ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.08.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Программа дисциплины « Конфликтология в социальной работе »
Объем дисциплины и виды учебной работы
Тема 5. Стратегии поведения участников конфликта
Тема 8. Медиация как способ разрешения конфликтов в социальной работе
Самостоятельная работа студентов
Тест по курсу «Конфликтология в социальной работе»
Итоговый контроль по дисциплине «Конфликтологии в социальной работе» Вариант №1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «КОСТРОМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Н.А. НЕКРАСОВА»
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Программа дисциплины « Конфликтология в социальной работе »
по специальности 350500 «Социальная работа»
Разработана в соответствии с государственным образовательным
стандартом высшего профессионального образования
Кострома
2012
ББК 60.524.228я73-6
П 784
Рецензент
Н.Ф. Басов, доктор педагогических наук, профессор
П 784 |
Программа дисциплины «Конфликтология в социальной работе» по специальности 350500 «Социальная работа»/ сост. канд. пед наук, доц. О. Б. Скрябина. – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2008. – 23 с.
|
ББК 60.524.228я73-6
© О.Б. Скрябина, составление, 2008
© КГУ им. Н. А. Некрасова, 2008
Пояснительная записка
История человеческой цивилизации насыщена различного рода конфликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты и десятки стран и народов, другие - вовлекали большие и малые социальные группы, третьи - происходили между отдельными людьми. На протяжении веков многие умы человечества создавали теоретические модели бесконфликтного общества, а порой пытались воплотить их в реальную жизнь. К сожалению, все заканчивалось неудачно и порождало еще более ожесточенные конфликты.
Сегодня конфликты - повседневная реальность. Поэтому конфликтология введена в нашей стране как особая дисциплина в учебные программы многих вузов. Основная задача курса «Конфликтология в социальной работе» состоит в том, чтобы создать условия для усвоения студентом определенного минимума теоретических знаний и опробования определенного круга практических умений и навыков по прогнозированию, предупреждению, управлению, урегулированию и разрешению конфликтных ситуаций в различных сферах человеческой жизни.
Курс "Конфликтологии в социальной работе" охватывает широкий круг тем: теория и методология конфликта, внутриличностные, межличностные, производственные, семейные, национально-этнические и другие конфликты, переговорный процесс как основной способ урегулирования и разрешения конфликтных ситуаций и многие другие.
Структурно этот курс представляет собой синтетическую дисциплину, призванную интегрировать накопленные студентами знания, умения и навыки по проблемам изучения и разрешения разнообразных конфликтов.
Цель изучения конфликтологии - теоретико-прикладная. С одной стороны необходимо теоретически осмыслить проблему конфликта как социального явления, пронизывающего все сферы жизнедеятельности общества; с другой стороны, важно научиться анализировать конкретные виды конфликтов, овладеть технологиями их предупреждения, урегулирования и разрешения.
Особенностью конфликтологии является комплексный характер. Поэтому основной материал излагается с опорой на знания студентов по таким дисциплинам, как "Социология", "Психология", "Педагогика", "Теория социальной работы", "Технология социальной работы", ''Геронтология", "Семьеведение", "Феминология" и др.
Изучение каждой темы предлагает три формы работы: лекционное, семинарское и лабораторно-практичеекое знание.
Такое построение курса позволяет студенту: во-первых, усвоить концептуальные положения и логику изучаемой проблемы; осознать многогранность и многоаспектностъ темы: отработать на практике элементы технологии работы в конкретной конфликтной ситуации.
Курс завершается экзаменом.
Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение курса «Конфликтология в социальной работе»
В результате изучения курса студент должен: во-первых, быть компетентным в вопросах характеристики конфликтологии как междисциплинарной области знания; теории конфликта (понятие конфликт, его структура, виды, динамика, функции в обществе); особенности конфликтов в социальной работе (специфика конфликтных ситуаций, его субъектов и объекта, динамики, позиции специалиста по социальной работе в конфликте); моделей управления конфликтами в социальной работе (предупреждение, профилактика, минимизация, разрешение, конструктивное завершение). Во-вторых, овладеть практическими умениями: диагностики и анализа конфликтной ситуации, использования в конфликтах стратегий избегания, приспособления, соперничества, компромисса, сотрудничества; организации и ведения дискуссии; пассивного и активного восприятия информации; конструктивного завершения конфликтного взаимодействия; построения коммуникации в позитивной коннотации. В-третьих, освоить технологии: организации и ведения переговоров, медиации (посредничества в разрешении конфликта).
Объем дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы |
Всего часов |
Общая трудоемкость |
135 |
Аудиторные занятия |
62 |
Лекции |
31 |
Практические занятия (семинары) |
31 |
Самостоятельная работа |
73 |
Вид итогового контроля - экзамен |
+ |
Примечание: дисциплина изучается в 7 и 8-м семестрах.
