ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.08.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа студентов по курсу «Конфликтология в социальной работе» состоит из нескольких взаимосвязанных блоков. Во-первых, подготовка к семинарским занятиям (не менее 20 часов). Она предполагает анализ научной и научно-популярной литературы, периодических изданий. Во-вторых, подготовка к практическим занятиям (не менее 20 часов) – выполнение творческих заданий, опробование на практике технологических фрагментов работы с конкретным конфликтом, тренировочные упражнения по диагностике и анализу конфликтных ситуаций. В-третьих, написание курсовой работы (см. тематику) (не менее 10 часов). В-четвертых, подготовка и проведение дискуссии на тему «Нужно ли специалисту по социальной работе быть компетентным в политических, экономических, национально-этнических конфликтах?» (не менее 5 часов).

В-пятых, собеседование по конфликтологическому анализу художественного произведения (не менее 18 часов). Студенты читают самостоятельно выбранное ими художественное произведение по проблеме социальной помощи и социальной защиты человека в обществе (рекомендуются рассказы А.П.Чехова, М.И.Зощенко и др.) и анализируют его по заданным критериям. Критерии для анализа:

  • В чем истоки и причина социального конфликта, описанного в произведении?

  • Какие функции этот конфликт выполняет в обществе и жизни героя?

  • Каковы основные структурные элементы конфликта и взаимосвязь между ними?

  • Какова динамика конфликта?

  • Какими особенностями обладает данный конфликт?

  • К каким типологическим категориям он может быть отнесен?

  • В чем выражается социальный конфликт?

  • С помощью каких методов и приемов осущетсвляется регулирование конфликта?

  • Какими приемами достигается переход конфликта в конструктивное русло?

  • Чем завершается конфликт? Какова его цена?

  • Каковы, по Вашему мнению, дальнейшие перспективы развития отношений между его участниками? (мнение обосновать).

Вопросы к экзамену

  1. Конфликтология как наука.

  2. Возникновение и развитие конфликтологии.

  3. Место конфликтологии в системе наук о человеке.

  4. Основные направления в разработке теории конфликта.

  5. Функционализм: теория социального действия Талкотта Парсонса.

  6. Функционализм: теория социальных изменений Нэйла Смелзера.

  7. Функционализм: теория конфликта. Эмиля Дюркгейма.

  8. Структурализм: социология конфликта Макса Вебера.

  9. Структурализм: теория конфликтной модернизации общества Ральфа Дарендорфа,

  10. Природа и источники конфликта,

  11. Понятие "конфликт" и его характеристика.

  12. Структура конфликта.

  13. Функция конфликта в обществе.

  14. Динамика конфликта: латентная стадия, инцидент.

  15. Динамика конфликта: стадия эскалации, кульминация.

  16. Динамика конфликта: стадия завершения, постконфликтный период.

  17. Проблема "цены конфликта".

  18. Стратегии поведения участников конфликта: теория К. Томаса - Р.Киллмена.

  19. Использования стратегии приспособления в конфликте.

  20. использование стратегии избегания конфликта.

  21. использование стратегии соперничества в конфликте.

  22. использование стратегии компромисса в конфликте.

  23. Сотрудничество как одна из конструктивных стратегий поведения в конфликте.

  24. Типология конфликтов.

  25. Внутриличностный конфликт.

  26. Межличностный конфликт.

  27. Конфликт между личностью и группой.

  28. экономический конфликт.

  29. Политический конфликт.

  30. Национально-этнический конфликт.

  31. Семейные конфликты.

  32. Методы и приемы профилактики и предупреждения конфликтов.

  33. Организация переговоров.

  34. Техники и приемы приема передачи информации в переговорном процессе.

  35. Методы и приемы подготовки и принятия соглашения в переговорном процессе.

  36. Жесткий стиль ведения переговоров.

  37. Мягкий стиль ведения переговоров.

  38. Торговый стиль ведения переговоров.

  39. Сотруднический стиль ведения переговоров.

  40. сущность и принципы медиации как способа конструктивного разрешения конфликтов в социальной работе.

  41. Функции медиатора.

  42. Технология работы медиатора по разрешению конфликта.

  43. Арбитраж как способ урегулирования конфликта. Виды арбитража, применяемые в социальной работе.



Тест по курсу «Конфликтология в социальной работе»

1.Конфликтология как наука сложилась:

а) в XVIII в.

б) в конце ХIХ в.

в) в середине ХХ в.

2.Предметом изучения конфликтологии является:

а) отношения между людьми

б) конфликт

в) способы взаимодействия людей.

3. В основе любого конфликта лежит:

а) противоречие

б) несовместимость людей друг с другом

в) дефицит чего-либо

4.Самым распространенным видом конфликта называют:

а) экономический

б) межличностный

в) социальный

5.Конфликтом можно назвать:

а) борьбу волков за кусок мяса

б) спор в транспорте в час пик

в) несовместимость учений материализма и идеализма

6.Особенностью конфликтологии как науки является:

а) ее комплексный характер

б) уникальность предмета изучения

в) специфичность разработанных методов исследования

7.Сторонниками идеи о разрушительном влиянии конфликта на жизнь общества является:

а) функционалисты

б) структуралисты

в) универсалисты

8.Субъект конфликта отличается от других его участников.

