ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.08.2024
Просмотров: 632
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Предмет и задачи психологии развития.
3. Специфика методов психологии развития.
5. Дифференциация и централизация. Концепции дифференциации.
6. Научение. Виды научения (Скинер, Бандура, Халл)
7.Запечатление (Лоренц). Сенсибильность. Критические и сензитивные периоды.
8. Социализация. Модели социализации.
9. Понятия направления, теории, модели в науке.
11. Общая характеристика теорий эндогенного направления.
12. Общая хар-ка теорий экзогенного направления. Ранние бихевиористические трактовки.
13. Отход от классического бихевиоризма (теория Сирса).
14. А. Бандура и теория соц. Обучения.
15. Классический психоанализ Фрейда и его трактовка стадий развития.
16. Эпигенетическая теория развития Эриксона.
17. Возникновение когнитивных теорий развития. Теория развития интеллекта ж. Пиаже.
18. Теория морального развития л. Колберга.
19. Теория развития умений к. Фишера.
20. Культурно-историческая теория Выготского.
21. Диалектическая теория развития а. Валлона.
22. Деятельностная теория онтогенеза Леонтьева. Внешняя и внутренняя плоскости деятельности.
23. Модель развития общения Лисиной.
24. Модель развития личности Божович.
25. Экопсихологическая теория у. Бронфенбреннера.
26. Антиравновесная теория Ригеля.
27. Теория персонализации Петровского. Понятие адаптации, индивидуализации, интеграции.
28. Психологическая теория развития деятельности Лернера, основные положения его теории.
29. Системные теории развития.
31. Механизм интериоризации психической функции.
32. Возрастные кризисы психического развития: детские возрастные кризисы.
33. Возрастные кризисы психического развития во взрослом возрасте.
34. Понятие периодизации. Выготский о критериях периодизации психического развития.
35. Группы периодизаций детского развития. Достоинства и недостатки.
36. Периодизации зрелого возраста. Достоинства и недостатки.
37. Попытки построения системной периодизации психического развития (Слободчиков, Карандашев).
38. Детство как историческая категория. Феномен человеческого детства.
39. Пренатальный период рождения в развитии чел-ка.
43. Развитие форм общения младенца. Развитие предличностных образований у младенца.
44. Развитие понимания речи и говорения в младенческом возрасте.
45. Предпосылки перехода от младенческого возраста к раннему. Основные линии психического развития.
47. Развитие психических процессов в раннем возрасте.
48. Специфика развития речи в раннем детстве.
49. Предпосылки развития личности в раннем детстве. Особенности эмоционально-волевой сферы ребёнка.
53. Анализ теорий детской игры. Структура детской игры.
54. Развитие познавательной сферы ребёнка в дошкольный период.
55. Общение дошкольника со взрослыми и сверстниками. Становление детской субкультуры.
56. Специфика детского мировозрения. Становление личности в дошкольном возрасте.
57. Развитие речи в дошкольном возрасте. Роль речи в развитии познавательных процессов.
58. Развитие воображения и творчества в дошкольном возрасте.
59. Развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка в дошкольный период.
2. Интеллектуальная готовность.
62. Становление мотивации к обучению и формирование учебной деятельности.
63. Развитие речи, восприятия, памяти, внимания, воображения в младшем школьном возрасте.
64. Развитие мышления в младшем школьном возрасте.
65. Развитие личности младшего школьника.
67. Предпосылки перехода от младшего школьного к подростково-юношескому возрасту.
68. Кризис подросткового возраста.
70. Развитие видов деятельности в подростковом возрасте.
72. Развитие познавательной сферы в подростковом возрасте.
73. Эмоции в подростковом возрасте. «Подростковый комплекс» эмоциональности.
74. Развитие личности подростка.
75. Развитие мотивационно-потребностной сферы в подростковом возрасте.
76. Психосоциальное развитие в юношеском возрасте.
77. Развитие мировоззрения в юношеском возрасте.
78. Особенности профессиональной ориентации в юношеском возрасте.
79. Развитие интеллектуальной сферы юношеском возрасте.
