Файл: 05100.62 перд обр.история ближнего зарубежья.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.08.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

2014 Пояснительная записка

1.3 Знания и умения, компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины

2.2Объем контактной работы на 1 студента

2.4 Тематический план

3.Содержание дисциплины

Раздел I. Образование новых независимых государствах в 1990-е годы

Раздел II. Постсоветское политическое пространство и политические системы новых независимых государств

4.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

4.4 Типовые контрольные задания

4.5 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций

5.1 Планы практических занятий Планы практических занятий по дисциплине «История ближнего зарубежья»

5.2 Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы

.4 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

Государственное строительство в современной Грузии. Завершение президентства Э. Шеварднадзе: «Революция Роз» и перегруппировка «молодых демократов». Де­фекты современной грузинской государственности. Нерешен­ность этнических и региональных проблем. Война в «Южной Осетии». Внешнеполитический курс Тбилиси. Социальные, экономические и политические реформы М. Саакашвили.

Противоречия и перспективы развития политической системы Армении в начале XXI века. Президент Р. Кочарян и оппозиция. Политические инсти­туты армянского государства и общества. Проблемы вклю­ченности Карабаха: военно-политическне и международные отношения.. Возможности и проблемы демократии в Армении. Внешняяя политика.

Политическая система Азербайджана после Гейдара Алиева. Политическое наследие эпохи Гейдара Алиева: основы и пределы политической стабильности. Оппозиционеры и про­тивники клана Алиевых. Карабахский вопрос и политические реальности Азербайджана. Президент Ильхам Алиев и азер­байджанская политическая система.

Казахстан: евразийские ориентиры в начале XXI в. Нурсултан Назарбаев и политическая система Казахстана. Авторитаризм Н. Назарбаева демократические институ­ты Казахстана. Политическая оппозиция в современном Ка­захстане. Этнорелигиозные проблемы страны. Казахстанский вариант «евразийского проекта». Политические перспективы режима Н. Назарбаева.

Киргизия между авторитаризмом и демократией в начале ХХ века. Киргизская модель демократии. Эволюция президент­ской власти А. Акаева. Способы смягчения этнических и ре­лигиозных противоречий. Тенденции к авторитаризму в со­временной Киргизии. Свержение Акаева, правление К. Бакиева. Восстание 2010 г. победа оппозиции. А. Атунбаева.

Политическая система современного Узбекистана. Правление И. Каримого. Президент И Каримов и сохранение авторитарного режима. Соцальное и экономическое развитие страны. Восстание в Адижане. Внешнеполитическое маневрирование Ташкента.

Внешне и внутриполитический курс Таджикистана в начале XXI в. Проблемы политической системы Таджикистана. Последствия гражданской войны. Президент Э. Рахмонов и его роль в становлении политической системы Таджикистана. Этнорелигиозные противоречия в Таджикистане. Исламский экстремизм и его проявления. Таджикистан в системе международных отношений. Перспективы независимой государственности в современном Таджикистане


Туркмения в начале XXI в: правление С.Ниязова и Г. Бердимухамедова. Туркменбаши и политическая система Туркмении. Политическая идеология и политическая практика пре­зидента С. Ниязова. Причины и следствия тенденции к турк­менской исключительности и автаркии. Влияние зарубежных держав. Особенности туркменскою авторитаризма. Правление Г. Бердимухамедов.

Международные отношения на постсоветском пространстве в начале XXI в. Социально-политические конфликты и проблемы обеспе­чения устойчивого развития на постсоветском пространстве. Тенденции социально-политической дезинтеграции на постсоветском пространстве: проблемы, условия и последст­вия. Социальное расслоение в постсоветских обществах и роль политических элит. Этнополитические и этнорелигиоз­ные особенности конфликтов на постсоветском пространстве. Возможности и стратегии устойчивого развития в ближнем зарубежье России.

Политические трансформации на постсоветском про­странстве в контексте «цветных революций».

Противоречия развития стран Ближнего зарубежья в начале XXI века. Про­блемы «демократического транзита» в Евразии «Цветные революции» 2003—2005 гг.: общее и особенное. Альтернати­вы социально-политических трансформаций на постсоветском пространстве на современном этапе.

Новые независимые государства Евразии и процессы глобализации

Постимперское наследие в контексте становления ННГ. Страны СНГ в глобальных проектах социального переустрой­ства. США, Европейский Союз, Китай и другие внешние силы на постсоветском ареале. Разновекторная эволюция ННГ в современном социально-политическом прогрессе. Политические системы новых независимых государств: из прошлого в будущее

Альтернативы политического развития на постсоветском пространстве в контексте проблем безопасности и междуна­родного сотрудничества. Противоречивые тенденции полити­ческой трансформации в странах СНГ. Роль Российской Фе­дерации в политической эволюции государств Евразии.

Основные итоги развития новых независимых государств после распада СССР

Становление новых независимых государств. трудности, проблемы, результаты. Цивилизационные, этнорелигиозные и этнокультурные раз­ломы на просторах Евразии. Россия и ближнее зарубежье в новом глобальном миропорядке.

Майдан» и свержение Януковича. «Украинский кризис». «Майдан» ноябрь 2013-февраль 2014. Украина и ЕС: «восточное партнерство» и срыв вильнюсских соглашений. Обострение ситуации в начале 2014 года. Отставка правительства Азарова. Вмешательство западных стран. Соглашения 22 февраля 2014 года и их срыв. Победа оппозиции. Воссоединение Крыма с Россией. Трагические события на юге и востоке Украины. Одесские события. ЛНР и ДНР. Президентские и парламентские выборы. Президент Порошенко. Правительство Яценюка. Внешняя политика Киева. Политическая борьба. Социально-экономическая ситуация.


