим, как элемент внешнего образа.
9. Человек в предметной среде.
10. Композиция внешнего образа.
11. Моделирование пространства.
12. Сценографический конфликт.
14. Кукла, как специфический элемент предметной среды.
16. Сценический занавес, как элемент сценографии.
17. Интерпретация пространства.
3. Ритм в пространственно-временных искусствах.
6. Методики организации темпо-ритма.
8. Некоторые приемы построения темпо-ритма.
2. Граматика мизансцены. Мизансцена и слово.
7. Мизансцена и эффект остранения.
9. Режиссер - автор мизансцен.
10. Работа режиссера над мизансценическим рисунком.
5. Музыкально-шумовое оформление постановки.
7. Кинематографическое видение.
1. Отдельный фотографический снимок на кинопленке, на котором
2. Граматика мизансцены. Мизансцена и слово.
"Часто удивляются на моих репетициях моей
изобретательности. "Он гениально
мизансцены ставит - одна, другая, третья -
из него, как из рога изобилия сыплется". Это
дается громадной работой, чтобы это само
собой лилось... Мизансцены, есть результат
упорной большой работы, работы над
воображением. Надо тренироваться в
запоминании этих комбинаций, должен
быть большой запас их".
Вс. Мейерхольд.
Мизансцена " по отношению к театральной пьесе - это действительно театральная и специфически театральная ее часть". (А. Арто). Любая мизансцена обеспечивает взаимодействие всех элементов постановки.
"Под мизансценой мы понимаем рисунок драматического действия. Это вся совокупность движений, жестов и поз, соответствие выражений лиц, голосов и молчаний; это вся целостность сценического спектакля, проистекающего из одной идеи, которая порождает его, управляет им, сводит его воедино. Режиссер сам придумывает эту скрытую, но, тем не менее, ощутимую связь, опутывает ею персонажей; устанавливает между ними таинственную атмосферу отношений, без чего драма даже в исполнении прекрасных актеров теряет лучшую часть своей художественной выразительности. (Капо).
Являясь образно говоря языком театра, мизансцена, как и любой другой язык, обладает своей собственной грамматикой.
Круг, полукруг порождают стихотворную мизансцену, ломаная линия - прозаическую.
Назовем стихотворной откровенно условную мизансцену, в которой все признаки форма - ритм, размер, и т.д., явственно различимы.
Мизансценическая рифма - это схожесть мизансцен, временная или пространственная. Она достигается через повторяемость поз, синхронность в движениях, симметрию в расстановке фигур, зеркальную и теневую графику. Симметрия, например простейший способ, создать на сцене композиционное равновесие. Мизансценическая рифма может применяться и ради ассоциации двух сцен - схожих или парадоксально перекликающихся.
Хорошая проза таит в себе массу закономерностей - ритмических, ассонансных и так далее, только все эти признаки формы скрыты за непринужденным, как бы натуралистическим характером изложения. Такова и прозаическая мизансцена. Если она поставлена по законам искусства, то в ней нет ничего случайного. И в ней можно рассмотреть закономерности ритмические, стилевые, графические и иные. Только эти приметы формы скрыты под слоем бытового действия.
Рассматривая симметрию не как самостоятельный способ решения мизансцены, а лишь как технический прием, мы увидим весьма богатые ее возможности. Путем легких смещений, воспринимаемых скорее неосознанно, и откровенных контрастов на фоне симметричных построений можно достигнуть удивительных эффектов.
К пластической симметрии по своим свойствам вплотную примыкает пластический синхрон. Чистый синхрон в драматическом действии удается оправдать крайне редко. Синхрон же с видоизменениями в форме канона или иной своеобразной последовательности встречается достаточно часто. Собственно, это один из приемов организации больших сценических групп
Когда мы говорим о зеркальной графике, мы имеем виду, прием, при котором невидимое зеркало предполагается в профиль к нам, чаще всего в центре сцены, так что находящийся на одной половине актер, служит как бы отражением другого, находящегося на противоположной стороне сцены.
