ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.05.2024
Просмотров: 153
Скачиваний: 0
Институт экологии и географии
Отделения географического и экологического образования
Конспект урока по природоведению:
««Три среды обитания. Наземно-воздушная среда. Водная среда. Почвенная среда»»
Выполнил: студент 4 курса
02-016 группы
Галиев Н.Н.
Проверила: методист по географии
Бекетова С.И.
Учитель географии: /Корбиева Л.А /
( подпись )
Казань 2014
Тема: «Среды обитания организмов. Наземно-воздушная среда, приспособленность организмов к жизни в ней»
Цель урока: сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах.
Задачи:
-
Познакомить учащихся с различными средами обитания организмов.
-
Выяснить особенности приспособления организмов к среде обитания.
-
Учить систематизировать, выделять главное и существенное.
-
Формировать познавательный интерес к предмету.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: компьютер, проектор, таблицы, презентация к уроку.
Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, словесный, частично поисковый, репродуктивный.
Средства обучения: атласы, учебники, иллюстрации природы, презентация в среде POWER POINT, интерактивная доска, компьютер.
Ход урока
№ |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
t |
|
|
I. |
Организационный момент |
1 |
|
||
|
Добрый день, ребята! Я рад видеть ваши умные и добрые лица! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, пусть в течение урока у всех будет хорошее настроение. Повернитесь и улыбнитесь нашим гостям. Спасибо! |
– Здравствуйте! Ответ дежурного. Готовятся к уроку. |
|
|
|
II. |
Актуализация знаний |
4 |
|
||
|
Нам предстоит интересная работа, но прежде мы вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке?
Молодцы! А какие царства живой природы вы знаете?
. Правильно! А теперь проверим, насколько вы усвоил материал прошлого урока. Игра «Кто из какого царства» Молодцы! Итак, я готов продолжить работу и надеюсь на ваше сотрудничество и творческий подход к делу. А вы готовы?
-Спасибо! |
Ответы учеников:
-О царствах живой природы.
- Простейшие, бактерии, грибы, растения, животные
-Выполняют задания.
-Да! |
|
|
|
III. |
Изучение нового материала |
24 |
|
||
1. |
|
|
|||
|
Тема сегодняшнего урока: Среды обитания организмов.
Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? С чем познакомимся?
Много интересного, необычного и загадочного таит в себе прекрасный мир живой природы. Давным-давно случилась такая история . Никто сегодня точно не знает, когда это было, как это было…Но на одной из планет в необъятной Вселенной, в Галактике Млечный Путь произошло чудо. В огромном океане зародились живые существа. Существа эти в отличии от неживых тел Природы обладали необычными свойствами. Что за свойства отличали их от тел неживой природы? - Правильно, да, вы знаете эти существа. Их зовут живые организмы. До сегодняшнего дня живут они на планете Земля, хоть многие и изменились с тех давних времен, некоторые не дожили до настоящего. Но и сегодня их немало – 5 миллионов видов! И разные они- и огромные и микроскопические, и мохнатые и перьями покрытые, хищные и безобидные, неподвижные и быстрые. Почему же все живые организмы разные? Почему отличаются друг от друга?
В самом деле, условия обитания влияют на внешний вид, внутренне строение, особенности поведения существ. Что же такое среда обитания? Среда обитания – условия, окружающие организм (запись в тетради). Существует несколько сред обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная, другие организмы. Но сегодня мы рассмотрим только первые три.
Жизнь в каждой среде имеет свои особенности. Важнейшие факторы неживой природы для любого организма – свет, тепло и влага. С детства нам знакомо: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!».можно сюда добавить кислород – для животного мира, и углекислый газ – для растений. Каково же влияние каждого из них на живые организмы? Попробуем охарактеризовать каждую из этих сред по следующим показателям:
(на доске карточки с обозначениями). Работа по рядам: водная, наземно-воздушная, почвенная с учебниками. Совместно обсуждается вопрос о факторах природы, заносится в схему. Итог работы Характеристика сред
Водная среда.
(запись в тетрадь)
Наземно-воздушная среда -Какие же приспособления растений и животных вы знаете?
Почвенная сред обитания Для почвенных организмов характерны специфические органы и типы движения, формы тела, прочные и гибкие покровы, редукция глаз и исчезновение пигментов. А еще какие особенности вы знаете?
|
Предполагаемый ответ: Среды обитания организмов.
Предполагаемый ответ: -движение
-Потому что живут в различных условиях обитания.
Предполагаемый ответ : Среда обитания – часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. Из среды организмы получают все необходимое для жизни и в нее же выделяют продукты обмена веществ.
