ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.08.2024
Просмотров: 665
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.Становление педагогической профессии:
2.Сущность и основные компоненты профессионально-педагогической культуры
4. Общее представление о педагогике как науке
5 Вопрос. Педагогический процесс, как целостная система
Закономерности педагогического процесса
Функции целостного педагогического процесса
6 Вопрос. Личность ребенка как объект и субъект педагогического процесса.
7 Вопрос. Уровни методологии педагогики
Методы педагогического исследования
Индивидуальные особенности развития учащихся .
10 Вопрос Педагогическое общение.
Условия эффективности педагогического общения
17. Содержание образования как средство развития личности и формирования ее базовой культуры
18. Проектирование индивидуальных образовательных программ для учащихся общеобразовательных школ
19. О структуре образовательной среды учебных учреждений
20. Просветительская деятельность в процессе образования
21. Характеристика современных технологий обучения.
Сущностные характеристики воспитания
23. Понятие о содержании воспитания
Основные направления воспитания
24. Понятия о методах и приёмах воспитания. Классификация методов воспитания
25. Сущность понятия «форма воспитания».Классификация и характеристика отдельных форм воспитания.
17. Содержание образования как средство развития личности и формирования ее базовой культуры
18. Проектирование индивидуальных образовательных программ для учащихся общеобразовательных школ
19. О структуре образовательной среды учебных учреждений
20. Просветительская деятельность в процессе образования
21. Характеристика современных технологий обучения.
Сущностные характеристики воспитания
23. Понятие о содержании воспитания
Основные направления воспитания
24. Понятия о методах и приёмах воспитания. Классификация методов воспитания
25. Сущность понятия «форма воспитания».Классификация и характеристика отдельных форм воспитания.
27. Этапы воспитательного процесса
28. Влияние среды на развитие человека
31. Коллективная творческая деятельность, ее этапы и особенности организации. (и.П. Иванов).
К интенсивным методам обучения относятся кроме гипнопедии еще релаксопедия (представляет собой обучение ИЯ в состоянии мышечного и психического расслабления и покоя под воздействием аутогенной тренировки психического саморегулирования, способствующих протеканию процессов непроизвольного внимания, запоминания языкового и новой информации в большом объеме; ритмопедия (основывается на создании особого состояния нервной системы человека, при котором достигается запоминание большого объема языкового материала и информации. Ввод информации происходит в период ритмостимуляции в сопровождении спокойной, мелодичной для слушателя музыки, способствующей объединению логического и эмоционального компонентов психики, т.е. в период релаксации. Активизация и закрепление языкового материала проводится в период самостоятельной работы обучающегося по программе сеанса, после которого на занятиях выполняются различные упражнения коммуникативного характера; к интенсивному методу относится также метод эмоционально-смысловой (строится на широком использовании ролевых игр, проблемных ситуаций. Мыслительных задач, решаемых в состоянии повышенного эмоционального настроя всей группы обучающихся. Одним из наиболее распространенных вариантов такого перехода является методика интенсивного обучения ИЯ, разработанная Г.А. Китайгородской. Главным критерием такой методики является -активизация всех резервов личности учащихся в процессе коллективного (группового) обучения общению на ИЯ на коммуникативно-достаточном уровне в заданных временных рамках. В интенсивном обучении можно считать два фактора определяющими:
1) минимально необходимый срок обучения для достижения заданной коммуникативной цели при максимально возможном объеме учебного материала и соответствующей его организации;
2) максимальное использование всех резервов личности обучаемых и обучающего в групповом общении на ИЯ. Цель обучения ИЯ с использованием интенсивного метода может быть разной в зависимости от этапов обучения, коммуникативных потребностей обучающихся. В настоящее время наиболее полно разработана методика интенсивного обучения на начальном этапе. В некоторых формах интенсивного обучения (краткосрочные курсы) такой целью начального этапа является создание «уровня повседневного общения» на лексическом материалев 2.500 лексических единиц и «нормативной грамматике учебной речи» за 120 академических часов из расчета не менее 12 часов в неделю, продолжительностью каждого занятия — 4 часа при следующем распределении времени: 1-я неделя — 24 ч.; 2-3-я недели — 40 ч.; (по 5 дней); 4-5-я недели — 32 ч. (по 4 дня); 6-я неделя — 24 ч. (6 дней).
В современной методике интенсивное обучение оформилось в особый метод. Этот метод, хотя и не нашел в настоящее время в силу ряда причин доступа в общеобразовательную школу, представляет несомненный интерес для всех, кто обучает ИЯ в различных условиях. Интенсивный метод обучения вызван к жизни социальной потребностью, общественными и государственными интересами, а также развитием смежных с методикой наук, таких как, социальная психология, психология личности, психология общения, психолингвистика.
22. Понятие воспитания
Воспитание – это процесс организованного и целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка. Воспитание – одна из сторон научения, еще один аспект социализации ребенка. Воспитание и обучение можно рассматривать как социальный заказ общества, поскольку именно результат этого процесса – человек, адаптированный (неадаптированный в случае неуспешного воспитания) к жизни в обществе.
Исходя из высшего гуманистического смысла, который человечество выработало в ходе своего развития и который оно пытается осознавать и прививать новым поколениям, основные цели воспитания – это полноценное развитие личности человека и усвоение им непреходящих ценностей: духовности (приоритета высоких нравственных идеалов над сиюминутными потребностями и влечениями), свободы (стремления человека к внешней и внутренней независимости и признание того права за другой личностью), ответственности (обратной стороны свободы как осознания последствий своих действий и готовности отвечать за них).
В ходе воспитания у человека должно быть сформировано несколько аспектов его личности: саморегуляция, самосознание, ответственность, активность и творчество.