Другой вид мизансценических построений, включающий в себя воображаемое зеркало - зеркальное решение. Имеется в виду что актер "видит" и взаимодействует с событиями в глубине сцены, у него за спиной, как бы увидав их в зеркале расположенном в зрительном зале.
К орфографии мизансцены относится координация движения и слова.
"Практически лишить актера права говорить на ходу - задача невыполнимая. Те, кто настаивает на этом, наверняка не могут быть до конца последовательны.
Другой вопрос, что надо упорядочить, найти органическую взаимосвязь и единство движения и слова". (Ю. Мочалов).
На чужом тексте актер может двигаться только тогда, когда режиссер хочет, чтобы текст первого воспринимался через движение второго, причем первый актер должен сознательно переносить внимание зрителя с себя на двигающегося, чтобы это внимание не раздваивалось между двумя объектами. Движение же на собственном тексте практически не ограниченно ничем. Однако при этом следует не забывать, что зрелищный фактор, движение без труда "забивает" слово.
Кроме того, не следует говорить при переходе из статики в динамику. Следует сначала сделать движение постоянной величиной, а уже потом вписывать в него слова. И наоборот, после резкой остановки не следует пытаться продолжать речь в том же ритме - этому должна предшествовать, пусть небольшая, пластическая перестройка до продолжения речи.
Из того, что пластическое движение сильнее слова, следует и то, что движением слово можно убить, если строить мизансценический ряд, игнорируя степень значительности словесного ряда. Слишком обильное движение может убить диалог.
И тут вступает в силу еще один сценический закон восприятия. Прием, положенный на прием, шутка - на шутку, фокус - на фокус, - взаимно уничтожаются. Блестящий диалог - уже фокус. Помножьте его на пластический трюк и сцена убита наповал.
"Многие правила этой орфографии устойчивы, категоричны в силу логики восприятия. Один из собеседников сказал последнюю фразу, другой вслед за этим уходит в глубину сцены. Читается: он воспринял сказанное и унес в себе мысль партнера. Если же в ответ на последнюю реплику собеседник проходит передним планом перед лицом сказавшего, - таким переходом он как бы зачеркивает только что произнесенную мысль". (Ю. Мочалов).
К орфографии мизансценирования можно отнести и умение выстраивать реакцию на событие. Пластическая реакция должна иметь пластическую перспективу. Лучше чтобы в момент восприятия важного события воспринимающий был не в статике, а в незаконченной позе, из которой возможен более неожиданный и богатый пластический выход. Самый распространенный из трех видов реакции при восприятии, сколько ни будь значительного факта - отказ. Отказ - явление темпо-ритмическое, однако он имеет и свою пластическую сторону. Вот три основных случая отказного движения:
- защитная реакция организма при восприятии всякой неожиданности, "желание отклонится от удара";
- всякое пластическое "нет" в ответ на импульсное воздействие;
- замах перед ударом (как физическим, так и психологическим).
Теперь обратимся к приему, противостоящему отказному движению, ведь если существует пластическое "нет", то должно существовать и пластическое "да". Таким пластическим приемом является - выпад.
Чаще всего мгновенный выпад это реакция хищника. Осознанный выпад предполагает готовность. Неосознанный - непосредственность.
Третий вид пластической реакции - отсутствие внешней реакции.
"После долгой разлуки люди увидели друг друга и на мгновенье силы оставляют их. Нет устремления друг к другу, и нет отказной реакции.
В психологии это называется запредельным торможением... от излишнего перенапряжения на момент у организма как бы "выбивает пробки".
(Ю. Мочалов).
Другой случай отсутствия реакции на раздражитель - заторможенность в силу столкновения двух противоположных импульсов.
И, наконец, случай, который мы назовем рациональной реакцией. Человек внешне не реагирует на событие, в силу того, что оно давно ожидалось.
Существует и так называемая мизансценическая пунктуация.
Заключительную мизансцену принято называть точкой. Однако по смыслу она может быть как точкой, так и любым другим знаком пунктуации.
