Файл: Проектирование организаций (на примере проектирования ресторана).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы проектирования организации
1.1. Понятие и сущность организации
1.3. Формулирование целей организации и этапы их достижения
1.4. Определение влияния внешней среды на построение организации
Глава 2. Проектирование ресторанного бизнес в Тюменской области
2.1. Анализ внешней среды и востребованность организации на рынке услуг
2.2. Характеристика проектируемой организации
2.3. Формулирование общей структурной схемы аппарата управления
2.4. Разработка состава основных подразделений и связей между ними
Изучив сущность и строение организации, необходимо уделить внимание вопросу организационной структуры и ее построения, а также определить роль организаций в обществе.
1.2. Принципы и методы организационной структуры
Совершенство организационной структуры управления во многом зависит от того, насколько соблюдались принципы ее построения:
1. Целесообразное число звеньев управления и максимальное сокращение времени прохождения информации от высшего руководителя до непосредственного исполнителя.
2. Четкое обособление составных частей организационной структуры.
3. Обеспечение способности к быстрой реакции на изменения в управляемой системе.[4]
4. Предоставление полномочий на решение вопросов тому подразделению, которое располагает наибольшей информацией по данному вопросу.
5. Приспособление отдельных подразделений аппарата управления ко всей системе управления организацией в целом и к внешней среде в частности.
Следует иметь в виду, что в различных организациях (с учетом специфики их работы) используются и другие принципы построения организационных структур, наиболее полно отражающие особенности их функционирования.
Основными инструментами построения организационной структуры управления предприятия являются:
- синтез и группировка заданий в однородные группы достаточно устойчивые на протяжении длительности периода деятельности предприятия;
- создание специализированных подразделений и служб путем закрепления за ними однородных групп заданий, объектов, функций управления, состава работников и оборудования;
- разработка должностных инструкций и положений об отделах, службах, подразделениях для документального фиксирования принятой организационной структуры управления.
Главный фактор, «задающий» возможные контуры и параметры структуры управления, - сама организация. Известно, что организации различаются по многим критериям. Большое разнообразие организаций предопределяет множественность подходов к построению управленческих структур. Подходы эти различны в организациях коммерческих и некоммерческих; крупных, средних и малых; находящихся на разных стадиях жизненного цикла; имеющих разный уровень разделения и специализации труда; кооперирования и автоматизации труда; иерархических и «плоских». Очевидно, что структура управления крупными предприятиями более сложна по сравнению с той, какая нужна небольшой фирме, где все функции менеджмента подчас сосредоточиваются в руках одного-двух членов организации, где соответственно нет необходимости проектировать формальные структурные параметры. По мере роста организации, а значит, и объема управленческих работ, развивается разделение труда, и формируются специализированные звенья: по управлению персоналом, производством, финансами, инновациями и другие, слаженная работа которых требует координации и контроля.
1.3. Формулирование целей организации и этапы их достижения
Проектирование организации осуществляется в четыре этапа:[5]
1) определяются цели и результаты деятельности - представляются продукт труда, его объемы, основные этапы технологии;
2) определяются связи с внешней средой - выделяются все контакты, которые необходимо осуществлять организации (в связи с ее технологией, выполнением законов, поддержанием собственной работоспособности и т.д.);
3) разделяются процессы - по стадиям, по уровням иерархии;
4) группируются функции. Между разделенными процессами устанавливается общее - основание для объединения отдельных этапов в более обобщенные цепочки. При этом возможны две стратегии: группировка работ вокруг ресурсов и вокруг результата деятельности.
При создании организационной структуры возможна следующая группировка функций (Рисунок 1):
Рис. 1. Варианты группировки функций при создании организационной структуры[6]
Ситуация 1 - группировка работ проводится в основном вокруг ресурсов деятельности того клиента, ради удовлетворения потребностей которого и создается организация. Если организация в большей степени ориентирована на свои ресурсы, то специфика самой деятельности становится менее важной, что приводит к широкой специализации и внедрению гибких, адаптивных организационных структур (например, региональное объединение продавцов).
Ситуация 2 - в группировке работ большое значение имеют и ресурсы, и конечный продукт, что приводит к очень высокой специализации самой организации и созданию особо жестких (линейных) организационных структур с хорошо организованными вертикальными связями и возможной автономностью отдельных частей.
Ситуация 3 - большая ориентация на продукт, объединение вокруг результата деятельности с малой ориентацией на ресурсы. Это может быть естественным для высокотехнологичных видов деятельности, где требуется усиление функциональных связей. Примером может служить организация, объединяющая в своей структуре производственную часть и торгующие подразделения, например, разработка сложных компьютерных сетей и программного оборудования для конкретных заказчиков.[7]
Ситуация 4 - в данном случае низка как ориентация на группировку вокруг ресурсов, так и вокруг продукта деятельности. Эта ситуация может сложиться в организациях, ведущих поиск, исследования и готовых включаться практически в любое направление. Для эффективного функционирования такой организации необходима гибкая, адаптивная, минимально затратная организационная структура - проектная или матричная;
5. Определение внутренних связей. Например, вертикальных - горизонтальных, формальных - неформальных, функциональных, подчиненности;
6. Определение масштаба управляемости и контроля (диапазон контроля). Количество подчиненных, которые могут непосредственно выходить на руководителя, во многом будет обусловлено: схожестью работ, территориальной удаленностью работ, сложностью работ, уровнем подготовки подчиненных, уровнем профессионализма руководителя, степенью ясности в делегировании прав и ответственности, степенью четкости в постановке целей, степенью стабильности организации, техникой коммуникации, потребностью в личных контактах с подчиненными;
7. Определение иерархии организации и ее звенности (высокие или низкие организационные структуры будут выбраны). Тип организационной структуры и уровень иерархии во многом определяют диапазон контроля, наличие ресурсов и многие другие параметры.