а) разнообразием методов ведения конфликтных действий;

б) наличием открытой претензии на объект конфликта;

в) осознанностью и целенаправленностью совершаемых действий.

9.Объектом конфликта может стать:

а) любой материальный предмет или духовная ценность

б) предмет, доступный в одном экземпляре

в) только предмет, имеющий определенную ценность

10.Началом открытого конфликта называют момент:

а) появление объектов конфликта

б) появление субъектов конфликта

в) совершение первых конфликтных действий в отношении друг друга.

11.Функции конфликта в современном обществе:

а) только отрицательные

б) только положительные

в) и положительные и отрицательные

12.Предметом политического конфликта чаще всего выступает:

а) неразделенность властных полномочий

б) дефицит ресурсов

в) несовместимость ценностей и важнейших жизненных установок.

13.Какую из стадий развития конфликта ученые называют самым эмоциональным и насыщенно событийным:


а) предконфликтную

б) стацию эскалации

в) стадию завершения

14.Роль инцидента в конфликте:

а) является началом конфликта

б) делает конфликт открытым

в) завершает конфликт

15.Чтобы сохранить в конфликте положительные отношения с оппонентом, необходимо избрать стратегию поведения:

а) приспособление

б) избегание

в) соперничество

16.Стратегия компромисса позволяет конфликту:

а) полностью разрешить противоречия

б) сохранить отношения с партнером

в) принять временное решение, основанное на уступках

17.Оптимальной для применения стратегии соперничества является ситуация:

а) приема на работу

б) спора с супругом

в) соревнования

18.Нормой взаимодействия конфликтологии называют:

а) национально-этнический конфликт

б) межличностный конфликт

в) внутриличностный конфликт

19.Наиболее конструктивным способом завершения конфликта называют:

а) угасание

б) взаимные уступки

в) разрешение

г) регулирование

20.Переговоры могут быть начаты, если:

а) обе стороны изъявили желание в них участвовать

б) одна из сторон инициирует их поведение;

в) к их проведению подталкивают внешние обстоятельства

21.Если партнер по переговорам стремится высказать Вам все свои позиции и взгляды на предмет противоборства, уместно применить:

а) техники активного слушания

б) технику расспрашивания

в) техники пассивного слушания

22.Если в процессе переговоров потерян эмоциональный контакт между оппонентами и атмосфера накаляется, уместно применить:

а) технику резюме

б) технику сообщения о собственном самочувствии

в) «эхо технику»

г) технику развития идеи

д) технику эмпатического слушания

23.Наибольшую информацию о партнере позволяет получить:

а) техника развития идеи:

б) техника эмпатического слушания

в) техника расспрашивания.

24.Методом обсуждения вариантов решения проблемы является:

а) метод «выпускания пара»

б) метод «кнута и пряника»

в) метод «горькой конфеты»

г) метод «мозгового штурма»


25.Целью применения стратегии сотрудничества является:

а) сохранение отношений между субъектами конфликта;

б) удовлетворение интересов партнера

в) разрешение проблемной ситуации и сохранение отношений между партнерами.

26.Переговорный процесс является эффективным способом управления конфликтом на стадии:

а) латентной;

б) эскалации;

в) кульминации;

г) завершения;

д) постконфликтной.

27.Метод «бутерброда» относится к:

а) техникам приема информации в переговорах;

б) техникам передачи информации в переговорах;

в) техникам разработки решения в переговорах;

г) техникам принятия решения в переговорах.

28.Варианты выхода из конфликтной ситуации, разрабатываемые в процессе переговоров, должны:

а) ярко отражать интересы представляющей их стороны;

б) учитывать интересы обеих сторон;

в) акцентировать внимание на интересах партнера.

29.Методы профилактики конфликта должны осуществляться:

а) задолго до возникновения противоречия;

б) на латентной стадии;

в) на стадии инцидента;

г) на стадии завершения конфликта;

д) на постконфликтной стадии.

30.Методы предупреждения конфликта должны осуществляться:

а) задолго до возникновения противоречия;

б) на латентной стадии;

в) на стадии инцидента;

г) на стадии завершения конфликта;

д) на постконфликтной стадии.

31.Методы профилактики конфликта направлены на:

а) создание комфортных условий труда и отдыха коллектива;

б) нейтрализацию всех возможных объектов конфликта;

в) на устранение конфлитогенных личностей;

г) на максимальное удовлетворение потребностей членов коллектива

32. Технологию ведения переговоров с участием посредника называют:

а) модерация

б) медиация

в) конференция

33. Медиатор в процессе медиационной сессии не имеет права:

а) привлекать специалистов по обсуждаемой проблеме

б) принимать за стороны окончательного решения

в) предлагать способы решения конфликтной ситуации.