Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
1.1. Организация бухгалтерского учета: понятие, сущность, правовое регулирование и основные принципы
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА НА ПРИМЕРЕ ООО «БАЛТ ГРУПП»
2.1. Организационная структура бухгалтерской службы «БАЛТ ГРУПП»
2.3. Характеристика и анализ учетной политики для целей бухгалтерского учета в ООО «БАЛТ ГРУПП»
2.1. Организационная структура бухгалтерской службы «БАЛТ ГРУПП»
Согласно методическим рекомендациям по разработке учетной политики в ООО «БАЛТ ГРУПП" ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии возлагается на руководителя компании.
Генеральный директор ООО «БАЛТ ГРУПП» учредил бухгалтерскую службу как структурное подразделение, которое возглавляет главный бухгалтер.
Организация бухгалтерского дела в ООО «БАЛТ ГРУПП» предполагает:
- разработку организационно-распорядительных документов (положения о бухгалтерии, должностных инструкций работников бухгалтерии, штатного расписании);
- составление графика документооборота организации;
- создание номенклатуры дел и организацию хранения документов;
- формирование кадровой политики бухгалтерии (порядка аттестации бухгалтеров, системы подбора персонала и повышения квалификации);
- создание технологии обработки получаемой информации (применяемой формы ведения учетного процесса).
В ООО «БАЛТ ГРУПП» организационная структура бухгалтерской службы имеет линейно-масштабную службу. Всего в штате бухгалтерской службы 35 человек. 30 из них женщины, 5 - мужчины. Учитывая, что практически каждый специалист бухгалтерской службы загружен более чем на 100%, в настоящее время возникает острая необходимость в увеличении общей численности бухгалтерии ориентировочно на 2-3 единицы.
Возглавляет бухгалтерскую службу главный бухгалтер, в обязанности которого входит:
- отвечать за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление достоверной бухгалтерской отчетности;
- обеспечение контроля за движением имущества и выполнением обязательств организации, соответствие законодательству осуществляемых фактов хозяйственной деятельности;
- давать всем работникам организации обязательные для выполнения указания по документальному оформлению фактов хозяйственной деятельности и представлению для учета необходимых документов, отчетов, иных сведений.
У главного бухгалтера ООО «БАЛТ ГРУПП» есть два заместителя: по вопросам бухгалтерского учёта и по вопросам налогового учёта. Что касается самой структуры бухгалтерской службы ООО «БАЛТ ГРУПП», то она состоит из следующих отделов:
- Отдел учёта труда и заработной платы (6 человек);
- Отдел учёта фактов хозяйственной деятельности по кассе (6 человек);
- Отдел учёта банковских фактов хозяйственной деятельности (6 человек);
- Отдел учёта текущих расчётов и обязательств (7 человек);
- Отдел внутренней бухгалтерии (7 человек).
Функции и должностные обязанности каждого из отделов приведены в таблице 4 [16].
Таблица 4 - Функции и должностные обязанности работников бухгалтерской службы ООО «БАЛТ ГРУПП»
Структурное подразделение должность |
Функции должностные обязатости |
1.составление бух. И налоговой отчетности |
|
Главный бухгалтер |
-правильность определения прибыли подлежащей налогообложению и остающейся в распоряжении акционеров |
Заместитель главного бухгалтера по вопросам бух учета |
Формирование финансового результата организации |
Заместитель главного бухгалтера по вопросам налогового учета |
Расчет налогов, подлежащих уплате в бюджет: налога на имущество предприятия, транспортного налога, налога на добавленную стоимость |
Отдел учета труда и заработной платы |
Ведение соответственных регистров налогового учета |
Отдел учета фактов хозяйственной деятельности по кассе |
Ведение кассовой книги и составление отчетов кассира |
Отдел учета банковских факторов хозяйственной деятельности |
Работа в система «клиент-банк» |
Отдел учета текущих расчетов и обязательств. |
1.Учет расчетов с контрагентами организации |
Отдел внутренний бухгалтерии |
1.Отражение в учёте поступлений движения, использования и выбытия материальных ценностей и необоротных активов для целей бухгалтерского налога обложения |
Необходимо отметить, что задачами бухгалтерской службы ООО «БАЛТ ГРУПП» в соответствии с Российским законодательством являются:
- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости [9].
Система бухгалтерского учета ООО «БАЛТ ГРУПП» обеспечивает:
- отражение в учете всех без исключения факторов хозяйственной деятельности;
- однозначную идентификацию хозяйственных операций и фактов хозяйственной деятельности в первичных документах таким образом, чтобы не было расхождений в их толковании;
- правильность оценки стоимости активов, обязательств и хозяйственных операций в денежном выражении (валюте РФ),
- отнесение фактов хозяйственной деятельности к тем периодам, в которых они имели место, и определение точного времени совершения хозяйственных операций;
- своевременное, правильное и оперативное формирование внешней и внутренней отчетности.
Документы, формируемые системой бухгалтерского учета ООО «БАЛТ ГРУПП», дают третьим сторонам, управленческому звену и сотрудникам ООО «БАЛТ ГРУПП» информацию о совершенных хозяйственных операциях.
В системе бухгалтерского учета предприятия ООО «БАЛТ ГРУПП» используется два основных типа данных:
- нормативно-справочная информация (НСИ);
- данные по хозяйственным операциям.
НСИ имеет постоянный или почти постоянный характер и периодически используется при обработке прочей информации.
Данные по хозяйственным операциям носят в каждом конкретном случае индивидуальный характер. Так, например, сведения о числе часов, которые данный сотрудник отработал за конкретную неделю, используются для расчета его заработной платы. Ошибки в НСИ имеют более серьезные последствия по сравнению с ошибками в данных по хозяйственным операциям, поскольку повлияют на эти данные прежде, чем будут исправлены. Особенно часто это проявляется в компьютеризированных системах, в которых НСИ формируется обычно в самом начале создания системы.