1.4. Определение влияния внешней среды на построение организации
Факторы проектирования организаций - это параметры внешней и внутренней среды, которые необходимо учитывать при создании проекта организационной структуры.
К факторам внешней среды относятся:
- сложность внешней среды, которая определяется количеством и степенью схожести факторов, влияющих на организацию;
- динамизм внешней среды, который связан со скоростью изменения факторов, влияющих на организацию извне.
При создании организационной структуры следует учитывать, что в зависимости от характера факторов внешней среды организация может существовать в четырех принципиально отличных друг от друга ситуациях:
Рис. 2. Варианты ситуаций при создании организационной структуры в зависимости от характера факторов внешней среды[8]
Рассмотрим более подробно возможные варианты ситуаций:
Ситуация 1 - характеризуется умеренно-высокой неопределенностью: факторов немного, они схожи между собой, однако часто меняются, причем можно спрогнозировать возможность и логику их изменений. Такая ситуация может наблюдаться в отраслях, производящих товары народного потребления, например, одежду. Для предприятий, работающих в подобной среде, может быть эффективна функциональная организационная структура, построенная, например по продуктному или потребительскому принципу.
Ситуация 2 - характеризуется высокой неопределенностью: факторов много, факторы не схожи и к тому же постоянно меняются по непредсказуемым траекториям. Такая ситуация может сложиться в отраслях, производящих сложное современное оборудование, например современные компьютерные системы. Для таких организаций наиболее эффективной может оказаться проектная (или матричная при достаточном количестве одновременно осуществляемых проектов) организационная структура.[9]
Ситуация 3 - характеризуется умеренной неопределенностью: факторов много, они не похожи друг на друга, однако ситуация достаточно стабильна, факторы почти не изменяются. Такая ситуация может наблюдаться в отраслях, связанных со сложным производством, зависящим от множества аспектов ситуации, но достаточно стабильных и традиционных, например, поиск, добыча и переработка полезных ископаемых. Для подобных организаций может быть эффективна линейная организационная структура, усиленная функциональными связями.
Ситуация 4 - характеризуется низкой неопределенностью: она практически стабильна факторов мало, факторы схожи и практически неизменны. Такая ситуация может наблюдаться в ситуациях традиционного производства, например, охота, ремесленное производство.
Технология работ и тип совместной деятельности. С точки зрения технологии работ наиболее существенное влияние на организационную структуру оказывают параметры, связанные с определенностью знаний о том, как делать работу, и определенностью времени поступления работы.
Глава 2. Проектирование ресторанного бизнес в Тюменской области
2.1. Анализ внешней среды и востребованность организации на рынке услуг
Общество с ограниченной ответственностью «Грильяж», именуемое в дальнейшем Общество, создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом РФ №14-ФЗ от 08.02.1998 года «Об обществах с ограниченной ответственностью».[10]
Полное фирменное название Общества на русском языке: Общество с ограниченной ответственностью «Грильяж».
Сокращенное фирменное наименование Общества на русском языке: ООО «Грильяж».
Местонахождение ООО «Грильяж» (юридический адрес): Россия, Тюменская обл., г. Тюмень, ул. Таврическая 9б.
Срок деятельности Общества не ограничен.
ООО «Грильяж» является коммерческой организацией, преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, и распределяющая полученную прибыль между участниками Общества.
Общество является коммерческой организацией и приобретает права и обязанности, а также статус юридического лица с момента его государственной регистрации. Правовое положение Общества определяется действующим законодательством РФ и Уставом ООО «Грильяж».
Владение, пользование и распоряжение имуществом осуществляется Обществом в соответствии с действующим законодательством РФ, Уставом общества и решениями Общего собрания участников Общества, принимаемыми в установленном порядке.
Общество может создавать на территории РФ и за ее пределами филиалы и открывать представительства.
Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Общество не отвечает по обязательствам своих участников.
Участники Общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью Общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
В случае несостоятельности (банкротства) Общества по вине его учредителя (участников) или других лиц, которые имеют право давать обязательные для Общества указания, либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества Общества может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Уставный капитал Общества состоит из номинальной стоимости долей его участников. Размер уставного капитала Общества, размер и номинальная стоимость долей (определяемые в рублях), состав, размер, а также порядок и сроки внесения вкладов определяются Уставом общества и решением Общего собрания участников Общества.[11]