ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.08.2024
Просмотров: 642
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Предмет и задачи психологии развития.
3. Специфика методов психологии развития.
5. Дифференциация и централизация. Концепции дифференциации.
6. Научение. Виды научения (Скинер, Бандура, Халл)
7.Запечатление (Лоренц). Сенсибильность. Критические и сензитивные периоды.
8. Социализация. Модели социализации.
9. Понятия направления, теории, модели в науке.
11. Общая характеристика теорий эндогенного направления.
12. Общая хар-ка теорий экзогенного направления. Ранние бихевиористические трактовки.
13. Отход от классического бихевиоризма (теория Сирса).
14. А. Бандура и теория соц. Обучения.
15. Классический психоанализ Фрейда и его трактовка стадий развития.
16. Эпигенетическая теория развития Эриксона.
17. Возникновение когнитивных теорий развития. Теория развития интеллекта ж. Пиаже.
18. Теория морального развития л. Колберга.
19. Теория развития умений к. Фишера.
20. Культурно-историческая теория Выготского.
21. Диалектическая теория развития а. Валлона.
22. Деятельностная теория онтогенеза Леонтьева. Внешняя и внутренняя плоскости деятельности.
23. Модель развития общения Лисиной.
24. Модель развития личности Божович.
25. Экопсихологическая теория у. Бронфенбреннера.
26. Антиравновесная теория Ригеля.
27. Теория персонализации Петровского. Понятие адаптации, индивидуализации, интеграции.
28. Психологическая теория развития деятельности Лернера, основные положения его теории.
29. Системные теории развития.
31. Механизм интериоризации психической функции.
32. Возрастные кризисы психического развития: детские возрастные кризисы.
33. Возрастные кризисы психического развития во взрослом возрасте.
34. Понятие периодизации. Выготский о критериях периодизации психического развития.
35. Группы периодизаций детского развития. Достоинства и недостатки.
36. Периодизации зрелого возраста. Достоинства и недостатки.
37. Попытки построения системной периодизации психического развития (Слободчиков, Карандашев).
38. Детство как историческая категория. Феномен человеческого детства.
39. Пренатальный период рождения в развитии чел-ка.
43. Развитие форм общения младенца. Развитие предличностных образований у младенца.
44. Развитие понимания речи и говорения в младенческом возрасте.
45. Предпосылки перехода от младенческого возраста к раннему. Основные линии психического развития.
47. Развитие психических процессов в раннем возрасте.
48. Специфика развития речи в раннем детстве.
49. Предпосылки развития личности в раннем детстве. Особенности эмоционально-волевой сферы ребёнка.
53. Анализ теорий детской игры. Структура детской игры.
54. Развитие познавательной сферы ребёнка в дошкольный период.
55. Общение дошкольника со взрослыми и сверстниками. Становление детской субкультуры.
56. Специфика детского мировозрения. Становление личности в дошкольном возрасте.
57. Развитие речи в дошкольном возрасте. Роль речи в развитии познавательных процессов.
58. Развитие воображения и творчества в дошкольном возрасте.
59. Развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка в дошкольный период.
2. Интеллектуальная готовность.
62. Становление мотивации к обучению и формирование учебной деятельности.
63. Развитие речи, восприятия, памяти, внимания, воображения в младшем школьном возрасте.
64. Развитие мышления в младшем школьном возрасте.
65. Развитие личности младшего школьника.
67. Предпосылки перехода от младшего школьного к подростково-юношескому возрасту.
68. Кризис подросткового возраста.
70. Развитие видов деятельности в подростковом возрасте.
72. Развитие познавательной сферы в подростковом возрасте.
73. Эмоции в подростковом возрасте. «Подростковый комплекс» эмоциональности.
74. Развитие личности подростка.
75. Развитие мотивационно-потребностной сферы в подростковом возрасте.
76. Психосоциальное развитие в юношеском возрасте.
77. Развитие мировоззрения в юношеском возрасте.
78. Особенности профессиональной ориентации в юношеском возрасте.
79. Развитие интеллектуальной сферы юношеском возрасте.
80. Эмоциональное развитие в юношеском возрасте.
81.Определение понятия «взрослость». Биологическое и физическое развитие во взрослом возрасте.
82. Теории развития взрослого человека.
83. Ранняя взрослость как социально-историческая категория.
84. Развитие личности в возрасте ранней взрослости.
85. Особенности развития психических познавательных процессов в период ранней взрослости.
86. Особенности развития эмоций в период ранней взрослости.
87. Особенности мотивационной сферы периода ранней взрослости.
