Файл: Dokument_Microsoft_Office_Word_2 (2).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.08.2024

Просмотров: 664

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Становление педагогической профессии:

2.Сущность и основные компоненты профессионально-педагогической культуры

4. Общее представление о педагогике как науке

5 Вопрос. Педагогический процесс, как целостная система

Закономерности педагогического процесса

Функции целостного педагогического процесса

Движущей силой развития и совершенствования целостного педагогического процесса являются противоречия.

6 Вопрос. Личность ребенка как объект и субъект педагогического процесса.

7 Вопрос. Уровни методологии педагогики

Методы педагогического исследования

8 Вопрос. Сущность и структура взаимодействия. Типы взаимодействия. Особенности педагогического взаимодействия.

9 Вопрос Учет в педагогическом взаимодействии индивидуальных, возрастных, гендерных особенностей учащихся. Гендерный подход в педагогике

Индивидуальные особенности развития учащихся .

10 Вопрос Педагогическое общение.

Стиль педагогического общения

Условия эффективности педагогического общения

16. Понятие о формах организации обучения. Соотношение между формами организации обучения и его методами

17. Содержание образования как средство развития личности и формирования ее базовой культуры

18. Проектирование индивидуальных образовательных программ для учащихся общеобразовательных школ

19. О структуре образовательной среды учебных учреждений

20. Просветительская деятельность в процессе образования

21. Характеристика современных технологий обучения.

22. Понятие воспитания

Сущностные характеристики воспитания

Физическое воспитание

Трудовое воспитание

Политехническое воспитание

Нравственное воспитание

Эстетическое воспитание

23. Понятие о содержании воспитания

Основные направления воспитания

24. Понятия о методах и приёмах воспитания. Классификация методов воспитания

25. Сущность понятия «форма воспитания».Классификация и характеристика отдельных форм воспитания.

16. Понятие о формах организации обучения. Соотношение между формами организации обучения и его методами

17. Содержание образования как средство развития личности и формирования ее базовой культуры

18. Проектирование индивидуальных образовательных программ для учащихся общеобразовательных школ

19. О структуре образовательной среды учебных учреждений

20. Просветительская деятельность в процессе образования

21. Характеристика современных технологий обучения.

22. Понятие воспитания

Сущностные характеристики воспитания

Физическое воспитание

Трудовое воспитание

Политехническое воспитание

Нравственное воспитание

Эстетическое воспитание

23. Понятие о содержании воспитания

Основные направления воспитания

24. Понятия о методах и приёмах воспитания. Классификация методов воспитания

25. Сущность понятия «форма воспитания».Классификация и характеристика отдельных форм воспитания.

27. Этапы воспитательного процесса

28. Влияние среды на развитие человека

30. Организаторская деятельность педагога. Этапы и правила организаторской работы (а.Н. Лутошкин, л.И. Уманский).

31. Коллективная творческая деятельность, ее этапы и особенности организации. (и.П. Иванов).

20. Просветительская деятельность в процессе образования

Специально-организуемое развивающееся взаимодействие воспитателя и воспитанника направленное на достижение целей воспитания понимается как воспитательный процесс. Существующее противоречие между разнообразными (разнонаправленными) воздействиями на воспитанника и целостным формированием личности, разрешается через организацию воспитательного процесса – действия его участников направленных на упорядочение всевозможных влияний на ребенка, воспитательного взаимодействия в целом. Упорядочение происходит путем принятия субъектами воспитательного процесса целей воспитания, через определение средств их реализации, а так же измерителей позволяющих оценивать эффективность процесса. Такую организацию воспитательного процесса можно назвать системной, что означает наличие воспитательной системы.

Анализируя работы исследователей проблемы воспитания детей (А.С. Макаренко, М.И. Рожкова, В.С. Селиванова, И.Ф. Харламова, С.Т. Шацкого, Н.Е. Щурковой и др.), соотнося выявленные ими закономерности воспитательного процесса, следует отметить, что в вопросе выбора средств организации целостного воспитательного процесса доминирующим является деятельностный подход. Цель воспитания достигается посредством активности самого ребенка, поэтому необходимо организовать целесообразную социально-значимую деятельность воспитанника. Данная деятельность помимо воспитывающей должна выполнять системообразующую функцию, то есть должна обеспечивать упорядоченность системы воспитательных воздействий и взаимодействий внутри школы, и в окружающем школу микросоциуме.

