Файл: Организация бухгалтерского учета на предприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ на законодательном уровне имеет четкую структуру и иерархию. Во главе всего стоит, правда, не кодекс, как во многих других сферах, а Федеральный закон от 06.12.2011 № 402 «О бухгалтерском учете». В соответствии с его требованиями, должны действовать абсолютно все хозяйствующие субъекты в России. Но на его основе разработано также большое количество подзаконных актов, которые также должны применять все организации при ведении бухучета [1].

Если образно представить, какими документами регламентируется бухгалтерский учет в России, получится своеобразная пирамида из пяти уровней, во главе которой находится Федеральный закон от 06.12.2011 № 402. Рассмотрим, как это наглядно выглядит на схеме, а потом рассмотрим каждый из уровней в отдельности (Рисунок 3).

Рис. 3. Иерархия бухгалтерских нормативно-правовых актов России

На рисунке 3 видно, что все нормативные документы по бухгалтерскому учету поместились в одну пятиуровневую систему. На каждом из уровней достигается отдельная цель.

В частности, федеральный закон регламентирует только общие нормы и требования, а Положение по ведению бухучета и отчетности в РФ, утвержденное Приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н, которое находится ниже по важности, регулирует частности [4]. Именно в нем руководители и бухгалтеры могут найти ответы о практическом применении требований ФЗ № 402 и других нормативно-правовых актов. С этими двумя документами все более-менее понятно, но дальше идут базовые документы, с которыми бухгалтерам приходится иметь дело практически ежедневно:

  • план счетов;
  • положение о документообороте.

Для того чтобы лучше понять, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, рассмотрим нижние уровни подробнее.

План счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению утверждены Приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н [5].

Этот документ содержит перечень используемых бухгалтерских проводок, а также их расшифровку. Этот план предназначен для коммерческих организаций, бюджетные применяют свой план счетов, для банков также действует отдельный НПА.

При оформлении документов бухгалтеры должны учитывать требования По­ло­же­ния о до­ку­мен­тах и до­ку­мен­то­обо­ро­те в бух­гал­тер­ском учете, утвержденного еще Приказом Минфина СССР от 29.07.1983 № 105 [6].

Методички и внутренние нормативные акты. Рассмотрение вопроса, какими нормативными документами регламентируется ведение бухучета, будет неполным без упоминания о ме­то­ди­че­ских ука­за­ниях и ре­ко­мен­да­циях, которые регулярно выпускает Минфин. В их числе отдельную нишу занимают Письма Минфина, в которых чиновники отвечают на вопросы и высказывают позицию по различным ситуациям, прямо не урегулированным законодательством. Хотя такие Пись­ма Мин­фи­на и не яв­ля­ют­ся НПА (п. 2 Пра­вил, утвержденных По­), они реально помогают бухгалтерам в разрешении спорных ситуаций и иногда даже помогают отстоять свою позицию перед контролирующими органами.


В самом низу пирамиды НПА находятся внутренние документы организации:

  • учетная политика;
  • инструкции;
  • приказы.

Все они должны быть составлены с соблюдением требований «вышестоящих» ФЗ и НПА. Их целью является определение по­ря­дка ве­де­ния бух­гал­тер­ско­го учета в конкретной организации. Ведь действующее законодательство предполагает вариативность в этом вопросе.

Таким образом, бухгалтерский учет – это не только дело каждой конкретной организации, но и государственное. Именно поэтому существует многоуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ, представленная множеством нормативно-правовых актов.

1.2. Особенности организации бухгалтерского учета на предприятии и учетная политика как составная его часть

Бухгалтерский учет обязаны вести все компании. Предприниматели же получили освобождение от учета, если они ведут учет доходов, расходов и иных объектов налогообложения либо физических показателей в соответствии с российским налоговым законодательством.

В работе предприятия для бухучета в основном используются:

  • Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ;
  • план счетов;
  • внутренние документы компании.

Компания самостоятельно разрабатывает методику учета на основе законодательства, положений и федеральных стандартов. Прежде чем выбрать способ учета, определяется, отвечает ли он  критериям допущения и требованиям [3].

Критерии допущения в организации бухучета:

  • имущественная обособленность;
  • непрерывность деятельности;
  • последовательность применения учетной политики;
  • временная определенность фактов хозяйственной деятельности.

Далее рассмотрим основные требования к бухучету при его организации на предприятии:

  • полнота;
  • своевременность;
  • осмотрительность;
  • приоритет содержания над формой;
  • непротиворечивость;
  • рациональность.

Ответственными за организацию бухгалтерского учета является руководитель. Главный бухгалтер же отвечает за ведение бухучета. Помимо главбуха это может быть сам директор или сотрудник по договору. Рассмотрим в таблице 1, основных пользователей бухгалтерского учета.


