ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.08.2024
Просмотров: 630
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Предмет и задачи психологии развития.
3. Специфика методов психологии развития.
5. Дифференциация и централизация. Концепции дифференциации.
6. Научение. Виды научения (Скинер, Бандура, Халл)
7.Запечатление (Лоренц). Сенсибильность. Критические и сензитивные периоды.
8. Социализация. Модели социализации.
9. Понятия направления, теории, модели в науке.
11. Общая характеристика теорий эндогенного направления.
12. Общая хар-ка теорий экзогенного направления. Ранние бихевиористические трактовки.
13. Отход от классического бихевиоризма (теория Сирса).
14. А. Бандура и теория соц. Обучения.
15. Классический психоанализ Фрейда и его трактовка стадий развития.
16. Эпигенетическая теория развития Эриксона.
17. Возникновение когнитивных теорий развития. Теория развития интеллекта ж. Пиаже.
18. Теория морального развития л. Колберга.
19. Теория развития умений к. Фишера.
20. Культурно-историческая теория Выготского.
21. Диалектическая теория развития а. Валлона.
22. Деятельностная теория онтогенеза Леонтьева. Внешняя и внутренняя плоскости деятельности.
23. Модель развития общения Лисиной.
24. Модель развития личности Божович.
25. Экопсихологическая теория у. Бронфенбреннера.
26. Антиравновесная теория Ригеля.
27. Теория персонализации Петровского. Понятие адаптации, индивидуализации, интеграции.
28. Психологическая теория развития деятельности Лернера, основные положения его теории.
29. Системные теории развития.
31. Механизм интериоризации психической функции.
32. Возрастные кризисы психического развития: детские возрастные кризисы.
33. Возрастные кризисы психического развития во взрослом возрасте.
34. Понятие периодизации. Выготский о критериях периодизации психического развития.
35. Группы периодизаций детского развития. Достоинства и недостатки.
36. Периодизации зрелого возраста. Достоинства и недостатки.
37. Попытки построения системной периодизации психического развития (Слободчиков, Карандашев).
38. Детство как историческая категория. Феномен человеческого детства.
39. Пренатальный период рождения в развитии чел-ка.
43. Развитие форм общения младенца. Развитие предличностных образований у младенца.
44. Развитие понимания речи и говорения в младенческом возрасте.
45. Предпосылки перехода от младенческого возраста к раннему. Основные линии психического развития.
47. Развитие психических процессов в раннем возрасте.
48. Специфика развития речи в раннем детстве.
49. Предпосылки развития личности в раннем детстве. Особенности эмоционально-волевой сферы ребёнка.
53. Анализ теорий детской игры. Структура детской игры.
54. Развитие познавательной сферы ребёнка в дошкольный период.
55. Общение дошкольника со взрослыми и сверстниками. Становление детской субкультуры.
56. Специфика детского мировозрения. Становление личности в дошкольном возрасте.
57. Развитие речи в дошкольном возрасте. Роль речи в развитии познавательных процессов.
58. Развитие воображения и творчества в дошкольном возрасте.
59. Развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка в дошкольный период.
2. Интеллектуальная готовность.
62. Становление мотивации к обучению и формирование учебной деятельности.
63. Развитие речи, восприятия, памяти, внимания, воображения в младшем школьном возрасте.
64. Развитие мышления в младшем школьном возрасте.
65. Развитие личности младшего школьника.
67. Предпосылки перехода от младшего школьного к подростково-юношескому возрасту.
68. Кризис подросткового возраста.
70. Развитие видов деятельности в подростковом возрасте.
72. Развитие познавательной сферы в подростковом возрасте.
73. Эмоции в подростковом возрасте. «Подростковый комплекс» эмоциональности.
74. Развитие личности подростка.
75. Развитие мотивационно-потребностной сферы в подростковом возрасте.
76. Психосоциальное развитие в юношеском возрасте.
77. Развитие мировоззрения в юношеском возрасте.
78. Особенности профессиональной ориентации в юношеском возрасте.
79. Развитие интеллектуальной сферы юношеском возрасте.
80. Эмоциональное развитие в юношеском возрасте.
81.Определение понятия «взрослость». Биологическое и физическое развитие во взрослом возрасте.
82. Теории развития взрослого человека.
83. Ранняя взрослость как социально-историческая категория.
84. Развитие личности в возрасте ранней взрослости.
85. Особенности развития психических познавательных процессов в период ранней взрослости.
86. Особенности развития эмоций в период ранней взрослости.
87. Особенности мотивационной сферы периода ранней взрослости.
89. Особенности психических познавательных процессов в период средней взрослости.
90. Кризис середины жизни. Роль когнитивного развития человека в преодолении кризиса середины жизни.
91. Аффективная сфера в период средней взрослости.
92. Особенности развития мотивационной сферы в среднем возрасте.
93. Общая характеристика периода поздней взрослости и старости. Границы и стадии возраста.
95. Старческий возраст. Причины и факторы, влияющие на процессы старения.
96. Морфологическое, физиологическое и моторное развитие в старческом возрасте.
97. Сенсорное развитие в старческом возрасте.
99. Особенности личности пожилого человека. Типы старения.
100. Инволютивное развитие личности: нарушение развития детей.
101. Инволютивное развитие личности: нарушения развития взрослых.
Основное направление в развитии детского воображения – это переход ко все более правильному и полному отражению действительности на основании соответствующих знаний. С возрастом реализм детского воображения усиливается. Это обусловливается накоплением знаний и развитием критичности мышления.
4. Развитие речи
Одной из функций речи, которые выступают на первый план, становится коммуникативная. Речь младшего школьника разнообразна по степени произвольности, сложности, планирования, но его высказывания весьма непосредственны. Часто это речь-повторение, речь-называние, у ребенка может преобладать сжатая, непроизвольная, реактивная (диалогическая) речь.
Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте. Речь неразрывно связана с мышлением. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает ребенку возможность вербализовать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности.
В младшем школьном возрасте «весьма существенным приобретением речевого развития ребенка является овладение им письменной речью, ... которая имеет большое значение для умственного развития ребенка». На этот период приходится активное обучение чтению (т.е. пониманию письменной речи) и письму (построению собственной письменной речи). Обучаясь чтению и письму, ребенок учится по-новому – связно, систематически, продуманно, – строить и свою устную речь.
5.Память
В этом возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Хорошо развивается механическая память, немного отстает в своем развитии опосредованная и логическая память. Это связано с тем, что данные виды памяти в учебной, трудовой, игровой деятельности не востребованы и ребенку хватает механической памяти. Идет интенсивное формирование приемов запоминания: от наиболее примитивных (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) до группировки и осмысления связей разных частей материала.
64. Развитие мышления в младшем школьном возрасте.
Мышление ребенка младшего школьного возраста переходит от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению. Это сообщает мыслительной деятельности двоякий характер: конкретное мышление, которое связанно с реальностью и непосредственным наблюдением, начинает подчиняться логическим принципам, но в тоже время абстрактные, формально-логические умозаключения ребенку этого возраста еще не доступны. Поэтому у ребенка этого возраста формируются разнообразные типы мышления, которые способствуют успешности в овладении учебного материала.
Постепенное формирование внутреннего плана действий приводит к существенным изменениям во всех интеллектуальных процессах. Вначале дети склонны делать обобщения по внешним, как правило, несущественным признакам. Но в процессе обучения учитель фиксирует их внимание на связях, отношениях, на том, что непосредственно не воспринимается, поэтому учащиеся переходят на более высокий уровень обобщений, оказываются способными усваивать научные понятия, не опираясь на наглядный материал.
В начальной школе большое внимание уделяется формированию научных понятий. Выделяют предметные понятия (знания общих и существенных признаков и свойств предметов — птицы, животные, фрукты, мебель и т.п.) и понятия отношений (знания, отражающие связи и отношения объективных вещей и явлений — величина, эволюция и т.п.).
65. Развитие личности младшего школьника.
Развитие личности младшего школьника зависит от школьной успеваемости, оценки ребенка взрослыми. В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива — мотив избегания неудачи. В сознании ребенка закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. Ребенок начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, чтобы становление личности ребенка шло наиболее продуктивно, важно внимание и оценка взрослого. «Эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам ребенка определяет развитие его нравственных чувств, индивидуального ответственного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни». «Социальное пространство ребенка расширилось — ребенок постоянно общается с учителем и одноклассниками по законам четко формулируемых правил». Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми. Дети стремятся к совершенствованию навыков тех видов деятельности, которые приняты и ценятся в привлекательной для него компании, чтобы выделиться в ее среде, добиться успеха. В младшем школьном возрасте у ребенка развивается направленность на других людей, получившая свое выражение в просоциальном поведении учет их интересов. Просоциальное поведение очень значимо для развитой личности. Способность к сопереживанию получает свое развитие в условиях школьного обучения потому, что ребенок участвует в новых деловых отношениях, невольно он вынужден сравнивать себя с другими детьми — с их успехами, достижениями, поведением, и ребенок просто вынужден учиться развивать свои способности и качества. Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.66.Социальная жизнь в младшем школьном возрасте: общение с учителем и сверстниками.