80. Эмоциональное развитие в юношеском возрасте.
81.Определение понятия «взрослость». Биологическое и физическое развитие во взрослом возрасте.
82. Теории развития взрослого человека.
83. Ранняя взрослость как социально-историческая категория.
84. Развитие личности в возрасте ранней взрослости.
85. Особенности развития психических познавательных процессов в период ранней взрослости.
86. Особенности развития эмоций в период ранней взрослости.
87. Особенности мотивационной сферы периода ранней взрослости.
89. Особенности психических познавательных процессов в период средней взрослости.
90. Кризис середины жизни. Роль когнитивного развития человека в преодолении кризиса середины жизни.
91. Аффективная сфера в период средней взрослости.
92. Особенности развития мотивационной сферы в среднем возрасте.
93. Общая характеристика периода поздней взрослости и старости. Границы и стадии возраста.
95. Старческий возраст. Причины и факторы, влияющие на процессы старения.
96. Морфологическое, физиологическое и моторное развитие в старческом возрасте.
97. Сенсорное развитие в старческом возрасте.
99. Особенности личности пожилого человека. Типы старения.
100. Инволютивное развитие личности: нарушение развития детей.
101. Инволютивное развитие личности: нарушения развития взрослых.
1. Личностная готовность.
Включает формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта готовность выражается в отношении ребёнка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определённый уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является тот ребёнок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники тетради), а возможность получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.
2. Интеллектуальная готовность.
Данный компонент готовности предполагает наличие у ребёнка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребёнок должен целостным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщёнными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребёнка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности.
3. Социально – психологическая готовность.
Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми и учителями.
4. Физическая готовность.
Подразумевает общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объём груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7 –летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики. Состояние нервной системы ребёнка: степень её возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.
5. Речевая готовность.
Сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическая правильность.
6. Эмоционально-волевая готовность.
Считается сформированной, если ребёнок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия в его реализации, преодолевать препятствия и у него формируется произвольность психологических процессов.
61. Предпосылки перехода от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту.
В старшем дошкольном возрасте (5,5 – 7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки. Формируется физиологическая готовность ребенка к обучению в школе. Необходимо учитывать, что все дети развиваются по-разному. Фактический возраст не всегда соответствует биологическому. В шестилетнем возрасте почти половина мальчиков и треть девочек не достигают необходимого для школьного обучения уровня развития.
В этом возрасте отмечается существенное развитие скелета, мускулатуры, суставно-связочного аппарата. Процесс окостенения еще не завершен, а в некоторых отделах только начинается. В том числе не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, и это важно учитывать в работе с детьми. Неправильная посадка, длительная работа за столом, продолжительные графические упражнения – все это может привести к нарушениям осанки, искривлению позвоночника, деформации кисти пишущей руки.
Старший дошкольный возраст играет роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности. Зарождаются новые социальные потребности: потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела. На седьмом году жизни ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к новой социальной роли. При переходе от дошкольного к школьному возрасту ребенок резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении. Проявляется негативная симптоматика, свойственная всем переходным периодам: негативизм, упрямство, строптивость и т.д. Наряду с этим появляются специфические для данного возраста особенности: нарочитость, нелепость, искусственность поведения; паясничанье, вертлявость, клоунада, которые вызывают не улыбку, а осуждение.
Переход на более высокую ступень развития возможен только тогда, когда на предыдущей стадии сформированы необходимые для этого предпосылки. Подготовка ребенка к школьному периоду развития – одна из важнейших задач дошкольного обучения и воспитания.
62. Становление мотивации к обучению и формирование учебной деятельности.
