Файл: Методика КТД И.П. Иванова-1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.08.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10

Ключевая идея заботы

«Забота - это деятельность, удовлетворяющая интересы, потребности жизненно-практические (жизненно-практическая забота) и воспитательные (воспитательная забота). Забота воспитательная и жизненно-практическая в их единстве - это творческая деятельность, удовлетворяющая интересы, потребности общества, т. е. общественные и личные интересы, потребности всех его членов, в настоящем и будущем» (4).

Раскрывая сущность заботы как педагогической категории, И.П. Иванов ставит ее в центр своей педагогической концепции, охватывая все структурные элементы воспитательного процесса. «Воспитательная забота» прежде всего выступает как цель, задача - «это забота о всестороннем и гармоничном развитии личности нового человека», человека способного к духовно-нравственному самосовершенствованию («забота о себе»), творческому гражданскому отношению к различным сторонам общественной жизни («забота об окружающей жизни»), способного взаимодействовать с людьми на основе «добротворчества», взаимозаботы и сотрудничества.

Такая постановка цели воспитания влечет за собой и новый подход к отбору содержания воспитательной деятельности. На смену частным задачам воспитания (нравственное, трудовое, эстетическое и др.), ориентированным на вполне определенные способы деятельности передачи и усвоения, приходит комплексная проблема, разобраться в которой можно лишь на основе синтеза разнородных знаний и опыта разнообразных деятельностей. Ее решение связано с преобразованием содержания, воспитания, осуществление которого выводит воспитанника на новый уровень развития, углубляет процесс его самореализации за счет обогащения и взаимообогащения опытом творчества, сочетания креативной и исполнительской деятельности. При такой постановке разделение задач весьма условно, а их решение носит комплексный непрерывный, циклический характер.

Иванов, предлагает нетрадиционный подход к выбору содержания воспитания и ставит задачи разнообразной заботы. И тогда, сколь бы прост ни был объект заботы, он не допускает одностороннего, формального подхода (если речь идет о действительной, а не показной заботе). Любая реальная, а не абстрактная забота требует комплексности подхода, синтеза душевных, физических, интеллектуальных сил. Истинная забота требует неразрывности познания и реальных действий и не допускает идеи: сначала будем учиться, чтобы потом заботиться (от знаний нет прямого пути к действию). Научение происходит по мере вовлечения. Забота реальная требует знаний и опыта из различных сфер деятельности. В воспитательном процессе по Иванову, забота не является (с. 11)


-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

(4) Иванов И.П. Педагогика коллективных творческих дел. Киев: Освита, 1992. С 7.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

одномоментным актом. Это развивающийся процесс, в котором участвуют и взрослые и дети. Важно подчеркнуть, что даже самая простая ситуация истинной заботы заставляет человека обращаться с вопросами к самому себе — порождает внутренний диалог. Наконец, истинная забота — непрерывный процесс, сфера ее безгранична, что обеспечивает непрерывность воспитательного процесса.

Забота определяет сущность воспитания и наполняет содержанием взаимодействие детей и взрослых. Жизнь — вот верховная цель и смысл, именно она увлекает за собой воспитанников, она должна быть главной педагогической заботой, а воспитание идет, как пишет И.П. Иванов, «по ходу решения жизненно важных задач». Данное положение ориентирует нас на поиск методик, приемов, побуждающих детей осуществлять эту заботу, на создание условий, способствующих развитию действий, умений совершенствовать себя и свое окружение. И тогда возникают вопросы:

- Что есть окружающая жизнь: это то, что за порогом дома, школы? Или же дом, школа, двор?

- Как организовать поиск («разведку») нужных дел; научить думать и видеть нужную работу?

- Как научить организовывать собственную жизнь? Всегда ли опыт • коллективной организации влечет за собой самоорганизацию?

И.П. Иванов, раскрывая понятие «товарищеская воспитательная забота», делает акцент на ценностной позиции педагога в воспитательном процессе и актуализирует позицию воспитанника. И здесь им сделана серьезная попытка преодолеть понимание воспитания как одностороннего процесса. Автор приходит к выводу, что содружество воспитателей и воспитанников на основе взаимозаботы и творчества в воспитательном процессе противостоит формализму и развитию потребительской психологии растущего человека (с. 12).


Методическая система

Педагогические идеи И.П. Иванова воплотились в методическую систему организации воспитательного процесса в коллективе, своеобразный способ жизнедеятельности воспитательного коллектива, характеризующийся определенными признаками. К числу таких признаков можно отнести следующие:

• направленность коллективной деятельности на заботу об улучшении окружающей жизни, в том числе на заботу о людях, друг о друге и о самих себе;

• содружество и сотрудничество старших и младших членов коллектива - воспитательные отношения товарищества;

• мобильная структура коллектива и самоуправления в нем: наличие постоянных и временных микроколлективов и органов самоуправления (с. 12)/; опора на микроколлективы при организации коллективной деятельности; чередование ролей и позиций членов коллектива;

• стадийность в организации коллективной деятельности - последовательное прохождение шести стадий организации деятельности: подготовка педагогов, коллективное планирование, текущая коллективная организаторская деятельности, коллективное проведение дел, коллективный анализ, последействие;

• участие каждого члена коллектива в организации деятельности на всех стадиях - коллективная организация деятельности (КОД);

• этапность коллективного обсуждения вопросов жизни коллектива: первый этап — обсуждение в микроколлективах, второй - в большом коллективе на общем сборе;

• наличие развивающихся традиций в коллективе;

• мажорный эмоциональный фон общения и др.

