ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.05.2024

Просмотров: 360

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Основы социальной работы: Шпаргалка

1. Социальная работа как наука

2. Основные принципы теории социальной

3. Социальная работа как учебная деятельность

4. Понятийно-категориальный аппарат социальной работы

5. Основные компоненты социальной работы

6. Объекты социальной работы

8. Положение женщин в предродовом и послеродовом состоянии.

9. Правовое (и в связи с этим социальное) положение лиц, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных.

7. Субъекты социальной работы

8. Человек как объект и субъект социальной работы

9. Социальная работа как система

10. Основные направления социальной работы

11. Основные направления социальной политики в россии

12. Связь социальной политики и социальной работы

13. Социальная работа как вид социальной деятельности

14. Периодизация развития социальной работы

15. Социальная работа как процесс

16. Педагогическое содержание социальной работы

17. Педагогические методы решения задач социальной работы

18. Педагогическое мастерство социального работника

19. Психологические принципы и задачи социальной работы

20. Психологические методы в социальной работе

21. Этапы формирования государственно-правовых основ социальной работы в россии

22. Понятие социальных технологий

23. Классификация социальных технологий

24. Специфика технологий в социальной работе

25. Функции технологий социальной работы

26. Функции социально-медицинской защиты

27. Объекты социально-медицинской работы

28. Организация медико-социальной работы

29. Здоровый образ жизни как целевые параметры социальной работы

30. Основные задачи социальной

31. Социальная защита семьи

32. Государственная политика в области занятости населения

33. Службы занятости

34. Объекты и субъекты социальной защиты детства

35. Правовая база социальной защиты детства

36. Материально-экономическая база защиты детства

37. Социальная защита ребенка

38. Система сопровождения ребенка

39. Усыновление. Опека. Попечительство

40. Социальная защита детей в сфере образования

41. Социальная защита и социализация воспитанников детских домов

42. Правовая защита женщин-матерей

43. Социальная защита женщин

44. Правовые основы социальной защиты инвалидов

45. Медико-социальные аспекты защиты инвалидов

46. Управленческие аспекты заботы об инвалидах

47. Социальное обслуживание и обеспечение пожилых людей

48. Социальное попечительство над пожилыми людьми

49. Пути и методы решения проблемы бездомности

50. Структура и задачи социальной службы для молодежи

51. Социологический аспект социальной работы с мигрантами в россии

52. Правовые аспекты социальной работы с мигрантами

53. Задачи социальной работы с мигрантами

54. Меры по предупреждению и смягчению форм девиантного поведения

55. Социальная защита малообеспеченных слоев населения

56. Понятие и задачи управления социальной работой

57. Функции социального управления: предварительное управление

58. Организация социальной работы

59. Должностные обязанности социального работника

60. Функции социального работника

52. Правовые аспекты социальной работы с мигрантами

Социальному работнику необходимо принимать во внимание особенности правового положения вынужденных мигрантов в России.

Реинтеграция мигрантов предполагает учет ряда правовых аспектов при получении визы, вида на жительство, регистрации места пребывания и жительства, оформлении статуса беженца или вынужденного переселенца, приобретении гражданства. Имеются и российские особенности. Помимо правового статуса «беженца» после распада СССР был введен и специфический правовой статус «вынужденного переселенца», что объяснялось последствиями распада СССР. Первый статус могут получить иностранные граждане, второй – граждане России, вынужденные переехать из одного региона России в другой или вынужденно возвратившиеся в нее из иностранного государства, а также оказавшиеся в подобной ситуации иностранцы (лица без гражданства), живущие постоянно в России. Но для граждан бывшего СССР и некоторых других категорий мигрантов по Закону РФ «О гражданстве Российской Федерации» (1991 г.) определялся упрощенный порядок приобретения гражданства России, постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и места жительства распространялись на граждан бывшего СССР, прибывающих из СНГ и Балтии. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» (2002 г) изъял упрощенные процедуры, причинив немало страданий мигрантам, идентифицировавшим себя с Россией.

Несовершенство закона привело к принятию поправок в 2003-2005 гг.

Немало проблем возникло и в применении законов «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах», в том числе связанных с ущемлением прав иммигрантов в зависимости от обстоятельств переезда из других стран. Россия нуждается в трудоспособных иммигрантах из СНГ, особенно высококвалифицированных, знающих русский язык и близких по культуре россиянам. Но если такой иммигрант приезжает в Россию добровольно, желая стать ее гражданином, то он, в отличие от беженцев и вынужденных переселенцев, не имеет прав на социальную помощь.

Правовой аспект пребывания и реинтеграции мигрантов затрагивает объективный и субъективный моменты. Первый – это обеспечение правовой нормативной базы финансирования, материального снабжения, организации служб, подготовки социальных работников, создания необходимой инфраструктуры. Второй – это поддержание достоинства конкретного человека, попадающего в трудные обстоятельства маргинализации и пытающегося реинтегрироваться в новом сообществе.



53. Задачи социальной работы с мигрантами

Действующая Концепция государственной миграционной политики России определяет систему основных принципов и приоритетов для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации в сфере регулирования миграционных процессов и интеграции мигрантов.

Теория и методика социальной работы должны учитывать миграционную привлекательность, миграционную емкость, популяционную емкость территории, этносоциальную структуру регионов России. Такой учет позволил бы на научной основе рассчитать квоты приема мигрантов, средства для работы с ними, программы работы. Игнорирование таких показателей может вызвать определенные социальные осложнения, в том числе увеличение безработицы, криминализацию, этническую конфликтность, «размывание» национально-государственной идентичности).