-крылья -конечности для передвижения по твердой поверхности -шерсть -приспособления для экономного расходования воды -приспособления для опыления растений
|
|
|
|
|
Закрепление
|
|
|||
|
Дайте определение понятию «среда обитания». Назовите среды обитания организмов.
Попробуйте населить наши королевства – среды обитания соответствующими живыми организмами. Для этого необходимо распределить изображения животных, растений, бактерий, грибов по средам обитания.
Итак, сегодня на уроке мы с вами узнали, что: …..
Выводы по уроку.
Спасибо за урок! Запись домашнего задания
|
Среда обитания – условия, окружающие организм
-Выполняют задание
-Отвечают |
|
||
III |
Проверочная работа |
15 |
|||
|
Проверочная работа по теме «Три среды обитания». По истечению времени собирает работы. |
Выполняют проверочную работу. |
|
||
IV. |
Домашнее задание |
|
|||
|
-Подготовить сообщение об организме или животном каждой среды обитания на усмотрения школьника. - До свидания! |
Записывают домашнее задание в дневник.
- До свидания! |
|
ФГАОУВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Институт экологии и географии
Отделения географического и экологического образования
Конспект урока по природоведению:
«Жизнь на разных материках».
Выполнил: студент 4 курса
02-016 группы
Галиев Н.Н.
Проверила: методист по географии
Бекетова С.И.
Учитель географии: /Корбиева Л.А /
( подпись)
Казань 2014
Тема: «Жизнь на разных материках»
Цель урока:
Обучающая: - познакомить учащихся со своеобразием растительного и животного мира различных материков Земли;
-развить умения выявлять черты приспособленности к различным условиям среды; осуществлять оперативность в работе.
Развивающая: расширить представления учащихся о многообразии растительного и животного мира;
- формировать умение ценить прекрасное в природе,
Воспитательная: формировать навыки работы в коллективе ( в парах),
- формировать чувство бережного отношения к окружающей природе,
- интереса к предмету через развитие творческой активности учащихся.
Тип урока: комбинированный
Оборудование:
Настенная карта «Природные зоны мира», учебник с атласом, таблица для заполнения.
Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, словесный, частично поисковый, репродуктивный.
Опорные знания: Среды обитания,организмы
Средства обучения: атласы, учебники, иллюстрации природы, презентация в среде POWER POINT, интерактивная доска, компьютер.
Ход урока
№ |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
T |
I. |
Организационный момент |
1 |
|
|
Добрый день, ребята! Я рад видеть ваши умные и добрые лица! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, пусть в течение урока у всех будет хорошее настроение. Повернитесь и улыбнитесь нашим гостям. Спасибо! |
– Здравствуйте! Ответ дежурного. Готовятся к уроку. |
|
II. |
Актуализация знаний |
4 |
|
|
Мотивация учащихся к учебной деятельности. -Как вы сегодня добрались до школы? -Что вас окружало? -Окружала вас природа. Давайте вспомним: часть природы, в которой живёт организм. -Как вы думаете, какие следующие вопросы я хочу -вам задать? -Давайте ответим на эти вопросы
-Какая еще существует среда обитания?
-Мы с вами повторили, вспомнили виды среды обитания живых организмов. -А теперь отгадаем загадки: Меня бьют, колотят, ворочают, режут, А я всё терплю и добром плачу. Детей не имеет, А всем мать родная. Чем больше в неё вложишь, Тем больше она отдаст. Правильный ответ ( земля или почва) А кто может жить в почве?
Вопросы : -Там водятся акулы -Это лежбище медведя -Там живут мыши и кроты -Там обитают птицы -Ее плетут пауки -Там водятся и охотятся щуки -Мы с вами повторили д\з и пройденную на прошлом уроке тему. Молодцы! -Заканчивается зима. С каждым днем лето приближается, поэтому давайте представим, что наступило лето. Куда бы вы хотели поехать? -Природа, которая вас будет окружать, она будет точно такая же, как у нас? -Где мы можем видеть еще необычную природу? -Молодцы! -Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.
|
-Ответы учащихся -Ответы учащихся
- среда обитания
- Сколько сред обитания существует? Какие?
-Существую три среды обитания: наземно-воздушная, водная, почвенная
-Ответы учащихся 1 ряда
- Ответы учащихся 2 ряда
- Ответы учащихся 3 ряда
-Крот,землеройка,черви и тд.
-Водная среда
-Берлога
-Почва
-Воздушная среда -Паутина
-Река, водная среда.
- Ответы учащихся.
- Ответы учащихся.
-Ответы учащихся.
-«Жизнь на разных материках»
|
|
III. |
Изучение нового материала |
24 |
|
1. |
|
||
|
-Тему определили. Давайте поставим для себя цель урока. Для чего, зачем на ваш взгляд мы будем изучать эту тему?
