ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.08.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
Содержание самостоятельной работы студентов
Название раздела, темы |
Задание |
Время выполнения |
Форма контроля |
Педагогика как наука |
-постройте логическую или образную схему «Система педагогических наук и связь педагогики с другими науками»; - продумайте схему «Взаимосвязь основных категорий педагогики»; - составьте интеллект карту «Основные категории педагогики»
|
2 часа
2 часа |
Представление задания в письменном виде, выступление на семинарском занятии
|
Обучение в структуре целостного педагогического процесса |
1) Подготовить методические рекомендации по вопросу «Пути развития познавательного интереса учащихся в школе». Возраст учащихся на выбор: а) младшие школьники (1-4 класс), б) учащиеся среднего звена (5-7 класс), в) учащиеся среднего звена (8-9 класс), г) старшеклассники (10-11 класс). Оформить работу в виде мультимедиа презентаций в редакторе Microsoft Power Point (примерно 15 слайдов) и доклада (не менее 5 печатных страниц) в текстовом виде в редакторе MicrosoftWord. |
7 часов |
Показ мультимедиа презентаций на семинаре. Фронтальный блиц-опрос. |
Дидактические системы и концепции |
1) Необходимо выбрать один из принципов обучения и сочинить притчу для педагогов, раскрывающую этот принцип. Оформляется в текстовом виде в редакторе Microsoft Word. |
4 часа |
Выставка творческих работ |
Цели и содержание образования |
1) Оценить 3 учебника по одной школьной учебной дисциплине с точки зрения современных требований к учебнику и соответствия федеральному государственному стандарту, а затем подготовить аналитическую записку. |
2 часа |
Дискуссия с обсуждением итогов анализа |
Методы, средства и формы обучения |
1) Подготовить примеры использования на уроке следующих методов: 1) рассказ, б) фронтальная беседа, в) объяснение, г) учебная дискуссия, д) дидактическая игра, е) иллюстрация, ж) демонстрация, з) видеометод. Работа оформляется в редакторе Microsoft Word, представляется в папке. 2) Составьте таблицу, в которой отразите характеристику методов и форм контроля (сущность, особенности, достоинства и недостатки)
|
16 часов
|
Собеседование по представленной папке работ
Выполнение задания в письменном виде |
Воспитание в структуре целостного педагогического процесса |
1) Сравнить различные определения понятия «воспитание» (не менее 15 определений разных авторов). На основе анализа определений выделить ключевые черты процесса воспитания. Работа оформляется в редакторе Microsoft Word 2) По каждому из основных принципов воспитания сформулировать не менее семи практичных и конкретных правил педагогической деятельности и взаимодействия. Работа оформляется в редакторе Microsoft Word |
2 часа
2 часа |
1) Выполнение контрольных заданий репродуктивного, творческого и аналитического уровней 2) Защита «памяток» педагогам по принципам воспитания. |
Современные подходы и концепции воспитания |
1) Прочесть два художественных произведения: «Алхимик» (Пауло Коэльо) и «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (Р. Баха), и осмыслить раскрытые в них педагогические идеи. 2) Просмотреть кинофильм «Общество мертвых поэтов» (реж. П. Уир), а также на выбор мультфильмы «Панда Кунг-фу» (реж. М. Осборн, Дж. Стивенсон) или «Король лев» (реж. Р. Аллерс). Подготовить письменную работу - эссе, в которой будут раскрыты принципы и приемы работы педагогов, представленные в фильмах. |
8 часов
6 часов |
Коллоквиум
Выставка творческих работ |
Содержание воспитания |
Написание рефератов по темам: гражданское воспитание; формирование основ нравственной культуры личности; трудовое воспитание; формирование эстетической культуры личности; воспитание физической культуры в современных условиях. |
10 часов |
Представление задания в письменном виде
|
Система методов и форм воспитания |
1)разработать воспитательное мероприятие, указав методические рекомендации по его осуществлению;
2)разработать и провести диспут, беседе, лекцию и т.д.
|
4 часа
6 часов |
Представление задания в письменном виде
Проведение на семинарском занятии
|
Логика воспитательного процесса |
|
10 часов |
Коллоквиум
Создание «методической копилки» игровых форм. |
Коллектив как средство воспитания |
Написать сочинение на тему: коллективное воспитание в современной школе. |
7 часов |
Представление задания в письменном виде
|
Вопросы к экзамену по курсу «Теория обучения и воспитания»
Педагогика как наука. Объект, предмет, функции педагогики.
Зарождение научной педагогики. Источники педагогического знания.
Структура педагогической науки. Связь педагогики с другими науками.
Основные категории педагогики, их взаимосвязь.
Сущность педагогической деятельности, структура
Методология педагогической науки, ее уровни.
