ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.08.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
Содержание дисциплины
Тема 1. Педагогика как наука. Педагогика как наука и сфера практической деятельности. Объект, предмет и функции педагогики. Структура педагогической науки и ее связь с другими отраслями человеческого знания. Методология педагогической науки. Дидактика как наука об обучении и образовании. Теория воспитания в структуре педагогической науки. Основные категории педагогики, их взаимосвязь.
Тема 2. Обучение в структуре целостного педагогического процесса. Сущность, движущие силы, противоречия и логика процесса обучения. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Назначение и структура деятельности учителя. Учение как специфический вид деятельности. Многообразие мотивов учебной деятельности. Развитие познавательного интереса учащихся. Закономерности и принципы обучения. Соотношение и взаимосвязь закономерностей, принципов и правил обучения.
Тема 3. Дидактические системы и концепции.Традиционная дидактическая система (Я.А. Коменский, И.Ф. Гербарт). Педоцентристская дидактическая система (Дж. Дьюи). Современная дидактическая система. Нетрадиционные модели организации обучения. Анализ современных дидактических концепций. Деятельность учителя и учеников в различных видах обучения: объяснительно-иллюстративном, проблемном, программированном. Развивающее обучение: методология и технологии.
Тема 4. Цели и содержание образования. Цели образования. Взаимосвязь целей и содержания образования. Факторы и принципы формирования содержания образования. Структура содержания образования. Теории организации содержания образования. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Формы организации содержания образования: государственный образовательный стандарт, учебный план, учебная программа, учебник.
Тема 5. Методы, средства и формы обучения.Понятие о методах обучения и их классификации: традиционная (по источнику знаний), по назначению, по характеру познавательной деятельности, по дидактическим целям и др. Соотношение методов и приемов обучения. Сущность и содержание методов обучения. Эффективность методов обучения. Понятие средств обучения, их классификация. Выбор методов и средств обучения и факторы, влияющие на этот процесс. Современные модели организации обучения. Формы организации обучения и их возможности. Урок как основная форма организации обучения. Типы уроков, их структурные особенности. Формы организации деятельности учащихся на уроке. Анализ урока. Дополнительные формы организации обучения.
Тема 6. Воспитание в структуре целостного педагогического процесса. Сущность процесса воспитания, его особенности. Общие закономерности и принципы воспитания. Закономерности воспитания, их взаимосвязь с общепедагогическими закономерностями. Понятие о принципах воспитания. Соотношение целей, закономерностей и принципов.
Тема 7. Современные подходы и концепции воспитания. Движущие силы воспитания и развития личности. Теоретические подходы к воспитанию: системный, деятельностный, личностный. Концепция педагогической поддержки ребенка и его развития. Концепция самовоспитания школьника. Концепция воспитания как педагогического компонента социализации личности ребенка. Концептуальные основы теории воспитательных систем. Многообразие вариантов школьных воспитательных систем.
Тема 8. Содержание воспитания. Сущность понятия «содержание воспитания». Различные подходы к определению содержания воспитания. Базовая культура личности и ее составляющие. Ценностные отношения как основа содержания воспитания. Сущностные сферы личности и их формирование и развитие.
Тема 9. Система методов и форм воспитания.Основные подходы к определению сущности метода воспитания. Классификация методов воспитания. Формы организации воспитательной деятельности. Типология форм воспитательной работы.
Тема 10. Логика воспитательного процесса. Целеполагание, планирование, организация и анализ в воспитательной работе Особенности технологии воспитательной деятельности. Технология коллективной организации деятельности. Технология организации совместной игровой деятельности детей. Технология педагогического стимулирования самовоспитания.
Тема 11.Коллектив как объект и субъект воспитания.Становление и развитие педагогической концепции детского коллектива. Коллектив как фактор развития ребенка. Диалектическая взаимосвязь идентификации с коллективом и обособление в коллективе. Функции коллективов по отношению к личности воспитанника. Действия педагога по формированию детского коллектива. Этапы развития коллектива. Социально-психологический климат в коллективе и его использование в воспитании. Самоуправление в детском коллективе. Коллектив воспитательного учреждения как дифференцированное единство разнотипных коллективов детей и педагогов.
Планы практических занятий
Занятие 1. Педагогика как наука.
Основные теоретические понятия педагогики: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс.
