ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.08.2024
Просмотров: 697
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.Становление педагогической профессии:
2.Сущность и основные компоненты профессионально-педагогической культуры
4. Общее представление о педагогике как науке
5 Вопрос. Педагогический процесс, как целостная система
Закономерности педагогического процесса
Функции целостного педагогического процесса
6 Вопрос. Личность ребенка как объект и субъект педагогического процесса.
7 Вопрос. Уровни методологии педагогики
Методы педагогического исследования
Индивидуальные особенности развития учащихся .
10 Вопрос Педагогическое общение.
Условия эффективности педагогического общения
17. Содержание образования как средство развития личности и формирования ее базовой культуры
18. Проектирование индивидуальных образовательных программ для учащихся общеобразовательных школ
19. О структуре образовательной среды учебных учреждений
20. Просветительская деятельность в процессе образования
21. Характеристика современных технологий обучения.
Сущностные характеристики воспитания
23. Понятие о содержании воспитания
Основные направления воспитания
24. Понятия о методах и приёмах воспитания. Классификация методов воспитания
25. Сущность понятия «форма воспитания».Классификация и характеристика отдельных форм воспитания.
17. Содержание образования как средство развития личности и формирования ее базовой культуры
18. Проектирование индивидуальных образовательных программ для учащихся общеобразовательных школ
19. О структуре образовательной среды учебных учреждений
20. Просветительская деятельность в процессе образования
21. Характеристика современных технологий обучения.
Сущностные характеристики воспитания
23. Понятие о содержании воспитания
Основные направления воспитания
24. Понятия о методах и приёмах воспитания. Классификация методов воспитания
25. Сущность понятия «форма воспитания».Классификация и характеристика отдельных форм воспитания.
27. Этапы воспитательного процесса
28. Влияние среды на развитие человека
31. Коллективная творческая деятельность, ее этапы и особенности организации. (и.П. Иванов).
17. Содержание образования как средство развития личности и формирования ее базовой культуры
Содержание образования является одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры. В зависимости от существующих подходов к образованию, понятие «содержание образования» приобретает разные смыслы. В традиционном (знаниево-ориентированном) подходе содержание образования рассматривается как «совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы». В этом подходе знания становятся абсолютной ценностью, главным смыслом образования. При этом интересы самого человека, его потребности не учитываются, возникает явление «отчуждения» знаний от личности, школы от жизни. В свете нового, личностно-ориентированного подхода к образованию его содержание понимается как педагогически адаптированная система знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально- волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества [И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин]. В этом случае содержание образования направлено на развитие целостной личности: ее природных особенностей (здоровья, способностей), ее социальных качеств (гражданина, деятеля) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). В отборе содержании образования можно выделить две основные теории, которые сложились в конце XVIII - начале XIX вв. Сторонники теории материального образования (или энциклопедизма) считают, что главное назначение образования состоит в передаче обучающимся как можно большего объема знаний из разных наук. При этом они придерживаются точки зрения Я. А. Коменского о том, что выпускник должен быть энциклопедически образованным. Главной задачей формального образования (или дидактического формализма) является развитие умственных способностей и познавательных интересов учащихся. При этом основным средством этого развития выступало изучение математики и иностранных языков (Дж. Локк, А. Дистервег, И. Г. Песталоцци). Критика рассмотренных выше подходов была дана в XIX в. К. Д. Ушинским. Он утвердил в российской педагогике идею обеспечения единства формального и материального подходов к отбору содержания образования. В современной педагогике эта идея нашла отражение в принципах формирования содержания образования, разработанных В. В. Краевским. Это принципы: · соответствия содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры и личности; · единства содержания и организации образования; · гуманитаризации содержания образования (нацеленность на создание условий для развития личности, приоритет дисциплин гуманитарного цикла и пр.); · фундаментализации образования (нацеленность на обучение способам добывания знаний, на изучение законов, освоение методологических подходов). Данные подходы определяют современные требования к содержанию образования. В ст. 14 закона «Об образовании» подчеркивается, что оно должно быть ориентировано на: • обеспечение самоопределения личности, создание условий для самореализации; • развитие общества; • укрепление и совершенствование правового государства.
