ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.08.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
Рт = Ко х Кс х Кз,
где Ко – коэффициент образовательного уровня, возрастающий пропорционально росту знаний работников от 0,8 до 2,0;
Кс – коэффициент опыта работы (от 2 до 4,5);
Кз – коэффициент места работника в структуре предприятия и соответствующий его квалификации.
Для увязки заработной платы с результатами труда определяется цена рейтинга делением фонда оплаты труда на сумму рейтингов всех работников. На этой основе формируется базовая заработная плата (БЗП).
Для улучшении динамики торгово-технологического процесса к заработной плате каждого работника вводят три переменные:
1) Кп – плановый коэффициент, пропорциональный проценту выполнения планового задания оперативных работников и отработанному времени прочих работников;
2) Ккт – коэффициент качества труда, который формируется на основе действующих стандартов предприятия;
3) Кстр – страховой коэффициент, вводимый для создания страхового резерва, необходимого для оплаты труда вновь поступающих, а также для стимулирования.
Зпл = Бзп х Рт х Кп х Ккт х Кстр.
Контактная система оплаты труда предусматривает заключение трудового договора. кроме размера тарифной ставки в трудовом контракте могут быть предусмотрены различные доплаты и надбавки за профессиональное мастерство и высокую квалификацию, за знание иностранных языков, за отклонение от нормальных условий труда. Кроме того, может указываться размер доплат за совмещение профессий и должностей. Различные виды поощрений работников также могут быть отражены в индивидуальном трудовом контракте, например премии, вознаграждения по итогам года, выплаты за выслугу лет.
Премиальные системы
Гибкость и подвижность любой системы оплаты труда придает использование систем премирования. Роль премий определяют следующие условия:
- премии позволяют стимулировать работников торговли, делая зависимым уровень заработной платы от конкретных результатов труда;
- выплата премий позволяет увязывать прирост средней заработной платы с показателями торговой деятельности;
- премии обеспечивают одновременно как коллективную, так и индивидуальную материальную зависимость.
В настоящее время торговые организации и предприятия могут применять следующие основные системы премирования:
1) за основные результаты хозяйственной деятельности;
2) вознаграждение по итогам работы за год;
3) поощрения работников за выполнение важных заданий;
4) специальные системы премирования (за сбор и сдачу тары, за внедрение новой техники, за снижение товарных потерь и т.д.);
5) система оказания единовременной помощи работникам.
Применяемые премиальные системы должны быть утверждены внутренними юридическими документами и содержать ряд обязательных составных элементов. Это:
- условия премирования;
- показатели премирования;
- размеры и шкала премирования;
- круг премируемых работников;
- источники премирования.
В качестве дополнительной части заработной платы часто используются и схемы участия работников в прибыли.
Выплаты премий, доплат, компенсаций и т.п. предельными размерами не ограничиваются. Конкретные размеры премиальных и прочих выплат устанавливаются исходя из значимости достижений, их срочности и важности с учетом имеющихся средств.
Система надбавок и доплат
В торговых предприятиях может применяться и такая форма материального стимулирования труда работников, как система надбавок и доплат. По механизму использования и по присущим ей чертам (в том числе и юридическим) система надбавок и доплат близка к тарифной системе и часто рассматривается как временное увеличение тарифной части заработка. Регулируются условия назначения и выплаты надбавок и доплат Трудовым кодексом, причем размеры определяют сами торговые предприятия.
Надбавки к заработной плате представляют собой денежные выплаты, которые начисляются работникам сверх их основной ставки (оклада) и в значительной мере являются выплатами стимулирующего характера.
В торговых предприятиях могут применяться следующие виды надбавок:
- за профессиональное мастерство;
- за высокие достижения в труде.
Доплаты представляют собой денежные выплаты, с помощью которых компенсируются дополнительные затраты или особенности труда работников, производимые по указанию администрации организации или с ее согласия.
В современных условиях в торговле могут применяться следующие основные виды доплат:
- за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объемов выполняемых работ;
- за выполнение наряду со своей основной работой обязанностей временно отсутствующего работника;
- работникам, для которых рабочий день устанавливается с разделением на две части (перерыв свыше двух часов, который не включаются в рабочее время);
- за работу в ночное время;
- подросткам за сокращенный рабочий день и т.п.
