ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.08.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 3
(10) Проблемы общей психологии. М,1976. С. 347. (с. 18)/
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Коллективное творческое воспитание представляет собой единство нескольких процессов:
• целостного воспитательного процесса, идущего в этой жизни;
• общественной жизни школы и класса;
• комплексной деятельности педагогического коллектива, направляющего данный процесс». (11)
Овладение методикой коллективного воспитания педагогами позволяет ставить и находить ответы на многие практические вопросы. Методика коллективной организаторской деятельности дает возможность построения коллектива на принципах коллективного планирования, организации и обсуждения результатов совместной деятельности. Позиция педагога как старшего товарища, характер взаимодействия, разнообразие деятельности творческого характера и общественной направленности, способствуют развитию социального опыта, демократической культуры воспитанников. (с. 19)
Коллективные творческие дела
Комплексным средством воспитания И.П. Иванов определил коллективные творческие дела (КТД).«Каждое коллективное творческое дело - это проявление практической заботы об улучшении общей жизни... Поэтому оно - дело. Оно коллективное дело, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями. Оно - творческое коллективное дело, потому что на каждой стадии его осуществления воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно важной практической задачи». Практическая направленность КТД, их значимость для каждого в отдельности и коллектива в целом определяют характер решения воспитательных задач, их «незаметность» для воспитанников. В процессе организации и осуществления КТД происходит создание и усвоение нового жизненно важного опыта, применение в практических целях ранее усвоенных знаний и умений и, что очень важно, «непосредственное обогащение каждого участника собственным опытом гражданского отношения к окружающей жизни и себе».(12)
Воспитательные возможности КТД прежде всего связаны с самореализацией каждого участника. Обогащение опытом и его передача происходят по существу одновременно. Понимание педагогом возможностей, присущих данному средству, нацеливает на создание множества ситуа(с. 19)
(11) Иванов И.П. Педагогика коллективной творческой жизни Псков, 1998.
Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания М : Просвещение, 1990.(с. 19)/
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ций востребования опыта в различных областях жизнедеятельности коллектива и личности. Участие педагога в коллективных творческих делах в позиции старшего товарища обеспечивает его рост как человека и профессионала, а в ряде случаев выступает для воспитателя средством перестройки авторитарной позиции. Разумеется, это происходит в том случае, если не допускается разрыв между технологией и главным смыслом. К сожалению, нередко в практике за внешней эмоционально-творческой окраской КТД теряется исходный педагогический смысл.
Каждое КТД — это система действий педагога и воспитанников на каждой стадии его осуществления. Структура каждого КТД определяется шестью стадиями коллективного творчества. Рассмотрим эти стадии во взаимосвязи их задач с методическими знаниями и умениями.
Стадии КТД
1. Предварительная работа
Определение конкретных воспитательных и жизненно-практических задач данного КТД и действий для их выполнения.
Привлечение педагогов (родителей) к обсуждению и дальнейшему участию в совместной работе. Увлечение воспитанников перспективой интересного и полезного дела. Проведение «нацеливающих» бесед, встреч и т. д.
Педагогические умения
Умение поставить педагогические задачи, связанные с предстоящим КТД, и определить его место в общей системе учебно-воспитательной работы.
Умение выбрать наиболее эффективные средства решения задач.
Умение провести беседу (с активом, группой учащихся и т. д.) о предстоящей работе, увлечь воспитанников перспективой интересного и полезного дела, перспективой поиска вариантов
2. Коллективное планирование
Организация работы (обсуждение плана и замысла КТД) по микроколлективам. Поиск лучших вариантов решения. Обмен ранее накопленным опытом. Выступление представителей микроколлективов по обсуждаемым вопросам. Выбор лучшего варианта. Выбор «Совета дела», временного руководящего органа для подготовки и проведения общего, коллективного дела (как правило в «Совет дела» входят представители от каждого микроколлектива).
Всемерная поддержка активности и самостоятельности каждого воспитанника при решении всех вопросов, связанных с проектом КТД (с. 20)/
Педагогические умения
Умение привлекать воспитанников к коллективному решению поставленных задач.
Умение сформировать микроколлективы, используя различные приемы, способы организации («по интересам», «по уровню активности», «по бригадам», «по желанию» и т. д.).
Умение поставить вопросы и побудить к размышлению: Что лучше сделать? С кем? Где? Для кого? Кто будет участвовать? Кому быть организатором?
Умение создать атмосферу творческого поиска в противовес соперничеству между микроколлективами.
Умение обеспечить участие каждого члена коллектива в обсуждении предстоящего дела, помочь определить свое место и роль в нем.
Умение обобщить высказывания и предложения представителей микроколлективов.
3. Стадия подготовки коллективного творческого дела
Уточнение и конкретизация проекта КТД.
Реализация сообща принятого плана проведения КТД.
Работа «Совета дела» и микроколлективов в соответствии с поручениями.
Сотрудничество и взаимопомощь в процессе подготовки общего дела, воплощение общего замысла.
Реализация воспитанниками ранее полученного опыта, знаний, умений и навыков.
Педагогические умения
Умение направлять работу «Совета дела», микроколлективов, используя производные направляющие действия, привлечения воспитанников к участию в подготовке.
Умение «вызвать» практические действия воспитанников различного уровня подготовленности и опыта участия в общественно-значимой деятельности, создать ситуацию выбора.
Умение убеждать, использовать различные приемы, побуждающие воспитанников к творческому, самостоятельному участию в осуществлении коллективно выработанного плана.
Умение в повседневном общении направлять действия воспитанников на решение общих задач.
Умение вовлекать в коллективное решение поставленных задач.
Умение согласованно взаимодействовать с коллегами, родителями.
4. Проведение коллективного творческого дела
Участие в коллективном творческом деле. Создание соответствующего настроя, одобрение и поддержка педагогом участников (с. 21)/.
Педагогические умения
Умение создать соответствующий настрой, прежде всего, личным отношением к делу, увлеченно сказать о главном.
Умение включиться в совместную деятельность на основе сотрудничества и товарищеского участия.
Умение выходить из затруднительного положения при возникновении непредвиденных ситуаций.
Умение наблюдать, выделять характерные особенности воспитанников в конкретных жизненно-практических ситуациях, создавать условия самоактуализации личности