Учебные программы и планы
Следующим документом, определяющим содержание образования является программа — это документ, определяющий по каждому учебному предмету обязательный объем и содержание знаний, умений и навыков, указывающий содержание отдельных разделов и тем с распределением их по годам обучения. В связи с реформой содержания образования потребовался пересмотр всех учебных программ как для инвариантной части базисного учебного плана, так и для вариантной, а также подготовки учебников. Программы создаются на базе образовательных стандартов.
Учебники и учебные пособия
Учебник - это книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету в соответствии с целями обучения, учебной программой и требованиями дидактики. Учебник должен предусматривать не только последовательность изложения материала, но и доступность языка изложения, наличие иллюстраций, рисунков, таблиц, хорошее оформление.
Материал в программах и учебниках может располагаться по: линейному принципу, когда изложение материала осуществляется последовательно, на основе уже известного, без возвращения к нему на следующих этапах обучения; и по концентрическому принципу, когда часть учебного материала повторно изучается на нескольких ступенях обучения, но с разной степенью глубины.
Реформирование содержания, создание новых учебных программ и учебников есть трудное и дорогое дело.
Достаточно провести такие примеры, что с I по XI класс принято около 200 новых учебных пособий для учащихся.
Если учитывать идеи перестройки, что обучение должно быть дифференцированным, то нужно иметь 4-5 комплектов разноуровневых и разнообразных, альтернативных учебников.
Следует добавить, что помимо учебников нужны средства обучения, широкий шлейф дополнительной литературы для учеников и учителей, наглядные пособия.
Кроме того, до массового внедрения в школу нового содержания образования необходима его экспериментальная проверка в отдельных школах и регионах, для чего потребуется штат высококвалифицированных преподавателей.
Массовый переход на новое содержание образования требует переподготовки всего учительского корпуса страны.
Вопрос о необходимости пересмотра и реформирования содержания среднего общего образования — это объективная потребность даже безотносительно к тем социально-экономическим переменам, которые происходят сейчас в стране.
18. Проектирование индивидуальных образовательных программ для учащихся общеобразовательных школ
Современные педагогические концепции позволяют рассматривать проблему проектирования индивидуальных образовательных программ для учащихся общеобразовательных школ с учетом новых достижений науки. Исследование существующих публикаций показывает, что происходят не только динамичное количественное накопление опытно-экспериментального материала и теоретических обобщений в данной области, но и качественные сдвиги в разработке психолого-педагогических аспектов концепции индивидуализации обучения учащихся. Например, доказано положение, постулирующее необходимость адаптации образовательного процесса в школе к конкретному учащемуся. Однако это практически неосуществимо при традиционных подходах к обучению и воспитанию, сложившихся в общеобразовательной школе. Данные обстоятельства указывают на актуальность создания и реализации в практике средней школы адаптивных систем индивидуализированного обучения учащихся. Полагаем, что речь может идти о поиске психолого-педагогических механизмов проектирования индивидуальных образовательных программ для учащихся.
В научной литературе существует большое количество определений образовательных программ, которые, так или иначе, касаются индивидуализации образовательного процесса в школе. Ряд авторов используют термин «индивидуальная учебно-самообразовательная программа» [3 и др.], другие пользуются термином «личностно-ориентированная образовательная программа» [5 и др.] или «индивидуальная образовательная траектория» («индивидуальный образовательный маршрут») [1; 2 и др.], гораздо чаще используется термин «индивидуальная образовательная программа» [4 и др.].
Заметим, что многообразие точек зрения в определении индивидуальных программ вряд ли способствует построению соответствующей педагогической теории, не говоря уже о вопросах проектирования таких средств. Этим можно объяснить наше стремление к обобщению существующих подходов к определению программного обеспечения индивидуализации содержания образования учащихся. Имеет смысл ограничиться более общим термином - «индивидуальная образовательная программа». В этом случае данный термин можно рассматривать как основное понятие, а такие понятия как «индивидуальная учебно-самообразовательная программа», «личностно-ориентированная образовательная программа» и т.п. - в качестве вспомогательных (или определяемых понятий).
В соответствии с этим индивидуальную образовательную программу определим как образовательную программу, разрабатываемую на основании выраженных потребностей и индивидуальных особенностей учащихся и уточняемую в соответствии с характером развития у соответствующих учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов. Обратим внимание на то, что термин «индивидуальная» не отождествляется со словом «персональная», что позволяет говорить о возможности проектирования индивидуальной образовательной программы для группы учащихся, имеющих сходственные склонности, близких по уровню развития, интересам и т.п. При всем при этом индивидуальные образовательные программы допускают существование различных персонифицированных вариантов.
