ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.05.2024

Просмотров: 302

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Основы социальной работы: Шпаргалка

1. Социальная работа как наука

2. Основные принципы теории социальной

3. Социальная работа как учебная деятельность

4. Понятийно-категориальный аппарат социальной работы

5. Основные компоненты социальной работы

6. Объекты социальной работы

8. Положение женщин в предродовом и послеродовом состоянии.

9. Правовое (и в связи с этим социальное) положение лиц, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных.

7. Субъекты социальной работы

8. Человек как объект и субъект социальной работы

9. Социальная работа как система

10. Основные направления социальной работы

11. Основные направления социальной политики в россии

12. Связь социальной политики и социальной работы

13. Социальная работа как вид социальной деятельности

14. Периодизация развития социальной работы

15. Социальная работа как процесс

16. Педагогическое содержание социальной работы

17. Педагогические методы решения задач социальной работы

18. Педагогическое мастерство социального работника

19. Психологические принципы и задачи социальной работы

20. Психологические методы в социальной работе

21. Этапы формирования государственно-правовых основ социальной работы в россии

22. Понятие социальных технологий

23. Классификация социальных технологий

24. Специфика технологий в социальной работе

25. Функции технологий социальной работы

26. Функции социально-медицинской защиты

27. Объекты социально-медицинской работы

28. Организация медико-социальной работы

29. Здоровый образ жизни как целевые параметры социальной работы

30. Основные задачи социальной

31. Социальная защита семьи

32. Государственная политика в области занятости населения

33. Службы занятости

34. Объекты и субъекты социальной защиты детства

35. Правовая база социальной защиты детства

36. Материально-экономическая база защиты детства

37. Социальная защита ребенка

38. Система сопровождения ребенка

39. Усыновление. Опека. Попечительство

40. Социальная защита детей в сфере образования

41. Социальная защита и социализация воспитанников детских домов

42. Правовая защита женщин-матерей

43. Социальная защита женщин

44. Правовые основы социальной защиты инвалидов

45. Медико-социальные аспекты защиты инвалидов

46. Управленческие аспекты заботы об инвалидах

47. Социальное обслуживание и обеспечение пожилых людей

48. Социальное попечительство над пожилыми людьми

49. Пути и методы решения проблемы бездомности

50. Структура и задачи социальной службы для молодежи

51. Социологический аспект социальной работы с мигрантами в россии

52. Правовые аспекты социальной работы с мигрантами

53. Задачи социальной работы с мигрантами

54. Меры по предупреждению и смягчению форм девиантного поведения

55. Социальная защита малообеспеченных слоев населения

56. Понятие и задачи управления социальной работой

57. Функции социального управления: предварительное управление

58. Организация социальной работы

59. Должностные обязанности социального работника

60. Функции социального работника

56. Понятие и задачи управления социальной работой

Управление социальной работой – необходимое условие для функционирования любой социальной организации, деятельность которой сознательно координируется для достижения поставленных целей.

Объекты управления в социальной работе – социальные работники, сотрудники, вся система взаимоотношений, складывающаяся между людьми в процессе социальной защиты населения. Субъектами управления выступают руководители социальных служб и формируемые ими органы управления, наделенные управленческими функциями.

В управлении социальной работой следует рассматривать следующие основные содержательные уровни:

I. Организационно-структурный. Выделяют три уровня управления: 1) верхний, институциональный – Российская Федерация; 2) средний – регион (органы социальной защиты краев, областей, городов, районов, округов и т.д.); 3) низший – социальные организации, негосударственные, благотворительные, общественные организации.

II. Функциональный – выполнение как общих, так и конкретных функций. Общими функциями, т.е. независимыми от уровня субъекта, его компетенции и т.д., считаются прогнозирование, моделирование, планирование, организация, координация, стимулирование, учет и контроль. Конкретные функции – это виды работы применительно к должности (обязанности и права), подразделению (функции подразделения), предприятию, организации, учреждению (направления деятельности).

III. Деятельность руководителей разных уровней в системе социальной защиты, помощи.

IV. Процесс, включающий ряд элементов: 1) постановка цели и задачи; 2) распределение функций и формирование организационных структур, подбор и расстановка кадров; 3) соответствие целей, задач и решений ресурсам: временным, информационным, трудовым, финансовым; 4) использование разнообразных форм и методов управления, средств, которые обеспечивают достижение тех или иных результатов; 5) использование обратной связи – учет, контроль, проверка исполнения.

V. Вид профессиональной деятельности, управленческий труд.

VI. Наука и учебная деятельность.

Процесс управления социальной работой должен иметь определенную организационную структуру, под которой понимается совокупность уровней управления и устойчивых связей между ними, обеспечивающих ее целостность, сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях. Организационная структура управления должна содержать минимальное число звеньев и уровней управления, обеспечивать четкое распределение функций, устойчивость, непрерывность, оперативность и гибкость управления.


