ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.08.2024

Просмотров: 631

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Предмет и задачи психологии развития.

2. Структура психологии развития. Детская, возрастная, генетическая психология в структуре псих. Развития.

3. Специфика методов психологии развития.

4. Рост. Биологический и психологический смысл понятия. Кривые роста. Созревание: эндогенные и экзогенные факторы.

5. Дифференциация и централизация. Концепции дифференциации.

6. Научение. Виды научения (Скинер, Бандура, Халл)

7.Запечатление (Лоренц). Сенсибильность. Критические и сензитивные периоды.

8. Социализация. Модели социализации.

9. Понятия направления, теории, модели в науке.

10. Постановка проблемы развития в контексте взаимоотношений «субъект-среда». Научно-теоретические направления в психологии развития.

11. Общая характеристика теорий эндогенного направления.

12. Общая хар-ка теорий экзогенного направления. Ранние бихевиористические трактовки.

13. Отход от классического бихевиоризма (теория Сирса).

14. А. Бандура и теория соц. Обучения.

15. Классический психоанализ Фрейда и его трактовка стадий развития.

16. Эпигенетическая теория развития Эриксона.

17. Возникновение когнитивных теорий развития. Теория развития интеллекта ж. Пиаже.

18. Теория морального развития л. Колберга.

19. Теория развития умений к. Фишера.

20. Культурно-историческая теория Выготского.

21. Диалектическая теория развития а. Валлона.

22. Деятельностная теория онтогенеза Леонтьева. Внешняя и внутренняя плоскости деятельности.

23. Модель развития общения Лисиной.

24. Модель развития личности Божович.

25. Экопсихологическая теория у. Бронфенбреннера.

26. Антиравновесная теория Ригеля.

27. Теория персонализации Петровского. Понятие адаптации, индивидуализации, интеграции.

28. Психологическая теория развития деятельности Лернера, основные положения его теории.

29. Системные теории развития.

30. Понятия социальной ситуации развития, ведущей и базовой психических функций, возрастного новообразования.

31. Механизм интериоризации психической функции.

32. Возрастные кризисы психического развития: детские возрастные кризисы.

33. Возрастные кризисы психического развития во взрослом возрасте.

34. Понятие периодизации. Выготский о критериях периодизации психического развития.

35. Группы периодизаций детского развития. Достоинства и недостатки.

36. Периодизации зрелого возраста. Достоинства и недостатки.

37. Попытки построения системной периодизации психического развития (Слободчиков, Карандашев).

38. Детство как историческая категория. Феномен человеческого детства.

39. Пренатальный период рождения в развитии чел-ка.

40. Общепсихологическая характеристика новорождённости. Особенности психической жизни новорождённого.

41. Младенческий возраст как отправной пункт сенсорного развития. Общепсихологическая хар-ка младенчества.

42. Развитие сенсорики и моторики ребёнка в младенчестве. Предпосылки развития психических процессов.

43. Развитие форм общения младенца. Развитие предличностных образований у младенца.

44. Развитие понимания речи и говорения в младенческом возрасте.

45. Предпосылки перехода от младенческого возраста к раннему. Основные линии психического развития.

46. Основные линии психического развития в раннем возрасте. Основные новообразования раннего детства.

47. Развитие психических процессов в раннем возрасте.

48. Специфика развития речи в раннем детстве.

49. Предпосылки развития личности в раннем детстве. Особенности эмоционально-волевой сферы ребёнка.

50. Развитие предметно-практической деятельности в раннем возрасте. Роль орудийных действий в развитии наглядно-действенного мышления.

51. Предпосылки перехода от раннего возраста к дошкольному. Основные линии психического развития дошкольников.

52. Игровая деятельность и её значение для психического развития ребёнка. Этапы развития игровой деятельности в дошкольном возрасте.

53. Анализ теорий детской игры. Структура детской игры.

54. Развитие познавательной сферы ребёнка в дошкольный период.