Индивидуальные образовательные программы являются производными от образовательных программ подготовки учащихся вообще. Другими словами, в индивидуальных образовательных программах с учетом информации о специфике школы, об особенностях учащихся конкретно развертывается содержание основной образовательной программы. При этом, индивидуальные образовательные программы являются более подвижными и изменчивыми по сравнению с основными образовательными программами. Проявляется это в характерных признаках индивидуальных программ. К таким признакам, в частности, можно отнести: производность индивидуальных образовательных программ от основной образовательной программы; учет индивидуальных личностно-психологических и физиологических особенностей учащихся или их групп; увеличение в структуре образовательной деятельности учащихся доли самостоятельной работы; подвижность индивидуальных образовательных программ в зависимости от результатов формирования личностных, метапредметных и предметных результатов у учащихся.
Наши исследования показывают, что при проектировании индивидуальных образовательных программ важна не только информация о конкретных учащихся, но и сведения, отражающие внешние условия, в окружении которых осуществляется образовательный процесс. Например, важной является информация о: кадровом обеспечении образовательного процесса в школе, взаимодействии школы с различными социальными партнерами, перспективах развития школы в кадровом, научно-методическом и материально-техническом направлениях и т.п. В результате появляется возможность учесть все имеющиеся ресурсы, которые непосредственно используются при проектировании индивидуальных образовательных программ. Благодаря такой информации можно наполнять конкретным содержанием инвариантную часть индивидуальных программ. Вариативная же часть конкретизируется более существенно. Речь идет о необходимости учитывать индивидуальные особенности учащихся при разработке и использовании индивидуальных программ. Мы полагаем, что в идеальном варианте индивидуальные программы должны создаваться для каждого учащегося с учетом его личностных особенностей, склонностей и целевых установок. В таком случае намного увеличивается эффективность образовательного процесса в школе. Однако практика показывает, что вполне возможным оказывается вариант, когда учитываются индивидуальные особенности группы учащихся (нескольких человек), имеющих сходственные склонности, интересы и целевые установки.
Современные научные разработки обосновывают возможность использования модульного подхода для целей проектирования индивидуальных образовательных программ. Например, в зарубежной литературе [8; 9 и др.] встречается термин «модульное обучение», который трактуется как обучение, основанное на модулях полностью или частично. В отечественной литературе [6] под обучением с использованием программ, построение которых предполагает модульный подход, понимается такой вид обучения, когда каждый учащийся относительно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему комплексной учебной программой, включающей в себя целевую программу действий, информационный банк и методическое руководство для достижения поставленной педагогической цели. Наиболее полно основы модульного подхода в обучении разработаны П. А. Юцявичене и изложены в монографии «Теория и практика модульного обучения» [7].
Большинство авторов считает, что основой такого обучения является программа, составленная с помощью модулей. Понятие «модуль» используется во многих отраслях: архитектуре и строительстве (условная величина, принимаемая для выражения кратных соотношений размеров частей здания или сооружения с целью их координации, придания сооружению или его частям соизмеримости); радиоэлектронике (унифицированный функциональный узел радиоэлектронной аппаратуры, выполненный в виде самостоятельного изделия); технике (унифицированный узел (или часть сложной системы), оформленный конструктивно как самостоятельное изделие и выполняющий определенную функцию в различных технических устройствах); информатике (функционально законченный узел, являющийся частью определенной системы, оформленный как самостоятельное изделие и обладающий свойством заменяемости). Одно из основных назначений этого термина - это функциональный узел. В педагогической литературе под модулем понимается определенная искусственная образовательная система, в которой «отражаются содержательные, процессуально-действенные и организационно-управленческие аспекты педагогических средств, с помощью которых учащимся присваивается определенный уровень образованности» [3, с. 56-57]. Обязательным признаком модуля является его ориентированность на учащихся (их склонности, выраженные потребности), на образовательную цель в условиях социальной защиты учащихся (состояние психического и физического здоровья, желание учащихся, их реальные возможности, природные способности, предрасположенность к различным видам деятельности) [3].