Интеграционные процессы на постсоветском пространстве Таможенный союз. Евразийский экономический союз. ОДКБ. ШОС. Евразийское экономическое сообщество – ЕврАзЭС; Таможенный союз, Единое экономическое пространство – ЕЭП.; Евразийский экономический союз- ЕЭС.

Преподавание история стран Ближнего зарубежья в школе. Составление планов-конспектов уроков и их защита.


  1. Фонд оценочных средств

4.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

Компетенции/этапы, уровни

Начальный этап/базовый уровень

Основной этап/средний уровень

Завершающий этап/итоговый уровень

-готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий , уважительному бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

История, Актуальные проблемы европейской культуры. На итоговом уровне, вместе с Историей стран Ближнего зарубежья , следующие дисциплины – Политология, История средних веков, История России с древнейших времен до нач. XVII века, История России ХХ века, Новая история стран Востока, История Костромского края в лицах, история государственных учреждений и законодательства в древней и средневековой Руси, История предпринимательства в России, Россия в годы НЭПа 1921-1928, Культура России 1917-1930.

История стран Ближнего зарубежья, Культурологи, История психологии, Возрастной психологией, История России с древнейших времен до нач. XVII века, Новейшая историей Запада, История Византии.

История стран Ближнего зарубежья , Политология, История средних веков, История России с древнейших времен до нач. XVII века, История России ХХ века, Новая история стран Востока, История Костромского края в лицах, история государственных учреждений и законодательства в древней и средневековой Руси, История предпринимательства в России, Россия в годы НЭПа 1921-1928, Культура России 1917-1930

-способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2)

Социология, Археология, Введеие в регионологию, Актуальные проблемы европейской культуры

История ближнего зарубежья, Экономика образования , История психологии , Теории и основы технологии обучения и воспитания ребенка, сопровождения субъектов, Новая история стран Запада ч.1, История регионов и народов России (история Костромского края), История внешней политики с древнейших времен до ХХ века, Археологическая практика, Историческая география, Религия и культура народов Востока

История Ближнего зарубежья, Глобальные проблемы современности, культурная антропология, Социальная психология, Истрия древнего мира, Новая история стран Запад ч.1, , История регионов и народов России (история Костромского края), История современного социал-демократического движения в Европе XIX- нач. XX века, История современного социал-демократического движения, Исторические традиция регионоведеия в Костромском крае в конце XVIII- начале ХХ века, Политическая история в партиях и лицах, Работа с историческими источниками в обучении истории, использование художественной литературы как исторического источника в обучении истории. История государственных учреждений и законодательства в древней и средневековой Руси, История государственных учреждений и законодательства постсоветской России, Детское и молодежное движение, Россия в годы НЭПа, Археологическая практика, Архивная практика


    1. Критерии и показатели компетенций на различных этапах их формирования

      В отношении компетенции -готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий , уважительному бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

Критерии/Уровни

Начальный этап/базовый уровень

Основной этап/средний уровень

Завершающий этап/итоговый уровень

Когнитивный (знания)

Знание политической истории стран Ближнего зарубежья

Знание культуры стран Ближнего зарубежья

Знание социально-экономических процессов в странах Ближнего зарубежья.

Знание политических процессов на уровне межгосударственных отношений.

Знание основных формы политической, экономической интеграции

Знание о текущих современных политических процессов

Инструментальный (умения, навыки)

Ориентируется по карте Ближнего зарубежья.

Способен наитий необходимую информацию о стран Ближнего зарубежья.

Умеет на примере общей истории народов Ближнего зарубежья воспитывать у школьников толерантность к представителям других наций.

Способен заниматься политическим просвещением

Составлять обзор Интернет-ресурсов по странам ближнего зарубежья.

В отношении компетенции способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2)

Критерии/Уровни

Начальный этап/базовый уровень

Основной этап/средний уровень

Завершающий этап/итоговый уровень

Когнитивный (знания)

Владеть информацией о политических, социальных, экономических процессах в странах ближнего зарубежья.

Владеть знаниями из смежных отраслей исторической науки: История России, Новейшая история, методология исторического познания, которые позволят в полной мере процессы происходящие в соседних странах.

Владеть знаниям из других областей наук – экономики, социологии, статистики, международных отношений, этнологии, права.

которые позволят в полной мере процессы происходящие в соседних странах

– основные тенденции и этапы развития стран Ближнего зарубежья;

– основных политических и государственных деятелей;

– тенденции развития международных отношений, интеграционных и дезинтеграционных процессов на территории бывшего СССР;

- основные понятия курса;

- проблемы классификации исторических источников, дискуссионные точки ;зрения по этому вопросу;

- историографию и источниковедение проблемы;

- методы исторического исследования предмета изучаемого курса

Инструментальный (умения, навыки)

Уметь устанавливать междисциплинарные связи в ходе изучения истории ближнего зарубежья

Владеть навыками применения знаний из других социальных и гумманитраных наук.

Применять компьютерный технологии при изучении дисциплины.

Применить методы исторического исследования при анализе документов.

Самостоятельно находить интернет-ресурсы по заданным птемам.

Дать аналитическую информацию для слушателей в области политических и социально-экономических процессов в странах ближнего зарубежья.