Файл: Dokument_Microsoft_Office_Word_2 (2).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.08.2024

Просмотров: 693

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Становление педагогической профессии:

2.Сущность и основные компоненты профессионально-педагогической культуры

4. Общее представление о педагогике как науке

5 Вопрос. Педагогический процесс, как целостная система

Закономерности педагогического процесса

Функции целостного педагогического процесса

Движущей силой развития и совершенствования целостного педагогического процесса являются противоречия.

6 Вопрос. Личность ребенка как объект и субъект педагогического процесса.

7 Вопрос. Уровни методологии педагогики

Методы педагогического исследования

8 Вопрос. Сущность и структура взаимодействия. Типы взаимодействия. Особенности педагогического взаимодействия.

9 Вопрос Учет в педагогическом взаимодействии индивидуальных, возрастных, гендерных особенностей учащихся. Гендерный подход в педагогике

Индивидуальные особенности развития учащихся .

10 Вопрос Педагогическое общение.

Стиль педагогического общения

Условия эффективности педагогического общения

16. Понятие о формах организации обучения. Соотношение между формами организации обучения и его методами

17. Содержание образования как средство развития личности и формирования ее базовой культуры

18. Проектирование индивидуальных образовательных программ для учащихся общеобразовательных школ

19. О структуре образовательной среды учебных учреждений

20. Просветительская деятельность в процессе образования

21. Характеристика современных технологий обучения.

22. Понятие воспитания

Сущностные характеристики воспитания

Физическое воспитание

Трудовое воспитание

Политехническое воспитание

Нравственное воспитание

Эстетическое воспитание

23. Понятие о содержании воспитания

Основные направления воспитания

24. Понятия о методах и приёмах воспитания. Классификация методов воспитания

25. Сущность понятия «форма воспитания».Классификация и характеристика отдельных форм воспитания.

16. Понятие о формах организации обучения. Соотношение между формами организации обучения и его методами

17. Содержание образования как средство развития личности и формирования ее базовой культуры

18. Проектирование индивидуальных образовательных программ для учащихся общеобразовательных школ

19. О структуре образовательной среды учебных учреждений

20. Просветительская деятельность в процессе образования

21. Характеристика современных технологий обучения.

22. Понятие воспитания

Сущностные характеристики воспитания

Физическое воспитание

Трудовое воспитание

Политехническое воспитание

Нравственное воспитание

Эстетическое воспитание

23. Понятие о содержании воспитания

Основные направления воспитания

24. Понятия о методах и приёмах воспитания. Классификация методов воспитания

25. Сущность понятия «форма воспитания».Классификация и характеристика отдельных форм воспитания.

27. Этапы воспитательного процесса

28. Влияние среды на развитие человека

30. Организаторская деятельность педагога. Этапы и правила организаторской работы (а.Н. Лутошкин, л.И. Уманский).

31. Коллективная творческая деятельность, ее этапы и особенности организации. (и.П. Иванов).

Главным объектом осмысления является социальные отношения выработанные человечеством на протяжении истории развития Отношение имеет место во взаимодействии педагога и ученика в любом виде деятельности (познании, труда, художественном творчестве и других) Так, работая на школьной диля янци с учителем, дети постигают отношение к природе, земле, труду, человека, знаний, науки; находясь на экскурсии в музеи, проявляют отношение к прошлому, прогресса, цивилизации, человечества; изучая на уроке литературное произведение, переживают гуманное отношение к человеку, жизни, общества и поод.

Среди бесконечного числа отношений человека к окружающей действительности выделяется только и совокупность отношений, которая включает наиболее значимые для человеческой жизни отношения Таковы отношение к люд жидкости, жизни, обществу, труду, познанию, к самой себе.

Для того, чтобы воспитанник умел прожить отношения, педагог должен помочь ему почувствовать, осмыслить связь его собственного \"Я\" и объекта действительности, а для того, чтобы он умел

установить отношение - помочь ему оценить эту связь, понять его смысл собственной жизни

Отношение - это интегральная позиция личности

Выработать у воспитанника важны для человеческой жизни отношения, собственную позицию, ценностные ориентации - значит научить его жить

Поэтому содержание воспитание - это одновременно и субъективный опыт личности с ее отношениями, ценностями и смыслами, умениями, социальными навыками, способами поведения, способностями


Основные направления воспитания

В воспитательном процессе можно выделить несколько направлений: физическое воспитание, умственное, нравственное, гражданское, эстетическое, трудовое и профессиональное. Целью физического воспитания является совершенствование организма человека. Оно осуществляется на основе тренировок, учебной и просветительской работы. Критерии физической воспитанности: выносливость, ловкость, двигательные качества, умения и навыки и пр. В содержание умственного воспитания входят: развитие интеллекта посредством развития всех познавательных функций человека, просвещение в области наук, деятельности, общения, формирование механизма самоорганизации умственной деятельности, развитие индивидуальных интеллектуальных способностей, развитие сознания и самосознания у учащихся, их творческого потенциала, формирование профессионального мышления. Умственное воспитание осуществляется через процессы образования и обучения. Критериями умственного воспитания являются высокоразвитый интеллект, широкий кругозор, высокий уровень самоорганизации умственной деятельности, творческие способности личности. Гражданское воспитание включает в себя патриотическое, национальное и интернациональное, политическое и правовое воспитание. Осуществляется на основе образования, педагогического общения и вовлечения в общественную жизнь. Критериями являются проявление гражданской зрелости: желание участвовать в общественной жизни, готовность прийти на защиту Родины, отсутствие правонарушений и пр. Содержание нравственного воспитания: моральное, этическое воспитание, нравственное просвещение в вопросах морали, этики, политики, воспитание ответственности за свои поступки, развитие механизмов нравственного самовоспитания. Нравственное воспитание осуществляется через образование и в процессе педагогического общения. Критериями являются наличие и проявление у индивида глубокого нравственного чувства, его способность к эмоциональному переживанию, мукам совести, страданиям, стыду, сочувствию, а также устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, высокая культура отношений в коллективе. Понятие «эстетическое воспитание» содержит в себе следующие элементы: развитие эстетического восприятия окружающего мира, эстетических чувств, формирование эстетических отношений. Осуществляется через образование и в процессе обучения, через соприкосновение с миром прекрасного. Критерий: развитый художественно-эстетический вкус. Трудовое и профессиональное воспитание предполагает формирование общетрудовых знаний, профессиональную ориентацию и пр. Осуществляется через процесс вовлечения учащихся в различные виды общественно-полезного труда. Его критериями являются наличие трудолюбия, определенных профессиональных знаний, умений и навыков, ориентация на определенную профессию.