Тематический план, ч
№ п/п |
Наименование темы |
Всего часов |
Аудиторные занятия |
Самост. работа |
||
Всего |
Лекции |
Практич. |
||||
1 |
Введение в конфликтологию. |
8 |
4 |
2 |
2 |
4 |
2 |
Понятие конфликт. Основные теории конфликта. |
16 |
8 |
4 |
4 |
8 |
3 |
Источники, функции, структурные элементы конфликта. |
16 |
8 |
4 |
4 |
8 |
4 |
Динамические модели конфликта. |
12 |
4 |
2 |
2 |
8 |
5 |
Стратегии поведения участников конфликта. |
16 |
6 |
2 |
4 |
10 |
6 |
Переговорный процесс: способы, методы и средства разрешения конфликтов. |
20 |
10 |
6 |
4 |
10 |
7 |
Медиациия как специфический способ разрешения конфликта в социальной работе. |
22 |
10 |
6 |
4 |
12 |
8 |
Прогнозирование, технологии и методы профилактики и предупреждения конфликтов. |
16 |
8 |
4 |
4 |
8 |
9 |
Специфика деятельности социального работника по урегулированию национально-этнических конфликтов. |
13 |
4 |
1 |
3 |
9 |
|
Всего часов |
135 |
62 |
31 |
31 |
73 |
Содержание дисциплины
Тема 1. Введение в конфликтологию
Конфликтология как научная дисциплина. Комплексный характер конфликтологического знания. Становление конфликтологии как самостоятельной области научного знания. Взаимосвязь конфликтологии с другими социальными и гуманитарными науками. Объект, предмет и задачи конфликтологии. Комплекс проблем, изучаемых конфликтологией.
Тема 2. Понятие конфликт. Основные теории конфликта
Определение понятия "конфликт" в психологии, социологии, политологии, педагогики и др. социально-гуманитарных науках.. Конфликтологическая трактовка дефиниции "конфликта". Основные направления в изучении теории конфликта: функционализм (3. Дюргейм,Т. Парсон, Н. Смелзер), структурализм (К. Маркс, М. Вебер, Р. Дарендорф). Современные представления о конфликте К.З. Боулдинга и др.
Тема 3. Источники, функции и структурные элементы конфликта
Природа возникновения конфликтов. Дефицит материальных ресурсов, распределение и перераспределение властных полномочий, важнейшие ценности и жизненные установки как основные источники конфликтных ситуаций. Функциональное предназначение конфликтов в жизни общества. Конструктивные и деструктивные функции социальных конфликтов. Анатомия конфликта: субъекты и участники, предмет и объект, конфликтная ситуация, инцидент, конфликтные действия сторон. Схема конфликтной ситуации.
Тема 4. Динамические модели конфликта
Конфликт как динамическое явление. Основные стадии развития конфликта, Латентный период. Рост напряженности в отношении между субъектами. "Вызревание" противоречия, инцидент. Открытая стадия конфликта. Эскалация . Расширения и углубления конфликтной ситуации. Противоборство сторон. Кульминация. Стадия разрешения конфликта. Варианты завершения конфликта. Конструктивная и деструктивная стратегии Переговорный процесс как способ конструктивного разрешения противоречия. Завершение конфликта посредством третьей стороны. Постконфликтная стадия. Цена конфликта.
Тема 5. Стратегии поведения участников конфликта
Особенности поведения человека в конфликтной ситуации. Конфликтные паттерны. Конфликтные личности. Концепция К. Томаса - Р. Киллмена. Избежание конфликта. Приспособление. Соперничество в конфликте. Компромисс. Сотрудничество как наиболее конструктивная стратегия поведения современного человека в конфликте. Особенности применения конфликтологии стратегии поведения в сфере социальной работы.
Тема 6. Переговорный процесс: способы, методы и средства разрешения конфликтов
Понятие переговорный процесс. Функции переговоров в конфликте. Требования к участнику переговоров. Основные процедуры: регуляция психологической атмосферы, налаживание контакта, прием информации, разработка взаимоприемлемого решения, завершение переговоров. Стили ведения переговоров: жесткий, мягкий, торговый сотруднический. Культурные различия в переговорах. Специфика, организации переговоров специалистом по социальной работе.
Тема 7. Медиация как специфический способ разрешения конфликтов в социальной работе
Понятие медиация. Характеристика процесса медиации. Медиатор . Функции медиатора, Стадии медиации. Технология осуществления медиации. Работа медиатора по разрешению группового конфликта, Медиаторство в условиях современной России.
Тема 8. Прогнозирование, технологии и методы предупреждение конфликтов
Понятие и сущностные характеристики процесса прогнозирования конфликта. Диагностика типа и степени зрелости противоречия. Проектирование модели развертывания конфликта. Анализ конфликтной ситуации. Снятие эмоциональной напряженности. Шаги по предупреждению конфликта: устранение причин конфликта, поддержка сотрудничества, соц. партнерства, институционализация отношений, воздействие норм, нормативное регулирование деятельности и отношений.
Тема 9. Специфика деятельности социального работника по урегулированию национально-этнических конфликтов
Особенности развития России как многонационального государства. Особенности межнациональных конфликтов как субъект-конфликта. Способы урегулирования этнических конфликтов. Позиция социального работника в этническом конфликте. Адресная помощь. Толерантность социального работника по отношению к этнической и религиозной принадлежности клиента.