Предстоит совершенствовать механизмы охраны и защиты прав мигрантов. В Федеральной программе действий в области прав человека предусматривается материальная помощь мигрантам, коммуникативная и информационная поддержка (создание обществ, учреждение массовых газет, освещение проблемы миграции населения), а также реализация социальных программ юридической подготовки и переквалификации (с особым упором на права человека) социальных работников, работников миграционных служб. Необходимо совершенствование законодательной базы и поэтапное расширение учреждений социальной защиты и социального обслуживания специализации социономов для работы с мигрантами.

Необходимо учитывать этнические и климатические особенности региона, в который переселяются мигранты. Необходимо сочетание индивидуальной, семейной, групповой, этноориентированной социальной работы с социальным административным планированием.

Сотрудничество с миграционными службами и службами занятости помогает в вопросах идеологии, трудоустройства, профессиональной ориентации, в профессиональной адаптации мигрантов.

В Федеральной миграционной программе на 2006-2010 гг. предусмотрены миграционные амнистии, более детальный учет потребностей регионов в рабочей силе, а также подготовка и переподготовка специалистов по миграции, в том числе изучение культур различных миграционных контингентов.

54. Меры по предупреждению и смягчению форм девиантного поведения

Масштабы распространения девиантности в стране диктуют необходимость принятия соответствующих мер. Прежде всего речь идет о таких, которые бы способствовали ограничению или даже ликвидации причин, факторов, рассмотренных выше.


В последние годы в России проблеме отклоняющегося поведения уделялось определенное внимание. Издан ряд законов и нормативных актов. В работе по предупреждению и смягчению форм девиантного поведения значительную роль могут и должны сыграть социальные институты общества как исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной жизнедеятельности людей. Они выполняют функции контроля поведения людей в различных сферах общественной жизни, в том числе касающейся отклоняющегося поведения. Особенно важна роль таких социальных институтов, как государство, партии, общественные организации и движения, суд. семья, образование, культура.

Различные социальные институты по-разному оказывают влияние на сознание и поведение людей. Одни из них (сложившиеся моральные нормы, привычки, традиции, ценности, идеалы, общественное мнение и т.д.) действуют как бы определяющим образом, а другие (государство, общественные организации, школа и другие образовательные учреждения) – более активно, т.е. решающим образом воздействуют на сознание и поведение людей.

Среди этих институтов в последние годы особую роль начинают играть социальные службы в центре и на местах. В этой деятельности необходима более эффективная реализация технологий, уже частично практикуемых на местах. Среди них можно указать на следующие:

• адресность профилактической и другой работы;

• повышение эффективности использования выделяемых средств:

• наступательный, опережающий характер работы;

• усиление контроля за детьми, подростками, не посещающими школу, недопущение незаконного исключения детей из образовательных учреждений, в частности;

• дополнительную оплату труда специалистов, работающих с лицами и группами девиантного поведения;

• развитие социального творчества как альтернативы антиобщественным проявлениям;

• организацию в целом здорового досуга населения особенно детей и молодежи, в том числе по месту жительства.

В качестве одного из главных направлений социального контроля, борьбы с преступностью и другими негативными формами отклоняющегося поведения должны стать такие социально-экономические преобразования, которые бы обеспечили всем гражданам условия для самореализации, эффективную систему социальной помощи аутсайдерам, социально слабым слоям населения.


55. Социальная защита малообеспеченных слоев населения

Современное российское общество крайне дифференцированно по уровню материального положения различных слоев и групп. Поляризация достигла невиданного размаха.

Среди малоимущих, прежде всего частично или полностью нетрудоспособные, многие из которых не имеют близких родственников; пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, неблагополучные семьи, одинокие пожилые люди.

Сейчас главными методами регулирования уровня жизни населения являются:

Индексация. Как механизм автоматической корректировки доходов призвана частично или полностью возместить возросшую стоимость жизни.

Зарубежная и отечественная практика показывает что индексация осуществляется двумя способами: 1) путем увеличения доходов на определенный процент через определенное время (раз в год, раз в квартал); 2) путем корректировки доходов по мере роста уровня цен на заранее оговоренный процент. Как правило, индексируются все виды денежных доходов граждан. Индексации не подлежат доходы от собственности.

Компенсация. Она означает возмещение расходов тех или иных слоев и групп населения органами власти вследствие наступающего или ожидаемого повышения цен, межнациональных конфликтов, катастроф (землетрясения, наводнения и т.д.). В отличие от индексации компенсация не предусматривает постоянной, систематической поддержки людей. Исполнительные органы оказывают такого рода социальную помощь исходя из наличия финансовых средств.

Оказывая материальную помощь, надо учитывать также имущественное положение семьи. В каждом случае требуется адресный подход к решению вопросов оказания социальной помощи.

В числе мер, осуществляемых государством по социальной защите малообеспеченных граждан, важнейшими являются следующие:

• льготное налогообложение:

• предоставление бесплатных или льготных услуг (в здравоохранении, на транспорте, в коммунальном обслуживании и т.д.);

• пособия на детей и по безработице, пенсии и др Развитие отечественной благотворительности в социальной поддержке малоимущих приобретает важнейшее значение. Различные благотворительные организации, фонды, промышленные предприятия коммерческие и некоммерческие структуры выделяют немалые средства на организацию бесплатного питания малоимущих, для обеспечения их одеждой, обувью, средствами передвижения, продуктами питания, организацию медицинских услуг, содержание домов для ветеранов труда, оказание надомной помощи пенсионерам, больным, инвалидам и т.д.