2.2. Порядок организации и ведения бухгалтерского учета и его документальное оформление в ООО «БАЛТ ГРУПП»
Организация ведения бухгалтерского учета в ООО «БАЛТ ГРУПП» преследует следующие цели:
- сбор, формирование и своевременное изменение информации об объектах бухучета, необходимой для внутреннего пользования руководителями и работниками предприятия, в том числе и для предоставления ее по требованию вышестоящего руководства или компетентных органов (налоговой инспекции, например);
- контроль за движением объектов бухучета и достоверное информирование в виде отчетности по требованию;
- стабилизация финансовой деятельности предприятия, стремление к положительной динамике, уведомление руководства об отрицательных результатах производственной или непроизводственной деятельности;
- контроль соответствия налоговой и иной деятельности предприятия законодательству Российской Федерации.
Одним из основополагающих нормативных документов, устанавливающим базовые правила организации и ведения учета в ООО «БАЛТ ГРУПП», является Положение по ведению бухучета и отчетности.
Положение содержит указание о статусе бухучета, о предоставлении права хозяйствующему субъекту самостоятельно определять учетную политику, об ответственности руководителя за организацию бухучета и соблюдении законодательства, о правах, обязанностях и ответственности главного бухгалтера. В нем сформулированы стоящие перед бухгалтерией задачи, размещены основные правила ведения бухгалтерского учета. Также прописаны правила организации бухгалтерского учета, значение, параметры, сроки представления и получатели отчетов [4].
Наконец, в нем освещены предъявляемые к учету определенные требования. Это оперативность, полнота и простота, достоверность учета данных, сопоставимость планируемых и учетных показателей, экономичность.
Основные правила ведения бухгалтерского учета включают в себя [18]:
- Требование об обязательности ведения бухучета на основании первичных документов, имеющихся в альбоме унифицированных форм. При отсутствии таковых, они (документы) составляются по формам, утверждаемым руководителем, где обязательные реквизиты – необходимое условие.
- Использование для учета стандартного плана счетов бухучета, представляющего собой систематизированный набор счетов, аналитических и синтетических.
- Проведение инвентаризации с целью проверки данных бухучета и их документального подтверждения, а также для выявления расхождений между наличием по факту и данными по учету. Порядок и сроки ее проведения регламентируются актом организации. Исключение составляют случаи, когда закон требует проведения инвентаризации.
- Ведение учета обязательств, имущества и хозяйственных операций:
постоянно, с момента регистрации организации и до момента законной ликвидации или реорганизации;
методом двойной записи, при котором любая операция связывает два счета и поэтому запись должна делаться дважды: на одном – по дебету, на другом – по кредиту. - Проведение бухгалтерской регистрации, когда принятая к учету информация накапливается и систематизируется в регистрах бухучета, где хозяйственные операции фиксируются и группируются по соответствующим счетам.
- Осуществление учета раздельного: имущества и обязательств, находящихся в собственности одной организации, и имущества и обязательств организации другой, ей принадлежащих, но переданных первой в аренду или доверительное управление; затрат текущих, связанных непосредственно с производством продукции, и затрат на капитальные вложения.
- Использование русского языка и российской валюты (рублей) при ведении бухучета объектов учета.
- Оценку имущества в денежном выражении, определяемую следующим образом:
- приобретенного за оплату - путем сложения всех произведенных фактических затрат;
- полученного безвозмездно – по стоимости рыночной на момент его оформления;
- произведенного в самой организации - по фактической себестоимости.
Правила организации бухгалтерского учета распространяются на всю систему учетного процесса компании. Она (система) предусматривает первичный учет и его ведение, документальное оформление хозяйственной деятельности, возможность систематизировать и сгруппировать информацию на учетных счетах, их перечень, регистрацию информации в регистрах, состав и содержание отчетности.
Процесс организации и ведения бухгалтерского учета в ООО «БАЛТ ГРУПП» состоит из нескольких этапов:
Первый этап призван регистрировать хозяйственные операции, измерять и наблюдать их.
Второй этап систематизирует и группирует учетную информацию, которая находится в первичных документах.
Третий этап характеризуется составлением установленных форм финансовой отчетности, основой для которых послужили учетные данные.
Четвертый этап использует учетную и отчетную информацию для анализа финансовой и хозяйственной деятельности.
Также важным элементов в бухгалтерской деятельности на любом предприятии выступает учетная политика, которая является одним из закрепленных нормативных документов в организации [23].
Учетная политика в широком смысле – это средство реализации учетных целей путем выбора адекватных им моделей бухгалтерского отражения. Несмотря на широкий круг интересов, выражаемых учетной политикой, ее формирование возможно лишь государством, определяющим общие принципы и правила учета, и экономическим субъектом, выбирающим между законодательно допустимыми альтернативными вариантами. Степень свободы организации в формировании учетной политики законодательно ограничена государственной регламентацией бухгалтерского учета, представленной перечнем методик и учетных процедур, среди которых допустимы альтернативные варианты. Она определяется возможностью выбора конкретных способов оценки, калькуляции, состава бухгалтерских счетов и т.п.
В Российской Федерации у организации существует возможность выбора способов учета, что законодательно закреплено в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации ».
Согласно Положению учетная политика — это совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной жизни [4].
В ООО «БАЛТ ГРУПП» применяется предметный вариант организации бухгалтерского учета, который предусматривает организацию бухгалтерской службы в соответствии с названием отделов: расчетный (оплаты труда); материальный, производственный финансовый, расчетов и сбыта; общий и т.д.