Вы сегодня готовы к путешествию по материкам нашей планеты Земля. Тема сегодняшнего урока «Жизнь на разных материках» Записали тему урока в тетрадь. На полях число. -Подумайте и задайте себе вопрос: «Зачем мы с вами говорим сейчас о природе, о растительности и животных?»
-Очень хорошо. Тогда давайте определим цель сегодняшнего урока.
-Вы правы, цель сегодняшнего урока: «Рассмотреть органический мир на материках нашей планеты Земля, почему он различен на материках»
Активизация знаний и фиксация затруднения в проблемном действии Прежде, чем будем рассматривать новую тему, давайте ответим на некоторые вопросы: «Самый, самый, самый...».
4. Самый влажный материк? 5. Самый маленький материк? 6. Самый холодный материк? -89,2°С. 7. Самое большое ущелье - Великий Каньон? 8. Сколько всего материков на Земле? 9. Назовите их. Евразия.
- Вы сегодня просто молодцы. -Давайте вспомним цель нашего урока.
-Для работы нам потребуется таблица Какие животные и растения обитают на материках.
-Давайте воспользуемся подсказкой из учебника. Далее ребята заполняют таблицу с помощью учебника стр. 120-123 -Рассматриваем и анализируем заполненную таблицу. -Определяем главную причину разнообразия органического мира на материках? -Примеры животных и растений на материках. -Как приспособились животные к жизни? -Причина их обитания в определенном месте?
-Учащиеся отвечают на следующие вопросы: -На каком материке водится дикая собака Динго? -На каком материке нет змей, но проживают пингвины? -На каком материке можно встретить бурого медведя? -На каком материке находится «страна бегемотов»? -Какой материк является родиной домашней индейки? -Учащиеся с помощью картинок рассказывают о территории, на которой обитает это животное, и как оно приспособлено к жизни.
|
Предполагаемый ответ: -изучить организмы, которые обитают на разных материках, выясним как они приспосабливаются к среде обитания.
-Что бы знать, где они находятся. -Какая и где растительность, и какие животные обитают. - Растительность и животные мира на планете, причина их разнообразия.
- Евразия.
- Африка. - Южная Америка. - Австралия. - Антарктида.
– Северная Америка
-6. Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.
-Ответы учащихся
-Заполняют таблицу.
- Ответы учащихся.
-Главная причина – это условия климата (климатические условия) и форма рельефа (горы и равнины), среда обитания.
- Австралия.
- Антарктида.
- Евразия.
- Африка.
- Северная Америка.
|
|
|
Закрепление
|
||
|
Повторение пройденного материала -Учащиеся работают с атласами в учебнике стр.122-123. -Кроссворд 1. Самые известные растения Австралии. 2. Самые высокие животные на Земле, достигающие 6 м. в высоту. 3. Животное Северной Америки, испускающее отвратительный запах. 4. Самый холодный материк планеты. 5. Африканское растение, которое может накопить до 120 т. воды. 6. Эти животные обитают только в Австралии и носят детёнышей в сумке на животе. 7. Растение, родина, которой – Юго-Восточная Азия. 8. Дерево-гигант, растущее в Северной Америке. -Какое слово у вас получилось по вертикали?
Что такое виктория рения?
-Правильно это кувшинка с большими листьями. Вы сегодня молодцы. Со всеми заданиями справились.
|
|
|
III |
Проверочная работа |
|
|
|
Самостоятельная работа – тестовая работа по новой теме.
|
Выполняют проверочную работу. |
|
IV. |
Домашнее задание |
||
|
-стр 120-123
-- До свидания! |
Записывают домашнее задание в дневник.
- До свидания! |
|
ФГАОУВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Институт экологии и географии
Отделения географического и экологического образования
Конспект урока по природоведению 5 класс:
«Природные зоны Земли»
Выполнил: студент 4 курса
02-016 группы
Галиев Н.Н.
Проверила: методист по географии
Бекетова С.И.
Учитель географии: /Корбиева Л.А /
( подпись)
Казань 2014
Тема: «Природные зоны Земли»
Цель урока:
Расширить знания учащихся о природных зонах Земли.
Задачи:
1.Научить учащихся показывать природные зоны на карте. 2. Выявить особенности растительного и животного мира в каждой природной зоне ипричины такого распределения зон. 3. Учить учащихся логически мыслить, формулировать выводы, обобщать. 4. Способствовать развитию интереса к предмету.
Тип урока: комбинированный, использованием ИКТ.
Оборудование:
Настенная карта «Природные зоны мира», учебник с атласом, таблица для заполнения.
Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, словесный, частично поисковый, репродуктивный.
Опорные знания: Среды обитания, организмы
Средства обучения: атласы, учебники, иллюстрации природы, презентация в среде POWER POINT, интерактивная доска, компьютер.
