Файл: Методика КТД И.П. Иванова-1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.08.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Четвертое условие - «влиять так, чтобы способы воздействия воспитателей на воспитанников были бы и способами воздействия самих воспитателей на себя». Данное условие затрагивает как нравственные нормы взаимоотношений, так и средства реализации профессиональных и жизненных задач. Нередко на практике процесс воспитания сводится лишь к воздействию старших на младших, где исключается воспитание самих воспитателей. Так нарушается динамическое единство всех звеньев воспитательного процесса.

Пятое условие - «творчество, а не шаблон». Многообразие содержания, средств и видов воспитательного влияния (незаметного и открытого, прямого и опосредованного), с учетом процессов обновления, которые происходят во всех сферах нашей жизни — это обеспечивает эффективность и динамичность воспитательной работы.

Все пять условий как бы связывают в единый узел многомерный воспитательный процесс, обеспечивая всестороннее свободное и гармоничное развитие как воспитанника, так и воспитателя. (с. 15)


Этапно-циклический характер воспитательного процесса

Опираясь на исторический опыт воспитания, И.П. Иванов отмечает (8), что в воспитательном процессе правомерно выделить в определенной взаимосвязи следующие его звенья:

  • воспитание взрослыми растущих детей,

  • самовоспитание воспитанников (взаимное воспитание старшими младших, младшими старших, личное самовоспитание)

  • и воспитание воспитанниками воспитателей.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

(8) Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. 1994 С. 20-27. (с. 15)/

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Исходя из этого и опираясь на философское основание своей концепции, где забота является определяющей, И.П. Иванов предлагает рассматривать воспитательный процесс как «последовательное (поэтапное) развертывание всех видов воспитательной заботы». При этом он выделяет четыре взаимосвязанных этапа, объединенных в единыйцикл. Каждый этап - это определенное пространство жизнедеятельности воспитателей и воспитанников, где осуществляется их общая забота - разная по содержанию и направленности (о себе, о других людях, об окружающей среде), а также по форме проявления («скрытая и открытая»). Каждый последующий этап расширяет, дополняет предыдущий, и тесно взаимосвязанные между собой цели, содержание, формы и методы, а также нравственная логика определяют процессуальную сторону воспитания.

«На первом- предварительном - этапе воспитательный процесс представляет собойсамовоспитание воспитателей(взаимное и личное). Это время «внутренней» предварительной подготовки воспитательного коллектива к работе с воспитанниками — перед началом учебного года, очередной учебной четверти, перед выездом лагерь и т.д. Деятельность этого периода может быть весьма краткой, но роль его исключительно велика». Таким образом, забота о воспитанниках на этом этапе осуществляется как бы опосредованно. Подготовка к работе с воспитанниками вбирает в себя и профессиональное совершенствование, и выявление насущных проблем данного образовательного учреждения, и планирование действий по организации жизнедеятельности коллектива. Успешность, эффективность данного этапа во многом определяется тем, насколько для воспитателя его профессиональная деятельность есть сфера его жизнетворчества, развивающая его способность менять самого себя и влиять на своих коллег. Немаловажное значение имеет также атмосфера в педагогическом коллективе, отношения взаимозаботы, коллективного поиска и, конечно, способы организации совместной работы. По существу, этот этап определяет весь последующий ход воспитательного процесса


«Второйпериод (переходный) - это период единства двух звеньев воспитательного процесса: самовоспитания воспитателей (продолжается и углубляется) ивоспитания воспитателями воспитанников», то есть на втором этапе осуществляется «непосредственная воспитательная забота воспитателей о воспитанниках».

Третийпериод воспитательного процесса автор характеризует как единство трех звеньев: «самовоспитание воспитателей (продолжается и углубляется!), воспитание воспитателями воспитанников (продолжается и углубляется!) исамовоспитание воспитанников(взаимного и личного)».

Преодолевая подход к воспитаннику как объекту воспитания, И.П. Иванов определяет место воспитанника как субъекта совместной деятельности, творца собственной жизни Развиваемый и обогащаемый опыт творческого взаимодействия на всех этапах осуществления и анна(с. 16)/лиза результатов собственной деятельности и деятельности своих товарищей обеспечивает возможность самоактуализации и самореализации воспитанников. На этом и предыдущем этапах воспитатели вместе со своими воспитанниками заботятся об обеспечении содержательного пространства для полного развернутого осуществления сегодняшней жизни «здесь и сейчас», важнейшее новообразование здесь - самовоспитание (взаимное и личное) воспитанников.

