ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.08.2024

Просмотров: 644

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Предмет и задачи психологии развития.

2. Структура психологии развития. Детская, возрастная, генетическая психология в структуре псих. Развития.

3. Специфика методов психологии развития.

4. Рост. Биологический и психологический смысл понятия. Кривые роста. Созревание: эндогенные и экзогенные факторы.

5. Дифференциация и централизация. Концепции дифференциации.

6. Научение. Виды научения (Скинер, Бандура, Халл)

7.Запечатление (Лоренц). Сенсибильность. Критические и сензитивные периоды.

8. Социализация. Модели социализации.

9. Понятия направления, теории, модели в науке.

10. Постановка проблемы развития в контексте взаимоотношений «субъект-среда». Научно-теоретические направления в психологии развития.

11. Общая характеристика теорий эндогенного направления.

12. Общая хар-ка теорий экзогенного направления. Ранние бихевиористические трактовки.

13. Отход от классического бихевиоризма (теория Сирса).

14. А. Бандура и теория соц. Обучения.

15. Классический психоанализ Фрейда и его трактовка стадий развития.

16. Эпигенетическая теория развития Эриксона.

17. Возникновение когнитивных теорий развития. Теория развития интеллекта ж. Пиаже.

18. Теория морального развития л. Колберга.

19. Теория развития умений к. Фишера.

20. Культурно-историческая теория Выготского.

21. Диалектическая теория развития а. Валлона.

22. Деятельностная теория онтогенеза Леонтьева. Внешняя и внутренняя плоскости деятельности.

23. Модель развития общения Лисиной.

24. Модель развития личности Божович.

25. Экопсихологическая теория у. Бронфенбреннера.

26. Антиравновесная теория Ригеля.

27. Теория персонализации Петровского. Понятие адаптации, индивидуализации, интеграции.

28. Психологическая теория развития деятельности Лернера, основные положения его теории.

29. Системные теории развития.

30. Понятия социальной ситуации развития, ведущей и базовой психических функций, возрастного новообразования.

31. Механизм интериоризации психической функции.

32. Возрастные кризисы психического развития: детские возрастные кризисы.

33. Возрастные кризисы психического развития во взрослом возрасте.

34. Понятие периодизации. Выготский о критериях периодизации психического развития.

35. Группы периодизаций детского развития. Достоинства и недостатки.

36. Периодизации зрелого возраста. Достоинства и недостатки.

37. Попытки построения системной периодизации психического развития (Слободчиков, Карандашев).

38. Детство как историческая категория. Феномен человеческого детства.

39. Пренатальный период рождения в развитии чел-ка.

40. Общепсихологическая характеристика новорождённости. Особенности психической жизни новорождённого.

41. Младенческий возраст как отправной пункт сенсорного развития. Общепсихологическая хар-ка младенчества.

42. Развитие сенсорики и моторики ребёнка в младенчестве. Предпосылки развития психических процессов.

43. Развитие форм общения младенца. Развитие предличностных образований у младенца.

44. Развитие понимания речи и говорения в младенческом возрасте.

45. Предпосылки перехода от младенческого возраста к раннему. Основные линии психического развития.

46. Основные линии психического развития в раннем возрасте. Основные новообразования раннего детства.

47. Развитие психических процессов в раннем возрасте.

48. Специфика развития речи в раннем детстве.

49. Предпосылки развития личности в раннем детстве. Особенности эмоционально-волевой сферы ребёнка.

50. Развитие предметно-практической деятельности в раннем возрасте. Роль орудийных действий в развитии наглядно-действенного мышления.

51. Предпосылки перехода от раннего возраста к дошкольному. Основные линии психического развития дошкольников.

52. Игровая деятельность и её значение для психического развития ребёнка. Этапы развития игровой деятельности в дошкольном возрасте.

53. Анализ теорий детской игры. Структура детской игры.

54. Развитие познавательной сферы ребёнка в дошкольный период.

55. Общение дошкольника со взрослыми и сверстниками. Становление детской субкультуры.

56. Специфика детского мировозрения. Становление личности в дошкольном возрасте.

57. Развитие речи в дошкольном возрасте. Роль речи в развитии познавательных процессов.

58. Развитие воображения и творчества в дошкольном возрасте.

59. Развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка в дошкольный период.

60. Понятие психологической и психофизиологической готовности к школе. Структура психологической готовности к обучению.

1. Личностная готовность.

2. Интеллектуальная готовность.

62. Становление мотивации к обучению и формирование учебной деятельности.

63. Развитие речи, восприятия, памяти, внимания, воображения в младшем школьном возрасте.

1. Развитие внимания

2. Развитие восприятия

4. Развитие речи

5.Память

64. Развитие мышления в младшем школьном возрасте.

65. Развитие личности младшего школьника.

67. Предпосылки перехода от младшего школьного к подростково-юношескому возрасту.

68. Кризис подросткового возраста.

69. Анализ психологических исследований подросткового возраста (Выготский, Драгунова, Холл, Шпрангер, Бюлер, Штерн)

70. Развитие видов деятельности в подростковом возрасте.

72. Развитие познавательной сферы в подростковом возрасте.

73. Эмоции в подростковом возрасте. «Подростковый комплекс» эмоциональности.

74. Развитие личности подростка.

75. Развитие мотивационно-потребностной сферы в подростковом возрасте.

76. Психосоциальное развитие в юношеском возрасте.

77. Развитие мировоззрения в юношеском возрасте.

78. Особенности профессиональной ориентации в юношеском возрасте.

79. Развитие интеллектуальной сферы юношеском возрасте.

80. Эмоциональное развитие в юношеском возрасте.

81.Определение понятия «взрослость». Биологическое и физическое развитие во взрослом возрасте.

82. Теории развития взрослого человека.

83. Ранняя взрослость как социально-историческая категория.

84. Развитие личности в возрасте ранней взрослости.

85. Особенности развития психических познавательных процессов в период ранней взрослости.

86. Особенности развития эмоций в период ранней взрослости.

87. Особенности мотивационной сферы периода ранней взрослости.

88. Общепсихологическая характеристика взрослости. Границы возраста. Проблемы переходов от возраста к возрасту. Акмеология.

89. Особенности психических познавательных процессов в период средней взрослости.

90. Кризис середины жизни. Роль когнитивного развития человека в преодолении кризиса середины жизни.

91. Аффективная сфера в период средней взрослости.

92. Особенности развития мотивационной сферы в среднем возрасте.

93. Общая характеристика периода поздней взрослости и старости. Границы и стадии возраста.

94. Биологические аспекты геронтогенеза. Психологическое переживание старение и старости. Теории старения.

95. Старческий возраст. Причины и факторы, влияющие на процессы старения.

96. Морфологическое, физиологическое и моторное развитие в старческом возрасте.

97. Сенсорное развитие в старческом возрасте.

98. Когнитивные особенности в возрасте поздней взрослости и старости. Факторы развития когнитивных функций в период поздней взрослости и старости.

99. Особенности личности пожилого человека. Типы старения.

100. Инволютивное развитие личности: нарушение развития детей.

101. Инволютивное развитие личности: нарушения развития взрослых.

102. Феномен смерти. Теоретические осмысления проблемы смерти и умирания. Психологические аспекты умирания.

96. Морфологическое, физиологическое и моторное развитие в старческом возрасте.

97. Сенсорное развитие в старческом возрасте.

98. Когнитивные особенности в возрасте поздней взрослости и старости. Факторы развития когнитивных функций в период поздней взрослости и старости.

Период поздней взрослости часто называют геронтогенезом, или периодом старения. Большинство исследователей считает, что это время в жизни человека начинается с 60 лет. Некоторые авторы полагают, что у женщин данный период начинается с 55, а у мужчин с 60 лет. Люди, достигшие данного возраста, подразделяются на три подгруппы: люди пожилого возраста, старческого возраста и долгожители. Главной особенностью данного возраста является процесс старения, который представляет собой генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями в организме.  Прежде всего, происходит постепенное ослабление деятельности организма. Люди, достигшие поздней взрослости, уже не так сильны физически, общий запас энергии у них становится существенно меньше по сравнению с молодыми годами. Ухудшается деятельность сосудистой и иммунной систем человека. Утрачивается живость тканей организма, что тесно связано с уменьшением в них содержания жидкости и вызывает затвердевание суставов. Возрастное обезвоживание в свою очередь приводит к иссушению кожи. Она становится более чувствительной к раздражениям и солнечным ожогам, теряет мягкость и приобретает матовый оттенок. Иссушение кожи также препятствует потовыделению, которое регулирует поверхностную температуру тела. В процессе старения большинство сенсорных функций у человека существенно ухудшается. Однако это происходит далеко не у всех. Характер и степень ослабления сенсорных функций могут сильно различаться, что прежде всего связано с индивидуальными особенностями и той деятельностью, которой занимаются люди. Те интеллектуальные функции человека, которые сильно зависят от скорости выполнения операций, обнаруживают спад в период поздней взрослости. У людей, достигших этого возраста, возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации и снижается скорость когнитивных процессов. Подобная медлительность может быть вызвана изменениями личностных характеристик человека. Основой памяти в старческом возрасте является логическая связь, а поскольку логическая память самым тесным образом связана с мышлением, можно предположить, что мышление пожилых людей весьма развито. Снижение познавательной деятельности у людей, достигших поздней взрослости, может быть обусловлено разными причинами, прямыми или косвенными. К числу прямых причин относятся: заболевания мозга, например болезнь Альцгеймера и сосудистые поражения мозга. Косвенными причинами снижения познавательных способностей человека являются: общее ухудшения здоровья, низкий уровень образования, отсутствие мотивации к познавательной деятельности. Подводя итог рассмотрению особенностей интеллектуальных характеристик у людей преклонного возраста, необходимо заметить, что динамика характеристик когнитивной сферы у лиц, достигших этого возрастного периода, зависит в значительной степени от субъективных факторов, и в первую очередь от особенностей личности конкретного человека.


Факторы развития когнитивных функций в период поздней взрослости и старости.

Объективные факторы. наследственность и инвалидизация, наступившей вследствие несчастных случаев. Субъективные факторы. Факторы, входящие в эту категорию, вероятно, можно разделить на три группы: физические, социальные, психологические. В число физических факторов входят физическая форма человека, состояние его соматического и психического здоровья, обусловленное образом жизни. Регулярное занятие физической культурой, физические нагрузки (например, работа в саду на даче и т. п.) могут способствовать поддержанию необходимой физической формы человека. В свою очередь это в значительной степени обусловливает состояние соматической сферы пожилого человека. Кроме этого, известно, что курение и злоупотребление спиртными напитками приводит к угнетению нервной системы человека и снижению его интеллектуальных характеристик. К числу социальных факторов необходимо отнести уровень образования и деятельность, которой занимался человек в предыдущие годы своей жизни. Психологические факторы (творческая личность ориентирована на полезность не только отдельным людям, но и обществу в целом, и чем масштабнее личность, тем в большей степени выражена ориентация на будущее, на социальный прогресс. Для творческой личности также характерно стремление к самореализации и самовыражению.)


99. Особенности личности пожилого человека. Типы старения.

Этот возраст охватывает периоды жизни женщины от 55 до 75 лет, а мужчины — от 60 до 75 лет. В целом он характеризуется нарастанием признаков старения и ускорением самого процесса старения.

Старение — это естественное проявление множества разноплановых, протекающих с различными знаками процессов жизнедеятельности организма.

Люди пожилого возраста несут на себе видимый отпечаток прожитых лет. Прежде всего это касается внешнего облика — характерные изменения волос, кожных покровов, общих очертаний фигуры, походки и т. д. Старческое поседение начинается обычно с головы, иногда с бороды, несколько позже появляется в волосах подмышечных впадин, бровей. Поседение волос на груди не наблюдается до 40 лет. Известны, правда, случаи преждевременного поседения; которые могут носить наследственно обусловленный семейный характер.

Характерны изменения кожных покровов. К 50 годам цвет кожи лица приобретает землисто-бледный оттенок, усиливающийся по мере увеличения возраста. Кожа теряет эластичность, появляются пигментные пятна разной степени выраженности, признаки ороговения. В 50—60 лет обнаруживаются моршины на мочках ушей, переносице, подбородке и верхней губе. Позже морщины начинают покрывать кожу щек, лба, шеи, становясь с каждым годом глубже и заметнее. Следует иметь в виду, что морщины могут появляться на коже лица и шеи раньше, особенно у лиц, много времени проводящих на свежем воздухе, под палящим солнцем и ветром.