Новая социальная ситуация развития требует от ребенка особой деятельности – учебной. Когда ребенок приходит в школу, учебной деятельности как таковой еще нет, и она должна быть сформирована в виде умений учиться. Именно это и является специфической задачей младшего школьного возраста. Главная трудность, которая встречается на пути этого формирования, - то, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе. Он желает выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, а в школе необходима познавательная мотивация. Осуществление учебной деятельности возможно только в том случае, если ребенок приучается управлять своими психическими процессами и поведением в целом. Это дает возможность подчинять свои непосредственные «хочу» требуемому учителем и школьной дисциплиной «надо» и способствует формированию произвольности как особого, нового качества психических процессов. Необходимость контроля и самоконтроля, требования словесных отчетов и оценок формируют у младших школьников способность к планированию и выполнению действий про себя, во внутреннем плане. Формирование умения как бы со стороны рассматривать и оценивать собственные мысли и действия лежит в основе рефлексии как важного качества, позволяющего разумно и объективно анализировать свои суждения и поступки с точки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности. Произвольность, внутренний план действия и рефлексия – основные новообразования младшего школьного возраста. Кроме того, в рамках овладения учебной деятельностью совершенствуются все психические процессы. Учебная деятельность – это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере теоретических знаний. Структура учебной деятельности включает следующие элементы: 1. Учебно-познавательные мотивы, т.е. то, что побуждает ребенка к учению.
2. Учебная задача; это не просто конкретное задание, которое выполняет ученик на уроке или дома, а целая, упорядоченная система заданий. 3. Учебные действия, посредством которых школьники воспроизводят и усваивают образцы общих способов решения задач и общие приемы определения условий их применения. 4. Контроль, функция которого состоит в отслеживании правильности и полноты выполнения учебных действий. 5. Оценка, смысл которой состоит в том, чтобы определить, сколь полно освоен заданный способ действий. Формирование учебной деятельности осуществляется в совместной работе с учителем. Ребенок, пришедший в школу, не умеет учиться. Сначала все делает учитель: ставит задачу, демонстрирует образцы выполнения учебных действий, контролирует процесс выполнения каждого действия и оценивает, выполнена ли учебная задача каждым учеником. Лишь постепенно учитель включает учащегося в структуру учебной деятельности для самостоятельного выполнения ее отдельных элементов.
63. Развитие речи, восприятия, памяти, внимания, воображения в младшем школьном возрасте.
1. Развитие внимания
Преобладающим видом внимания в начале обучения является непроизвольное внимание. Ребенок еще не может управлять своим вниманием; реакция на новое, необычное настолько сильна, что он отвлекается, оказываясь во власти непосредственных впечатлений. Даже при сосредоточении внимания младшие школьники часто не замечают главного и существенного, отвлекаясь на отдельные, броские, заметные признаки в вещах и явлениях. Кроме того, внимание детей тесно связано с мышлением, и поэтому им бывает трудно сосредоточить внимание на неясном, непонятном, неосмысленном материале. В I—III классах происходит бурный процесс формирования произвольности в целом и произвольного внимания в частности. Это связано с общим интеллектуальным развитием ребенка, с формированием познавательных интересов и развитием умения работать целенаправленно.
Но и произвольное внимание младшего школьника еще неустойчиво, так как он еще не имеет внутренних средств саморегуляции. В среднем ребенок способен удерживать внимание в пределах 15-20 минут.
2. Развитие восприятия
Восприятие также характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте. Дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия: у них наблюдается высокая острота зрения и слуха, они хорошо ориентируются на многие формы и цвета. Но у первоклассников еще отсутствует систематический анализ самих воспринимаемых свойств и качеств предметов. При рассматривании картинки, чтении текста они часто перескакивают с одного на другое, пропуская существенные детали. Это легко заметить на уроках рисования предмета с натуры: рисунки отличает редкое разнообразие форм и красок, порой значительно отличающихся от оригинала.
В целом развитие восприятия характеризуется нарастанием произвольности. И там, где учитель учит наблюдению, ориентирует на разные свойства объектов, дети лучше ориентируются и в действительности в целом, и в учебном материале в частности.
3. Развитие воображения Воображение в своем развитии проходит также две стадии. На первой воссоздаваемые образы весьма приблизительно характеризуют объект, бедны деталями, малоподвижны — это воссоздающее (репродуктивное) воображение. Вторая стадия характеризуется значительной переработкой образного материала и созданием новых образов — это продуктивное воображение. В I классе воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии.