Файл: Анализ деятельности организации на примере компании Fisher Sports.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Каждая компания во время своей работы попадает в разные критические обстоятельства, с которыми необходимо справиться, чтобы бизнес развивался дальше. Полностью исключить такие случаи вряд ли удастся, т.к. государственная экономика нестабильна, и любой фирме приходится отвоевывать свое место на рынке, изобретая новые преимущества перед другими компаниями. Для сведения к минимуму затрат и издержек предприятия, применяется ситуационный анализ.

Степень разработанности проблемы. К сожалению, в настоящее время в научных трудах отечественных и зарубежных исследователей в области антикризисного управления, таких как В.С. Ефремов, Э.А. Уткин, В.П. Медведев, И. Ансофф, Б. Карлоф, А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд, К. Боумен и др., а также в аналитических справочниках для российского бизнеса основное внимание уделяется корпоративным антикризисным стратегиям. Рекомендации имеют достаточно общий характер и не учитывают отраслевую принадлежность предприятий.

Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является особенности и содержание анализа деятельности предприятия (на примере Fisher Sports).

Исходя из цели исследования, необходимо решить следующий ряд задач:

  1. изучить теоретические основы анализа деятельности предприятия;
  2. проанализировать внешнюю, внутреннюю среду, финансовое и стратегическое состояние Fisher Sports;
  3. разработать стратегии выхода предприятия из кризисного положения.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования было выбрано Fisher Sports, функционирующее на региональном рынке. Предметом исследования является система методов стратегического анализа и разработки антикризисной стратегии предприятий различных организационно-правовых форм собственности и видов деятельности.

Информационно-эмпирическая база исследования. Информационно-эмпирическую базу исследования составили официальные данные статистических сборников Госкомстата РФ, представленные в сети Интернет, фактические данные, характеризующее развитие ростовского рынка сельско-хозяйственной техники, исследования, посвященные проблеме антикризисного управления российских и зарубежных исследователей, методические и нормативные издания, экспертные оценки и монографические исследования ученых.

Практическая значимость работы. В практическом плане результаты проведенного исследования могут быть использованы руководством Fisher Sports для разработки и практической реализации антикризисной стратегии, а так же могут быть использованы руководителями других компаний, работающих на региональном рынке спортивного инвентаря, поскольку в работе учтены особенности его функционирования.


1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИИ

Основные подходы к анализу в стратегическом управлении: процесный, системный, ситуационный

На сегодня выделяется три подхода к управлению или подхода к менеджменту:[1]

— Процессный подход.

— Системный подход или системная концепция.

— Ситуационный подход.

Рассмотрим подробнее эти подходы и их особенности.

Авторы процессного управления, по сути, продолжили идеи Файоля. Разница лишь в том, что они не разделяют части управления и само управление от организации, по их мнению, это все единое целое – единый процесс управления.

Основная заслуга данного подхода для современного менеджмента это формулировка базовых функций управления. Как отмечалось в предыдущей лекции таких функций 4 – планирование, организация, мотивация, контроль, и к этим функциям добавляются связывающие процессы – коммуникации и принятие решений. Все вместе они образуют так называемый процесс управления или цикл менеджмента.[2]

Рисунок 1 - Процессный подход управления[3]

Основа системного подхода это «Теория систем» Людвига фон Берталанфи и «Тектология» А.А. Богданова. Именно в их работах впервые появилось упоминание о системах и их частях. А уже позже эти теории были адаптированы и для других наук.[4]

Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных элементов, действия которых направлены на процесс жизнедеятельности всей системы.[5]

Таким образом, системы могут быть биологическими техническими и социальными. Логично, что менеджмент имеет дело преимущественно с социальными системами – с людьми, но это никак не отменяет прочих положений Теории систем и Тектологии.

На сегодня существует множество классификаций систем, для характеристики системного подхода в управлении нам потребуется лишь одна базовая.

С точки зрения взаимодействия с окружающей действительностью, или как говорят в управлении с внешним окружением (внешней средой) выделяют 2 типа систем:


— Закрытые системы – совершенно самостоятельны и для жизнедеятельности не требуют ничего от внешнего окружения.

— Открытые системы – целиком и полностью зависимы от внешних процессов, так как существовать и работать без взаимного обмена со средой не могут.

Большая часть окружающих нас системы открытые. Это и человек, и дерево в лесу, и организация как главный объект управления.

Каждая открытая система в своей структуре имеет три элемента – вход, преобразование и выход.

Рисунок 2 – Системный подход в управлении[6]

Концептуально все открытые системы работают в окружении внешней среды. Среда эта влияет на деятельность систем, но и позволяет им функционировать, давая что-то и получая что-то взамен. Проследим, что же относится к этим базовым процессам на примере организации.

Все организации являются открытыми системами.[7]

Системная концепция раскрывает основы функционирования организации и других систем, она говорит о том, что все системы в условиях внешнего окружения развиваются. Но вот процессы этого развития могут быть разнообразны, и на них могут влиять множество факторов и ситуаций.

