ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.05.2024
Просмотров: 257
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
72. 1. Происхождение дизайна как особой сферы человеческой деятельности
3.Дизайн как средство массовой коммуникации
4.Научно-техническое и художественное начало в дизайне
5.Эстетические принципы дизайна
6.Объект дизайнерского проектирования
7. Красота и польза в продукте дизайна
9.Особенности художественного образа в дизайне
10.Требов-я технической эстетики к проектированию массовой промышленной продукции
11. Экспертиза промышленных изделий
12. Учет при проектировании изделий требований эргономики
13. Социальные требования к проектированию промышленных изделий
14. Функциональные факторы формообразования промышленных изделий
15.Влияние используемого материала и технологии на формообразование изделий
16. Конструктивные факторы формообразования промышленных изделий
17. Эстетические факторы формообразования промышленных изделий
18. Готовое изделие и конструкция
19. Основные этапы процесса дизайнерского проектирования
20.Основные методы дизайнерского проектирования
21. Особенности группы методов проектир-я, когда проектировщик представляется как «черный ящик»
22.Особенности методов групп проектирования, когда проектировщик представляется как прозрачный ящик
23. Методы исследования структуры дизайнерской проблемы
24. Методы расширения области поиска проектных решений
26. «Мозговая атака» - метод группового генерирования большого количества дизайнерских идей
32. Основные типы проектных задач
33.Особенности проектирования простейших предметов и механических устройств
35.Особенности проектир-я крупногабаритного промышл-го и лабораторного оборудования
36.Особенности проектирования средств транспорта
37.Особенности проектирования комплекса промышленных изделий
38. Особенности проектирования средовых объектов
39.Особенности и формы символизации предметных объектов
42. Семантика мира вещей и дизайна
43 Этапы художественно-конструкторского анализа промышленных изделий
44.Факторы связи объекта дизайнерского проектирования с окружающей средой
45.Влияние окруж-й среды на объёмно-пространств-е решение и композицонные особенности дизайн-объекта
46. Влияние окруж-й среды на выбор материала, отделку, обработку и цветовое решение дизайн-объекта
47. Влияние окружающей среды на образный и стилевой характер объекта
48. Стандарт как элемент системы проектирования
49. Эстетическая информация и стандарт
50. Стандарт как средство гармонизации в структуре дизайн-объекта
51. Стандарт и качество изделия
52. Эргономика как наука и её значение для дизайнерского проектирования
53.Принципы и методы эргономики
54. Основные компоненты производственной среды
55. Роль технической эстетики в формировании производственного интерьера
5.Дидактическое проектирование представляет собой методическую деятельность, т.е. деятельность по созданию проекта обучения.
Методическая деятельность является одним из элементов педагогической деятельности, и направлена она на проектирование такого учебного процесса, который должен гарантировать достижение поставленных целей.
Целью дидактического проектирования преподавателя специальных дисциплин является трансформация технических знаний в педагогическую систему. Исходя из этого, методическая деятельность технологична, процессуальна и носит интегративный характер.
Технологичный характер методической деятельности определяется тем, что дидактическое проектирование, как любое другое проектирование, является завершенным самостоятельным видом деятельности, подчиняющимся определенным целям и задачам, имеющим определенный продукт и средства осуществления процесса деятельности. Сам процесс дидактического проектирования включает ряд последовательных этапов, каждый из которых вытекает из предыдущего и имеет определенные взаимосвязи.
Исходными данными проекта являются характер будущей деятельности обучаемого специалиста, на основе которого определяются стратегические цели обучения, отражающиеся в образовательно-квалификационных документах, которые, в свою очередь, определяют содержание образования специалиста и зависят от условий работы профессионального учебного заведения и уровня базовых знаний обучаемых. Все отмеченные выше факторы существенно влияют на выбор целей обучения, что, в свою очередь, определяет средства, формы и методы организации учебного процесса. Сам процесс методической деятельности заключается в установлении данных взаимосвязей и их реализации на конкретном учебном материале, в результате чего создается проект оптимального построения педагогической системы обучения специалистов определенной специальности в условиях конкретного профессионального учебного заведения.
Интегративный характер методической деятельности связан с тем, что она интегрирует дидактическое знание. Таким образом, техническое знание является предметом деятельности, а дидактическое - средством ее осуществления. Техническое знание дает представление об устройствах, протекающих в данной отрасли промышленного производства, а дидактическое знание, используя представление о закономерностях работы преподавателя в процессе обучения, позволяет превратить имеющуюся информацию в педагогическую систему, соответствующую заданным условиям обучения. Если дидактика отвечает на вопрос, какие существуют методы, принципы и формы обучения, в чем особенность каждого из них, то методика направлена на выбор наиболее рациональных способов обучения применительно к конкретным условиям.