Общественное воспитание в России на протяжении всей своей истории, в той или иной степени имело культурно- социально-просветительный характер. Важную роль в распространении грамоты играло самообразование населения, способы стихийно-организуемого образования зарождались еще в народной педагогике. Влияние тенденций культурной жизни на организацию просвещения, прослеживается в деятельности учебно-воспитательных учреждений, а также в общественном масштабе. Решающее влияние на выбор подходов к организации воспитания и соответствующих педагогических средств оказывал тот, или иной социальный институт, который осуществлял целеполагание и руководство образовательной сферой на конкретном этапе исторического развития страны. Таким образом, в истории использования социально-просветительной деятельности в отечественной педагогике и конкретно в воспитательном процессе следует выделить 5 периодов:


  1. Народно-просветительный период IX – XVII вв.

  2. Государственно-просветительный период XVIII – I пол. XIX вв.

  3. Общественно-просветительский период II пол. XIX – нач. XX вв.

  4. Политпросветский период 1917 – 70-ые г. XX в.

  5. Коллективно-просветительный период с 70-х г. XX – нач. XXI вв.

В обозначенные периоды элементы социально-просветительной деятельности использовались:

в решении задач народной педагогики, включающей в педагогический процесс песни, сказки, загадки, пословицы, былины, другие формы народного фольклора являющиеся важными составляющими духовной жизни воспитанников и условием становления личности ребенка, на ранних этапах его развития (народно-просветительный период);

с целью обеспечения многогранности учебно-воспитательного процесса регламентированного государством, через развитие науки, истории родного края, искусства и европеизации всего образа жизни, прежде всего в городах (государственно-просветительный период);

в процессе распространения знаний в широкие народные массы, реализации прогрессивных идей народного просвещения и общественного воспитания (общественно-просветительский период);

в рамках пропаганды и агитации ценностей и социальных норм нового строя, для решения задач воспитания коммунистической сознательности народных масс в рамках государственной системы политпросвета (политпросветский период);

в процессе коллективно-творческой организации жизнедеятельности учебно-воспитательных заведений направленной на реализацию задач общечеловеческого воспитания (коллективно-просветительный период).

По мере утверждения гуманистической парадигмы образования опыт использования дополнительных возможностей воспитания культурой и искусством, силами различных социальных институтов приобретает систематический характер. Разработку и реализацию проекта воспитательной системы школы - социально-просветительного центра села, следует проводить с учетом идей использования общественной и культурно-просветительной деятельности представленных в педагогическом наследии С.Т. Шацкого, А.А. Захаренко, В.А. Сухомлинского и других авторов воспитательных систем сельских школ.

Ряд социокультурных факторов определяющих развитие системы образования и российского общества, актуализируют значение социально-просветительной деятельности системе общественного воспитания, среди них:


1. Развитие информационного общества.

2. Возрождение форм организации гражданско-политического воспитания.

3. Развитие форм гражданского участия и социального партнерства, взаимодействия в воспитании подрастающего поколения.

4. Появление в ОУ новых субъектов целостного воспитательного процесса.

5. Повышение роли ОУ как открытой социально-педагогической системы в рамках микросоциума (особенно в сельской местности).

6.Усиление значимости досугового компонента образовательных учреждений, становление «школы полного дня».

Изучение современной научно-педагогической литературы позволяет утверждать, что для системной организации воспитательного процесса сельской школы посредством социально-просветительной деятельности, имеется достаточно разработанная теоретическая база.

