ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.08.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Программа дисциплины « Конфликтология в социальной работе »
Объем дисциплины и виды учебной работы
Тема 5. Стратегии поведения участников конфликта
Тема 8. Медиация как способ разрешения конфликтов в социальной работе
Самостоятельная работа студентов
Тест по курсу «Конфликтология в социальной работе»
Итоговый контроль по дисциплине «Конфликтологии в социальной работе» Вариант №1
Самостоятельная работа студентов
Самостоятельная работа студентов по курсу «Конфликтология в социальной работе» состоит из нескольких взаимосвязанных блоков. Во-первых, подготовка к семинарским занятиям (не менее 20 часов). Она предполагает анализ научной и научно-популярной литературы, периодических изданий. Во-вторых, подготовка к практическим занятиям (не менее 20 часов) – выполнение творческих заданий, опробование на практике технологических фрагментов работы с конкретным конфликтом, тренировочные упражнения по диагностике и анализу конфликтных ситуаций. В-третьих, написание курсовой работы (см. тематику) (не менее 10 часов). В-четвертых, подготовка и проведение дискуссии на тему «Нужно ли специалисту по социальной работе быть компетентным в политических, экономических, национально-этнических конфликтах?» (не менее 5 часов).
В-пятых, собеседование по конфликтологическому анализу художественного произведения (не менее 18 часов). Студенты читают самостоятельно выбранное ими художественное произведение по проблеме социальной помощи и социальной защиты человека в обществе (рекомендуются рассказы А.П.Чехова, М.И.Зощенко и др.) и анализируют его по заданным критериям. Критерии для анализа:
В чем истоки и причина социального конфликта, описанного в произведении?
Какие функции этот конфликт выполняет в обществе и жизни героя?
Каковы основные структурные элементы конфликта и взаимосвязь между ними?
Какова динамика конфликта?
Какими особенностями обладает данный конфликт?
К каким типологическим категориям он может быть отнесен?
В чем выражается социальный конфликт?
С помощью каких методов и приемов осущетсвляется регулирование конфликта?
Какими приемами достигается переход конфликта в конструктивное русло?
Чем завершается конфликт? Какова его цена?
Каковы, по Вашему мнению, дальнейшие перспективы развития отношений между его участниками? (мнение обосновать).
Вопросы к экзамену
Конфликтология как наука.
Возникновение и развитие конфликтологии.
Место конфликтологии в системе наук о человеке.
Основные направления в разработке теории конфликта.
Функционализм: теория социального действия Талкотта Парсонса.
Функционализм: теория социальных изменений Нэйла Смелзера.
Функционализм: теория конфликта. Эмиля Дюркгейма.
Структурализм: социология конфликта Макса Вебера.
Структурализм: теория конфликтной модернизации общества Ральфа Дарендорфа,
Природа и источники конфликта,
Понятие "конфликт" и его характеристика.
Структура конфликта.
Функция конфликта в обществе.
Динамика конфликта: латентная стадия, инцидент.
Динамика конфликта: стадия эскалации, кульминация.
Динамика конфликта: стадия завершения, постконфликтный период.
Проблема "цены конфликта".
Стратегии поведения участников конфликта: теория К. Томаса - Р.Киллмена.
Использования стратегии приспособления в конфликте.
использование стратегии избегания конфликта.
использование стратегии соперничества в конфликте.
использование стратегии компромисса в конфликте.
Сотрудничество как одна из конструктивных стратегий поведения в конфликте.
Типология конфликтов.
Внутриличностный конфликт.
Межличностный конфликт.
Конфликт между личностью и группой.
экономический конфликт.
Политический конфликт.
Национально-этнический конфликт.
Семейные конфликты.
Методы и приемы профилактики и предупреждения конфликтов.
Организация переговоров.
Техники и приемы приема передачи информации в переговорном процессе.
Методы и приемы подготовки и принятия соглашения в переговорном процессе.
Жесткий стиль ведения переговоров.
Мягкий стиль ведения переговоров.
Торговый стиль ведения переговоров.
Сотруднический стиль ведения переговоров.
сущность и принципы медиации как способа конструктивного разрешения конфликтов в социальной работе.
Функции медиатора.
Технология работы медиатора по разрешению конфликта.
Арбитраж как способ урегулирования конфликта. Виды арбитража, применяемые в социальной работе.
Тест по курсу «Конфликтология в социальной работе»
1.Конфликтология как наука сложилась:
а) в XVIII в.
б) в конце ХIХ в.
в) в середине ХХ в.
2.Предметом изучения конфликтологии является:
а) отношения между людьми
б) конфликт
в) способы взаимодействия людей.
3. В основе любого конфликта лежит:
а) противоречие
б) несовместимость людей друг с другом
в) дефицит чего-либо
4.Самым распространенным видом конфликта называют:
а) экономический
б) межличностный
в) социальный
5.Конфликтом можно назвать:
а) борьбу волков за кусок мяса
б) спор в транспорте в час пик
в) несовместимость учений материализма и идеализма
6.Особенностью конфликтологии как науки является:
а) ее комплексный характер
б) уникальность предмета изучения
в) специфичность разработанных методов исследования
7.Сторонниками идеи о разрушительном влиянии конфликта на жизнь общества является:
а) функционалисты
б) структуралисты
в) универсалисты
8.Субъект конфликта отличается от других его участников.