Надбавки и доплаты устанавливаются только на период работы по данной профессии (должности) в конкретно взятом торговом предприятии. При переходе работника в другое предприятие, а также на работу по другой профессии (либо при смене должности) выплата надбавок или доплат может быть прекращена.
4.4.4. Мотивация к труду работников предприятия торговли
Совершенствование мотивации к труду работников предприятия сферы товарного обращения обеспечивает рост не только экономической, но и социальной эффективности, которая является важнейшей предпосылкой благополучия предприятия и его работников. Вопросы оплаты труда и его стимулирования должны найти отражение в коллективных договорах, в которых предусматриваются взаимные обязательства работников и работодателей по таким вопросам, как:
- форма, система и размер оплаты труда;
- выплата пособий;
- механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции;
- занятость, переобучение персонала;
- рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;
- улучшение условий охраны труда;
- соблюдение интересов работников при приватизации предприятия, ведомственного жилья;
- охрана здоровья работников;
- гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением.
В целях повышения мотивации к труду в коллективных договорах может быть определена бесплатная выдача специальной одежды, обуви отдельным категориям работников, работающих в неотапливаемых помещениях, на открытом воздухе. В коллективных договорах целесообразно предусматривать условия оплаты труда в ночное время. Каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях труда, но не ниже размеров, установленных законами и другими нормативными правовыми актами. Конкретные размеры повышения заработной платы устанавливаются работодателем с учетом представительного органа работников.
Сверхурочная работа оплачивается в соответствии с ТК РФ.
Частью второй НК РФ (ст.255 «Расходы на оплату труда») предусмотрены следующие выплаты стимулирующего характера:
- премии за результаты торгово-хозяйственной деятельности;
- премии и отдельные поощрительные начисления;
- надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения и иные подобные показатели;
- надбавка к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания;
- надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда.
На предприятии разрабатываются локальные нормативные акты, предусматривающие меры поощрения и взыскания (ст.89 ТК РФ). К мерам поощрения работников относятся: премирование, награждение работников ценными подарками, а также меры морального стимулирования (объявление благодарности, награждение почетной грамотой, знаком отличия). При разработке положения о премировании и стимулировании труда должна быть предусмотрена возможность премировать как весь коллектив, так и отдельных работников. Целесообразно указать:
- цели, которые преследует администрация, премируя работников;
- категории персонала, которым выплачиваются премии за результаты торгово-хозяйственной деятельности;
- показатели премирования;
- условия премирования;
- сроки выплаты премий, порядок начисления, утверждения и выплаты премий;
- источники премирования.
Повышение роли стимулирования труда позволяет увязать уровень и прирост заработной платы с конкретными достижениями в работе. Системы премирования играют важную социальную роль, так как способствуют творческому отношению к труду.
Порядок и размеры премирования разрабатываются предприятием с учетом специфики его деятельности. Премирование, как правило, производится по результатам работы за месяц или квартал. При необходимости могут устанавливаться другие периоды для премирования (сезон). Показатели и условия премирования должны быть конкретными, четко сформулированы. Их расчет должен быть простым и понятным для работников. Показатели и условия премирования целесообразно дифференцировать по категориям работников, причем не должна допускаться множественность показателей и условий премирования.
Кроме премий за результаты торгово-хозяйственной деятельности, работники могут быть премированы или иметь единовременные поощрительные начисления:
- при исполнении юбилейных дат;
- к праздничным датам;
- за разовые достижения в работе.
В таблице дана шкала премирования за разовые достижения в работе:
Размеры премий и виды поощрений
Наименование поощрений |
Размер выплаты премий, % к среднемесячной заработной плате |
Освоение новых приемов и методов труда и их применение в работе |
20 |
Личное участие в оформлении витрин и торгового зала |
15 |
Внедрение конкретных предложений по эффективному использованию торговых площадей, улучшению организации труда на рабочем месте |
25 |
Внедрение предложений, направленных на сокращение издержек обращения |
25 |
Задержание покупателей с неоплаченным товаром |
50 |