Четвертый(завершающий) этап объединяет все звенья воспитательного процесса и, как пишет И.П. Иванов, «к тем движущим силам воспитательного процесса, которые действовали ранее и продолжают действовать, на четвертом этапе добавляется рожденная ими, по преимуществу скрытаязабота воспитанников о воспитателях— жизненно-практическая и воспитательная». На этом же этапе - «сигнальном», по замечанию автора - появляется возможность выдвижения новых, более сложных воспитательных задач. Педагогами осознается необходимость вывести воспитательный процесс на новый уровень его развития, ощущается потребность в дальнейшем профессиональном росте.

Отношения «обшей заботы», проявляемые на всех этапах воспитательного процесса, выступают как бы источником самодвижения, динамики воспитательного процесса, определяют его эффективность, тем самым подтверждая зависимость результатов воспитания от степени соответствия воспитательных отношений целям воспитания.

Именно воспитательные отношения творческого содружества воспитателей и воспитанников на основе совместной деятельности определяют качество процесса на всех этапах его осуществления. Каждый этап имеет свой темп, свою продолжительность, свои события в зависимости от конкретных условий. Непрерывность воспитательного процесса обеспечивается «внутренним источником самодвижения», развитием воспитательных отношений общей заботы, «объективными отношениями товарищества».


Каждый новый цикл, начинается с нового подготовительного этапа, проходя все остальные на ином качественном уровне постановки и решения задач. Глубокое осознание идей и, в частности, идеи этапно-циклического характера воспитательного процесса, необходимое условие освоения методической системы И.П. Иванова. Без овладения всей системой воспитания, реализация методики коллективной творческой деятельности ведет лишь к искажению исходных идей и в лучшем случае дает непродолжительный результат, но в конечном счете приводит к формализации воспитательного процесса. Вне общей системы воспитаний любая методика не может обеспечить результат. Методика коллективной творческой деятельности лучший тому пример: будучи реализована в традиционно-авторитарной системе отношений, она теряет свое значение и повторяет круг формализация процесса (с. 17)/.


Коллективное творческое воспитание

В свое время Л.С. Выготский, изучая факторы развития поведения ребенка, заметил: «.. высшая психическая функция появляется в процессе развития поведения дважды: сначала как функция коллективного поведения, как форма сотрудничества или взаимодействия,, а затем вторично, как способ индивидуального поведения ребенка». В педагогическом процессе очень важно, опираясь на данное положение Л.С. Выготского, проследить перенос опыта коллективного действия в индивидуальные формы поведения и общения. Вопросы меры, времени и пространства коллективного сотрудничества, соотношения коллективного и индивидуального весьма актуальны для современной практики и требуют серьезного исследования.

Не менее важен вопрос принятия определения самого понятия коллектив, и не потому, что его нет (можно насчитать не один десяток определений). Дело в сущностной его характеристике, в педагогическом смысле и основании. В концепции И.П. Иванова это понятие - одно из ключевых, и, можно сказать, определяющее. «Коллектив в собственном, точном смысле слова, — пишет он - это социальная группа, в которой развивается общая творческая забота об окружающей жизни, о своем объединении как частице общества, о каждом товарище по объединению: забота организаторская (коллективная организаторская деятельность, КОД), практическая (коллективные творческие дела, КТД), воспитательная (всестороннее и гармоничное развитие личности)» (9), т. е. в данном контексте движущей силой развития воспитательного коллектива и самой личности, является забота.

Преодоление потребительского отношения к жизни, к другим людям, по мнению автора, успешнее всего происходит в условиях коллективного взаимодействия, где воспитательные отношения основаны на воспитательной заботе о раскрытии и развитии творческих сил человека в деятельности и познании себя и окружающей жизни. Идеал концепции воспитания И.П. Иванова созвучен словам С.Л. Рубинштейна: «Показать человеку все богатство его жизни - этим больше всего можно его укрепить и ему душевно помочь жить полной жизнью в данных условиях» (10). Жизнедеятельность коллектива для большинства детей - это пространство для развертывания их сегодняшней жизни, для развития их социального опыта и гражданского самосознания.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

(9) Иванов И. П. Педагогика коллективных творческих дел. Киев: Освита, 1992.