Процессуальность заданной деятельности связана с направленностью каждого из действий на конечный результат обучения.
Для анализа понятия «дидактическое проектирование» следует определить характеристики цели данной деятельности, ее исходные данные, конечный продукт, установить средства осуществления или представить характеристику субъекта, который может выполнять данную деятельность.
Исходными данными для дидактического проекта или его предметом являются, с одной стороны, наука, техника, техническое знание, а также производственный процесс, который лежит в основе отрасли, с другой стороны, - начальные условия обучения в ВУЗе. Эти понятия определяют различные стороны предмета методической деятельности инженера-педагога.
Каждое из данных понятий имеет свои характеристики и рассматривается отдельно при создании проекта обучения на этапе анализа исходных данных.
Понятия «условия обучения» или «состояние учебного процесса» в данном случае имеют два аспекта, которые включают материально технические и дидактические нормы организации учебного процесса, средства обучения и базовые знания обучаемых, и психофизиологические характеристики учебной группы .
Под начальными требованиями в данном случае понимается характеристика обучаемых и группы в целом, базовые знания и опыт, эмоциональное отношение к учебному процессу, социодемографические и психологические характеристики.
Под средствами обучения понимаются технические и дидактические средства, которые позволяют оптимизировать процесс обучения.
Техническое знание схематично можно представить в виде двух составляющих, одна из которых характеризует его как объект предметной деятельности человека, а вторая - как субъект, которым оперирует его теоретическое мышление или умственная деятельность. Они определяют в конечном итоге теоретическую и практическую деятельность.
Эти виды деятельности тесно взаимосвязаны, ибо практическая деятельность есть инструмент материальных действий, а теоретическая включает понятия и суждения, которые описывают предмет деятельности специалиста.
Другая сторона предмета методической деятельности преподавателя специальных дисциплин - производственный процесс, который представляет совокупность всех действий, в результате которых сырье, материалы превращаются в готовую продукцию. Данный процесс представляет собой сочетание собственно трудовой деятельности и взаимосвязанных с нею механических, физико-химических процессов, происходящих под управлением рабочего. Иными словами, производственный процесс характеризуется двумя компонентами - технологическими и трудовыми.
В основе технологических процессов лежат закономерности превращения готового сырья в продукцию, зависящие от специфики отрасли, которую они охватывают. Трудовой процесс - это совокупность трудовых действий, при помощи которых специалист воздействует на предметы труда и управляет ими.
Проанализировав исходные данные и выделив предмет своей деятельности, преподаватель приступает к выполнению определенной деятельности, которая направлена на создание проекта обучения .
Алгоритм или процесс создания дидактического проекта обучения может быть представлен в форме типовых профессиональных задач . На освоение каждой их задачи и направлен курс МПО.
Продуктом методической деятельности является дидактический проект обучения, выполненный на уровне профессионального учебного заведения, специальности, дисциплины и темы. Продукт и процесс методической деятельности тесно взаимосвязаны. Эта взаимосвязь прослеживается в работах современных педагогов, посвященных дидактическому проектированию.
Например, Безрукова B.C. представляет дидактическое проектирование как деятельность, включающую этап создания моделей образования, проектов образования и педагогических консультантов.
При этом моделирование подразумевает создание законов, уставов, концепций развития образовательных структур, которые отражают общую характеристику педагогических систем. Их созданием занимаются специальные органы образования.
Преподавательские коллективы на основе моделей создают стандарты образования для подготовки специалистов. Существуют следующие стандарты образования: образовательно-квалификационные характеристики, образовательные программы и средства диагностики.
На основе названных документов преподаватели должны создавать проекты обучения на уровне подготовки специалистов . Далее эти проекты детализируются до уровней отдельных дисциплин и тем. Проекты обучения могут быть представлены в форме графиков, схем, таблиц, и дающие четкое представление о последовательности действий преподавателя и ученика на уроке.
Субъектом заданной деятельности является инженер-педагог, общая характеристика личности. Как видно из таблицы, основными характеристиками личности являются следующие категории: профессиональная направленность, профессиональная компетентность и профессионально значимые черты личности. Профессиональная направленность, в свою очередь, включает профессиональный интерес, потребности и самоопределение, которые проявляются в осознанном желании преподавателя заранее представить результат своей деятельности и оптимизировать способы его получения.