Кроме того, есть специфические цели воспитания, обусловленные, например, конкретными условиями развития общества (в наши дни это может быть приоритет в воспитании таких качеств, как предприимчивость, инициативность, стремление успеху и т. п.).
Физическое, психическое и социальное развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов. Оно идет в процессе социализации – усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводства им социальных связей и социального опыта.
Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на развивающегося человека факторов обществ, бытия (по сути весьма противоречивого), так и под влиянием социально контролируемых обстоятельств и специально создаваемых в процессе воспитания условий. Процесс и результат развития человека под влиянием наследственности, среды и воспитания в педагогике принято называть формированием личности.
С содержательной точки зрения воспитание классифицируется по-разному. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, трудовое и физическое воспитание. Часто, принимая во внимание аспекты воспитательного процесса, называют (в различных сочетаниях) идейно-политическое, военно-патриотическое, патриотическое, нравственное, интернациональное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, половое, экологическое, экономическое воспитание. Существуют концепции прагматического, гражданского, ценностного, коллективистского, коммуникативного воспитания и др. По институциональному признаку выделяют семейное воспитание, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), а также воспитание в детских и юношеских организациях, по месту жительства (общинное в американской педагогике), в закрытых и специальных учебно-воспитательных учреждениях.
По доминирующим принципам и стилю отношений воспитателей и воспитуемых выделяют авторитарное, свободное, демократическое воспитание.
Сущностные характеристики воспитания
Воспитание характеризуется следующими особенностями:
возникает под влиянием потребности общества в передаче от поколения к поколению накопленного жизненного опыта (знания, умения и навыки, традиции, правила);
носит исторический характер — т. е. по мере развития общества меняются цели, содержание, методика воспитания;
целенаправленность и планомерность процесса воспитания;
процесс двусторонний: ребенок не только объект, но и субъект воспитания;
целостность процесса воспитания — в процессе воспитания у ребенка формируются не отдельные качества, а личность в целом;
процессу воспитания свойственна скачкообразность: хотя качества личности формируются постепенно, их становление происходит в форме скачка;
процесс воспитания характеризуется многофакторностью;
длительность процесса воспитания;
воспитание — взаимосвязанный процесс индивидуализации и социализации личности.
Социализация — интеграция человека в общество, обретение социальных ролей. Индивидуализация — обретение индивидуальных качеств.
Сущность воспитания находит отражение в законах воспитания. Закон воспитания — объективно существующие, повторяющиеся существенные связи между предметами и явлениями в педагогическом процессе. Законы воспитания:
Единство целей, содержания, методов и результатов воспитания.
Взаимосвязь воспитания и развития личности.
Взаимосвязь воспитания и обучения.
Взаимосвязь между процессами воспитания и самовоспитания.
Взаимосвязь между степенью активности личности и результатами ее развития.
Классификация методов
Наиболее распространённой является классификация методов воспитания И.Г. Щукиной на основе направленности, включающей целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания:
- методы формирования сознания, направленные на достижение единства сознания и поведения воспитанников;
- методы организации деятельности, ориентированные на формирование положительного опыта поведения, общения и деятельности воспитанников;
- методы стимулирования.
Группировка методов воспитания П.И. Пидкасистого:
- методы, формирующие мировоззрение воспитанников;
- методы, организующие деятельность воспитанников и стимулирующие её мотивы;
- методы, осуществляющие оценку поступков воспитанников.
Существуют и другие классификационные подходы. К основным методам воспитания можно отнести следующие:
Убеждение – это один из способов влияния на личность, воздействия на сознание, волю и чувства воспитанника с целью развития сознательного отношения к окружающей действительности. Метод убеждения формирует взгляды воспитанника, мотивы его поведения и действий. К приемам убеждения можно отнести рассказ, беседу, объяснение, диспут.
Упражнение как метод воспитания предусматривает многократное повторение, закрепление, упрочение и совершенствование социально ценных и личностно значимых действий и поступков нравственного поведения. Упражнение – это «приучение», организация регулярного выполнения учащимися определенных действий, превращающихся в привычные формы поведения.
Поощрение выступает способом выражения положительной оценки успешно производимых действий и поступков человека и их стимулирование.
Наказание – способ воздействия, направленный на торможение негативных проявлений личности с помощью негативной оценки ее поведения.
Пример как метод воспитания – это способ предъявления образца для подражания.
В последнее время в воспитательном процессе успешно используются методы психотерапевтического воздействия на воспитанников: внушение, вытеснение, игнорирование, подавление, подбадривание, ласковое обращение по имени, эмоциональный отклик, санкционирование, релаксация, рефлексия.
Различия в реализации метода характеризуются приёмами воспитания, которые являются частью общего метода и представляют конкретное действие педагога.
Само по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведёт к желаемому результату: оно может вызывать у воспитуемого как положительную, так и отрицательную реакцию или же быть нейтральным. Только при условии, когда воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннюю положительную реакцию и возбуждает её собственную активность в работе над собой, оно оказывает на неё эффективное развивающее и формирующее влияние. В процессе воспитания необходимо побудить личность к самовоспитанию.
К методам самовоспитания относятся: самопознание, самообладание, само стимулирование, само коррекция, само убеждение, самоконтроль. Приемами самовоспитания служат само приказ, само одобрение, самовнушение, само ободрение, само поощрение, самонаказание.
Для перевоспитания используют как традиционные методы воспитания, так и метод взрыва – «мгновенное воздействие, переворачивающее все желания человека, все его стремления». Этот метод помогает воспитаннику остро пережить нелепость своего поведения, изменить отношение к нему и начать жить по-новому.