24. Понятия о методах и приёмах воспитания. Классификация методов воспитания

Методы воспитания — это пути, способы достижения заданной цели воспитания. Применительно к школьной практике можно сказать также, что методы — это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников, цель которых — выработать у них заданные качества. Сколько же их всего? Столько, сколько может использовать воспитатель, сотрудничая со своими воспитанниками, опираясь на их силы, возможности и желания. Несомненно, одни пути могут привести к цели быстрее, чем другие. Практика воспитания использует прежде всего традиционные пути, которыми вели своих учеников воспитатели, жившие прежде нас. Эти пути составляют общие методы воспитания. Однако во многих случаях они могут оказаться малоэффективными, поэтому перед воспитателем всегда стоит задача искать новые пути, которые бы максимально соответствовали конкретным условиям воспитания, позволяли быстрее и с меньшими усилиями добиваться намеченного результата. Конструирование, выбор и правильное применение методов воспитания — вершина педагогического мастерства.

Прием воспитания — часть общего метода, отдельное действие, приносящее конкретное улучшение. Образно говоря, приемы — это тропинки, которые прокладывает воспитатель вместе со своими воспитанниками, чтобы быстрее достичь цели. Если ими начинают пользоваться и другие воспитатели, то постепенно приемы могут превратиться в широкие пути — методы. Такова связь методов и приемов воспитания.

Выделяются и средства воспитания. Под приемом понимается единичное воздействие, под средством — совокупность приемов. Средство — это уже не прием, но еще не метод. Например, труд — средство воспитания, но показ, оценка труда, указание на ошибку в работе — это приемы. Слово (в широком понимании) — средство воспитания, но реплика, ироническое замечание, сравнение — приемы. В связи с этим иногда метод воспитания определяют как систему приемов и средств, используемых для достижения поставленной цели.

Различных версий (модификаций) методов накоплено так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогает лишь их упорядочение, классификация. Классификация методов — это выстроенная по определенному признаку система методов. Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представит себе всю их систему, но и лучше поймет назначение, характерные признаки.


По каким признакам могут быть выстроены в систему методы воспитания? Ведь метод воспитания — явление многомерное. По характеру методы воспитания делятся на (Н.И.Болдырев, Н.К.Гончаров, Ф.Ф.Королев и др.):

- убеждение,

- упражнение,

- поощрение,

- наказание.

В данном случае общий признак — «характер метода» — включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны методов.

К этой классификации тесно примыкает другая, трактующая характер методов еще более обобщенно (Т.А.Ильина, И.Т.Огородников). Она включает в себя:методы убеждения,методы организации деятельности,методы стимулирования поведения школьников.Таким образом, методы воспитания — это пути достижения цели. Нет методов хороших или плохих, эффективных или неэффективных. Все зависит от того, как они применяются.


25. Сущность понятия «форма воспитания».Классификация и характеристика отдельных форм воспитания.

Формы воспитания – способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Используют и термин «воспитательное мероприятие, организационные формы воспитания». Мероприятие – организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо воспитательных целей.

В процессе коллективного планирования, подготовки и проведения мероприятий создается обстановка сотворчества, что способствует развитию личности, коллектива, развитию внутриколлективных отношений. Мероприятие реализуется как целенаправленное взаимодействие педагога-воспитателя с каждым учащимся, учебным коллективом в целом, направленное на решение определенных воспитательных задач.

В педагогической литературе нет единого подхода к классификации форм воспитательной работы. Наиболее распространенной является классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся:

– массовые формы (участие всего класса);

– кружковая групповая;

– индивидуальная.

Заслуживает внимания подход к определению форм воспитательной работы, связанный с направлениями воспитательной деятельности, например для организаций познавательно-развивающей деятельности учащихся более подходят такие формы, как викторина, аукцион знаний, конкурс знатоков «Что? Где? Когда?», конкурс проектов, деловые игры, научные конференции учащихся, конкурс изобретателей и фантазеров и т. п.).

При осуществлении задач нравственного воспитания могут применяться такие формы, как диспуты, круглый стол, беседа на этические темы, телемост, акции милосердия, литературно-музыкальные композиции и т. п.

Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов воспитания. Для каждого детского коллектива следует выбирать наиболее подходящие формы. Чем разнообразнее и богаче по содержанию формы организации воспитательного процесса, тем он эффективнее. В основе выбора форм воспитательной работы должна находиться педагогическая целесообразность.

Условия, с которыми сопряжен педагогический поиск форм

1. Любая форма должна быть ориентирована на три канала восприятия, так чтобы аудиалы, визуалы и кинестетики получали достаточную духовную пищу для внутренней активности.