Соединить два перехода на сцене точкой - значит завершить первый из них некоторой успокоенностью, утверждением. Поставить же между переходами запятую - значит перелить один переход в другой, удержать на стыке пластических фраз определенную незавершенность, неустойчивость, намекнуть на смысловую связь между ними.
Поставить между эпизодами двоеточие - значит, в конце первого эпизода пластически обозначить предстоящее пояснение. Двоеточие - знак разъяснительный, назидательный и потому хорошо применим в качестве пластической шутки в комедиях.
Восклицательный знак обозначает усиление. Увлечение восклицательной формой порождает пластическую "крикливость"
Многоточие - недосказанность, особенно выразительно в мизансцене.
И, наконец, функцию тире в режиссуре выполняет люфтпауза. Это как бы на секунду замершее действие.
Теперь остановимся на соотношении звукового и зрительного ряда.
"Самый наглядный пример зрительного ряда без звукового в театре - пантомима без музыки и шумов. Но в виде отдельных отрезков спектакля зрительные картины, оторванные от звуковых, - это всякая пауза, всякая "зона молчания". Секунда без слов и музыки. Минута. Целая сцена.
Тишина, - какая великолепная канва для вышивания зримых узоров!..
Правда и музыка безмолвия.
Насколько дороже будет стоить шорох, слово, музыкальный аккорд, услышанные зрителем не сразу, но после этой красноречиво-оглушительной, как любил говорить Станиславский, гастрольной паузы!". (Ю. Мочалов).
Звуковой ряд без зрительного так же нередко применяется в режиссуре. Абсолютный случай такого применения - музыка, шум, слово звучащие в полной темноте.
К случаям почти исключительно звукового эффекта можно отнести ту же музыку или слово, вошедшее в сцену во время статической паузы.
Выстраивая звуковой и зрительный ряд необходимо все время помнить, что наше восприятие ассоциативно. Эмоциональная окраска музыки, звука, напрямую зависит от характера мизансцены. В свою очередь звуковой ряд усиливает эмоциональность пластических построений.
3. Время. Пространство.
"В произведениях живописного, музыкального или
сценического искусства мы часто наблюдаем
стремление художника к замкнутости, к
ограничению композиционного полотна. В живописи
можно найти много таких примеров, особенно в
искусстве чинквеченто; в музыке мы укажем на
партитуры Хиндемита, Шенберга, Стравинского, в
которых композиторы отказываются от
симфонической разработки темы и от возможности
использования оркестрового tuti, выражая свои
художественные идеи средствами камерного
состава оркестра, наконец, в сценическом
искусстве мы напомним о финальной сцене
мейерхольдовского "Ревизора", где множество
гостей пришедших в дом Городничего,
группируются на маленькой площадке,
расположенной в центре пустой сцены".
Л. Варпаховский.
Увязать в сознании время и пространство - задача не для слабонервных.
Удалось это на 100% только прапорщику из анекдота, отдавшему команду "копать яму от забора и до обеда". Однако именно этим неблагодарным занятием, собственно говоря, и приходится заниматься режиссеру на площадке.
Сколько времени длится та или иная пластическая композиция, зависит от качества художественной информации, от того, какие ритмические единицы покажутся режиссеру предпочтительнее - временные или пространственные.
Режиссер при необходимости должен уметь расчленять пространство и время. И статику, и динамику режиссер обязан воспринимать диалектически, тогда в его постановках переходы из одного состояния в другое не будут механическими.
Введем еще один термин обязательный для всех пространственно-временных искусств - четвертая стена. В 99% случаев из 100, даже если мы выносим действие в зал, она все одно присутствует. А уж в кино и на телевидении от нее никуда не уйти. Грубо говоря, четвертая стена - это глаз зрителя, независимо от того, делаем ли мы вид, что не замечаем его, или напрямую общаемся с ним через эту стену.
Четвертая стена предоставляет нам возможность укрупнения. Поэтому обозначать на ней игровые точки следует не столько для создания иллюзии замкнутого пространства, сколько ради расстановки мизансценических акцентов путем укрупнения.