Файл: Методика КТД И.П. Иванова-1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.08.2024

Просмотров: 107

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. Коллективное подведение итогов и анализ

Организация коллективного обсуждения результатов КТД с учетом опыта его проведения и подготовки. Включение каждого воспитанника в процесс анализа и размышления о коллективном опыте, его оценку и выработку решений об учете результатов в будущем.

Сопоставление мнений и предложений, стимулирование поиска причин успехов и неудач.

Опора на положительный опыт отношений и практических действий воспитанников.

Педагогические умения

Умение выделить и сформулировать вопросы для обсуждения в соответствии с проделанной работой.

Умение привлекать участников дела к коллективной оценке результатов.

Умение направлять воспитанников в процессе анализа и оценки своего опыта и опыта товарищей.

Умение направлять ход обсуждения, учить видеть и оценивать результаты совместной деятельности, предупреждать конфликтные ситуации при обсуждении, «нападки» на отдельных воспитанников

Умение подвести к выводам, обобщить высказывания, выделить главное, положительное и наметить рост коллектива на будущее.

6. Стадия ближайшего последействия

Реализация принятых коллективом решений, использование опыта (коллективного планирования, обсуждения, подготовки и проведения КТД) в учебной и внеучебной работе, в различных сферах жизни коллектива.

Педагогические умения

Умение использовать полученный опыт в различных ситуациях жизнедеятельности коллектива в дальнейшем.

Умение развивать традиции, извлекать уроки из опыта и опираться на положительное.

Умение приучать к выполнению намеченного коллективом. Видеть перспективы нравственного роста коллектива и отдельных воспитанников, внести коррективы в организацию воспитательного процесса.

Особо следует отметить диагностические возможности коллективных творческих дел. Педагогическое наблюдение на каждой стадии от планирования до участия каждого в оценке сделанного, дает возможность увидеть эмоциональные проявления учащихся, отношение и практические действия воспитанников, динамику взаимоотношений в коллективе. Рассматривая коллективные творческие дела как частицу воспитательного процесса, И.П. Иванов вновь обращается к проблеме воспитательных отношений и отмечает, что основным условием успешного использования .КТД является развитие отношений творческого содружества между всеми участниками этого процесса, а именно: между воспитателями и воспитанниками, между самими воспитанниками, а также между самими воспитателями. Таким образом, вне общей системы воспитательного процесса, вне концептуальной идеи творческого содружества поколений, коллективные творческие дела есть лишь форма воспитательной работы, которая, однако, все же предполагает перенос акцента в деятельности воспитанников с «исполнительства» на социальное творчество.


Важно заметить также, что в полной мере воспитательные возможности КТД как комплексного средства могут быть реализованы лишь во взаимосвязи различных по содержанию и форме проведения дел. И конечно, коллективные творческие дела необходимо планировать и осуществлять в тесной взаимосвязи с другими средствами учебно-воспитательной работы. Кроме того, учитывая и расширяя познавательные возможности КТД, весьма перспективно их использование также в учебном процессе.

Основные условия успешного использования КТД И.П. Иванов определяя так:

Iусловие: «Творческое содружество воспитателей и воспитанников как старших и младших товарищей по общей гражданской заботе».

IIусловие: Развитие отношений «творческого содружества между воспитанниками старших и младших поколений».

IIIусловие: Развитие отношений «творческого содружества между самими воспитателями».

В каждой школе эти условия конкретизируются прежде всего с учетом особенностей коллектива, опыта совместной деятельности старших и младших, наличие возможностей строить воспитательную работу в классе во взаимодействии с другими классами, общешкольным коллективом в целом. Как правило, реализация этих условий требует определенных организационных усилий со стороны, прежде всего, администрации, серьезного глубинного изменения характера воспитательных отношений в коллективе. Усилия, связанные с созданием данных условий, во многом и обеспечивают воспитательные функции КТД.