89. Особенности психических познавательных процессов в период средней взрослости.
90. Кризис середины жизни. Роль когнитивного развития человека в преодолении кризиса середины жизни.
91. Аффективная сфера в период средней взрослости.
92. Особенности развития мотивационной сферы в среднем возрасте.
93. Общая характеристика периода поздней взрослости и старости. Границы и стадии возраста.
95. Старческий возраст. Причины и факторы, влияющие на процессы старения.
96. Морфологическое, физиологическое и моторное развитие в старческом возрасте.
97. Сенсорное развитие в старческом возрасте.
99. Особенности личности пожилого человека. Типы старения.
100. Инволютивное развитие личности: нарушение развития детей.
101. Инволютивное развитие личности: нарушения развития взрослых.
Психологический возраст — характеристика степени адаптированности человека к условиям социума в соответствии с уровнем интеллекта, способностью к научению, двигательными навыками, чувствами, установками, мотивами и пр.
Акмеология - научная отрасль, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. Термин предложен в 1928 г. Н.А. Рыбниковым.
Вершина зрелости человека (акме) - многомерное состояние, которое охватывает значительный по протяженности этап его жизни и демонстрирует, насколько он состоялся как личность, как гражданин, как специалист в какой-то профессиональной области деятельности. Вместе с тем акме никогда не является статичным образованием, а отличается большей или меньшей вариативностью, изменчивостью. Современную акмеологию интересует в первую очередь то, в каком возрасте люди разных профессий достигают периода расцвета и как долго утверждаются на этом уровне. В то же время главная проблема акмеологии - не столько хронологическая протяженность полноценной зрелости, сколько душевное состояние человека, способное превратить любой жизненный период в период расцвета.
89. Особенности психических познавательных процессов в период средней взрослости.
40-50 лет.
Развитие сенсорных функций ощущения и восприятия. Зрение человека практически не меняется с юношеского возраста и до перехода им 50-летнего рубежа, когда острота зрения начинает снижаться более быстро. Слух в целом становится менее острым после 20-летнего возраста, продолжая ухудшаться и далее, что вызывает у человека определенные трудности при восприятии звуков высокой частоты. Вкусовая, обонятельная и болевая чувствительность человека также снижается в разных точках периода средней взрослости. При этом чувствительность к температурным изменениям практически остается высокой. Увеличивается время реакции, изменяются сенсомоторные реакции, ухудшаются двигательные навыки.
Развитие внимания. в возрасте 41—46 лет наивысшего уровня развития достигает функция внимания. Люди, достигшие данного возраста, обладают наилучшими возможностями для активного обучения и самообразования, сохраняют потенциальные возможности для познавательной деятельности.
Развитие интеллекта. Вербально-логические функции, достигающие первого оптимума в ранней молодости, могут возрастать в зрелые годы вплоть до 50 лет и постепенно снижаются лишь к 60 годам.
Кризис середины жизни — психологический феномен, переживаемый людьми, достигшими возраста 40-45 лет, и заключающийся в критической оценке и переоценке того, что было достигнуто в жизни к этому времени. К сожалению, очень часто эта переоценка приводит к пониманию того, что «жизнь прошла бессмысленно и время уже потеряно». В результате депрессивные состояния становятся доминирующими в общем фоне настроений.
Главная особенность этого возраста может быть определена как достижение человеком состояния мудрости.
90. Кризис середины жизни. Роль когнитивного развития человека в преодолении кризиса середины жизни.
Кризис середины жизни
Кризис середины жизни — психологический феномен, переживаемый людьми, достигшими возраста 40-45 лет, и заключающийся в критической оценке и переоценке того, что было достигнуто в жизни к этому времени. К сожалению, очень часто эта переоценка приводит к пониманию того, что «жизнь прошла бессмысленно и время уже потеряно». В результате депрессивные состояния становятся доминирующими в общем фоне настроений.
В конце юности и начале взрослости многие считают, что лучшие годы уже позади, а предстоящее время жизни представляется им в виде некой гигантской «черной дыры», в которой предстоит провести по меньшей мере лет двадцать своей жизни.
Роль когнитивного развития человека
Следует отметить, что когнитивные особенности человека играют весьма значимую роль в избежании кризиса среднего возраста. Так, по мнению Пола Балтеса людям, которые спокойно относятся к достижению середины жизни, удалось развить некое психологическое качество или когнитивную способность сродни мудрости.
