ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.08.2024
Просмотров: 634
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Предмет и задачи психологии развития.
3. Специфика методов психологии развития.
5. Дифференциация и централизация. Концепции дифференциации.
6. Научение. Виды научения (Скинер, Бандура, Халл)
7.Запечатление (Лоренц). Сенсибильность. Критические и сензитивные периоды.
8. Социализация. Модели социализации.
9. Понятия направления, теории, модели в науке.
11. Общая характеристика теорий эндогенного направления.
12. Общая хар-ка теорий экзогенного направления. Ранние бихевиористические трактовки.
13. Отход от классического бихевиоризма (теория Сирса).
14. А. Бандура и теория соц. Обучения.
15. Классический психоанализ Фрейда и его трактовка стадий развития.
16. Эпигенетическая теория развития Эриксона.
17. Возникновение когнитивных теорий развития. Теория развития интеллекта ж. Пиаже.
18. Теория морального развития л. Колберга.
19. Теория развития умений к. Фишера.
20. Культурно-историческая теория Выготского.
21. Диалектическая теория развития а. Валлона.
22. Деятельностная теория онтогенеза Леонтьева. Внешняя и внутренняя плоскости деятельности.
23. Модель развития общения Лисиной.
24. Модель развития личности Божович.
25. Экопсихологическая теория у. Бронфенбреннера.
26. Антиравновесная теория Ригеля.
27. Теория персонализации Петровского. Понятие адаптации, индивидуализации, интеграции.
28. Психологическая теория развития деятельности Лернера, основные положения его теории.
29. Системные теории развития.
31. Механизм интериоризации психической функции.
32. Возрастные кризисы психического развития: детские возрастные кризисы.
33. Возрастные кризисы психического развития во взрослом возрасте.
34. Понятие периодизации. Выготский о критериях периодизации психического развития.
35. Группы периодизаций детского развития. Достоинства и недостатки.
36. Периодизации зрелого возраста. Достоинства и недостатки.
37. Попытки построения системной периодизации психического развития (Слободчиков, Карандашев).
38. Детство как историческая категория. Феномен человеческого детства.
39. Пренатальный период рождения в развитии чел-ка.
43. Развитие форм общения младенца. Развитие предличностных образований у младенца.
44. Развитие понимания речи и говорения в младенческом возрасте.
45. Предпосылки перехода от младенческого возраста к раннему. Основные линии психического развития.
47. Развитие психических процессов в раннем возрасте.
48. Специфика развития речи в раннем детстве.
49. Предпосылки развития личности в раннем детстве. Особенности эмоционально-волевой сферы ребёнка.
53. Анализ теорий детской игры. Структура детской игры.
54. Развитие познавательной сферы ребёнка в дошкольный период.
55. Общение дошкольника со взрослыми и сверстниками. Становление детской субкультуры.
56. Специфика детского мировозрения. Становление личности в дошкольном возрасте.
57. Развитие речи в дошкольном возрасте. Роль речи в развитии познавательных процессов.
58. Развитие воображения и творчества в дошкольном возрасте.
59. Развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка в дошкольный период.
2. Интеллектуальная готовность.
62. Становление мотивации к обучению и формирование учебной деятельности.
63. Развитие речи, восприятия, памяти, внимания, воображения в младшем школьном возрасте.
64. Развитие мышления в младшем школьном возрасте.
65. Развитие личности младшего школьника.
67. Предпосылки перехода от младшего школьного к подростково-юношескому возрасту.
68. Кризис подросткового возраста.
70. Развитие видов деятельности в подростковом возрасте.
72. Развитие познавательной сферы в подростковом возрасте.
73. Эмоции в подростковом возрасте. «Подростковый комплекс» эмоциональности.
74. Развитие личности подростка.
75. Развитие мотивационно-потребностной сферы в подростковом возрасте.
76. Психосоциальное развитие в юношеском возрасте.
77. Развитие мировоззрения в юношеском возрасте.
78. Особенности профессиональной ориентации в юношеском возрасте.
79. Развитие интеллектуальной сферы юношеском возрасте.
80. Эмоциональное развитие в юношеском возрасте.
81.Определение понятия «взрослость». Биологическое и физическое развитие во взрослом возрасте.
82. Теории развития взрослого человека.
83. Ранняя взрослость как социально-историческая категория.
84. Развитие личности в возрасте ранней взрослости.
85. Особенности развития психических познавательных процессов в период ранней взрослости.
86. Особенности развития эмоций в период ранней взрослости.
87. Особенности мотивационной сферы периода ранней взрослости.
89. Особенности психических познавательных процессов в период средней взрослости.
90. Кризис середины жизни. Роль когнитивного развития человека в преодолении кризиса середины жизни.
91. Аффективная сфера в период средней взрослости.
92. Особенности развития мотивационной сферы в среднем возрасте.
