Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 406
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
1. Налоговая политика в современной России
1.1 Нормативно-правовая база финансовой политики государства, ее составляющие
1.2 Налоговая политика: сущность, основные трактовки
1.3 Элементы, цели, виды и направления налоговой политики
2.1 Анализ и оценка налоговой нагрузки
1.3 Элементы, цели, виды и направления налоговой политики
Документ, содержащий основные направления налоговой политики на данный временной промежуток, представленный Минфином России, был одобрен Правительством РФ 13.10.2016. Называется он «Основные направления налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов». Раздел «Основные меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2017 году и плановом периоде 2018-2019 годов» начинается с исполнения Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ. [14]
С целью стимулирования малого и среднего бизнеса предполагается, что:
- Физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями и при этом оказывают некоторые виды услуг другим физическим лицам, освободить от уплаты НДФЛ и страховых взносов до 31.12.2018 при условии, что они добровольно подадут уведомление об осуществлении ими такой деятельности. Эта мера реализована с 01.01.2017 с принятием закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2016 № 401-ФЗ.
- ИП на ПСН и ЕНВД предоставят возможность уменьшения налога на сумму приобретения онлайн-кассы в размере 18 000 руб. за 1 аппарат. Эта мера реализована с принятием закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 27.11.2017 № 349-ФЗ, который вступил в силу с 01.01.2018.
- ИП на патенте предоставят возможность уменьшить стоимость патента на сумму страховых взносов (по аналогии с плательщиками на ЕНВД и УСН).
- Несвоевременная уплата патента будет исключена из оснований для прекращения ПСН. Эта мера реализована с 01.01.2017 с принятием закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2016 № 401-ФЗ.
Физических лиц предполагалось освободить от налогообложения купонного дохода по облигациям (с 01.01.2018 доходы от облигаций, эмитированных российскими организациями в рублях с 01.01.2017, облагаются НДФЛ по аналогии с банковскими вкладами, закон «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» от 03.04.2017 № 58-ФЗ). То есть с 01.01.2018 в налоговую базу попадает не вся сумма купонного дохода, а разница между суммой выплаты процентов (купона) и суммой процентов, рассчитанной исходя из номинальной стоимости облигаций и ставки рефинансирования Банка России, увеличенной на пять процентных пунктов, действующей в течение периода, за который был выплачен купонный доход.
В качестве других мер в области налоговой политики в 2017-2019 годах планировалось:
- Выявить неналоговые платежи, имеющие налоговую природу, и включить их в Налоговый кодекс.
- Совершенствовать трансфертное ценообразование, исключив из-под налогового контроля цены по сделкам между лицами, которые находятся и осуществляют деятельность на территории одного субъекта РФ.
- По налогу на прибыль - сбалансировать бюджет субъектов РФ в части перераспределения ставок налога на прибыль, предоставление льготы для налогоплательщиков, создающих в Дальневосточном регионе объекты внешней инфраструктуры, переноса на будущее убытка в сумме, не превышающей 50% от налоговой базы текущего периода. [7]
- По НДС - совершенствовать порядок налогообложения.
- По акцизам - увеличить акцизы на вина, табачную продукцию. Внести изменения в ст. 193 НК РФ, позволяющие предупредить манипулирование запасами готовой продукции и снижение бюджетных расходов, когда в преддверии повышения ставок акциза налогоплательщики на конец года накапливают запасы подакцизной (табачной) продукции, при производстве которой акциз уплачивается по ставкам текущего года.
- По НДПИ - уточнить понятийный аппарат НК РФ в части определения термина «участок недр», рассмотреть механизмы увеличения доходов бюджета, не предполагающие увеличение налоговой нагрузки на добычу нефти, увеличить ставки НДПИ при добыче природного газа для организаций - собственников Единой системы газоснабжения и аффилированных с ними лиц.
- По имущественным налогам - включить в базу по налогу на имущество физических лиц, являющихся собственниками земельных участков, объекты капитального строительства, поставленные на кадастровый учет, но права собственности, на которые не зарегистрированы.
- Совершенствовать налоговое администрирование в части увеличения размера пени для юридических лиц; внесения в НК изменений, не предполагающих увязку уплаты налога (сбора, страхового взноса) и характеристик лица, которые осуществляют их уплату; урегулирования порядка уплаты госпошлины в МФЦ без взимания комиссии; предоставления возможности заблаговременного переноса срока уплаты налога, уменьшение штрафа для физических лиц в случае уплаты недоимки и пени до вступления в силу решения о привлечения к ответственности за налоговое правонарушение.
- Оптимизировать действующие налоговые льготы путем их поэтапной отмены.
Часть из этих мер в настоящее время уже реализована, часть только готовится к реализации.
Прочитать, как осуществляется налоговый контроль в РФ, можно в статье «Налоговый контроль в РФ: формы, методы и виды».
Налоговая политика государства на 2018-2020 годы
Основные направления налоговой политики государства на 2018 и плановые 2019-2020 годы можно посмотреть в проекте «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», размещенном на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации 03.10.2017.
См. также «Бюджетно-налоговая политика - понятие и виды».
В проекте этого документа декларируется:
- не повышение уровня налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков;
- завершение работы по систематизации правил установления и взимания неналоговых платежей; [См. материалы:«Изменения в администрировании сборов: Минэкономразвития заступилось за бизнес»;«Правительство решит вопрос по неналоговым платежам».]
