Файл: 05100.62 перд обр.история ближнего зарубежья.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.08.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

2014 Пояснительная записка

1.3 Знания и умения, компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины

2.2Объем контактной работы на 1 студента

2.4 Тематический план

3.Содержание дисциплины

Раздел I. Образование новых независимых государствах в 1990-е годы

Раздел II. Постсоветское политическое пространство и политические системы новых независимых государств

4.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

4.4 Типовые контрольные задания

4.5 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций

5.1 Планы практических занятий Планы практических занятий по дисциплине «История ближнего зарубежья»

5.2 Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы

.4 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова»

Утверждена на заседании кафедры

Всемирной истории и историографии

«8» сентября 2014 года

Протокол №1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

История ближнего зарубежья

Направление подготовки – 050100.62 Педагогическое образование

Профиль История

Квалификация выпускника: бакалавр

Разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования

Кострома

2014 Пояснительная записка

  1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

    1. Цели и задачи освоения дисциплины

Программа курса «История Ближнего зарубежья» входит в комплекс программ относится к блоку профессионального цикла, дисциплин по выбору. Для ее освоения обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения предыдущих дисциплин по направлению 030600 «История».

Предметом курса является изучение корпуса письменных источников российской истории, его типологизации и периодизации. Хронологические рамки курса: С 1991 года до наших дней . Материал разбит на несколько периодов, преемственных и в то же время различающихся специфическими подходами к оценкам истори­ческих событий и явлений.

Цель курса –выработать системное знание о развитии стран Ближнего зарубежья, об их взаимосвязях и взаимовлияниях и о закономерностях их развития.

Задачи курса:

- проследить основные тенденции развития стран ближнего зарубежья;

- выявить основные тенденции, проблемы и перспективы их развития;

- подготовить профессионального учителя-историка

Сформировать следующие компетенции:


- готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий , уважительному бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

-способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2)

Студент должен знать:

– основные тенденции и этапы развития стран Ближнего зарубежья;

– основных политических и государственных деятелей;

– тенденции развития международных отношений, интеграционных и дезинтеграционных процессов на территории бывшего СССР;

- основные понятия курса;

- проблемы классификации исторических источников, дискуссионные точки ;зрения по этому вопросу;

- историографию и источниковедение проблемы;

- методы исторического исследования предмета изучаемого курса.

Студент должен уметь:

- владеть основными методами риторического анализа;

- самостоятельно находить необходимую информацию в ходе научной работы;

- уметь классифицировать исторические источники и историографию;

- анализировать, сравнивать и структурировать основную информацию по изучаемой проблеме;

Курс имеет связь с другими историческими и гуманитарными дисциплинами, политологией, экономикой, историей международных отношений и внешней политики, История стран Запада и Востока.

В процессе составления курса были учтены достижения зарубежной и отечественной науки.

В содержание программ включены вопросы для самоподготовки, примерные темы рефератов, задания для самостоятельной работы.

    1. Место дисциплины в структуре оп впо

Место дисциплины в структуре ООП: Источниковедение находится в блоке дисциплин профессионального цикла, вариативной части.

Компетенцию - готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям, на начальному ровне формируют такие дисциплины как История, Актуальные проблемы европейской культуры, На среднем уровне эта компетенция формируется вместе с Историей стран Ближнего зарубежья, еще такими дисциплинами – Культурологи, История психологии, Возрастной психологией, История России с древнейших времен до нач. XVII века, Новейшая историей Запада, История Византии. На итоговом уровне, вместе с Историей стран Ближнего зарубежья , следующие дисциплины – Политология, История средних веков, История России с древнейших времен до нач. XVII века, История России ХХ века, Новая история стран Востока, История Костромского края в лицах, история государственных учреждений и законодательства в древней и средневековой Руси, История предпринимательства в России, Россия в годы НЭПа 1921-1928, Культура России 1917-1930.


Компетенция способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, на начальном уровне –,Социология, Археология, Введеие в регионологию, Актуальные проблемы европейской культуры.

На среднем уровне, вместе с Историей ближнего зарубежья, такие дисциплины - Экономика образования , История психологии , Теории и основы технологии обучения и воспитания ребенка, сопровождения субъектов, Новая история стран Запада ч.1, История регионов и народов России (история Костромского края), История внешней политики с древнейших времен до ХХ века, Археологическая практика, Историческая география, Религия и культура народов Востока.

На итоговом уровне, вместе с Историей Ближнего зарубежья, следующие дисциплины – Глобальные проблемы современности, культурная антропология, Социальная психология, Истрия древнего мира, Новая история стран Запад ч.1, , История регионов и народов России (история Костромского края), История современного социал-демократического движения в Европе XIX- нач. XX века, История современного социал-демократического движения, Исторические традиция регионоведеия в Костромском крае в конце XVIII- начале ХХ века, Политическая история в партиях и лицах, Работа с историческими источниками в обучении истории, использование художественной литературы как исторического источника в обучении истории. История государственных учреждений и законодательства в древней и средневековой Руси, История государственных учреждений и законодательства постсоветской России, Детское и молодежное движение, Россия в годы НЭПа, Археологическая практика, Архивная практика


1.3 Знания и умения, компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины

Сформировать следующие компетенции:

- готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий , уважительному бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

-способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2)

Студент должен знать:

– основные тенденции и этапы развития стран Ближнего зарубежья;

– основных политических и государственных деятелей;

– тенденции развития международных отношений, интеграционных и дезинтеграционных процессов на территории бывшего СССР;

- основные понятия курса;

- проблемы классификации исторических источников, дискуссионные точки ;зрения по этому вопросу;

- историографию и источниковедение проблемы;

- методы исторического исследования предмета изучаемого курса.

