Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
1.1. Организация бухгалтерского учета: понятие, сущность, правовое регулирование и основные принципы
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА НА ПРИМЕРЕ ООО «БАЛТ ГРУПП»
2.1. Организационная структура бухгалтерской службы «БАЛТ ГРУПП»
2.3. Характеристика и анализ учетной политики для целей бухгалтерского учета в ООО «БАЛТ ГРУПП»
Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ на законодательном уровне имеет четкую структуру и иерархию. Во главе всего стоит, правда, не кодекс, как во многих других сферах, а Федеральный закон от 06.12.2011 № 402 «О бухгалтерском учете». В соответствии с его требованиями, должны действовать абсолютно все хозяйствующие субъекты в России. Но на его основе разработано также большое количество подзаконных актов, которые также должны применять все организации при ведении бухучета [1].
Если образно представить, какими документами регламентируется бухгалтерский учет в России, получится своеобразная пирамида из пяти уровней, во главе которой находится Федеральный закон от 06.12.2011 № 402. Рассмотрим, как это наглядно выглядит на схеме, а потом рассмотрим каждый из уровней в отдельности (Рисунок 3).
Рис. 3. Иерархия бухгалтерских нормативно-правовых актов России
На рисунке 3 видно, что все нормативные документы по бухгалтерскому учету поместились в одну пятиуровневую систему. На каждом из уровней достигается отдельная цель.
В частности, федеральный закон регламентирует только общие нормы и требования, а Положение по ведению бухучета и отчетности в РФ, утвержденное Приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н, которое находится ниже по важности, регулирует частности [4]. Именно в нем руководители и бухгалтеры могут найти ответы о практическом применении требований ФЗ № 402 и других нормативно-правовых актов. С этими двумя документами все более-менее понятно, но дальше идут базовые документы, с которыми бухгалтерам приходится иметь дело практически ежедневно:
- план счетов;
- положение о документообороте.
Для того чтобы лучше понять, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, рассмотрим нижние уровни подробнее.
План счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению утверждены Приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н [5].
Этот документ содержит перечень используемых бухгалтерских проводок, а также их расшифровку. Этот план предназначен для коммерческих организаций, бюджетные применяют свой план счетов, для банков также действует отдельный НПА.
При оформлении документов бухгалтеры должны учитывать требования Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного еще Приказом Минфина СССР от 29.07.1983 № 105 [6].
Методички и внутренние нормативные акты. Рассмотрение вопроса, какими нормативными документами регламентируется ведение бухучета, будет неполным без упоминания о методических указаниях и рекомендациях, которые регулярно выпускает Минфин. В их числе отдельную нишу занимают Письма Минфина, в которых чиновники отвечают на вопросы и высказывают позицию по различным ситуациям, прямо не урегулированным законодательством. Хотя такие Письма Минфина и не являются НПА (п. 2 Правил, утвержденных По), они реально помогают бухгалтерам в разрешении спорных ситуаций и иногда даже помогают отстоять свою позицию перед контролирующими органами.
В самом низу пирамиды НПА находятся внутренние документы организации:
- учетная политика;
- инструкции;
- приказы.
Все они должны быть составлены с соблюдением требований «вышестоящих» ФЗ и НПА. Их целью является определение порядка ведения бухгалтерского учета в конкретной организации. Ведь действующее законодательство предполагает вариативность в этом вопросе.
Таким образом, бухгалтерский учет – это не только дело каждой конкретной организации, но и государственное. Именно поэтому существует многоуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ, представленная множеством нормативно-правовых актов.
1.2. Особенности организации бухгалтерского учета на предприятии и учетная политика как составная его часть
Бухгалтерский учет обязаны вести все компании. Предприниматели же получили освобождение от учета, если они ведут учет доходов, расходов и иных объектов налогообложения либо физических показателей в соответствии с российским налоговым законодательством.
В работе предприятия для бухучета в основном используются:
- Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ;
- план счетов;
- внутренние документы компании.
Компания самостоятельно разрабатывает методику учета на основе законодательства, положений и федеральных стандартов. Прежде чем выбрать способ учета, определяется, отвечает ли он критериям допущения и требованиям [3].
Критерии допущения в организации бухучета:
- имущественная обособленность;
- непрерывность деятельности;
- последовательность применения учетной политики;
- временная определенность фактов хозяйственной деятельности.
Далее рассмотрим основные требования к бухучету при его организации на предприятии:
- полнота;
- своевременность;
- осмотрительность;
- приоритет содержания над формой;
- непротиворечивость;
- рациональность.
Ответственными за организацию бухгалтерского учета является руководитель. Главный бухгалтер же отвечает за ведение бухучета. Помимо главбуха это может быть сам директор или сотрудник по договору. Рассмотрим в таблице 1, основных пользователей бухгалтерского учета.
Таблица 1 - Основные пользователи бухгалтерского учета
ВНУТРЕННИЕ |
ВНЕШНИЕ |
|
Руководители |
|
Инвесторы |
Сама процедура бухучета предполагает отражение фактов хозяйственной деятельности компании на счетах путем двойной записи. Для этого используется план счетов, который утвердило Министерство финансов РФ приказом от 31 октября 2000 г. № 94н [5].
