ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.08.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Работники каждой профессии и специальности различаются уровнем квалификации, т.е. степенью овладения той или иной профессией или специальностью, которая отражается в квалификационных разрядах и категориях. Тарифные разряды и категории – это одновременно и показатели, характеризующие степень сложности работ.

Социальная структура персонала предполагает разделение работников по социально-демографическим группам: мужчины, женщины, по отдельным возрастным группам. При этом необходимо знать состояние внутреннего рынка труда работников сферы товарного обращения на региональных рынках труда недостающих кадров.

Структура персонала предприятия, функционирующего в сфере товарного обращения, в значительной степени зависит от формы собственности. В связи с этим выделяют работников – собственников имущества и наемных работников.

В коммерческой деятельности качество труда можно оценивать с помощью коэффициента качества. Этот коэффициент позволяет количественно измерить качество труда как отдельного работника, так и всего коллектива. Наивысшее качество работы оценивается значением коэффициента, равным единице. На предприятии составляется примерный перечень недостатков и упущений. Каждому из них присваивается свой «вес», оцениваемый в процентном исчислении, так5 чтобы сумма всех числовых значений оцененных недостатков не превышала 100% и составляла лишь часть от этой величины.

Количественные значения качества труда называются субкоэффициентами и устанавливаются на предприятии в зависимости от категории работников и значимости упущений. Следовательно, субкоэффициенты выражают снижение коэффициента качества труда за каждый случай нарушений в процентах. По мере надобности они могут уточняться.

Примерная оценка нарушений по субкоэффициентам для работников предприятия сферы товарного обращения:

К1 – неподготовленность рабочего места к открытию магазина, пассивность в обслуживании покупателей;

К2 – неудовлетворительное санитарное состояние рабочего места, отклонение от утвержденной формы одежды, несоблюдение сроков прохождения медосмотров;

К3 – продажа недоброкачественных товаров;

К4 – нарушение трудовой дисциплины и правил внутреннего распорядка;

К5 – небрежное отношение к сохранности товарно-материальных ценностей;

К6 – неудовлетворительная выкладка товаров, отсутствие ценников;


К7 – отсутствие на рабочем месте товаров, имеющихся на складе;

К8 – слабое изучение покупательского спроса;

К9 – наличие обоснованных жалоб покупателей на нарушение правил торговли;

К10 – несоблюдение техники безопасности;

К11 – нарушение правил торговли;

К12 – небрежная упаковка товаров.

Фактический коэффициент качества определяется по формуле:

n

Ккт = 100 - ∑Kci,

i=1

где Kci – значение субкоэффициента снижения качества труда за i-й случай нарушения;

n – количество случаев нарушения, предусмотренных перечнем.

Снижение данного коэффициента может сопровождаться пропорциональным уменьшением размеров премиальных надбавок, и т.п. в соответствии с установленными на предприятиями размерами.

В ходе анализа движения работников используются коэффициенты: суммарного оборота; оборотов по приему и увольнению; текучести кадров; стабильности; сменяемости; сменности и др. Анализ указанных коэффициентов имеет большое значение и состоит в изучении их изменений в динамике и причин таких изменений. Коэффициенты движения работников характеризуют долю принятых или уволенных работников в общей их численности. Они исчисляются по формулам:

Чп Чв Чп-Чв Чв Чв-(Чпж-Чвн)

Коп = -----; Ков = ------; Кос = -----------; Кс = -------; Кон = ------------------ ,

Чср Чср Чср Чп Чср

глее Коп – коэффициент оборота по приему работников;

Чп – численность принятых работников;

Чср – среднесписочная численность работников;

Ков – коэффициент оборота по выбытию работников;

Чв – численность выбывших работников;

Кос = коэффициент суммарного оборота;

Кс = коэффициент сменяемости;

Кон = коэффициент необходимого оборота;

Чвж = численность выбывших работников по собственному желанию;

Чвн – численность выбывших работников за нарушение трудовой дисциплины.

При анализе очень важно рассчитать коэффициенты текучести и стабильности кадров по формулам:

Чу Чвж+Чвн Чср

Чт = ---- = ------------; Кс = 1-Кт; Ксм = ------,

Чср Чср Чмах


где Кт – коэффициент текучести кадров;

Ксм – коэффициент сменности работников;

Кс – коэффициент стабильности кадров;

Чу – численность работников, уволенных по собственному желанию, нарушению трудовой дисциплины;

Чмах – максимальная численность работников.