Для формирования профессиональной направленности необходимы трудолюбие, целеустремленность, личная инициатива и способность самоанализа своей деятельности. Все эти черты личности и должны развиваться у каждого студента в процессе освоения курса МПО.
Другим важным компонентом структуры личности инженера-педагога является компетентность, которая включает социальную, техническую, дидактическую и психологическую компетентность.
Социальная компетентность проявляется в общественно-правовой осведомленности о рынке труда, рабочих профессиях определенного направления и предмете их деятельности. Для проектирования систем подготовки рабочих и служащих инженеру-педагогу необходимо четко владеть вопросами, связанными с предметом его деятельности как инженера и педагога . В соответствии с этим инженер-педагог должен быть эрудирован, профессионально осведомлен, должен обладать способностями быстрой мобильности, переориентации и перепрофилирования специалистов. Для этого инженеру-педагогу необходимы умения принимать решения, исходя из общественных и личных интересов.
Для разработки проектов обучения специалистов конкретной отрасли инженеру-педагогу необходима и техническая компетентность, характеризующаяся не только наличием прочных технических знаний, но и способностью творчески решать технические задачи, трансформируя техническую информацию в педагогические системы.
Инженер-педагог должен не только сам обладать техническим мышлением, но и развивать его у своих учеников. С другой стороны, настройка, наладка материально-технической базы профессиональных учебных заведений, оборудования и приборов, создание мастерских является также одной из задач инженера-педагога, которая не может быть выполнена без технического мышления.
Основной же задачей методической подготовки является формирование дидактического мышления или умений осуществлять дидактическое проектирование, т.е. трансформировать техническую информацию в педагогическую систему. Для решения данной задачи необходимы прогностические, аналитические, проектировочные умения, связанные со способностью отбирать и структурировать научно-техническую информацию в учебный материал, диагностировать цели и предвидеть различные затруднения при обучении, различные возможные ситуации, сопоставлять и выбирать оптимальные решения по имеющимся критериям.
Таким образом, определяется методическая деятельность преподавателя специальных дисциплин и ее основные компоненты. Система методической подготовки специалиста сводится к обучению его деятельности по созданию дидактического проекта. Обучение методической деятельности реализуется через совокупность действий при разработке такого проекта.
Формирование этих умений осуществляется поэтапно путем изучения теоретического курса МПО и при прохождении двух педагогических практик в курсовом и дипломном проектировании. Для этого методическая подготовка осуществляется на протяжении V семестров и включает теоретическое обучение, практическое обучение, курсовое и дипломное проектирование, а также исследовательскую работу.
Основными функциями методической подготовки являются:
- углубление и систематизация инженерно-технических и психолого-педагогических знаний и умений, их интеграция;
- формирование новых и закрепление имеющихся навыков самостоятельной работы .
При этом методическая подготовка должна обеспечивать:
- понимание сущности и содержания процесса методической деятельности и его основных этапов;
- усвоение механизма трансформирования технического знания в педагогическую систему, а также методики дидактического проектирования на уровне специальности и темы учебного материала;
- формирование профессионально-педагогической направленности, включающей профессиональный интерес, потребность самовыражения, интеллектуальные способности к анализу, обобщению научно-технической информации, диагностированию целей и задач, а также различных педагогических ситуаций, способности к прогнозированию и предвидению;
- усвоение информации о порядке анализа документов содержания образования, методики конструирования содержательных материалов и новых технологий обучения, а также их использования в учебном процессе;
- оперирование терминологией профессиональной педагогики и методики профессионального обучения;
- приобретение навыков излагать информацию ученикам, организовывать их деятельность во время урока;
- развитие технического и дидактического мышления, речи, памяти и умений организовывать и контролировать собственную деятельность.
Методическая подготовка является частью специального образования инженера-педагога и, соответственно, выполняет функцию интеграции технического и педагогического знания. Исходя из этого, основной целью методической подготовки является обучение студентов трансформации технического знания в учебный процесс, а более конкретно - обучение студентов управлению учебным процессом в учебном заведении.
Методика профессионального обучения, которая раскрывается в данном учебнике, является теоретическим курсом, который изучается студентами инженерно-педагогических специальностей в рамках методической и в общем виде ставит своей задачей формирование умений разрабатывать дидактические проекты и развитие профессионально значимых качеств личности, необходимых для осуществления педагогической деятельности.