Социально-просветительная деятельность, выступает связующим звеном в процессах педагогизации среды и «социализации» школы. Характер, содержание и направленность этой деятельности указывают на ее педагогическую сущность. Воспитывающее воздействие социально-просветительной деятельности направлено как от субъекта к внешнему окружению, так и внутрь личностных структур просветителя. Социально-просветительная деятельность как многооуровневое явление, интегрирует сущностные характеристики воспитывающей деятельности, системообразующего компонента воспитательной системы школы и способа социально-педагогического преобразования среды. На личностном уровне социально-просветительная деятельность представляется как социально-ориентированная внутриличностная активность субъекта, содержанием которой является распространение знаний, приобщение к духовным ценностям, разъяснение и утверждение социально-педагогических, культурных норм жизни.

На уровне образовательного учреждения социально-просветительная деятельность является системообразующим компонентом системной организации воспитательного процесса, выполняющим ряд управленческих и системообразующих функций:

информирующую, в рамках этой деятельности происходит специально-организованная передача социальных норм, духовно-культурных традиций, ценностей;

интегрирующую, комплексный характер содержания и общественная направленность деятельности обуславливает формирование интегративных качеств воспитанника (гражданская позиция, общественная активность и др.);


структурирующую, многообразие подвидов социально-просветительной деятельности, позволяет на ее основе строить систему воспитательной работы различных школьных центров, образующих структурную целостность;

координирующую, следствием социально-просветительной деятельности школы, является проявление гражданской активности, сознательности населения, координация усилий институтов общественного воспитания.

Последняя управленческая функция, на общественном уровне характеризует социально-просветительную деятельность как процесс целенаправленной организации социально-педагогических условий развития личности, посредством повышения культурного уровня и социальной активности населения конкретного микросоциума.


21. Характеристика современных технологий обучения.

Аудиолингвальный метод предполагает индивидуальную работу в языковой лаборатории в процессе аудиторных занятий и во внеурочное время.(аудиолингвальные упражнения составляют сущность данного метода обучения). В основе работы (обучения) по данному методу лежит так называемый метод «дрилль», т.е многократное (до 50-100 раз) повторение одних и тех же упражнений - моделей аудиолингвального характера. Структуры (модели), речевые образцы должны быть отобраны и усвоены в строго определенной последовательности, учитывающей принцип одной трудности и интерферирующее влияние родного языка. Это важно знать составителям учебников и учителям, а не ученикам. Данный метод предполагает также работу на создание у учащихся формально-традиционных навыков преобразования (трансформации) одних моделей в другие. (Френч Фред, Чарльз Фриз (США), А.Хорнби (англ.), Р.Ладо).

Аудиолингвальный метод обучения предусматривает наиболее полное использование ТСО: звуковоспроизводящих, звукозаписывающих, зрительно-слуховых средств (диафильмы, кинофильмы). Особое место в этом методе занимают «языковые лаборатории», технизация и программирование учебного процесса.

Основоположниками и теоретиками этого метода являются французские исследователи П.Губерина, Роже Ренар. Исходя из данного метода исходной основой и основным средством обучения должна быть звучащая речь (диалог) в ее литературно-разговорном варианте. В соответствии с этим методом обучения в основе организации речевого материала лежат структуры диалогических единств, соотнесенных с темой и ситуацией речевого общения. Овладение диалогической речью в соответствии с данным методом осуществляется в единстве с реальными ситуациями общения, воссоздаваемыми с помощью аудиовизуальной наглядности (диафильм и магнитофон), т.к. «речь развивается в ситуациях».

Роль наглядности, по утверждению французских исследователей Р.Ренара и П.Губерина состоит в том, что она а) связывает языковое выражение (формы) с реальным содержанием, с ситуацией общения; б) помогает понять знаки языка;

в) облегчает запоминание на слух языкового материала.

Суггастопедический метод входит в интенсивные методы обучения и представляет собой гипнопедию, т.е. обучение ИЯ во время естественного сна, точнее на определенных стадиях его протекания. Процедура обучения состит в многократном повторении одного и того же (часто связного) языкового материала в неизменном виде в первый период сна и сразу же после засыпания и в период непосредственно перед пробуждением. Результатом этой процедуры обучения, осуществляемого с помощью магнитофона в специальном спальном классе, является непрпоизвольное запоминание информации.