«Воспитательный коллектив, - пишет И.П. Иванов, - это такое объединение, в котором развивается под руководством воспитателей общая творческая забота об окружающей жизни, о своем объединении, о себе, о каждом товарище по объединению» (5).

Таким образом, воспитательный потенциал коллектива определяется характером воспитательных отношений, проявлением заботы о каждом, заботы конкретной, многогранной и творческой, направленной, прежде всего, на духовное, физическое и нравственное развитие ребенка и взрослого.

Методика коллективной организаторской деятельности — стержень всей методической системы И.П. Иванова.

«Коллективная организаторская деятельности - это общая (совместная) организаторская деятельность единого коллектива воспитателей и ребят. Это микросистема непосредственной организаторской заботы воспитателей и воспитанников как старших и младших товарищей об улучшении своей и окружающей жизни. Включает такие ее виды, как коллективное планирование, текущая организация работы (текущая организаторская деятельность), коллективное подведение итогов (коллективное обсуждение и оценка сделанного)».(6)


Принять ее за основу организации воспитательного процесса — значит найти ответы на следующие вопросы, прежде всего, методического характера:

• Как сделать цель и содержание деятельности коллектива близкой и понятной каждому?

• Какое содержание может быть источником коллективного творчества?

• Как вовлечь каждого, побудить к деятельности?

• Если творчество всегда выбор, то как его обеспечивать?

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

(5) Педагогика общей заботы. СПб.: Образование, 1996 С. 27.

(6) Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. М: Педагогика, 1982. С. 34. (с. 13)/

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

• Как, на каких основаниях создать микрогруппы и организовать их деятельность?

• Как включить каждого в планирование, организацию и оценку результатов совместных дел и др.?

Решение этих и других вопросов требует от воспитателя, с одной стороны, методических знаний и умений, с другой - творческого подхода к воспитанию в целом. Рассматривая коллективообразующий процесс, И.П. Иванов сумел увидеть типичные, характерные действия педагогов и воспитанников, приводящие к предметно-практическим и воспитательным результатам. С выделением таких действий в определенной закономерной последовательности возникает технологичность в педагогическом процессе, появляется методика, которая может быть воспроизведена в массовой практике воспитания.

Исследовательское отношение к жизни, ориентация на участие в ее преобразовании - важный элемент методики. Ориентация на всех, а не на избранных, привлечение каждого к коллективному поиску, обсуждению и оценке результатов формирует целостный опыт воспитанника. Повседневная забота о себе, друг о друге, о своем коллективе, об окружающих людях становится нравственной основой содержания этого опыта, охватывает все сферы жизнедеятельности коллектива (с. 14).


Условия успеха

Поиск оптимальной системы воспитательных отношений, пронизывающих все «этажи» взаимодействия воспитателей и воспитанников в процессе совместной деятельности (от планирования до обсуждения результатов совместной деятельности), направленной на совершенствование себя и окружающей жизни, на заботу о себе и своих товарищах. «Пять условий педагогического успеха», которые выделены у И.П. Иванова, по сути дела также связаны с проблемой воспитательных отношений. «Научиться включать каждого воспитанника как своего младшего товарища в совместные действия на общую радость и пользу: в поиск дел, нужных людям, в выбор и открытие лучших средств решения жизненно важных задач; в практическое использование приобретенных знаний и умений; в обмен опытом творения добра; в преодоление трудностей при выполнении задуманного; в борьбе со всем, что мешает добру и красоте утвердиться в нашей жизни; в оценку сделанного и извлечение уроков на будущее» (7). По сути здесь, в этом первом условии, дана программа действий педагога, реализация которой может быть начата в соответствии с конкретными потребностями личности и сложившейся ситуацией.

Иванов предлагает вступать в открытый диалог с воспитанниками. Этот диалог возникает во взаимодействии воспитателя и воспитанника в (с. 14)

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

(7) Иванов И.П. «Звено в бесконечной цепи». Рязань, 1996. С. 8. (с. 14)/

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

процессе творческого освоения определенной жизненной ситуации. При этом и воспитатель и воспитанник являются субъектами совместной деятельности, эффективность этой деятельности проявляется в изменениях в субъектах, в степени их самореализации в рамках данной ситуации. При этом главной ценностью является творческое самосовершенствование воспитателей и воспитанников в совместной деятельности.

Проявление внутреннего, духовного отношения к воспитаннику, совершение нужных, обязательных действий, в которых проявляется прежде всего уважение к личности, «стремление раскрыть и развить в нужных действиях творческие силы каждого человека» - есть второе условие успешности воспитательного влияния.

«Единство мыслей и действий, воли и чувств» - так формулирует И.П. Иванов третье условие. Преодоление разрыва «между знаниями и взглядами-убеждениями, между умениями и потребностями, между всем этим и деятельностью».