ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.08.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.3 Знания и умения, компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины
2.2Объем контактной работы на 1 студента
Раздел I. Образование новых независимых государствах в 1990-е годы
4.4 Типовые контрольные задания
5.1 Планы практических занятий Планы практических занятий по дисциплине «История ближнего зарубежья»
5.2 Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы
Государственное строительство в современной Грузии. Завершение президентства Э. Шеварднадзе: «Революция Роз» и перегруппировка «молодых демократов». Дефекты современной грузинской государственности. Нерешенность этнических и региональных проблем. Война в «Южной Осетии». Внешнеполитический курс Тбилиси. Социальные, экономические и политические реформы М. Саакашвили.
Противоречия и перспективы развития политической системы Армении в начале XXI века. Президент Р. Кочарян и оппозиция. Политические институты армянского государства и общества. Проблемы включенности Карабаха: военно-политическне и международные отношения.. Возможности и проблемы демократии в Армении. Внешняяя политика.
Политическая система Азербайджана после Гейдара Алиева. Политическое наследие эпохи Гейдара Алиева: основы и пределы политической стабильности. Оппозиционеры и противники клана Алиевых. Карабахский вопрос и политические реальности Азербайджана. Президент Ильхам Алиев и азербайджанская политическая система.
Казахстан: евразийские ориентиры в начале XXI в. Нурсултан Назарбаев и политическая система Казахстана. Авторитаризм Н. Назарбаева демократические институты Казахстана. Политическая оппозиция в современном Казахстане. Этнорелигиозные проблемы страны. Казахстанский вариант «евразийского проекта». Политические перспективы режима Н. Назарбаева.
Киргизия между авторитаризмом и демократией в начале ХХ века. Киргизская модель демократии. Эволюция президентской власти А. Акаева. Способы смягчения этнических и религиозных противоречий. Тенденции к авторитаризму в современной Киргизии. Свержение Акаева, правление К. Бакиева. Восстание 2010 г. победа оппозиции. А. Атунбаева.
Политическая система современного Узбекистана. Правление И. Каримого. Президент И Каримов и сохранение авторитарного режима. Соцальное и экономическое развитие страны. Восстание в Адижане. Внешнеполитическое маневрирование Ташкента.
Внешне и внутриполитический курс Таджикистана в начале XXI в. Проблемы политической системы Таджикистана. Последствия гражданской войны. Президент Э. Рахмонов и его роль в становлении политической системы Таджикистана. Этнорелигиозные противоречия в Таджикистане. Исламский экстремизм и его проявления. Таджикистан в системе международных отношений. Перспективы независимой государственности в современном Таджикистане
Туркмения в начале XXI в: правление С.Ниязова и Г. Бердимухамедова. Туркменбаши и политическая система Туркмении. Политическая идеология и политическая практика президента С. Ниязова. Причины и следствия тенденции к туркменской исключительности и автаркии. Влияние зарубежных держав. Особенности туркменскою авторитаризма. Правление Г. Бердимухамедов.
Международные отношения на постсоветском пространстве в начале XXI в. Социально-политические конфликты и проблемы обеспечения устойчивого развития на постсоветском пространстве. Тенденции социально-политической дезинтеграции на постсоветском пространстве: проблемы, условия и последствия. Социальное расслоение в постсоветских обществах и роль политических элит. Этнополитические и этнорелигиозные особенности конфликтов на постсоветском пространстве. Возможности и стратегии устойчивого развития в ближнем зарубежье России.
Политические трансформации на постсоветском пространстве в контексте «цветных революций».
Противоречия развития стран Ближнего зарубежья в начале XXI века. Проблемы «демократического транзита» в Евразии «Цветные революции» 2003—2005 гг.: общее и особенное. Альтернативы социально-политических трансформаций на постсоветском пространстве на современном этапе.
Новые независимые государства Евразии и процессы глобализации
Постимперское наследие в контексте становления ННГ. Страны СНГ в глобальных проектах социального переустройства. США, Европейский Союз, Китай и другие внешние силы на постсоветском ареале. Разновекторная эволюция ННГ в современном социально-политическом прогрессе. Политические системы новых независимых государств: из прошлого в будущее
Альтернативы политического развития на постсоветском пространстве в контексте проблем безопасности и международного сотрудничества. Противоречивые тенденции политической трансформации в странах СНГ. Роль Российской Федерации в политической эволюции государств Евразии.
Основные итоги развития новых независимых государств после распада СССР
Становление новых независимых государств. трудности, проблемы, результаты. Цивилизационные, этнорелигиозные и этнокультурные разломы на просторах Евразии. Россия и ближнее зарубежье в новом глобальном миропорядке.
Майдан» и свержение Януковича. «Украинский кризис». «Майдан» ноябрь 2013-февраль 2014. Украина и ЕС: «восточное партнерство» и срыв вильнюсских соглашений. Обострение ситуации в начале 2014 года. Отставка правительства Азарова. Вмешательство западных стран. Соглашения 22 февраля 2014 года и их срыв. Победа оппозиции. Воссоединение Крыма с Россией. Трагические события на юге и востоке Украины. Одесские события. ЛНР и ДНР. Президентские и парламентские выборы. Президент Порошенко. Правительство Яценюка. Внешняя политика Киева. Политическая борьба. Социально-экономическая ситуация.