Данные коэффициенты могут исчисляться не только в целом по торговой организации, но и по профессиям, специальностям, структурным подразделениям.

После расчета вышеперечисленных коэффициентов целесообразно проанализировать причины их резких колебаний в динамике, что даст возможность разработать конкретные мероприятия по ликвидации их негативных последствий.

При анализе коэффициентов следует сопоставить коэффициент оборота по приему работников с коэффициентом оборота по их выбытию. При их равенстве следует проанализировать качественный состав поступивших на работу и уволенных работников. Более тщательно необходимо изучить ситуацию, когда коэффициент оборота по выбытию больше коэффициента по приему. В этом случае определяется причина такого положения: внедрение автоматизации

производственных процессов, передовых форм обслуживания покупателей и др. Если коэффициент оборота по приему работников больше коэффициента оборота по выбытию, то это может быть следствием открытия дополнительных магазинов и др. структурных подразделений, плохой организации труда и т.п.

Изменение коэффициента текучести кадров анализируется путем выяснение причин увольнение работников в целом по организации, отдельным профессиям и подразделениям.

Как определяется потребность в рабочих?

Одним из важных направлений использования норм труда является определение потребности в кадрах. Исходными данными для расчета требуемой численности рабочих на нормируемых работах являются: производственная программа на плановый период; нормы времени, нормы выработки, нормы обслуживания; трудоемкость программы; организационно-технические мероприятия по снижению трудоемкости; данные о коэффициентах выполнения норм труда, фонд рабочего времени одного рабочего.

С учетом этих данных количество рабочих, необходимых для выполнения производственных программ, рассчитывается с использованием одного из методов:

- по трудоемкости;

- по нормам выработки;

- по нормам обслуживания:


Чя = m х Ксм : Н или Чя = S х Ксм : Н, где

m – число обслуживаемых рабочих мест, шт;

S – обслуживаемая площадь;

Ксм – количество смен работы;

Н – норма обслуживания в плановом периоде;

- по рабочим местам;

- по нормативам численности: может быть использован, если производственный объект обслуживается группой рабочих:

Нч = Р : Но х Ксп; Нч = Р х Тно : Ф, где

Нч – необходимая численность работников;

Р - объем работы;

Но – норма обслуживания, выраженная в тех же единицах, что и объем работы;

Ксп – коэффициент приведения явочной численности к списочной;

Ф – фонд рабочего времени (смена, месяц);

Тно – норма времени обслуживания.

Т.О., определяется плановая численность рабочих, занятых на нормируемых работах, по определенным категориям с учетом возможного ее сокращения в результате внедрения запланированных организационно-технических мероприятий, влияющих на величину норм труда.


4.4.2. Производительность труда торговых работников

Для оценки эффективности использования трудовых ресурсов торговыми предприятиями применяется показатель производительности труда. (Отметим, что производительность труда централизованно не планируется, и далеко не всякая экономия трудовых затрат в торговле полезна.)

Идеальный экономический цикл производства (обслуживания)

1. Рост производительности 2. Снижение расходов 3. Рост конкурентно-

труда (издержек) способности

продукции

6. Совершенствование 5. Увеличение 4. Увеличение

и улучшение условий прибыли числа продаж

труда

В общем случае производительность труда рассчитывается одинаково для всех отраслей экономики: как отношение количества продукции, выработанной (или реализованной) за определенное время, к затратам труда на производство (или реализацию) данного объема продукции.

В торговле, в отличие от промышленности, итогом труда является не количество произведенной продукции, а количество реализованной товарной массы в стоимостном или натуральном выражении. Формула для расчета производительности торговых предприятий имеет вид, аналогичный расчету в промышленности, но применяется она, как правило, для оценки производительности труда в натуральных показателях. Это возможно при продаже товаров простого ассортимента, реализация которых сопоставима по степени трудоемкости.

Гораздо более широкое распространение получил стоимостной метод определения производительности труда торговых работников:

Р

Пт = ------ . где Пт – производительность труда, Р – объем товарооборота,

Ч Ч – численность работников.

В зависимости от характера решаемых задач рассчитывают среднечасовую производительность труда: Р среднедневную: Р

Птч = ----- ; Пчд = ----- ;

Чч Чд

производительность труда на одного среднесписочного работника:

Р

Птр = -------- , где