Контроль за деньгами компании – основная цель учета для учредителей. Все денежные средства компании аккумулируют в кассе организации и на ее счетах. При этом для совершения тех или иных операций компании оформляют первичные документы. Их бланки утвердил Госкомстат России постановлением от 18 августа 1998 г. № 88 [2].
Все наличные деньги в кассе необходимо учитывать на счете 50 «Касса». К нему можно открыть и субсчета, к примеру:
- 50-1 «Касса организаций»;
- 50-2 «Операционная касса»;
- 50-3 «Денежные документы» и др.
Поступления отражаются по дебету, а по кредиту – суммы выданных денег.
Рассмотрим основные бухгалтерские записи по счету 50 «Касса», которые наиболее часто встречаются на предприятиях в таблице 2.
Операции по расчетному счету компании отражают на счетах 51 «Расчетный счет» и 52 «Валютный счет». Так по дебету вносятся поступления, а по кредиту - списание денег.
Таблица 2 - Основные бухгалтерские записи по счету 50 «Касса» [11, c. 53]
№ |
Операция |
Дебет |
Кредит |
1 |
Поступления в кассу |
||
с расчетного счета |
50 |
51 |
|
с валютного счета |
50 |
52 |
|
от учредителей в качестве вклада в уставный капитал |
50 |
75 |
|
от разных дебиторов |
50 |
76 |
|
в счет погашения долга |
50 |
76 |
|
в счет доходов будущих периодов |
50 |
98 |
|
2 |
Оприходование материалов с оплатой наличными из кассы |
10 |
50 |
3 |
Сдача денег с кассы и зачисление их на валютный счет |
52 |
50 |
4 |
Сдача денег инкассаторам |
57 |
50 |
5 |
Оплата наличными |
||
поставщикам за товары |
60 |
50 |
|
разным кредиторам |
76 |
50 |
|
расходов торговых операций |
44 |
50 |
Учетная политика организации – это краткое содержание правил, которыми компании обязаны руководствоваться при ведении учета в тех случаях, когда есть возможность выбора из нескольких вариантов.
Другими словами, учетная политика – это основной документ, который регламентирует порядок бухгалтерского и налогового учета.
Учетная политика предприятия бывает двух видов — налоговая и бухгалтерская. Все организации ведут бухучет, а значит, обязаны иметь налоговую и бухгалтерскую учетную политику. Режим налогообложения, который применяет компания, значения не имеет.
Учетная политика организации разрабатывается ежегодно, если она составляется на конкретный год. В иных случаях ее можно применять последовательно из года в год. При условии, что в учете ничего не меняется, и нет изменений в законодательстве.
Учётная политика организации утверждается приказом руководителя, датированным не позднее 31 декабря.
В обязательном порядке учетная политика утверждает:
- рабочий план счетов на основании Приказа № 94н;
- формы применяемых первичных документов и регистров, если они отличаются от унифицированных;
- график документооборота;
- периодичность проведения инвентаризации;
- методы оценки обязательств и активов;
- порядок контроля за ведением бухучета;
- другие необходимые решения [3].
Учетная политика организации должна обеспечивать:
- полноту отражения в бухучете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);
- своевременность отражения фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
- отражение в бухучете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
- тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости), рациональное ведение бухучета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).
При формировании учетной плотики организация должна раскрывать способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. Существенными признаются способы ведения бухучета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации. К таким способам относятся способы амортизации основных средств, нематериальных активов и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, работ, услуг и другие способы.
Рассмотрим способы учета для учетной политики предприятия в таблице 3
Таблица 3 - Способы учета для учетной политики предприятия
Что утверждают в учетной политике |
Какие способы учета нужно прописать |
В каком документе смотреть* |
Способы оценки активов и обязательств |
Оценка фактов хозяйственной деятельности |
ПБУ 19/02, ПБУ 9/99, ПБУ 10/99 |
Погашение стоимости активов |
ПБУ 5/01, ПБУ 6/01, ПБУ 14/2007 ПБУ 17/02 |
|
Рабочий план счетов |
Применение счетов бухгалтерского учета |
Типовой план счетов, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (п. 9 Положения, утв. приказом Минфина от 29.07.98 № 34н) |
Критерии, по которым активы и обязательства нужно группировать |
Группировка фактов хозяйственной деятельности |
Инструкция по применению плана счетов, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н |
Формы регистров бухучета |
Способ организации регистров |
Компания самостоятельно определяет формы певички, регистров, внутренней отчетности (п. 3 ст. 9, п. 5 ст. 10 закона № 402-ФЗ). Обязательно применять унифицированные формы, если это установлено нормативными актами. В частности, обязательны к примирению кассовые документы |
Формы певички |
Способ документооборота |
|
Формы для внутренней отчетности |
||
Правила документооборота |
Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утв. приказом Минфина СССР от 29.07.83 № 105 |
|
Технология обработки учетной информации |
Способ обработки информации |
Таким образом, совокупность способов ведения бухгалтерского учета – это, прежде всего, достоверное отражение данных по всему предприятию в целом. Применение выбранных методов используется со следующего после года принятия периода. Изменения допускаются при изменениях законодательства; работе по новым видам деятельности; разработке других способов бухучета. Все дополнения следует утвердить в отдельном приказе (приложении) к основной учетной политике.