Файл: Dokument_Microsoft_Office_Word_2 (2).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.08.2024

Просмотров: 692

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Становление педагогической профессии:

2.Сущность и основные компоненты профессионально-педагогической культуры

4. Общее представление о педагогике как науке

5 Вопрос. Педагогический процесс, как целостная система

Закономерности педагогического процесса

Функции целостного педагогического процесса

Движущей силой развития и совершенствования целостного педагогического процесса являются противоречия.

6 Вопрос. Личность ребенка как объект и субъект педагогического процесса.

7 Вопрос. Уровни методологии педагогики

Методы педагогического исследования

8 Вопрос. Сущность и структура взаимодействия. Типы взаимодействия. Особенности педагогического взаимодействия.

9 Вопрос Учет в педагогическом взаимодействии индивидуальных, возрастных, гендерных особенностей учащихся. Гендерный подход в педагогике

Индивидуальные особенности развития учащихся .

10 Вопрос Педагогическое общение.

Стиль педагогического общения

Условия эффективности педагогического общения

16. Понятие о формах организации обучения. Соотношение между формами организации обучения и его методами

17. Содержание образования как средство развития личности и формирования ее базовой культуры

18. Проектирование индивидуальных образовательных программ для учащихся общеобразовательных школ

19. О структуре образовательной среды учебных учреждений

20. Просветительская деятельность в процессе образования

21. Характеристика современных технологий обучения.

22. Понятие воспитания

Сущностные характеристики воспитания

Физическое воспитание

Трудовое воспитание

Политехническое воспитание

Нравственное воспитание

Эстетическое воспитание

23. Понятие о содержании воспитания

Основные направления воспитания

24. Понятия о методах и приёмах воспитания. Классификация методов воспитания

25. Сущность понятия «форма воспитания».Классификация и характеристика отдельных форм воспитания.

16. Понятие о формах организации обучения. Соотношение между формами организации обучения и его методами

17. Содержание образования как средство развития личности и формирования ее базовой культуры

18. Проектирование индивидуальных образовательных программ для учащихся общеобразовательных школ

19. О структуре образовательной среды учебных учреждений

20. Просветительская деятельность в процессе образования

21. Характеристика современных технологий обучения.

22. Понятие воспитания

Сущностные характеристики воспитания

Физическое воспитание

Трудовое воспитание

Политехническое воспитание

Нравственное воспитание

Эстетическое воспитание

23. Понятие о содержании воспитания

Основные направления воспитания

24. Понятия о методах и приёмах воспитания. Классификация методов воспитания

25. Сущность понятия «форма воспитания».Классификация и характеристика отдельных форм воспитания.

27. Этапы воспитательного процесса

28. Влияние среды на развитие человека

30. Организаторская деятельность педагога. Этапы и правила организаторской работы (а.Н. Лутошкин, л.И. Уманский).

31. Коллективная творческая деятельность, ее этапы и особенности организации. (и.П. Иванов).

Сложным, но очень важным является изучение внут­ренних побудительных факторов поведения и развития школьников — их потребностей, мотивов и установок, их позиции по отношению к учению, происходящим в об­ществе событиям и изменениям, труду, а также к учите­лям и коллективу товарищей. Изучение учащихся долж­но охватывать также ознакомление с условиями домаш­ней жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и контакты, которые оказывают значительное влияние на их воспитание и развитие.

Значительное место занимает знание учителями тех важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью учащихся и включают в себя степень восприимчивости педагогических влияний, а также дина­мику формирования тех или иных личностных качеств.

В заключение подчеркнем, что только глубокое изу­чение и знание особенностей развития каждого школь­ника создает условия для успешного учета этих особен­ностей в процессе обучения и воспитания.

В современной возрастной психологии и педагогике общепринятой является следующая возрастная периодизация: младенчество (от рождения до года); раннее или преддошкольное детство (от года до трех лет); дошкольное детство (от трех до шести лет); младший школьный возраст (от шести до 10 лет); подростковый возраст (младшие подростки — 11—12 лет; старшие подростки — 12—15 лет); юношеский возраст (ранняя юность— 15—17 лет; второй период юности — 17—21 год). Всякая возрастная периодизация условна. В каждом конкретном случае колебания в уровне развития человека могут иметь достаточно большую амплитуду. Дадим краткую характеристику школьных возрастных периодов.

Изменения в социальной ситуации младшего школьника связаны с его поступлением в школу. Ведущей деятельностью является учебно-познавательная деятельность. Преимущественное развитие получает в этот возрастной период интеллектуально-познавательная сфера. Объект познавательной деятельности — начала наук. Вместе с тем нельзя забывать о том, что игра по-прежнему играет большую роль в развитии ребенка.

Подростковый возраст — период перехода от детства к взрослости, период полового созревания, интенсивного развития всех систем организма, прежде всего нервной и сердечно-сосудистой. Быстрые темпы физического, умственного развития в этом возрасте приводят к образованию таких потребностей, которые не могут быть удовлетворенны в силу недостаточной социальной зрелости школьников-подростков. Это может вызвать подростковый кризис. Центральное новообразование сознания подростков — «чувство взрослости». Подросток стремится, чтобы окружающие признали его взрослость, независимость, но испытывает в то же время потребность в неавторитарных советчиках. Происходит расширение круга общения и деятельности подростков. Характерной чертой самосознания подростков является также потребность (способность) познать себя как личность, которая вызывает стремление к самоутверждению и самовоспитанию.


Ведущая деятельность подростков — общение в прогрессе разных видов деятельности. Подростки переходят от прямого копирования оценок взрослых к самооценке. Если для младшего подростка характерно некритическое подражание внешним манерам взрослых, большая зависимость от группы сверстников, то старший подросток начинает осознавать свою самобытность и своеобразие, хотя зависимость его от группы сверстников еще сохраняется. Подростковый возраст характеризуется большими изменениями в мышлении. Объектом познавательной деятельности выступают основы наук, а также система отношений в разных ситуациях. Перестраивается «Я-концепция» подростка. При этом приобретение новых представлений о себе связано с поиском ответов на вопросы: «Каким быть?» и «Кем быть?». Подросток изучает себя: «Какой Я?»; «Какие у меня особенности?»; «Каким я представляюсь другим людям?». Вместе с тем детям в этом возрасте свойственно переоценивать свои знания, способности, опытность. По этому поводу они часто спорят со взрослыми. Если взрослые и сверстники дают низкую оценку их умений, то это ранит самоуважение подростков и остро ими переживается.

Юношескому общению свойственны, с одной стороны, расширение его сферы, а с другой — его индивидуализация. Для юношей и девушек важно доверительное общение: они стремятся найти друзей обоего пола, они открыты к общению со взрослыми. Для старшеклассников неприемлемо вмешательство в их дела извне, но они будут благодарны за тактичную помощь или совет. Если же потребность в доверительном общении не удовлетворяется, то старшеклассник может ощущать одиночество. Для этого периода ранней юности характерно возникновение потребности в любви. Юношеская любовь требует от взрослых особой тактичности и внимания.

Основное новообразование первого периода юности — самоопределение во всех сферах человеческой жизни, в том числе формирование профессиональных интересов и мировоззрения в целом. Эти процессы сопровождаются активным самопознанием. Развитие личности в этом возрасте во многом определяется ее собственными усилиями в этом направлении, то есть самовоспитанием. Ведущая педагогическая идея в работе со старшеклассниками — создание условий для реализации возможностей личности в соответствии с ее реальными притязаниями; помощь в социально значимом определении на будущее.

Типологические возрастные особенности каждого возрастного периода проявляются у каждого индивида многовариантно, преломляясь через его индивидуальность и тендерные особенности.



10 Вопрос Педагогическое общение.

Сущность педагогического общения

В педагогической деятельности общение выступает как средство решения учебно-воспитательных задач; социально-психологическое обеспечение педагогического процесса; средство организации взаимоотношений учителя и учеников, м должно гарантировать эффективность обучения, воспитания и развития личности В этом контексте педагогическое общение содержит мощный резерв роста профессионального мастерства педагога, совершенствования ор ции педагогической деятельности и учебно-воспитательного процессу.