Студент должен уметь:

- владеть основными методами риторического анализа;

- самостоятельно находить необходимую информацию в ходе научной работы;

- уметь классифицировать исторические источники и историографию;

- анализировать, сравнивать и структурировать основную информацию по изучаемой проблеме;

  1. Структура и содержание дисциплины

    1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебных занятий

Всего

Общая трудоемкость в зачетных единицах

3

Общая трудоемкость в часах

108

Аудиторные занятия в часах

12

Лекции

6

Практические занятия

6

Самостоятельная работа в часах

96

Вид итогового контроля (трудоемкость в зачетных единицах)

зачет


2.2Объем контактной работы на 1 студента

Виды учебных занятий

Количество часов

Лекции

6

Практические занятия

6

Лабораторные занятия

нет

Консультации

нет

Зачет

15 минут

Экзамен

нет

Курсовые работы

нет

Всего

12 часов 15 минут

2.4 Тематический план

Название раздела, темы

Всего

з.е/час

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Формы текущего контроля

Лекции

Практические

Лабораторные

1.

Распад СССР: причины и последствия. Образование СНГ.

0,1

1

2

3

Круглый стол

Сообщения

2

Особенности политической жизни Белоруссии в период руководства С. Шушкевича и В. Кебича (1991-1993 .). Белоруссия: политические и с.-э. изменения во второй половине 90– х ГГ.

0,1

1

3

Конспект источников

3

Украина: становление государственности 1991-1999.

0,1

1

3

Конспект источников

4

Молдавия в 1991-1999 гг. Становление государственности и проблема единства

0,1

1

3

Конспект источников

5

Политические процессы в Грузии в 90– е гг.. ХХ в.

0,1

1

Конспект источников

0,1

6

Политическое развитие Армении в 90– е гг.. ХХ в.

1

3

Конспект источников

7

Развитее независимого Азербайджана в 90– е гг.. ХХ в.

0,1

3

Конспект источников

8

Казахстан 90-е годы ХХ в.: независимость и реформы.

0,1

3

Конспект источников

9

Особенности политической жизни Киргизии в 1990-е го­ды.

0,1

3

Конспект источников

10

Узбекистан в 1990-е годы: утверждение авторитарного режима И. Каримова

0,1

3

Конспект источников

11

Таджикистан в 1990 – е годы. Гражданская война и мирное развитие.

0,1

3

Конспект источников

12

Туркмения в 1990-е годы: авторитаризм и изоляционизм

0,1

3

Конспект источников

13

Постсоветское политическое пространство в начале XXI столетия: условия и возможности социально-политических трансформаций

0,1

3

Конспект источников

14.

Белоруссия в нулевые годы XXI в.: укрепление личной власти А. Лукашенко.

0,1

3

Конспект источников

15

Украинская государственность в начале XXI века: новые испытания

0,1

3

Конспект источников

16

Молдавия в поисках политической стабильности в начале XXI века.

0,1

4

Конспект источников

17

Государственное строительство в современной Грузии

0,1

3

Конспект источников

18

Противоречия и перспективы развития политической системы Армении в начале XXI века.

0,1

3

Конспект источников

19

Азербайджан после Гейдара Алиева

0,1

3

Конспект источников

20

Казахстан: евразийские ориентиры в начале XXI в.

0,1

3

Конспект источников

21

Киргизия между авторитаризмом и демократией в начале ХХ века

0,1

3

Конспект источников

22

Политическая система современного Узбекистана. Правление И.Каримого.

0,1

3

Конспект источников

23

Внешне и внутриполитический курс Таджикистана в начале XXI в

0,1

3

Конспект источников

24

Туркмения в начале XXI в: правление С.Ниязова и Г. Бердимухамедова.

0,1

3

Конспект источников

25

Международные отношения на постсоветском пространстве в начале XXI в.

0,1

4

Конспект источников

26

Политические трансформации на постсоветском про­странстве в контексте «цветных революций»

0,1

4

Конспект источников

27

Основные итоги развития новых независимых государств после распада СССР

0,1

3

Тест

28

«Майдан» и свержение Януковича. «Украинский кризис»

0,1

2

4

Круглый стол

Сообщения

29

Интеграционные процессы на постсоветском пространстве Таможенный союз. Евразийский экономический союз.

0,1

2

4

Пресс-коференция

30

Преподавание история стран Ближнего зарубежья в школе.

0,1

4

Письменная работа по проблемам преподавания в средней школе

Итого

3

6

6

96

108