Философские основы педагогики. Характеристика основных подходов.
Методы педагогического исследования.
Понятие целостного педагогического процесса. Структура целостного педагогического процесса.
Понятие о законах, закономерностях, принципах в педагогике их взаимосвязь.
Понятие о закономерностях в педагогике. Характеристика основных закономерностей целостного педагогического процесса.
Принципы педагогического процесса, характеристика основных принципов.
Дидактика, ее предмет и задачи.
Основные категории дидактики, их взаимосвязь.
Сущность, движущие силы процесса обучения. Функции обучения.
Логика учебного процесса и структура процесса усвоения.
Понятие о дидактических закономерностях и принципах.
Общие дидактические закономерности, их характеристика.
Принципы обучения, их характеристика.
Понятие «содержание образования». Теории организации содержания образования.
Принципы формирования содержания современного образования, их характеристика.
Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.
Традиционная и педоцентрическая дидактическая системы, их краткая характеристика.
Современная дидактическая система, ее характеристика.
Государственный стандарт как форма организации содержания образования.
Базисный учебный план общеобразовательной школы, его компоненты.
Учебная программа и учебник как формы организации содержания образования по предмету.
Классно-урочная система, ее характеристика.
Дополнительные формы организации обучения, их возможности.
Методы, приемы, средства обучения, их взаимосвязь. Выбор методов обучения, факторы, влияющие на выбор методов.
Классификации методов обучения, характеристика основных методов обучения
Деятельность учителя и учеников в объяснительно-иллюстративном обучении.
Деятельность учителя и учеников в проблемном обучении.
Деятельность учителя и учеников в программированном обучении.
Сущность развивающего обучения.
Контроль и оценивание в образовательном процессе.
Воспитание в структуре целостного педагогического процесса: сущность, особенности, движущие силы.
Основные закономерности и принципы воспитания, их взаимосвязь с закономерностями и принципами целостного педагогического процесса
Цель воспитания и ее место в воспитательном процессе. Иерархия целей в педагогике.
Логика воспитательного процесса. Целеполагание, планирование, организация и анализ в воспитательной работе.
Общая характеристика содержания воспитания, его основные элементы.
Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности. Патриотизм и культура межнационального общения.
Нравственное воспитание учащихся в современных условиях.
Эстетическое воспитание учащихся. Использование возможностей среды в формировании эстетической культуры.
Умственное воспитание учащихся в современных условиях.
Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся: задачи и содержание.
Воспитание физической культуры учащихся, приобщение к здоровому образу жизни.
Система методов воспитания, их классификация. Соотношение методов и приемов воспитания.
Методы организации деятельности и опыта общественного поведения, их характеристика.
Методы формирования сознания личности, требования к их использованию.
Методы и приемы стимулирования деятельности учащихся, организация в их использовании.
Формы воспитательной работы, их классификация.
Игра как средство воспитания.
Коллектив как средство воспитания самоуправления в детском коллективе
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
а) основная литература:
Бордовская Н.В. Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие для вузов. – СПб, 2008.
Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. – 3-е изд., испр. – М., 2006.
Рожков М. И., Байбородова Л. В. Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2004.
Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - 2-е изд., стереотип. - М., 2004.
Сластенин В. А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. 4-е изд., стереотип. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М., 2008.
б) дополнительная литература:
Александрова Е. А. Создаем систему воспитательной работы в школе // Народное образование. – 2008. - №9. – С. 227-235.
Булатова О.С. Искусство современного урока: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.С. Булатова. – М., 2006. – 256 с.
Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е. Н. Степанова. – М., 2000.
Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, Н. М. Борытко, С. Д. Поляков, Н. Л. Селиванова; под общ. ред. В. А. Сластенина и И. А. Колесниковой. – М., 2005.
Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Воспитательная система школы: от А до Я: Пособие для учителя. – М., 2006.
Демакова И. Д. Концепция воспитательной деятельности современного педагога-гуманиста // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. - 2006. - №1.
Иванов И. П. Энциклопедия коллективно-творческих дел. – Новосибирск, 2003.
Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем – М., 2000.
Колесникова И. А., Титова Е. В. Педагогическая праксеология: учеб. пособие для высш. учеб. заведений. – М., 2005.
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., 2005.
Краевский В. В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – М., 2007.
Кукушин В.С. Теория и методика обучения / В.С. Кукушин. - Ростов н/Д, 2005.
Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследования, игры и дискуссии: Анализ зарубежного опыта. – Рига, 1995.
Классному руководителю. Учеб.-метод. пособие / Под ред. М. И. Рожкова. – М., 2001.