Социальный комплекс предусматривает: 1) конкретную социальную защиту определенных категорий населения; 2) развитие системы медицинского обслуживания (в том числе и страховой медицины) 3) укрепление правопорядка и борьбу с преступностью; 4) разработку и реализацию программ по работе с молодежью, по трудоустройству и занятости населения, и т.д.


57. Функции социального управления: предварительное управление

В настоящее время процесс социального управления представлен в виде системы функций трехзвенного управления:

• предварительное управление (целеполагание, прогнозирование, моделирование);

•оперативное управление (организация, координация, руководство, мотивация);

• заключительное управление (контроль, учет, анализ). Целеполагание – это начальный момент управления (предвидение), который устанавливает цели управления на определенный период и разрабатывает механизм достижения этих целей. Конкретные цели управления социальной работой формируются на основе анализа потребностей всех слоев общества в социальной нише. Процесс управления социальной работой лишь тогда будет полным, непрерывным и эффективным, когда он будет представлен во взаимодействии ближайших и долгосрочных, тактических и стратегических целей. Прогнозирование социальной работы – это выработка обоснованного суждения, предсказания о формах, видах, объемах и масштабах ее в будущем, о возможных вариантах и сроках решения социальных проблем клиентов.

Предполагается разделение прогнозирования социальной работы на поисковое и нормативное. Поисковое прогнозирование – это предсказание возможного будущего развития социальной работы. Нормативное прогнозирование – это определение путей развития социальной работы и тех ресурсов, которые необходимы для достижения поставленных целей. Методы прогнозирования делятся на качественные и количественные. Наиболее эффективными качественными методами прогнозирования являются методы массовых и специализированных экспертных оценок. Количественные методы прогнозирования дают более достоверные оценки.

При прогнозировании социальной работы могут быть использованы аналитические, трендовые, регрессионные и факторные модели. В нормативном прогнозировании могут успешно применяться сетевые модели.

Результаты социальных прогнозов призваны отражать: 1) сравнение показателей отечественных и зарубежных достижений; 2) показатели эффективности социальной защиты, поддержки населения; 3) ожидаемые показатели; 4) варианты распределения социальных ресурсов или их компенсирующих видов: 5) оценку социальных исследований, мер, предпринимаемых правительством, ассоциациями, административными органами и т.п.; 6) оценку эффективности вкладываемых средств и экономических реформ; 7) оценку возможности применения данных методов в других сферах социальной практики: 8) возможные объемы финансовых ресурсов на решение локальных социальных проблем.


Моделирование социальных процессов позволяет определить оптимальные размеры, предопределить поведение системы (например, социальной защиты многодетных семей в условиях рынка).

Наиболее распространенными методами моделирования являются: разработка, анализ и исследование модели проблемной ситуации, моделей нововведений, эвристических моделей, специальных математических моделей.

58. Организация социальной работы

Эффективность деятельности социальных служб существенным образом зависит от типа используемой организационной структуры управления.

(ОСУ). Под ОСУ социальной работой понимается совокупность элементов органа управления и устойчивых связей между ними, обеспечивающая ее целостность, сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях. Основные требования к ОСУ: минимальное число звеньев и уровней управления, четкое распределение функций, устойчивость, непрерывность, оперативность и гибкость управления.

Основные типы ОСУ: линейные, функциональные, дивизиональные, проектные и матричные. Линейные структуры, самые простые и экономичные, могут быть использованы на нижних уровнях управления однотипной деятельностью. Для управления разнотипными видами социальной работы на нижних уровнях применяются функциональные организационные структуры управления, на верхних – дивизиональные.Проектные структуры целесообразно применять при управлении новыми или кратковременными видами социальной работы. Наиболее прогрессивными являются матричные ОСУ, которые могут быть эффективно использованы при проектировании и совершенствовании организации органов социальной защиты, научно-исследовательских и проектных учреждений.

Основным государственным органом в области социальной защиты населения в РФ является Министерство здравоохранения и социального развития, в функции которого входит:

• разработка положения федеральной политики для нуждающихся в государственной помощи.

• анализ и прогнозирование уровней жизни различных категорий населения;

• подготовка рекомендаций для разработки различных региональных программ по: организации обслуживания и обеспечения пособиями; социальному обслуживанию; медико-социальной экспертизе, реабилитации инвалидов; социальной помощи семье и т.д.

Управление социальной защитой населения по линии законодательной власти осуществляется Государственной Думой РФ, областными думами и думами автономных республик, законодательными собраниями на различных местных уровнях самоуправления.


Исполнительными органами управления социальной работой являются:

• центры, обеспечивающие оказание социально-экономической, медико-социальной, правовой помощи населению;

• центры или отделения, осуществляющие социальную помощь на дому, отделения дневного пребывания лиц пожилого возраста и инвалидов;

• центры, осуществляющие социальную реабилитацию несовершеннолетних;

• центры помощи детям, оставшимся без родителей социальные гостиницы и т.д.