Педагогическое общение - система способов Ии приемов социально-психологического взаимодействия педагога и воспитанников, содержанием которого является обмен информацией, осуществление воспитательного воздействия и налаживания взаимоотношений

Инициатором и руководителем этого процесса является педагог Общение учителя с учеником направлено на создание благоприятного психологического климата в системах \"учитель - ученик\" и \"ученик - ученик\" Оно предусматривает выполнение важных функцийання важливих функцій:

- обмен информацией между педагогом и учениками;

- межличностные познания;

- организация и регулирование взаимоотношений и совместной деятельности;

- осуществление воспитательного воздействия;

- педагогически целесообразная самопрезентация педагога

Педагог в своей деятельности старается быть и источником информации, и человеком, который познает другого человека или группу людей, и организатором коллективных деятельности и взаимоотношений Педагогическое общение помогает ае учителю организовать взаимодействие на уроке и вне его как целостный процесс Не ограничиваясь только информационной функцией, оно создает условия для обмена отношением, переживаниями, помогает самоутверждению ю школьника в коллективе, обеспечивает сотворчество в класссі.

По статусу педагог и учащиеся действуют с разных позиций: учитель организует взаимодействие, а ученик воспринимает, приобщается к ней чтобы ученик стал активным соучастником педагогического процесса, учителю следует обесп печить субъект-субъектный характер педагогических отношений, который заключается в равенстве психологических позиций, взаимной гуманистической направленности, активности педагога и учащихся, взаимопроникновении их в сви т чувств и переживаний, готовности к принятию аргументов собеседника, взаимодействия с ним.


Основными признаками педагогического общения на субъект-субъектном уровне являются:

- личностная ориентация собеседников (способность видеть и понимать собеседника);

- равенство психологических позиций собеседников (недопустимо доминирование педагога в общении, он должен признавать право ученика на собственное мнение, позицию);

- проникновение в мир чувств и переживаний, готовность принять точку зрения собеседника (общение по законам взаимного доверия, когда партнеры вслушиваются, разделяют чувства друг друга, спивпережы ивають, имеет особый педагогический эффект)

- нестандартные приемы общения (отход от чисто ролевой позиции учителя)

зависимости от типа взаимодействия (субъект-субъектная, субъектно-объектная) общения учителя может быть функционально-ролевым или личностно ориентированным Функционально-ролевое общение - сугубо деловое общение, стандартизированное, ограничено требованиями ролевых позиций Цель его заключается в обеспечении выполнения определенных действий За такого общения личные мотивы, отношение педагога и ученика н не учитываютсяги.

Личностно ориентированное общение - это сложная психологическая взаимодействие, которая предусматривает выполнение определенных нормативных функций с проявлением личного отношения Оно направлено не на выполнение задач, как на развитие личности учащихся Да акое общения требует определенного уровня внутренне детерминированной активности личности, при котором ученики не идут по обстоятельствам, а способны сами создавать эти обстоятельства, вырабатывать свою стратегию и сознательную в совершенствоватьсяся.

Учитель, настроен на личностно ориентированное общение, должен быть открытым и справедливым, с доверием относиться к детям, признавать их неповторимость, интересоваться их жизнью, проблемами, уметь бы видеть поведение учеников их глазами, чувствовать их внутренний мир и т.д. Он должен верить в силы каждого ученика, уметь сформировать у него надежду на успех, оказывать ему помощь в духовном росте ОДН е из существенных и сложных задач учителя - беречь и развивать у ребенка чувство собственной ценности, значимости, компетентности, концентрировать внимание на ее потребностях, предпочтениях, определять персо нальный путь к достижению успеха Если ребенок негативно оценивает себя, задача педагога - с помощью возможностей общения трансформировать эти представления в положительные, развивать самовосприятие и потребность в самосовершенствованиинні.