55. Общение дошкольника со взрослыми и сверстниками. Становление детской субкультуры.

56. Специфика детского мировозрения. Становление личности в дошкольном возрасте.

57. Развитие речи в дошкольном возрасте. Роль речи в развитии познавательных процессов.

58. Развитие воображения и творчества в дошкольном возрасте.

59. Развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка в дошкольный период.

60. Понятие психологической и психофизиологической готовности к школе. Структура психологической готовности к обучению.

1. Личностная готовность.

2. Интеллектуальная готовность.

62. Становление мотивации к обучению и формирование учебной деятельности.

63. Развитие речи, восприятия, памяти, внимания, воображения в младшем школьном возрасте.

1. Развитие внимания

2. Развитие восприятия

4. Развитие речи

5.Память

64. Развитие мышления в младшем школьном возрасте.

65. Развитие личности младшего школьника.

67. Предпосылки перехода от младшего школьного к подростково-юношескому возрасту.

68. Кризис подросткового возраста.

69. Анализ психологических исследований подросткового возраста (Выготский, Драгунова, Холл, Шпрангер, Бюлер, Штерн)

70. Развитие видов деятельности в подростковом возрасте.

72. Развитие познавательной сферы в подростковом возрасте.

73. Эмоции в подростковом возрасте. «Подростковый комплекс» эмоциональности.

74. Развитие личности подростка.

75. Развитие мотивационно-потребностной сферы в подростковом возрасте.

76. Психосоциальное развитие в юношеском возрасте.

77. Развитие мировоззрения в юношеском возрасте.

78. Особенности профессиональной ориентации в юношеском возрасте.

79. Развитие интеллектуальной сферы юношеском возрасте.

80. Эмоциональное развитие в юношеском возрасте.

81.Определение понятия «взрослость». Биологическое и физическое развитие во взрослом возрасте.

82. Теории развития взрослого человека.

83. Ранняя взрослость как социально-историческая категория.

84. Развитие личности в возрасте ранней взрослости.

85. Особенности развития психических познавательных процессов в период ранней взрослости.

86. Особенности развития эмоций в период ранней взрослости.

87. Особенности мотивационной сферы периода ранней взрослости.

88. Общепсихологическая характеристика взрослости. Границы возраста. Проблемы переходов от возраста к возрасту. Акмеология.

89. Особенности психических познавательных процессов в период средней взрослости.

90. Кризис середины жизни. Роль когнитивного развития человека в преодолении кризиса середины жизни.

91. Аффективная сфера в период средней взрослости.

92. Особенности развития мотивационной сферы в среднем возрасте.

93. Общая характеристика периода поздней взрослости и старости. Границы и стадии возраста.

94. Биологические аспекты геронтогенеза. Психологическое переживание старение и старости. Теории старения.

95. Старческий возраст. Причины и факторы, влияющие на процессы старения.

96. Морфологическое, физиологическое и моторное развитие в старческом возрасте.

97. Сенсорное развитие в старческом возрасте.

98. Когнитивные особенности в возрасте поздней взрослости и старости. Факторы развития когнитивных функций в период поздней взрослости и старости.

99. Особенности личности пожилого человека. Типы старения.

100. Инволютивное развитие личности: нарушение развития детей.

101. Инволютивное развитие личности: нарушения развития взрослых.

102. Феномен смерти. Теоретические осмысления проблемы смерти и умирания. Психологические аспекты умирания.

32. Возрастные кризисы психического развития: детские возрастные кризисы.

Психологи говорят о нескольких основных кризисах раннего детского возраста: кризис 1 года, 3 лет, 7 лет.

Кризис 1года связан с серьезной перестройкой физиологии малыша. Учеными доказано, что мозг ребенка за этот период времени осваивает столько материала, сколько взрослый человек мог бы освоить не менее чем за 60 лет. Каждая минута первых трех лет жизни на вес золота в плане обучения и познания.