Особенности общения младших школьников с педагогами
С поступлением в школу у ребенка изменяется содержание общения, в него входят темы, не связанные с игрой, то есть выделяется как особое деловое общение со взрослыми. В первых классах школы дети больше общаются с учителем, проявляя к нему больший интерес, чем к своим сверстникам, так как авторитет учителя является для них очень высоким.
Преподаватель в зависимости от целей обучения должен планировать социально-статусные отношения и одновременно быть организатором учебного процесса, гибко реагировать на любое взаимодействие, обеспечивать взаимопонимание и эмоционально-нравственное развитие, чтобы дать обучающимся радость познания, веру в свои возможности. Влияние личности педагога на обучающихся нельзя заменить ни учебниками, ни телевидением. Взаимоотношения, которые возникают в учебной ситуации, оказывают на младшего школьника огромное влияние: формируют его личность, стимулируют продуктивную деятельность, способствуют эмоционально-нравственному развитию. Учитель - самая авторитетная личность для младших школьников, особенно в первые два года обучения. Его оценки, суждения воспринимаются как истинные, не подлежащие проверке, контролю. Стиль общения учителя с детьми определяет их поведение в классе во время урока, в игровой комнате и в других местах, отведенных для занятий и развлечений.
Особенности общения младших школьников со сверстниками
В 3-4 классах роль учителя в плане личностного влияния становится менее значимой, а контакты с одноклассниками приобретают более тесный характер. Личные взаимоотношения являются основой создания группировок (малых групп). Количество учащихся в таких группировках постепенно увеличивается: от 2-3 в первых классах до 5-6 в четвертых. И если вначале внешние факторы (сидят рядом) служили причиной объединения детей, то позже - общность интересов, нравственных качеств.
Общение становится особой школой социальных отношений. Ребенок пока бессознательно отрывает от себя существование разных стилей общения. Также бессознательно он пробует эти стили, исходя из своих собственных волевых возможностей и определенной социальной смелости.
Отношения между школьниками постоянно меняются. Если в возрасте от 3-х до 6-ти лет дети строят свои отношения в основном под надзором родителей, то от 6-ти до 12-ти лет школьники большую часть времени проводят без родительского присмотра. У младших школьников дружеские отношения формируются, как правило, между детьми одного и того же пола. По мере ослабления связи с родителями ребенок все более начинает ощущать потребность в поддержке со стороны товарищей. Кроме того, ему необходимо обеспечить себе эмоциональную безопасность.
В школьные годы группы сверстников формируются по принципам пола, возраста, социально-экономического статуса семей, к которым принадлежат дети.
67. Предпосылки перехода от младшего школьного к подростково-юношескому возрасту.
Данный переходный период может сопровождаться разного рода трудностями.
1. Мышление становится теоретическим, что ведет к перестройке всех остальных психических процессов. Именно перестройка всей познавательной сферы в связи с развитием теоретического мышления составляет основное содержание умственного развития к концу младшего школьного возраста.
2. Развитие теоретического мышления способствует возникновению у учащихся рефлексии (самоанализа, размышления, самонаблюдения). Она является новообразованием данного возраста, изменяя познавательную деятельность учащихся, характер их отношения к окружающим и к себе.
3. Новообразованиями данного возраста являются также произвольность и способность к саморегуляции. Произвольность характеризуется тем, что у детей завершается развитие произвольной памяти, внимания, мышления, произвольной становится организация деятельности. Способность к саморегуляции заключается в психологической готовности ребенка осваивать навыки саморегуляции и применять их на практике, стабилизируя свое эмоциональное состояние.
4. Изменяется отношение школьников к процессу обучения. Несмотря на то что учеба остается их основной деятельностью, она теряет свое ведущее значение в психическом развитии учащихся. Это характеризуется снижением успеваемости, ослаблением мотивации учения и выходом на первый план общения со сверстниками.
Рубеж 4-5-го классов, по свидетельству многих педагогов и психологов, характеризуется значительным снижением интереса учащихся к учебе, к самому процессу обучения. Все это формирует негативное отношение к школе в целом и к обязательности ее посещения, нежелание выполнять домашние задания; начинаются конфликты с учителями, нарушаются правила поведения в школе.
5. В этот переходный период изменяются взаимоотношения со взрослыми и со сверстниками. Появляются притязания детей на определенное отношение в системе деловых и личных взаимоотношений в коллективе, формируется достаточно устойчивый статус ученика в этой системе. Ребенок стремится найти свое место в группе, поэтому на эмоциональное состояние ребенка влияет то, как складываются отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения со взрослыми – учителями и родителями.
6. Существенно меняется характер самооценки школьников. Если раньше отношение ученика к себе формировалось учителем на основании полученных оценок, то теперь во внимание принимаются не учебные характеристики, а качества, проявляющиеся в общении. Резко возрастает количество негативных самооценок.