Корнетов Г.Б. Педагогическая система И.Ф. Гербарта // Школьные технологии. – 2007. - №4. – С. 67-76.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть III. Проблемные уроки. Научно-практическое пособие. - Ростов н/Д, 2006.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок: практич. пособие для учителей и класс. рук., студентов пед. учеб. заведений. – Ростов н/Д, 2001.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: практич. пособие для учителей и класс. рук., студентов пед. учеб. заведений. – Ростов н/Д, 2001.
Куприянов Б. В. Вариативность социального воспитания школьников: Монография. – Кострома, 2008.
Куприянов Б. В., Миновская О. В. Ситуационно-ролевая игра как средство воспитания у подростков субъектности во взаимодействии: Монография. / Под ред. И. И. Фришман. – Кострома, 2003.
Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е. Н. Степанова. – М., 2004.
Лутошкин А. Н. Как вести за собой. Старшеклассникам об основах организаторской работы. – М.,1981.
Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990.
Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. – 6-е изд., стер. – М., 2008.
Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие. – М, 2001.
Немов Р. С., Кирпичник А. Г. Путь к коллективу. – М., 1988.
Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении: учеб.-метод. пособие / Под общ. ред. А. С. Прутченкова. – М., 2003.
Педагогика «Я» // Новые ценности образования. – 2005 . – выпуск 2 (21).
Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений / под ред. С.А. Смирнова. – 6-е изд., перераб. – М., 2006.
Подласый И.П. Педагогика: Учебник в 2 кн. – М., 2000.
Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин, Е. А. Александрова и др.; под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой; науч. ред. Н. Б. Крылова. – М., 2006.
Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания. – М., 1996.
Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов. – М.,1993,1998.
Селиванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. С. Селиванов; под ред. В. А. Сластенина. – 5-е изд., стер. – М., 2007.
Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / Под ред. Н. Л. Селивановой. – М., 2001.
Словарь - справочник по педагогике / Авт. - сост. В. А. Межериков; Под общ. ред. П. И. Пидкасистого. – М., 2004.
Степанов Е. Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М., 2002.
Тубельский А.Н. Об изменении содержания образования // Школьные технологии. – 2007. - №3. – С. 35-42.
Школа – культурный центр // Новые ценности образования. – 2004. – выпуск 3 (18).
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1979.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
Бочкарев В.И. Ученическое самоуправление в школе [Электронный ресурс]: Портал Центрального учебного округа Москвы. URL: http://www.couo.ru/main.asp?document_id=161469(дата обращения 20.11.2010).
Дебаты: проблемы, исследования, перспективы [Электронный ресурс]: Сервер «Развивающее обучение» педагогического центра «Эксперимент». URL: http://www.experiment.lv/rus/biblio/debate.htm(дата обращения 20.11.2010).
Куприянов Б. В., Миновская О. В. Ситуационно-ролевая игра как средство воспитания у подростков субъектности во взаимодействии [электронный ресурс] Сайт «Технология альтруизма» URL:http://altruism.ru/sengine.cgi/5/28/13(дата обращения 07.11.2010).
Куприянов Б.В. Формы воспитательной работы с детским коллективом в деятельности классного руководителя [Электронный ресурс]: Образовательный портал Ucheba.com. URL:http://www.ucheba.com/met_rus/k_klass_ruk/klass_ruk_annot.htm(дата обращения 20.11.2010).
Куприянов Б.В., Миновская О.В. Игра-эпопея «Диалог Культур» [электронный ресурс] Образовательный порталUcheba.com//http://ucheba.com/met_rus/k_summer_rest/game_epopeya.htm(дата обращения 07.11.2010).
Педагогические технологии [электронный ресурс] Словари и энциклопедии на Академике URL:http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/24075(дата обращения 07.11.2010).
Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики [Электронный ресурс]: Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех» URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/234(дата обращения 20.11.2010).
Поляков С.Д., Ясницкая В.Р. Творчество - коллективное, воздействие – индивидуальное [Электронный ресурс]: Портал «Инфоград». URL: http://www.infograd.ru/iportal/main/article/Article.SelectProblemArt?mask=2&RubricId=153&ArticleId=17358(дата обращения 20.11.2010).
Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе [Электронный ресурс]: Нравственность в образовании. URL: http://www.nravstvennost.info/library/news_detail.php?ID=2404(дата обращения 20.11.2010).
Сайт «И.П. Иванов и коммунарская методика» [Электронный ресурс]. URL: http://www.kommunarstvo.ru/index.html?/biblioteka/bibgazkol.html(дата обращения 20.11.2010).
Социальное проектирование [Электронный ресурс]: Будущее в твоих руках. Партнерство бизнеса и некоммерческих организаций. URL: http://www.youth.crno.ru/youth/social/(дата обращения 20.11.2010).