Интеграционные процессы на постсоветском пространстве Таможенный союз. Евразийский экономический союз. ОДКБ. ШОС. Евразийское экономическое сообщество – ЕврАзЭС; Таможенный союз, Единое экономическое пространство – ЕЭП.; Евразийский экономический союз- ЕЭС.
Преподавание история стран Ближнего зарубежья в школе. Составление планов-конспектов уроков и их защита.
Фонд оценочных средств
4.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
Компетенции/этапы, уровни |
Начальный этап/базовый уровень |
Основной этап/средний уровень |
Завершающий этап/итоговый уровень |
|
-готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий , уважительному бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);
|
История, Актуальные проблемы европейской культуры. На итоговом уровне, вместе с Историей стран Ближнего зарубежья , следующие дисциплины – Политология, История средних веков, История России с древнейших времен до нач. XVII века, История России ХХ века, Новая история стран Востока, История Костромского края в лицах, история государственных учреждений и законодательства в древней и средневековой Руси, История предпринимательства в России, Россия в годы НЭПа 1921-1928, Культура России 1917-1930.
|
История стран Ближнего зарубежья, Культурологи, История психологии, Возрастной психологией, История России с древнейших времен до нач. XVII века, Новейшая историей Запада, История Византии. |
История стран Ближнего зарубежья , Политология, История средних веков, История России с древнейших времен до нач. XVII века, История России ХХ века, Новая история стран Востока, История Костромского края в лицах, история государственных учреждений и законодательства в древней и средневековой Руси, История предпринимательства в России, Россия в годы НЭПа 1921-1928, Культура России 1917-1930 |
|
-способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2)
|
Социология, Археология, Введеие в регионологию, Актуальные проблемы европейской культуры |
История ближнего зарубежья, Экономика образования , История психологии , Теории и основы технологии обучения и воспитания ребенка, сопровождения субъектов, Новая история стран Запада ч.1, История регионов и народов России (история Костромского края), История внешней политики с древнейших времен до ХХ века, Археологическая практика, Историческая география, Религия и культура народов Востока |
История Ближнего зарубежья, Глобальные проблемы современности, культурная антропология, Социальная психология, Истрия древнего мира, Новая история стран Запад ч.1, , История регионов и народов России (история Костромского края), История современного социал-демократического движения в Европе XIX- нач. XX века, История современного социал-демократического движения, Исторические традиция регионоведеия в Костромском крае в конце XVIII- начале ХХ века, Политическая история в партиях и лицах, Работа с историческими источниками в обучении истории, использование художественной литературы как исторического источника в обучении истории. История государственных учреждений и законодательства в древней и средневековой Руси, История государственных учреждений и законодательства постсоветской России, Детское и молодежное движение, Россия в годы НЭПа, Археологическая практика, Архивная практика |
-
Критерии и показатели компетенций на различных этапах их формирования
В отношении компетенции -готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий , уважительному бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);
Критерии/Уровни |
Начальный этап/базовый уровень |
Основной этап/средний уровень |
Завершающий этап/итоговый уровень |
Когнитивный (знания) |
|
Знание политической истории стран Ближнего зарубежья
Знание культуры стран Ближнего зарубежья
Знание социально-экономических процессов в странах Ближнего зарубежья. |
Знание политических процессов на уровне межгосударственных отношений. Знание основных формы политической, экономической интеграции
Знание о текущих современных политических процессов |
Инструментальный (умения, навыки) |
|
Ориентируется по карте Ближнего зарубежья.
Способен наитий необходимую информацию о стран Ближнего зарубежья.
|
Умеет на примере общей истории народов Ближнего зарубежья воспитывать у школьников толерантность к представителям других наций.
Способен заниматься политическим просвещением Составлять обзор Интернет-ресурсов по странам ближнего зарубежья.
|
В отношении компетенции способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2)
Критерии/Уровни |
Начальный этап/базовый уровень |
Основной этап/средний уровень |
Завершающий этап/итоговый уровень |
Когнитивный (знания) |
|
Владеть информацией о политических, социальных, экономических процессах в странах ближнего зарубежья.
Владеть знаниями из смежных отраслей исторической науки: История России, Новейшая история, методология исторического познания, которые позволят в полной мере процессы происходящие в соседних странах.
Владеть знаниям из других областей наук – экономики, социологии, статистики, международных отношений, этнологии, права. которые позволят в полной мере процессы происходящие в соседних странах
|
– основные тенденции и этапы развития стран Ближнего зарубежья; – основных политических и государственных деятелей; – тенденции развития международных отношений, интеграционных и дезинтеграционных процессов на территории бывшего СССР; - основные понятия курса; - проблемы классификации исторических источников, дискуссионные точки ;зрения по этому вопросу; - историографию и источниковедение проблемы; - методы исторического исследования предмета изучаемого курса |
Инструментальный (умения, навыки) |
|
Уметь устанавливать междисциплинарные связи в ходе изучения истории ближнего зарубежья
Владеть навыками применения знаний из других социальных и гумманитраных наук.
Применять компьютерный технологии при изучении дисциплины. |
Применить методы исторического исследования при анализе документов.
Самостоятельно находить интернет-ресурсы по заданным птемам.
Дать аналитическую информацию для слушателей в области политических и социально-экономических процессов в странах ближнего зарубежья. |