Пол Балтес дает определение понятию «мудрого человека» как обладающего обширными фактуальными и процедурными знаниями, умеющего оценивать события и информацию в более широком контексте и способного справляться с неопределенностью. Несмотря на то что быстрота и точность обработки информации у людей, достигших середины жизни, снижается вследствие биологических изменений, происходящих в организме, способность пользоваться информацией у них остается прежней. Причем, как известно, хотя когнитивные процессы у человека средних лет могут протекать медленней, чем у молодого человека, эффективность его мышления все же выше.
Мудрость — это экспертная система зна ний человека , ориентированная на прак тическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенное суждение и давать полезные советы по жизненно важным воп росам .
Акме — дословно «вершина» . В психо логии акме — вершина развития , момент наибольшего расцвета человеческой лич ности .
Таким образом, средняя взрослость, как и любой возрастной период, имеет свои особенности. Главная особенность этого возраста может быть определена как достижение человеком состояния мудрости. Неслучайно еще древние греки рассматриваемый период взрослости назвали «акме», что означало вершину, высшую степень чего-нибудь, момент наибольшего расцвета человеческой личности.
91. Аффективная сфера в период средней взрослости.
Развитие аффективной сферы человека в период средней взрослости протекает неравномерно.
Данный возраст может быть для человека периодом расцвета его семейной жизни, карьеры или творческих способностей. Но при этом он все чаще задумывается о том, что он смертен и что его время уходит.
Большинство людей, испытывающих к кому-либо привязанность, чувствуют себя счастливее, чем те, кто этого лишен. По сравнению со вдовами и одинокими людьми, особенно с разведенными и брошенными, люди, состоящие в браке, чувствуют себя более удовлетворенными жизнью.
Труд становится важнейшим источником человеческих чувств. Те эмоции, которые играют в жизни обычно очень большую роль и существенно сказываются на общем эмоциональном состоянии, настроении человека, связаны с ходом его трудовой деятельности, ее успехом или неуспехом, удачами или неудачами.
Этот период жизни человека обладает чрезвычайно высоким потенциалом для развития стресса, который способствует развитию многих заболеваний среднего возраста. Несбывшиеся надежды человека вызывают у него самый серьезный, длительный и самый разрушительный стресс. Г. Селье утверждает, что «стресс рухнувшей надежды» со значительно большей вероятностью, чем любые физические перегрузки, ведет к таким заболеваниям, как язва желудка, мигрень, высокое кровяное давление (Селье Г., 1979). Многие онкологи предполагают, что злокачественным опухолям непременно предшествуют большие нервные потрясения. Таким нервным потрясением может явиться убеждение человека о никчемности прожитой и бессмысленности дальнейшей жизни (Альперович В. Д., 1998).
В зрелом возрасте люди часто испытывают депрессию и чувство одиночества.
92. Особенности развития мотивационной сферы в среднем возрасте.
Желание человека среднего возраста действовать без промедления и тут же получать результат изменяет структуру его мотивации, смещая образующие ее компоненты в сторону удовлетворения обостряющихся потребностей.
Среди них основными являются: реализация своего творческого потенциала; необходимость передать что-то следующему поколению; корректировка деятельности с точки зрения возможной стагнации и упущенных возможностей; забота о сохранении близких отношений с родными и друзьями; подготовка к спокойной и обеспеченной жизни в пожилом возрасте.
В контексте этих изменений происходит осмысление и переоценка жизни в целом; корректировка сложившейся системы ценностей в трех связанных между собой сферах: личной, семейной и профессиональной.
Резкие социальные и жизненные изменения в любой из этих сфер, такие, как ранний выход на пенсию, сокращение на работе, потеря ребенка или супруга, вынужденный переезд к новому месту жительства и т. д., могут вызвать мотивационный кризис, связанный с ослаблением или отказом человека от ведущего жизненного мотива, его сменой, а также определить последующий путь мотивационного развития личности.
Критической точкой мотивационного кризиса оказывается потеря человеком центрального жизненного мотива — смысла жизни и образование так называемого экзистенциального мотивационного вакуума, который является причиной невротических расстройств, независящих от пола, возраста, образования, интеллекта, степени дохода, что может произойти практически с любым человеком. Преодолеть его помогают основные жизнеобеспечивающие потребности в самоуважении и самореализации.
Многие люди среднего возраста, отказываясь от дальнейшего роста и предпочитая защищенность и безопасность, сами сознательно ограничивают свою мотивационную структуру, сужая жизненное пространство, мобильность поведения и обрекая себя на инертность бытия и застой.
Поддержка отношений между членами семьи — важная потребность людей среднего возраста, составляющая ведущую ценность этого поколения. «Опустевшее гнездо». Мотивация профессиональной деятельности, мотивация учебной деятельности.