Ситуационная концепция одна из самых поздних концепций в менеджменте. Ситуационный подход не отменяет действия процессной и системной концепций. Наоборот учитывая их и основываясь на них, позволяет использовать свои преимущества для повышения качества управленческих процессов.[8]

Основа ситуационного подхода это ситуация. Ведь в деятельности организации случаются разные события. И не все эти события можно решить при помощи знаний управленческой науки. Именно в этом и кроется особенность системной концепции – использовать под разные ситуации достижения тех наук, которые применимы в данном конкретном случае.[9]

Рисунок 3 – Ситуационный подход в управлении[10]

В книге Основы менеджмент Майкла Мескона предложен пошаговый алгоритм использования ситуационного подхода. Именно эти действия позволят повысить эффективность управленческого процесса и решить сложные ситуации.

Рисунок 4 – Правила ситуационного подхода[11]


На процесс качественного решения ситуаций влияет эффективно проведенный анализ. А на результаты анализа значительное влияние оказывают переменные, появляющиеся в каждой ситуации.

Ситуационные переменные очень разнообразны и зависят от показателей времени, экономических, политических процессов, научного прогресса и многих других элементов. Чем точнее определены эти переменные, тем проще проводить анализ и использовать разные методы управления.

1.2 Ситуационный анализ: понятие, цель и особенности

Каждая компания во время своей работы попадает в разные критические обстоятельства, с которыми необходимо справиться, чтобы бизнес развивался дальше. Полностью исключить такие случаи вряд ли удастся, т.к. государственная экономика нестабильна, и любой фирме приходится отвоевывать свое место на рынке, изобретая новые преимущества перед другими компаниями. Для сведения к минимуму затрат и издержек предприятия, применяется ситуационный анализ.

Ситуационным анализом называют оценку вероятных перемен в работе компании, с учетом воздействия внешних условий, которые никак не контролируются руководством организации. Является обширным исследованием работы компании с точки зрения производства и коммерции, а также внешних факторов в конкретный временной промежуток. Данный вид анализа позволяет оценить перемены на рынке, описать итоги деятельности фирмы и выработать правильную стратегию на будущее.

Использование такого способа анализа помогает компании быстро отвечать на рыночные изменения, повышение уровня конкуренции, динамику цен, снижение качества продукции или ухудшение иных критериев производства.[12]

Основой метода является конкретная ситуация, а не динамика определенных факторов извне или внутри предприятия. Иначе говоря, это комплекс обстоятельств, оказывающих в настоящее время влияние на компанию. Применяя такой способ, администрация фирмы способна создать несколько стратегий, в зависимости от развития рынка, благодаря чему реакция на любые перемены будет адекватной, а управление компанией в разных обстоятельствах принесет положительные результаты.

Ситуационный анализ осуществляется как для создания новых стратегических приемов, так и для усовершенствования тех, что уже есть. Такой анализ нужно производить постоянно, чтобы достоверно знать уровень конкурентоспособности фирмы, иметь представление о ресурсах и угрозах конкурентов, а также оценивать все категории потребителей. Итак, указанным способом анализируются данные обо всех рыночных субъектах: изготовителях, поставщиках, клиентах, продукции.[13]


Именно на основе изучения рынка выявляются решающие условия и составляется более детальный прогноз развития предприятия. Стратегия, основанная на таком виде анализа, может быть выстроена так, что все недостатки фирмы превратятся в ее достоинства.

Задача ситуационного анализа: выявить круг потребителей, охарактеризовать их, узнать их потребности относительно данной продукции, оценить рыночную емкость и быстроту развития, узнать, какие товары и фирмы являются конкурентами.[14]

Затем осуществляется анализ конкурентов. Его суть заключается в обозначении стратегии, тактики, перспектив, достоинств и недостатков фирм-соперников. Чтобы анализ был более результативным, нужно иметь в виду как действующих, так и возможных конкурентов и стремиться как можно точнее прогнозировать варианты их развития и уровень воздействия на рассматриваемую фирму. Ключевой целью данного метода является выявление будущей конкурентской стратегии, чтобы составить собственный верный план действий на рынке.

Ситуационный анализ, как и другие виды оценки перспектив фирмы, предполагает наличие разных технологий и методик. К ним относятся, например, метод оценок экспертов и так называемый «мозговой штурм». Используя такие приемы, можно разработать нестандартное решение проблемы, и подобрать единственную технологию, подходящую к определенным обстоятельствам.[15]

Итогом маркетингового анализа ситуаций, применяемого ко всему производственному процессу компании, должно стать возникновение новых идей и задач, создание и оценка методов их решения, разработка стратегий и деятельность руководителей фирмы по их реализации. Этот метод может быть применен только под личным контролем гендиректора предприятия.

1.3 Методика проведения анализа деятельности предприятия

Проведение анализа слабых и сильных сторон организации показывает характер исследования внутренней среды организации. Внутренняя среда организации, несомненно, включает в себя несколько составляющих. Каждая, из которых имеет набор важнейших процессов, а также элементов организации, состояние которых в сумме устанавливает потенциал и возможности, которые имеются у организации. Без всякого сомнения, внутренняя среда организации содержит в себе финансовую, маркетинговую, производственную, а также конечно, кадрово-организационную составляющую.[16]