ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.08.2024
Просмотров: 97
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Программа дисциплины « Конфликтология в социальной работе »
Объем дисциплины и виды учебной работы
Тема 5. Стратегии поведения участников конфликта
Тема 8. Медиация как способ разрешения конфликтов в социальной работе
Самостоятельная работа студентов
Тест по курсу «Конфликтология в социальной работе»
Итоговый контроль по дисциплине «Конфликтологии в социальной работе» Вариант №1
Итоговый контроль по дисциплине «Конфликтологии в социальной работе» Вариант №1
Предметом изучения конфликтологии является _________________.
Конфликты возникают в ___________ сферах жизни общества.
Эмоциональное состояние участников конфликта чаще всего ________________ эмоционально окрашено.
Отличительной чертой участников конфликта является отсутствие _____________________________ на объект конфликта.
Отличительным признаком объекта конфликта является его ____________ между субъектами противоборства.
На латентной стадии присутствуют все элементы конфликта, кроме __________________________ сторон.
_______________________- это высшая точка в динамике конфликта.
Успехом постконфликтной стадии считается переход бывших оппонентов к ___________________ во взаимодействии.
В ситуации отсутствия времени на ведение конфликтных действий оптимальной является применение стратегии _______________ конфликта.
В ситуации необходимости сохранения отношений с оппонентом успешна стратегия ____________________ к конфликту.
Третья сторона конфликта, организующая конструктивное взаимодействие между субъектами называется _____________.
Конфликтная ситуация
Вы – заведующий отделением надомного обслуживания граждан пожилого возраста в комплексном центре социального обслуживания населения. В Вашем подчинении находятся несколько социальных работников, которые качественно справляются со своими обязанностями. Однажды Вам поступает звонок от одной из клиенток, которая в эмоциональной форме обвиняет одну из сотрудниц не только в невнимании к просьбам клиента, но и в грубом обращении. Поводом к звонку, по мнению клиентки, послужило несвоевременное обеспечение ее продуктами и лекарствами. Пожилая женщина настаивает на строгом наказании социального работника. Разработайте вариативный план разрешения создавшейся конфликтной ситуации.
Вариант №2
Конфликтология является теоретико- ________________ дисциплиной.
Специалист по социальной работе в конфликте играет разные роли: ________________, ____________________, _______________________.
Структурными элементами конфликта являются: _________________, объект, конфликтная ситуация, другие участники конфликта, конфликтные действия, третья сторона конфликта.
Другие участники конфликта чаще всего появляются на ____________________ стадии развития конфликта.
Главным условием деятельности третьей стороны конфликта является ____________________ по отношению к субъектам конфликта.
На латентной стадии наблюдается рост ________________________ между потенциальными субъектами конфликта.
Действия по разрешению конфликта наиболее эффективны на стадии ___________________________ конфликта.
Основным методом профилактики конфликтов называют поддержание __________________________.
В ситуации необходимости принятий непопулярного решения оптимальной является стратегия ________________ в конфликте.
В ситуации необходимости и сохранения отношений, и полного разрешения спорного вопроса оптимальной является стратегия ______________________ в конфликте.
Главным условием участия в переговорах является ____________ обеих сторон.
Конфликтная ситуация
Вы осуществляете сопровождение патронатной семьи, имеющей двоих родных детей (девочку – 8 лет, мальчика – 12 лет) и принявшей пол года назад в свой состав мальчика-подростка 12 лет. В последнее время приемные родители регулярно сетуют на повышенный уровень агрессии в поведении не только приемного сына, но и родных детей. Родители стараются сглаживать отношения между детьми, сдерживать собственные отрицательные эмоции, но их терпение на исходе. Предложите вариативный план управления данной конфликтной ситуацией.
Вариант №3
Конфликт – это столкновение двух или более ______________________ сил, реализующих свои интересы в условиях противодействия.
Каждый из субъектов конфликта видит в оппоненте _______________ для достижения своих целей.
В основе конфликта лежит _____________________ между противоборствующими сторонами.
Объект конфликта для его субъектов – это ________________________ ресурс.
Третья сторона конфликта может быть представлена в роли _________ или _________________.
Стадия открытых конфликтных действий называется _______________.
Формальным признаком окончания конфликта называют ___________ объекта конфликта.
Автором теории о стратегиях поведения человека в конфликте являются ______________ и Киллмен.
В ситуации принятия быстрого и взаимоприемлемого решения оптимальной является стратегия _______________ в конфликте.
Конструктивным способом разрешения конфликта называют ______________ процесс.
Третья сторона конфликта, принимающая обязательное для сторон решение о выходе из конфликтной ситуации называется ____________.
Конфликтная ситуация
Вы – специалист по социальной работе Центра помощи семье и детям, осуществляющий прием граждан. Малообеспеченная семья вынужденных переселенцев обратилась к Вам за консультацией по вопросу устройства их ребенка в детское дошкольное учреждение. Вы проинформировали граждан об их правах, а также о необходимых дальнейших действиях. Препятствием для положительного решения их вопроса служило отсутствие у ребенка российского гражданства. Вы связались с территориальным отделом Управления Федеральной миграционной службы с вашем регионе, и направили граждан на прием к специалисту. Вас очень удивило появление матери ребенка в следующий приемный день со слезами на глазах. Клиентка объяснила, что она не может самостоятельно решить данную проблему и просит Вас сделать это за нее. В противном случае она будет жаловаться Вашему руководству. Составьте план беседы с клиенткой, позволяющий конструктивно выйти из конфликтной ситуации, придерживаясь стратегии сотрудничества.
Литература
Основная
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М., 2007.
Дмитриев А.В. Конфликтология. - М., 2000.
Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология. – М., 2008.
Конфликтология / под ред. А.С. Кармина. - СПб., 2003.
Курбатов В.И. Конфликтология. – Ростов н/Д., 2005.
Социальная конфликтология/ под ред. А.В.Морозова. – М., 2002.
Социальная работа/ под ред. Н.Ф. Басова. – М., 2007.
Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное решение конфликтов. – М., 1996.
Дополнительная
Вишневская А.В. Курс лекций по конфликтологии. – М., 2006.
Гришина Н.В. Психология конфликта. – М., 2007.
Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб., 2001.
Иванова Е.Н. Иду на конфликт. «Разнимательная» конфликтология. – СПб., 2003.
Коузер Л.А. Основы конфликтологии. – СПб., 1999.
Митрошенков О.А. Эффективные переговоры. – М., 2000.
Светлов В.А. Конфликт: модели, решения, менеджмент. – СПб., 2005.
Уизерс Б. Управление конфликтами. – СПб., 2004.
ХасанБ.И. Психология конфликта и переговоры. – М., 2004.
Чумиков А.Н. Ведение переговоров: стратегия, коммуникация, фасилитация, едиация. - М., 2003.
Программа утверждена на заседании кафедры социальной работы от «07» сентября 2009 года Протокол № 1.
Учебное издание
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Конфликтология в социальной работе»
по специальности 350500 «Социальная работа»
Составитель Скрябина Ольга Борисовна
Компьютерный набор О.Б. Скрябиной
Подписано в печать 06.10.2008
Формат 60х90 /6
Уч.-изд.л. 1,4
Тираж 100 экз
Изд № 314
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
156961, Г. Кострома, ул. 1 Мая, 14