ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.05.2024

Просмотров: 359

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Основы социальной работы: Шпаргалка

1. Социальная работа как наука

2. Основные принципы теории социальной

3. Социальная работа как учебная деятельность

4. Понятийно-категориальный аппарат социальной работы

5. Основные компоненты социальной работы

6. Объекты социальной работы

8. Положение женщин в предродовом и послеродовом состоянии.

9. Правовое (и в связи с этим социальное) положение лиц, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных.

7. Субъекты социальной работы

8. Человек как объект и субъект социальной работы

9. Социальная работа как система

10. Основные направления социальной работы

11. Основные направления социальной политики в россии

12. Связь социальной политики и социальной работы

13. Социальная работа как вид социальной деятельности

14. Периодизация развития социальной работы

15. Социальная работа как процесс

16. Педагогическое содержание социальной работы

17. Педагогические методы решения задач социальной работы

18. Педагогическое мастерство социального работника

19. Психологические принципы и задачи социальной работы

20. Психологические методы в социальной работе

21. Этапы формирования государственно-правовых основ социальной работы в россии

22. Понятие социальных технологий

23. Классификация социальных технологий

24. Специфика технологий в социальной работе

25. Функции технологий социальной работы

26. Функции социально-медицинской защиты

27. Объекты социально-медицинской работы

28. Организация медико-социальной работы

29. Здоровый образ жизни как целевые параметры социальной работы

30. Основные задачи социальной

31. Социальная защита семьи

32. Государственная политика в области занятости населения

33. Службы занятости

34. Объекты и субъекты социальной защиты детства

35. Правовая база социальной защиты детства

36. Материально-экономическая база защиты детства

37. Социальная защита ребенка

38. Система сопровождения ребенка

39. Усыновление. Опека. Попечительство

40. Социальная защита детей в сфере образования

41. Социальная защита и социализация воспитанников детских домов

42. Правовая защита женщин-матерей

43. Социальная защита женщин

44. Правовые основы социальной защиты инвалидов

45. Медико-социальные аспекты защиты инвалидов

46. Управленческие аспекты заботы об инвалидах

47. Социальное обслуживание и обеспечение пожилых людей

48. Социальное попечительство над пожилыми людьми

49. Пути и методы решения проблемы бездомности

50. Структура и задачи социальной службы для молодежи

51. Социологический аспект социальной работы с мигрантами в россии

52. Правовые аспекты социальной работы с мигрантами

53. Задачи социальной работы с мигрантами

54. Меры по предупреждению и смягчению форм девиантного поведения

55. Социальная защита малообеспеченных слоев населения

56. Понятие и задачи управления социальной работой

57. Функции социального управления: предварительное управление

58. Организация социальной работы

59. Должностные обязанности социального работника

60. Функции социального работника

http://socfaqtor.wordpress.com/tag/%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B-%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B/

http://bugabooks.com/book/192-osnovy-socialnoj-raboty/139-glava-36-razvitie-socialnoj-raboty-v-germanii.html

http://aupam.narod.ru/pages/obrazovanie/referat_na_temu_socialjnaya_rabota_s_invalidami/oglavlenie.html

http://www.pedlib.ru/Books/2/0069/2_0069-7.shtml

http://www.chelny-diploms.ru/02/02017.htm

http://lib.tr200.net/v.php?id=196414&sp=1

http://help-diplom.ru/statyi/37-pedagogika/99-%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%20%D1%81%20%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B6%D1%8C%D1%8E.htm

http://fictionbook.ru/author/marina_yakovlevna_rudneva/tehnologii_socialnoyi_rabotiy_s_razlichn/read_online.html?page=1

Основы социальной работы: Шпаргалка

1. Социальная работа как наука

Социальная работа как наука представляет собой сферу человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности – социальной сфере и специфической социальной деятельности. Последнюю можно конкретизировать как профессиональную и общественную деятельность государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленную на решение социальных проблем индивидов, семей, групп и слоев в обществе, изменение среды их обитания. Задачи социальной работы как научной дисциплины: анализ существующих форм и методов социальной работы, разработка оптимальных методов и технологий разрешения социальных проблем указанных объектов.

Являясь в своей основе социальной (общественной) наукой, социальная работа связана и с техническими, и (особенно) с естественными науками. Проводимые в ее рамках исследования зачастую носят междисциплинарный характер с точки зрения ее взаимосвязей с естественными науками (с медициной, в частности), с одной стороны, и с философией, социологией, психологией, педагогикой, правоведением и другими социальными (общественными) науками – с другой.

Как наука социальная работа в нашей стране находится еще в стадии становления. В последние годы открыты соответствующие кафедры в десятках вузов страны, с 1995 г. издается «Российский журнал социальной работы» (ныне называется «Отечественный журнал социальной работы»), подготовлено и издано немало учебных пособий и учебников по теории, истории и методике социальной работы.

Однако ВАК РФ еще не признал социальную работу в качестве научной дисциплины.