93. Общая характеристика периода поздней взрослости и старости. Границы и стадии возраста.
95. Старческий возраст. Причины и факторы, влияющие на процессы старения.
96. Морфологическое, физиологическое и моторное развитие в старческом возрасте.
97. Сенсорное развитие в старческом возрасте.
99. Особенности личности пожилого человека. Типы старения.
100. Инволютивное развитие личности: нарушение развития детей.
101. Инволютивное развитие личности: нарушения развития взрослых.
5. Дифференциация и централизация. Концепции дифференциации.
Дифференциация - отделение частей от целого, необходимое для сознательного доступа к психологическим функциям. Недифференцированное мышление не может мыслить отдельно от других функций, т. е. к нему всегда примешиваются ощущение или чувство, или интуиция - точно так же недифференцированное чувство смешивается с ощущениями и фантазиями, как например, в сексуализации (Фрейд) чувства и мышления при неврозе. Дифференциация состоит в обособлении одной функции от других функций и в обособлении отдельных ее частей друг от друга. Без дифференциации невозможно направление, потому что направление функции или соответственно ее направленность покоятся на обособлении ее и на исключении всего не сопринадлежащего. Дифференциация одновременно является и естественным процессом психического роста, и сознательным психологическим мероприятием - она необходима для процесса индивидуации. Централизация - степень, в которой организация концентрирует свои операционные возможности и процесс принятия решений у ограниченного числа бизнес-единиц или работников. Централизация, как можно видеть из сказанного, тесно связана с мерой формализации структуры, а во многом и определяется ею. Она определяется и измеряется через организацию функции принятия управленческих решений. Чем в большей мере эта функция сконцентрирована на высшем уровне, тем выше централизация. Наоборот, чем большей свободой принятия решений обладают иные, чем высший, уровни, тем выше децентрализация. Основными признаками «централизации — децентрализации» являются поэтому следующие показатели:
количество решений, принимаемых на нижестоящих уровнях управления;
важность решений, принимаемых на нижестоящих уровнях;
последствия решений, принимаемых на нижестоящих уровнях;
объем контроля за работой подчиненных.
Преимущества централизации
Централизация улучшает контроль и координацию специализированных независимых функций, уменьшает количество и масштабы ошибочных решений, принимаемых менее опытными руководителями.
Сильное централизованное управление позволяет избежать ситуации, при которой одни отделы организации растут и развиваются за счет других или организации в целом.
Централизованное управление позволяет более экономно и легко использовать опыт и знания персонала центрального административного органа.
Концепции Социальной Дифференциации
- в социологии понятие соц. дифференциации впервые было применено Г. Спенсером, к-рый заимствовал его из биологии. Спенсер на многочисленных примерах продемонстрировал процесс дифференциации различи., не связанных в систему, сторон соц. жизни и на этом основании провозгласил ее универсальным направлением обществ. эволюции. Сходным образом пользовался этим понятием П. Сорокин. В структурной социологии термин ”дифференциация” стал употребляться как синоним слова “различие” и применяться гл.обр. для классификации ролей, статусов, ин-тов и организаций по различн. критериям. С. Норт сформулировал 4 главных критерия соц. дифференциации: по функции, по рангу, по культуре и по интересам. В своем понимании соц. дифференциации функционалисты исходят из того, что любая соц. система может существовать только в том случае, если в ней выполняются опред. жизненно важные функции: адаптация к среде, постановка целей, регулирование внутренних конфликтов (интеграция) и т. д. Личные и родственные связи все больше уступают место безличным специализированным вещным отношениям между людьми. Л.А. Седов.
6. Научение. Виды научения (Скинер, Бандура, Халл)
Научение - (обучение, учение) — процесс приобретения субъектом новых способов осуществления поведения и деятельности, их фиксации и/или модификации. Изменение психологических структур, которое происходит в результате этого процесса, обеспечивает возможность дальнейшего совершенствования деятельности.
Существуют три основные теории научения: - теория классического обусловливания И.П. Павлова; - теория оперантного обусловливания Б.Ф. Скиннера; - теория социального научения А. Бандуры.
Существуют разные концепции научения. При классическом обуславливании Павловского типа испытуемые начинают давать один и тот же ответ на разные стимулы. При оперантном научении по Скиннеру поведенческий акт формируется благодаря наличию или отсутствию подкрепления одного из множества возможных ответов. Обе эти концепции не объясняют, как возникает новое поведение. А. Бандура считал, что награда и наказание недостаточны, чтобы научить новому поведению. Дети приобретают новое поведение благодаря имитации модели.
Научение через наблюдение, имитацию и идентификацию -- третья форма научения. Одно из проявлений имитации -- идентификация -- процесс, в котором личность заимствует мысли, чувства или действия от другой личности, выступающей в качестве модели. Имитация приводит к тому, что ребенок может вообразить себя на месте модели, испытать сочувствие, соучастие, симпатию к этому человеку.