Кризис 3 лет.Малыш все еще продолжает активно исследовать окружающий мир, но большой и важной его частью становятся социальные контакты. Каждый контакт уникален и не всегда понятен ребенку. Уже есть возможность что-то делать самому. Нужно помочь ребенку: научиться анализировать окружающий мир, разбираться в особенностях взаимодействия с другими людьми, понимать собственные эмоции, а значит, и регулировать их. Обсуждайте с ребенком события, которые значимы для него, говорите об эмоциях, спрашивайте, что чувствовал малыш в тот или иной момент.

Кризис 6-7 лет не случаен. Он происходит в очень значимый момент в жизни ребенка: малыш становится первоклассником.

Для ребенка, пришедшего в школу, жизнь в одночасье изменилась. Вот прошел первый эмоциональный подъем, связанный с первым сентября и значимостью новой роли, которую получил ребенок в семье. Однако теперь оказывается, что школа — это не только новенький ранец, яркие учебники и красивая форма. Нужно жить по строгому режиму, выполнять уроки, нести постоянную ответственность за свои успехи и неуспехи. К этому прибавляются и социальные сложности. Учитель уже не склонен так много уделять внимания тебе одному, как это было до школы в семье; твои одноклассники — все люди со своими характерами и особенностями, возникает еще и сложный психологически момент оценочности, и, неизбежно, сравнения с другими детьми в классе. Быстро накапливается утомление от непривычной нагрузки. Все это может вызвать разного рода сложности. Проявляются они у всех по-разному. У кого-то в виде перевозбуждения, у кого-то апатии, снижения работоспособности, эмоционального тонуса. Человечек вынужден не только полностью перестроить собственную жизнь, но и переоценить себя заново, найти свое место в новой социальной системе. Тут от нас, взрослых, опять понадобится терпение, понимание и поддержка.

33. Возрастные кризисы психического развития во взрослом возрасте.

Ранняя зрелость.


В период ранней зрелости человек проходит кризис 30 лет ( усл.)

Он анализирует свои достижения, сопоставляет с задачами, которые ставил перед собой ранее. Может быть приходит к выводу, что его достижения не соответствуют потребностям. В этот период часто распадаются браки, возникает переживания по поводу ухода молодости, ускоряется субъективный темп времени. В детстве и юности время как бы растянуто, в зрелости возникает страх не успеть что-то сделать, ощущение ограниченности времени. Человек пытается что-то изменить: получить новую профессию, завести новую семью и т.д.- меняются ценности.

Кризис как бы заставляет взглянуть назад, он связан с противоречивостью развития.

Средняя зрелость (усл. 30-35 лет)

Этот возраст характеризуется изменением в личностном плане: самооценка реалистична, рациональна, человек избавляется от иллюзий. Самооценка обобщена и менее противоречива, могут быть личностные конфликты, выполняется много различных ролей на работе, дома и т.д. Эти роли различны, происходит примирение конфликтов различных ролей.

Основные потребности в этот период: творческая реализация, совершенствование профессиональной деятельности, потребность в хороших отношениях с родными и близкими, желание подготовиться к старости. Потребность учить других охватывает все сферы жизни. Человек идентифицируется со своей профессией.

Деформацией профессиональной деятельности является трудоголизм . Термин эмоционального сгорания введен в 1974 г. Фреденбергером -психическое состояние людей, которые в сфере своей профессии общаются с клиентами в эмоционально напряженной атмосфере (врачи, учителя, менеджеры и т.д.)

Признаки эмоционального сгорания:

1) эмоциональное истощение (усталость). Работник чувствует, что не может отдаться своей профессии.

2) деперсонализация -циничное, негативное отношение к клиенту.

3) низкая оценка себя как профессионала, чувство разочарования.

Если симптомы не уходят после отдыха, то говорят об эмоциональной усталости. Выход в этой ситуации-смена работы, если это невозможно, то включаются механизмы психологической защиты. Работник уходит в болезни, семью, строительство, политику, общественную деятельность и т.д., т.е происходит смещение центра тяжести.

Профессия способствует развитию творческого потенциала. Период акме- период взлета творческой энергии.

Кризис середины жизни (усл. около 40 лет).

С одной стороны чувство стабильности, с другой, правильно ли понято основное предназначение в жизни (ключевой смысл кризиса).


Человек оценивает и анализирует свою жизнь: к чему пришел, чего достиг, хотел ли этого.

Если человек не состоялся, нет результатов, то как правило, возникают отрицательные эмоции. Человек чувствует убывание сил, замедляется темп. Мужчины и люди творческих профессий острее переживают кризис. Женщины более рассредоточены (работа, семья, карьера).

В этом возрасте возникает страх старости. Последняя возможность что-то изменить, прожить жизнь заново. Человек может бросить семью, поменять работу, переехать в другой город и т.д.

Позитивным выходом из кризиса считается изменение сферы деятельности, постановка новых целей.

Любой кризис сопровождается изменением ценностей. Позитивная сторона кризиса-человек становится более свободным, как бы отбрасывается лишнее.

Психология поздней зрелости (55-60 лет)

Старость -понятие абсолютное, генетически определенное. С другой стороны, относительное, как человек считает и понимает старость.

Считается, что в старости ухудшается интеллект, пожилые люди забывчивые. Это не так, механическая память ухудшается, но смысловая память сохраняется хорошо.

Закономерность вербального и невербального мышления углубляется.

Интеллект: критерием является увеличение времени реакции (между стимулом и ответом). Скорость и пластичность психических процессов ниже, медленнее думает и обрабатывает информацию.

В понятие кризис пожилого возраста добавляются свои моменты-сокращается временная перспектива, человеку кажется, что все кончено. Неопределенность жизненной перспективы-основной момент кризиса.

Человек, уходя на пенсию, не знает, что будет делать, чувствует себя некомфортно.

Появляется много свободного времени, позитивное влияние оказывает посещение театра, общение с природой. Люди в этом возрасте становятся чувствительнее и эмоциональнее.

Ш. Бюлер выделила четыре типа отношения к старости:

1) старость как продолжение активной жизни;

2) желание отдохнуть, расслабиться, получить удовольствие.

3) недовольство своей жизнью -депрессия.

4) недовольство жизнью -фрустрация (невозможность удовлетворения значимой потребности, препятствие, которое невозможно преодолеть).

Как средство профилактики-творческая деятельность: стихи, пение и т.д., обращение к религии.


34. Понятие периодизации. Выготский о критериях периодизации психического развития.

Возрастная периодизация — периодизация этапов в жизни человека и определения возрастных границ этих этапов, принятая в обществе система возрастной стратификации.

Периодизация Выготского

кризис новорожденности (до 2 мес.)

младенческий возраст (до 1 года)

кризис 1 года

раннее детство (1-3 года)

кризис 3 лет

дошкольный возраст (3-7 лет)

кризис 7 лет

школьный возраст (7-13 лет)

кризис 13 лет

пубертатный возраст (13-17 лет)

кризис 17 лет

Л.С. Выготский выделял 3 группы периодизаций:

I. Для первой группы характерно построение периодизации НА ОСНОВЕ ВНЕШНЕГО, НО СВЯЗАННОГО С САМИМ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ КРИТЕРИЯ. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу.

II. Для второй группы характерно построены на основе ОДНОГО, ПРОИЗВОЛЬНО ВЫБРАННОГО автором, ВНУТРЕННЕГО критерия.

III Группа периодизаций выделяет периоды на основе СУЩЕСТВЕННЫХ КРИТЕРИЕВ, признаков.

35. Группы периодизаций детского развития. Достоинства и недостатки.

К первой группе относятся попытки периодизации детства не путем расчленения

самого хода развития ребенка, а на основе ступенчатообразного построения

других процессов, так или иначе связанных с детским развитием. В эту группу

входят попытки периодизации детства в соответствии со ступенями воспитания и

образования ребенка, с расчленением системы народного образования, принятой в

данной стране( дошкольный возраст, школьный возраст и т.д.). Периодизация

детства строится на основе ступеней образования и воспитания.