У пожилого человека, за редкими исключениями, заметно изменяются фигура, осанка и походка, что связано с возрастными изменениями в суставах, мышцах и скелете. Постепенно уменьшаются масса и сила мышц, эластичность и подвижность связочного аппарата, возрастает степень минерализации костей, что увеличивает их хрупкость и вероятность излома при падении или сильном ушибе. Тело приобретает грузность, спина — округлость и сутулость. За счет уплощения межпозвоночных дисков рост уменьшается. Походка становится тяжелой, замедленной, но еще не шаркающей, что чаще свойственно старческому возрасту. Эти признаки усиливаются в тех случаях, когда человек тучен.

Продолжают нарастать изменения в деятельности большинства внутренних органов и систем. Уменьшение массы сердца, эластичности кровеносных сосудов сопровождается снижением частоты сердечных сокращений и уменьшением объема крови, проходящей по сердечно-сосудистой системе в единицу времени. К слову сказать, эти изменения происходят на фоне старения других органов и тканей и поэтому удобны для сердца, которому не приходится уже резко форсировать свою работу и работать на пределе своих возможностей. Однако в случае большой физической нагрузки, что бывает, когда человек вдруг забывает о своем возрасте, сердце уже не способно долго работать в повышенном режиме. Чаще всего это сопровождается катастрофой для человека.


Значительные возрастные изменения происходят в дыхательной системе. За счет снижения эластических свойств легочной ткани уменьшается жизненная емкость легких и увеличивается количество воздуха, постоянно остающегося в легких. Кроме того, за счет прогрессирующего окостенения реберных хрящей и атрофических изменений в сухожилиях и дыхательных мышцах происходит уменьшение подвижности грудной клетки. В результате этих изменений дыхание становится поверхностным, учащенным. Легкие уже недостаточно справляются со своей задачей, особенно при физических нагрузках — человек задыхается, у него появляется одышка, он начинает кашлять. Излишняя масса тела, курение, заболевания дыхательной системы лишь усугубляют указанные проявления.

Пожилой возраст сказывается на пищеварительной и выделительной системах.

Для мочеполовой системы характерны ряд проявлений, в частности у мужчин в силу особенностей их анатомического строения. После 50, а чаще после 60 лет, у У3 всех мужчин начинается процесс гипертрофии предстательной железы, которая, пережимая и сдавливая мочеточник, вызывает затруднение мочеиспускания. Иногда гипертрофические изменения перерастают в раковый процесс, поражающий предстательную железу. Во всех случаях затруднения мочеиспускания пожилым людям настоятельно рекомендуется получить консультацию у уролога.

Происходят атрофические изменения нервных структур, ухудшается их кровоснабжение, нарушаются отдельные связи с целым рядом других систем организма (в первую очередь с эндокринной). С другой стороны, у большинства пожилых людей явно отмечаются нарушения процессов возбуждения и торможения, их соотношений. Могут наблюдаться также нарушения памяти.

Пожилой, или пенсионный, возраст с точки зрения психических переживаний можно считать решающим. Если человек сумеет найти усладу в своих внуках, собственных занятиях огородом, дачей, рыбалкой, обустройством дома, если он использует, наконец, постоянно упускаемые ранее возможности в своем творческом развитии, походах в музеи, на выставки, в театры и др., то достаточно легко и безболезненно перейдет на новый режим своей жизни. В противном случае этот переход становится крайне мучительным и для самого человека, и для его окружающих и близких.

Пожилой возраст требует разумного пересмотра своих возможностей с точки зрения и физических нагрузок, и организации своего отдыха, и привычек, и характера питания. То, что было возможно в 50 или 60 лет, становится неприемлемым в 70 лет. Интенсивность и длительность физических нагрузок необходимо снизить, отдых должен быть достаточно продолжительным и комфортным, пища — легкоусвояемой и небольшой по объему.


Общество не должно забывать людей старших поколений, уходящих или уже ушедших на пенсию. Тем более что личная активность, участие в профессиональной и общественной жизни стали необходимыми для большинства людей, переступивших пенсионный рубеж.