а) разнообразием методов ведения конфликтных действий;
б) наличием открытой претензии на объект конфликта;
в) осознанностью и целенаправленностью совершаемых действий.
9.Объектом конфликта может стать:
а) любой материальный предмет или духовная ценность
б) предмет, доступный в одном экземпляре
в) только предмет, имеющий определенную ценность
10.Началом открытого конфликта называют момент:
а) появление объектов конфликта
б) появление субъектов конфликта
в) совершение первых конфликтных действий в отношении друг друга.
11.Функции конфликта в современном обществе:
а) только отрицательные
б) только положительные
в) и положительные и отрицательные
12.Предметом политического конфликта чаще всего выступает:
а) неразделенность властных полномочий
б) дефицит ресурсов
в) несовместимость ценностей и важнейших жизненных установок.
13.Какую из стадий развития конфликта ученые называют самым эмоциональным и насыщенно событийным:
а) предконфликтную
б) стацию эскалации
в) стадию завершения
14.Роль инцидента в конфликте:
а) является началом конфликта
б) делает конфликт открытым
в) завершает конфликт
15.Чтобы сохранить в конфликте положительные отношения с оппонентом, необходимо избрать стратегию поведения:
а) приспособление
б) избегание
в) соперничество
16.Стратегия компромисса позволяет конфликту:
а) полностью разрешить противоречия
б) сохранить отношения с партнером
в) принять временное решение, основанное на уступках
17.Оптимальной для применения стратегии соперничества является ситуация:
а) приема на работу
б) спора с супругом
в) соревнования
18.Нормой взаимодействия конфликтологии называют:
а) национально-этнический конфликт
б) межличностный конфликт
в) внутриличностный конфликт
19.Наиболее конструктивным способом завершения конфликта называют:
а) угасание
б) взаимные уступки
в) разрешение
г) регулирование
20.Переговоры могут быть начаты, если:
а) обе стороны изъявили желание в них участвовать
б) одна из сторон инициирует их поведение;
в) к их проведению подталкивают внешние обстоятельства
21.Если партнер по переговорам стремится высказать Вам все свои позиции и взгляды на предмет противоборства, уместно применить:
а) техники активного слушания
б) технику расспрашивания
в) техники пассивного слушания
22.Если в процессе переговоров потерян эмоциональный контакт между оппонентами и атмосфера накаляется, уместно применить:
а) технику резюме
б) технику сообщения о собственном самочувствии
в) «эхо технику»
г) технику развития идеи
д) технику эмпатического слушания
23.Наибольшую информацию о партнере позволяет получить:
а) техника развития идеи:
б) техника эмпатического слушания
в) техника расспрашивания.
24.Методом обсуждения вариантов решения проблемы является:
а) метод «выпускания пара»
б) метод «кнута и пряника»
в) метод «горькой конфеты»
г) метод «мозгового штурма»
25.Целью применения стратегии сотрудничества является:
а) сохранение отношений между субъектами конфликта;
б) удовлетворение интересов партнера
в) разрешение проблемной ситуации и сохранение отношений между партнерами.
26.Переговорный процесс является эффективным способом управления конфликтом на стадии:
а) латентной;
б) эскалации;
в) кульминации;
г) завершения;
д) постконфликтной.
27.Метод «бутерброда» относится к:
а) техникам приема информации в переговорах;
б) техникам передачи информации в переговорах;
в) техникам разработки решения в переговорах;
г) техникам принятия решения в переговорах.
28.Варианты выхода из конфликтной ситуации, разрабатываемые в процессе переговоров, должны:
а) ярко отражать интересы представляющей их стороны;
б) учитывать интересы обеих сторон;
в) акцентировать внимание на интересах партнера.
29.Методы профилактики конфликта должны осуществляться:
а) задолго до возникновения противоречия;
б) на латентной стадии;
в) на стадии инцидента;
г) на стадии завершения конфликта;
д) на постконфликтной стадии.
30.Методы предупреждения конфликта должны осуществляться:
а) задолго до возникновения противоречия;
б) на латентной стадии;
в) на стадии инцидента;
г) на стадии завершения конфликта;
д) на постконфликтной стадии.
31.Методы профилактики конфликта направлены на:
а) создание комфортных условий труда и отдыха коллектива;
б) нейтрализацию всех возможных объектов конфликта;
в) на устранение конфлитогенных личностей;
г) на максимальное удовлетворение потребностей членов коллектива
32. Технологию ведения переговоров с участием посредника называют:
а) модерация
б) медиация
в) конференция
33. Медиатор в процессе медиационной сессии не имеет права:
а) привлекать специалистов по обсуждаемой проблеме
б) принимать за стороны окончательного решения
в) предлагать способы решения конфликтной ситуации.