Ко второй группе следует отнести те наиболее многочисленные попытки, которые

направлены на выделение какого-нибудь одного признака детского развития как

условного критерия для его членения на периоды. Признак, на основе которого

можно отличить одну эпоху от другой должен быть 1) показательным для

суждения об общем развитии ребенка;2)легко доступным наблюдению; 3)

объективным. Но недостаток этой схемы в том, что детское развитие такой

сложный процесс, который ни в одной стадии не может быть сколько-нибудь полно

определен лишь по одному признаку. Задача психологии заключается в

исследовании того, что лежит за этими признаками и обуславливает их.

Третья группа попыток периодизации детского развития связана со стремлением


перейти от чисто симптоматического и описательного принципа к выделению

существенных особенностей самого детского развития. Однако в этих попытка,

скорее, правильно ставится задача , чем решается.

Таким образом возрастная периодизация предстает переел нами в следующем виде:

Кризис новорожденности. Дошкольный возраст (3 г.-7лет)

Младенческий возраст (2мес.-1год) Кризис 7 лет.

Кризис одного года. Школьный возраст (8 лет-12лет)

Раннее детство (1год- 3года) Кризис 13 лет.

Кризис 3 лет. Пубертатный возраст

(14лет-18л.) Кризис 17 лет.

36. Периодизации зрелого возраста. Достоинства и недостатки.

Широкую известность приобрел подход Д. Левинсона к анализу процесса жизни взрослых людей. Левинсон исследовал группу из 40 американских мужчин в возрасте от 35 до 45 лет, проведя с каждым из них 15-часовое биографическое интервью. Его цель состояла в том, чтобы обнаружить устойчивые, закономерные характеристики развития во взрослости, выделить периоды, когда человеку необходимо решить определенные задачи и создать новые структуры жизни. В результате в жизненном цикле мужчины были выделены три главные эры, каждая из которых продолжается примерно 20 лет.

Стадия ранней зрелости, или молодость (20–30 лет), соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность, периоду «становления», самоутверждения себя в любви, сексе, карьере, семье, обществе. В зрелые годы выделяют также кризис (примерно в 33–35 лет), когда, достигнув определенного социального и семейного положения, человек с тревогой начинает думать: «Неужели это все, что может дать мне жизнь? Неужели нет ничего лучшего?» Затем наступает недолгий (около десяти лет) период стабилизации, когда человек закрепляет все то, чего он достиг, уверен в своем профессиональном мастерстве, в своем авторитете, имеет приемлемый уровень успеха в карьере и материального достатка, нормализуется здоровье, положение в семье, сексе. Вслед за периодом стабильности наступает критическое десятилетие «среднего возраста» (45–55 лет), когда появляются первые признаки ухудшения здоровья, потери красоты и физической формы, отчуждения в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми, приходит опасение, что уже ничего лучшего не получишь в жизни, в карьере, в любви. В результате возникает чувство усталости от надоевшей действительности, депрессивные настроения, от которых человек прячется либо в мечтах о новых любовных победах, либо в реальных попытках «доказать свою молодость» через любовные интриги или взлет карьеры. Завершающий период зрелости (55–65 лет) – период физиологического и психологического равновесия, снижения сексуального напряжения, постепенного отхода человека от активной трудовой и социальной жизни. О возрасте 65–75 лет говорят как о первой старости. После этого возраст считается преклонным – человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах и либо принимает свою жизнь как неповторимую судьбу, которую не надо переделывать, либо осознает, что жизнь прошла неверно, зря. В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три подкризиса. Первый из них заключается в переоценке собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что дает человеку возможность выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие. В результате третьего подкризиса у человека исчезает самоозабоченность, и теперь он без ужаса может принять мысль о смерти.