№ |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
t |
I. |
Организационный момент |
1 |
|
|
-Прозвенел звонок веселый, начинается урок. -Любознательные дети знать хотят про все на свете. -Это стихотворение о вас? |
– Здравствуйте! -Да, для нас! |
|
II. |
Актуализация знаний |
4 |
|
|
-Сейчас проверим, как вы потрудились дома. -Для проверки домашнего задания я подготовила тест. -На вопросы вы должны ответить «да» или «нет», т.е. поставить знаки «+» или «-» Время выполнения-5-7 минут Тест 1.Большая панда встречается только в Китае. 2.Рис выращивают в Северной Америке. 3.Баобабы растут только в Евразии. 4.Самое высокое животное на свете жираф обитает в Африке . 5.Небольшой зверек - полосатый скунс- встречается в Южной Америке . 6.В Северной Америке растут деревья-гиганты - секвойя . 7.В Южной Америке на реке Амазонка встречается кувшинка виктория –регия. 8.В Австралии обитает самая большая в мире бабочка – серая агриппа. 9.Только в Антарктиде живут кенгуру . 10.Самые распространенные животные Антарктиды – пингвины. |
– да
– нет (в Евразии)
– нет (в Африке)
– да
–нет (в Северной Америке)
- да
–да
– нет (в Южной Америке)
– нет ( в Австралии)
– да |
|
III. |
Изучение нового материала |
24 |
|
1. |
|
||
|
-Чтоб урок пошел вам впрок, Активно включайся в работу, дружок. Мы сегодня с вами будем наблюдать , Делать вывод, рассуждать Природные зоны изучать. -Значит, какая тема урока? В тетради записывают тему урока. -Знакома вам эта тема? -Значит, будем опираться на знания, которые у вас есть.
1). Работа с картой «Природные зоны мира». Беседа о расположении природных зон, причинах смены зон 2). Изучение природных зон. На севере находится зона тундры. Учитель показывает зону на карте, уч-ся находят зону тундры на карте учебника. - Кто может показать зону тундры на карте? -Где расположена эта зона? -Какие климатические условия в этой зоне? -Благоприятные условия для растений и животных? -Какие животные и растения здесь есть? Как они приспособились к жизни в таких условиях? Работа с гербарными образцами и таблицей «Тундра» -Какой природной зоной сменяется зона тундры?
3. Просмотр презентации на компьютере «Природные зоны мира» Найдите на карте природных зон в учебнике природные зоны, о которых вы сейчас смотрели, покажите их на карте. О природной зоне влажных тропических лесов вы сейчас прочитаете в учебнике на странице 127. Кто расскажет об этой природной зоне? При рассказе использовать таблицу. Работа с учебником. Рассматривание в учебнике рисунков на странице126-127. Учащиеся называют природную зону, называют растения и животных каждой зоны. -У кого есть вопросы о природных зонах? -Нашли вы ответы на ваши вопросы, которые вас интересовали в начале урока? К вам на урок сегодня пришли 2 девочки - Почемучка и Ответка. Почемучка приготовила для вас вопросы, а Ответка - подсказки. Почемучкины вопросы «Угадай природную зону»:
-Учащиеся работают 3 минуты, затем коллективная проверка. -Следующее задание- текст «Ловушка»: На севере Евразии расположена зона смешанных лесов. Лесная зона расположена к северу от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более суровые, чем в тундре. Растительный мир в лесной зоне очень беден, так как лес не является домом для растений , животных и грибов. Самой влажной природной зоной Земли является пустыня. В пустынях растут ель, береза, осина, верблюжья колючка, саксаул. Мы живем в зоне пустынь. Озвучивание правильного текста учащимися. |
–« Природные зоны Земли.»
-нет.
-Отвечают.
-на севере.
-суровые, мерзлая почва,зима длится около 8-9 месяцев
-нет,неблагоприятные.
-обладают мхи и лишайнки.
-тайга.
-ответ учащихся.
-Да.
-Тайга.
-Тропический лес.
-Тундра.
-Пустыня.
-Широколиственные и смешанные леса.
-нет.
-нет,наоборот.
-не верно, лес яв-ся домом для многих растений
-ет,самой влажной яв-ся тропический лес.
-нет,они произростают в зоне смешанных лесов
|
|
|
Закрепление
|
||
|
-Какой вывод сделаем по уроку? Учащиеся называют по предложению.Сильный ученик обобщает сказанное. |
|
|
III |
Рефлексия |
||
|
Рефлексия. Я узнал…. Я понял…. Мне не понятно… Хочу еще узнать… |
-Отвечают. |
|
IV. |
Домашнее задание |
||
|
Домашнее задание: стр. 125-130. |
|