Особенность социальной работы как научной дисциплины состоит в единстве знаний и умений. Это ее основополагающий принцип.

Основные закономерности социальной работы:

• взаимосвязь социальных процессов в обществе, социальной политики и социальной работы;

• обусловленность содержания, форм и методов социальной работы конкретными обстоятельствами жизнедеятельности различных групп, общностей, индивидов;

• решение социальных проблем через личностные потребности и интересы клиентов;

• зависимость результативности социальной работы от профессионализма и нравственных качеств специалистов, возможностей социальной системы государства и общества.

2. Основные принципы теории социальной

РАБОТЫ Основные принципы теории социальной работы:

1) общефилософские принципы: детерминизм, отражение, развитие;

2) общие принципы социальных (общественных) наук: историзм, социальная обусловленность, социальная значимость;

3) специфические принципы социальной работы: Содержательные. Включают гуманизм, справедливость, альтруизм, гармонизацию общественных, групповых и личных интересов, самообеспечение.

Психолого-педагогические. К ним относят модальность, эмпатию (сочувствование), аттракцию (привлекательность), доверие.

Группа методических принципов, которые составляют дифференцированный подход, преемственность, последовательность, непрерывность, компетентность.

Организационные принципы, которые определяют всеобщность, комплексность, посредничество, солидарность, субсидарность (вспоможение).

В законодательных и других нормативных актах Российской Федерации сформулированы некоторые конкретные принципы: соблюдение прав человека и гражданина в сфере социального обслуживания и обеспечение их государственных гарантий; равные возможности для граждан при получении социальных услуг; добровольное согласие граждан на получение услуг; доступность социального обслуживания; соблюдение конфиденциальности в работе; преемственность всех видов и форм социального обслуживания адресность; приоритет содействия гражданам, находящимся в ситуации, угрожающей их здоровью или жизни; профилактическая направленность; содействие социальной реабилитации и адаптации; межведомственность и междисциплинарность; деятельностныи подход; территориальная организация социальной службы; государственная поддержка добровольной общественной деятельности по оказанию социальных услуг и помощи населению.



3. Социальная работа как учебная деятельность

С введением в 1991 г. в России новой профессии – специалиста по социальной работе – базовым в подготовке социальных работников на протяжении определенного времени был учебный курс «Теория и методика (технология) социальной работы». Его основная цель состояла в том, чтобы дать студентам (слушателям) целостное представление о содержании социальной работы, ее основных направлениях, инструментарии, технологии (методики) и организации, научить их методам этой работы.

В связи с разработкой и принятием Государственного стандарта по образованию в области социальной работы данный учебный курс был включен в цикл обшепрофессиональных дисциплин и представлен в нем сразу несколькими предметами: теорией социальной работы;технологией социальной работы; социальной работой за рубежом; методикой исследования социальной работы; управлением в социальной работе и др.

В программу подготовки социальных работников входит и цикл специальных дисциплин, который включает как предметы собственно социальной работы, так и специальные разделы других дисциплин, изучаемых будущими социальными работниками.

Поскольку социальная работа – многопрофильная деятельность, подготовка специалистов в этой области базируется на комплексе предметов. Набор таких дисциплин в разных странах неодинаков. Однако в большинстве из них студенты в обязательном порядке изучают социологию, психологию, педагогику, право, медицину, управление. Кроме этих дисциплин важная роль отводится изучению философии, экономической теории, истории, культурологии, политологии, иностранных языков, информационных технологий, социальной экологии и др. При этом каждая из учебных дисциплин так или иначе «работает» на социальную работу, углубляя и дополняя ее различные разделы и подразделы.

4. Понятийно-категориальный аппарат социальной работы

Междисциплинарный характер социальной работы как научной и учебной деятельности находит свое выражение в том понятийно-категориальном аппарате, которым пользуются специалисты в этой области.

Ключевые понятия и категории

Под социальной защитой можно понимать систему мероприятий, осуществляемых обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека, населения в целом.


Социальная помощь – это система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе.

Социальная работа может быть рассмотрена как разновидность человеческой деятельности, цель которой заключается в оптимизации осуществления субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе. В широком смысле социальную работу можно определить как научную, учебную и практическую деятельность, направленную на выработку и теоретическую систематизацию знаний и умений, их передачу и усвоение с целью решения проблем удовлетворения социально гарантированных и личностных потребностей и интересов различных, прежде всего социально уязвимых, групп населения, создания условий, благоприятствующих восстановлению или улучшению способностей групп (и слоев) или отдельных личностей к социальному функционированию.

Социальная реабилитация – процесс восстановления основных социальных функций личности, общественного института, социальной группы, их социальной роли как субъекта основных сфер жизни общества.

«Социальные гарантии» – система мер, нормативных установок и условий, направленных на удовлетворение определенного набора благ и услуг, потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования людей.

Социальный работник – это специалист в области социальной работы; это профессия, специальность, совокупность специальностей в области социальной работы.