- сокращение теневого сектора экономики в результате изменения администрирования доходных поступлений за счет:
- полного охвата розничной торговой сети онлайн-кассами, которая обеспечивает онлайн-передачу данных на серверы ФНС;
- интеграции информационных систем и систем управления рисками налоговых и таможенных органов;
- создание системы сквозной прослеживаемости движения товаров от этапа таможенного оформления до реализации конечному потребителю и запуска пилотного проекта по внедрению этого проекта на территории ЕАЭС;
- постепенное распространение систем прослеживаемости (ЕГАИС, маркировка) на другие товарные группы;
- интеграция информационных массивов государственных внебюджетных фондов и налоговой службы;
- запуск единого государственного реестра записей актов гражданского состояния и создание федерального регистра сведений о населении;
- автообмен налоговой информацией в целях противодействия уклонению от уплаты налогов с использованием низконалоговых юрисдикций;
- предоставление инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль (действует с 01.01.2018);
- включение в состав безнадежных долгов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, задолженности гражданина, призванного банкротом (действует с 01.01.2018).
- расширение круга лиц, имеющих право на применение ставки НДС 0% при экспорте за счет отказа от признака иностранного покупателя экспортируемых товаров как условия подтверждения вычета;
- установление нулевой ставки НДС при реализации услуг по воздушным перевозкам пассажиров и багажа, если пункт назначения или отправления расположен на территории Калининградской области (действует с 01.01.2018);
- уточнение правил взимания таможенного НДС при ввозе товаров физическими лицами;
- признание налоговыми агентами по НДС покупателей отдельных видов товаров (лома и отходов цветных металлов, вторичных алюминиевых сплавов, сырых шкур) (действует с 01.01.2018);
- пресечение злоупотреблений с использованием режима единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) за счет признания плательщиков ЕСНХ плательщиками НДС (на основании закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.11.2017 № 335-ФЗ с 01.01.2019 применение ЕСХН не освобождает от НДС);
- ограничение количества объектов недвижимости (их общей площади), в отношении которых ИП может применять ПСН по такому виду деятельности, как сдача в аренду жилых и нежилых помещений;
- уточнение видов деятельности, в отношении которых может применяться ЕНВД и ПСН;
- закрепление критериев самозанятых граждан, которые освобождаются от уплаты НДФЛ до 01.01.2019;[О планах Минфина РФ по налогообложению ИП и самозанятых лиц смотрите в материале «Нас ждет новый налоговый режим?».]
- предоставление возможности налоговому агенту уведомлять налогоплательщика НДФЛ о невозможности удержать налог как письменно, так и посредством электронных сервисов;
- снятие ограничения по возрасту инвалида 1-й или 2-й группы, который находится на обеспечении родителя (усыновителя, попечителя, опекуна) для применения налогового вычета по НДФЛ;
- уточнение видов деятельности, при осуществлении которых плательщики на УСН будут вправе применять пониженные тарифы страховых взносов;
- уточнение порядка признания расходов для исчисления НДС при реализации доли в уставном капитале; выходе из состава участников общества; реализации (погашении) ценных бумаг;
- предоставление льгот по НДПИ организациям, которые реализуют инвестиционные проекты в Дальневосточном регионе;
- продление увеличенной ставки НДПИ при добыче нефти;
- изменение в порядке определения показателей, используемых при расчете НДПИ при добыче газа;
- совершенствование порядка исчисления акцизов, уточнение идентификационных признаков средних дистиллятов;
- сохранение ставок акцизов на 2018-2019 годы без изменений (кроме бензина и дизельного топлива) и индексация ставок акцизов на 2020 год;
- установление дифференцированного подхода к определению размера госпошлины за выдачу лицензии на торговлю алкоголем в зависимости от количества мест осуществления деятельности. [18]
Нефтедобывающие компании ожидает введение новой системы налогообложения - налога на добавленный доход (НДД). Предполагается, что он будет распространяться на пилотные объекты, включающие как новые, так и зрелые месторождения. Налоговой базой по этому налогу предполагается установить расчетные доходы от добычи углеводородного сырья за вычетом фактических эксплуатационных и капитальных расходов по разработке участков недр. А ставка по налогу рассматривается на уровне 50%.[См. материал «С 2019 года появится новый налог».]
Основные направления налоговой политики на 2018 год
Итак, чего же нам ждать от государства в 2018 году:
- Совершенствования налогового администрирования.
- Создания кодекса неналоговых платежей.
- Сокращения федеральных льгот и передачи полномочий по установлению льгот на региональный (местный уровень).
- Изменения налогового законодательства, затрагивающего либо отдельные категории налогоплательщиков, либо отдельные операции по различным видам налогов.
В целом налоговая политика государства продолжает курс, начатый в предыдущие годы.[13]
В добавление, для наиболее совершенного осмысливания сущности мнения «налоговая политика» целесообразным представляется различение последующих признаков:
Существенной целью налоговой политики - выражается самый важный ориентир, какой-никакой следует достичь субъекту вследствие разработки и исполнения личной налоговой политики.[3]
Следует напомнить, что цель налоговой политики не выражается чем-то замершим и бездвижным. Как известно, налоговая политика создается под воздействием нескольких факторов, основными из которых служат экономические и социальные обстоятельства как единое по стране, так и в отдельном регионе; разброс социально-политических сил в обществе.
Субъектами налоговой политики выступают:
- государственной - Российская Федерация;
- региональной - субъекты РФ (республики в составе РФ, области, края, автономные области, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург);
- муниципальной - города, районы, районы в городах.
Можно отметить, что любой субъект налоговой политики подключает в себя налоговое подчинение в пределах возможностей, поставленных Налоговым Кодексом. Как правило, субъекты Федерации и муниципалитеты владеют преимуществом гипнотизировать и аннулировать налоги в пределах списка региональных и местных налогов, веденного ФЗ НК. Вместе с тем, им представляются необъятные способности по снижению налоговых ставок, в определении распорядка и временных отрезков уплаты налогов.[4]