Представители теории научения несколько отошли от строгого бихевиоризма. Они использовали такие понятия, как научение, мотивация, движущие силы, побуждения, психическое торможение, которые обозначали невидимое поведение. По утверждению выдающегося теоретика научения Кларка Халла(1884-1952), эти понятия являются научными настолько, насколько их можно определить в терминах наблюдаемых операций.
7.Запечатление (Лоренц). Сенсибильность. Критические и сензитивные периоды.
Запечатле́ние или импринтинг — в этологииипсихологииспецифическая форма обучения; фиксация в их памяти признаков объектов при формировании или коррекции врождённых поведенческих актов. Объектами могут являться родительские особи, братья и сестры, будущие половые партнёры, пищевые объекты (в том числе животные-жертвы), постоянныевраги, характерные признаки обычного места обитания. Импринтинг осуществляется в строго определённом периоде жизни (обычно в детском и подростковом возрасте), и его последствия чаще всего необратимы.
Наиболее изученная и показательная форма запечатления — «реакция следования» зрелорождающихся птенцов или детёнышей млекопитающих за родителями и друг за другом.
Термин предложен Конрадом Лоренцем, который открыл явление импринтинга, изучая серых гусей. Из-за неправильного перевода на английский это явление иногда называют «синдромом утёнка».
Сенсибильность – способность к ощущению, которая часто предполагается и там, где, строго говоря, может идти речь только о возбудимости. Сенсибельный – ощутимый, воспринимаемый чувствами (противоположность – интеллигибельный);
Первоначально понятие критический период было введено в эмбриологии для обозначения временных отрезков, характеризующихся повышенной чувствительностью к действию факторов, которые выходят за границы физиологической нормы. Во время внутриутробного развития в строго определенные его моменты каждый орган претерпевает критические стадии дифференциации. Вредоносное воздействие на зародыш приводит к избирательному нарушению в развитии именно того органа, который находится в стадии наиболее интенсивного формирования.
Таким образом, критическим в полном смысле слова следует называть тот период времени, когда организм должен испытывать нормативные воздействия, и это является условием его дальнейшего полноценного развития. Изменения в ходе критического периода носят необратимый характер, в результате чего структура и функция приобретают законченную форму, не чувствительную к модифицирующим воздействиям в более позднем возрасте.
Термин сензитивный период используется для обозначения отрезка времени, в который некий набор стимулов оказывает большее влияние на развитие функции, нежели до и после. Фактически сензитивный период представляет собой период повышенной пластичности, во время которого структура и функция демонстрируют свою способность к модификационной изменчивости в соответствии со спецификой внешних условий. Критические и сензитивные периоды онтогенеза можно соотнести с созреванием структур и процессов двух типов в зависимости от их реакции на внешние воздействия.
8. Социализация. Модели социализации.
Социализация (от лат. socialis — общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. С. включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на её формирование.
Модели социализации
Индивид в процессе вхождения в общество усваивает определенные нормы поведения, осваивает систему коммуникаций, познает систему общественных связей и отношений. Важную роль в процесс социализации играют этнические модели социального научения, особую роль для формирования этнической идентичности играет семья. Как показывает практика социальной работы культурная принадлежность клиента является фактором различных видов социального давления. На примере моделей социализации в ирландских и английских семьях можно видеть различную типологию моделей социализации.
9. Понятия направления, теории, модели в науке.
Научное направление – группа теорий объединённых общей идеей.
Теория – основа любой научной дисциплины, выполняет основные ф-и науки: описание, объяснение, прогноз, коррекция. Теория – непротиворечивая связанная простая с-ма правил, порождающая модель объекта на основе его эмпирического образа.
Модель – выполняет по отношению к объекту ф-ии достоверного описания, логичного объяснения, подтверждающегося прогноза и эффективной коррекции.
10. Постановка проблемы развития в контексте взаимоотношений «субъект-среда». Научно-теоретические направления в психологии развития.
11. Общая характеристика теорий эндогенного направления.
12. Общая хар-ка теорий экзогенного направления. Ранние бихевиористические трактовки.
Исходя из отношений противопоставленности субъекта и среды, различают два научных направления: эндогенное, где основной движущей силой считается субъект, и экзогенное, где движущей силой считается среда.
Экзогенный — эндогенный — термины медицинской психологии и психиатрии, введены П. Мебиусом в 1892 г. Экзогенный означает возникающий в результате воздействия внешних факторов, эндогенный — возникающий, развивающийся вследствие внутренних причин. Под эндогенным обычно понимают наследственно обусловленное. Термины экзогенный — эндогенный применяются для характеристики источников возникновения психических заболеваний и причин индивидуального своеобразия их протекания.