Общая характеристика основных категорий педагогики.
Взаимосвязь основных категорий педагогики.
Основная литература:
1) Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб., 2011.
2) Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., 2005.
3) Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2004.
4)Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа - Пресс, 2008.
5) Подласый И.П. Педагогика: Учебник в 2 кн. – М., 2000.
Дополнительная литература:
1) Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. – М., 1996.
2) Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - 2-е изд., стереотип. - М., 2004.
3) Степанов Е. Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М., 2002.
Занятие 2. Деятельность учащихся в процессе обучения
1. Учение как специфический вид деятельности.
2. Многообразие мотивов учебной деятельности.
3. Средства развития познавательного интереса учащихся.
4. Активизация познавательной деятельности детей в процессе обучения.
Основная литература:
1)Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. – 3-е изд., испр. – М., 2006.
2)Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений / под ред. С.А. Смирнова. – 6-е изд., перераб. – М., 2006.
3) Подласый И.П. Педагогика: Учебник в 2 кн. – М., 2000.
4) Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. 4-е изд., стереотип. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М., 2008.
Дополнительная литература:
Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 1999.
Краевский В. В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – М., 2007.
2) Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990.
3) Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1979.
Занятие 3. Характеристика дидактических систем
1. Традиционная дидактическая система (Я.А. Коменский, И.Ф. Гербарт).
2. Педоцентристская дидактическая система (Дж. Дьюи).
3. Современная дидактическая система.
4. Нетрадиционные модели организации обучения.
Основная литература:
Бордовская Н.В. Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие для вузов. – СПб, 2008.
Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. – 3-е изд., испр. – М., 2006.
Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - 2-е изд., стереотип. - М., 2004.
Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. 4-е изд., стереотип. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М., 2008.
Дополнительная литература:
Корнетов Г.Б. Педагогическая система И.Ф. Гербарта // Школьные технологии. – 2007. - №4. – С. 67-76.
Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений / под ред. С.А. Смирнова. – 6-е изд., перераб. – М., 2006.
Подласый И.П. Педагогика: Учебник в 2 кн. – М., 2000.
Занятие 4. Виды обучения
1. Деятельность учителя и учеников в объяснительно-иллюстративном обучении.
2. Деятельность учителя и учеников в проблемном обучении.
3. Деятельность учителя и учеников в программированном обучении.
4. Деятельность учителя и учеников в развивающем обучении.
Основная литература:
Бордовская Н.В. Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие для вузов. – СПб, 2008.
Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. – 3-е изд., испр. – М., 2006.
Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - 2-е изд., стереотип. - М., 2004.
Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. 4-е изд., стереотип. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М., 2008.
Дополнительная литература:
Корнетов Г.Б. Педагогическая система И.Ф. Гербарта // Школьные технологии. – 2007. - №4. – С. 67-76.
Булатова О.С. Искусство современного урока: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.С. Булатова. – М., 2006. – 256 с.
Махмутов М.И. Современный урок. – М., 1981.
Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений / под ред. С.А. Смирнова. – 6-е изд., перераб. – М., 2006.
Подласый И.П. Педагогика: Учебник в 2 кн. – М., 2000.
Занятие 5. Формы организации содержания образования
1. Государственный образовательный стандарт и его функции.
2. Учебный план образовательного учреждения.
3. Учебная программа: содержание и структура документа. Варианты построения учебных программ.
4. Учебник: требования к структуре и оформлению.
Основная литература:
Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. – 3-е изд., испр. – М., 2006.
Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - 2-е изд., стереотип. - М., 2004.
Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. 4-е изд., стереотип. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М., 2008.
Дополнительная литература:
Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений / под ред. С.А. Смирнова. – 6-е изд., перераб. – М., 2006.
Подласый И.П. Педагогика: Учебник в 2 кн. – М., 2000
2) Тубельский А.Н. Об изменении содержания образования // Школьные технологии. – 2007. - №3. – С. 35-42.
Занятие 6. Методы и средства обучения
1. Понятие методов обучения, их классификации.
2. Содержание методов обучения, требования к их применению.
3. Понятие средств обучения, их классификация.
4. Факторы, влияющие на выбор методов и средств обучения.
Основная литература:
Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. – 3-е изд., испр. – М., 2006.
Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - 2-е изд., стереотип. - М., 2004.
Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. 4-е изд., стереотип. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М., 2008.