Таблица 1 - Основные пользователи бухгалтерского учета

ВНУТРЕННИЕ

ВНЕШНИЕ

Руководители
Работники
Учредители
Участники
Собственники Имущества и др.


 

Инвесторы
Кредиторы
Поставщики
Покупатели
Налоговые
Ростат и прочие

Сама процедура бухучета предполагает отражение фактов хозяйственной деятельности компании на счетах путем двойной записи. Для этого используется план счетов, который утвердило Министерство финансов РФ приказом от 31 октября 2000 г. № 94н [5].

Контроль за деньгами компании – основная цель учета для учредителей. Все денежные средства компании аккумулируют в кассе организации и на ее счетах. При этом для совершения тех или иных операций компании оформляют первичные документы. Их бланки утвердил Госкомстат России постановлением от 18 августа 1998 г. № 88 [2].

Все наличные деньги в кассе необходимо учитывать на счете 50 «Касса». К нему можно открыть и субсчета, к примеру:

  • 50-1 «Касса организаций»;
  • 50-2 «Операционная касса»;
  • 50-3 «Денежные документы» и др.

Поступления отражаются по дебету, а по кредиту – суммы выданных денег.

Рассмотрим основные бухгалтерские записи по счету 50 «Касса», которые наиболее часто встречаются на предприятиях в таблице 2.

Операции по расчетному счету компании отражают на счетах 51 «Расчетный счет» и 52 «Валютный счет». Так по дебету вносятся поступления, а по кредиту  - списание денег.

Таблица 2 - Основные бухгалтерские записи по счету 50 «Касса» [11, c. 53]

Операция

Дебет

Кредит

1

Поступления в кассу

с расчетного счета

50

51

с валютного счета

50

52

от учредителей в качестве вклада в уставный капитал

50

75

от разных дебиторов

50

76

в счет погашения долга

50

76

в счет доходов будущих периодов

50

98

2

Оприходование материалов с оплатой наличными из кассы

10

50

3

Сдача денег с кассы и зачисление их на валютный счет

52

50

4

Сдача денег инкассаторам

57

50

5

Оплата наличными

поставщикам за товары

60

50

разным кредиторам

76

50

расходов торговых операций

44

50


Учетная политика организации – это краткое содержание правил, которыми компании обязаны руководствоваться при ведении учета в тех случаях, когда есть возможность выбора из нескольких вариантов.

Другими словами, учетная политика – это основной документ, который регламентирует порядок бухгалтерского и налогового учета.

Учетная политика предприятия бывает двух видов — налоговая и бухгалтерская. Все организации ведут бухучет, а значит, обязаны иметь налоговую и бухгалтерскую учетную политику. Режим налогообложения, который применяет компания, значения не имеет.

Учетная политика организации разрабатывается ежегодно, если она составляется на конкретный год. В иных случаях ее можно применять последовательно из года в год. При условии, что в учете ничего не меняется, и нет изменений в законодательстве.

Учётная политика организации утверждается приказом руководителя, датированным не позднее 31 декабря.

В обязательном порядке учетная политика утверждает:

  • рабочий план счетов на основании Приказа № 94н;
  • формы применяемых первичных документов и регистров, если они отличаются от унифицированных;
  • график документооборота;
  • периодичность проведения инвентаризации;
  • методы оценки обязательств и активов;
  • порядок контроля за ведением бухучета;
  • другие необходимые решения [3].

Учетная политика организации должна обеспечивать: 

  • полноту отражения в бухучете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты); 
  • своевременность отражения фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности); 
  • отражение в бухучете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой); 
  • тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости), рациональное ведение бухучета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности). 

При формировании учетной плотики организация должна раскрывать способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. Существенными признаются способы ведения бухучета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации. К таким способам относятся способы амортизации основных средств, нематериальных активов и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, работ, услуг и другие способы.


Рассмотрим способы учета для учетной политики предприятия в таблице 3

Таблица 3 - Способы учета для учетной политики предприятия

Что утверждают в учетной политике

Какие способы учета нужно прописать

В каком документе смотреть*

Способы оценки активов и обязательств

Оценка фактов хозяйственной деятельности

ПБУ 19/02,

ПБУ 9/99,

ПБУ 10/99

Погашение стоимости активов

ПБУ 5/01,

ПБУ 6/01,

ПБУ 14/2007

ПБУ 17/02

Рабочий план счетов

Применение счетов бухгалтерского учета

Типовой план счетов,

утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (п. 9 Положения, утв. приказом Минфина от 29.07.98 № 34н)

Критерии, по которым активы и обязательства нужно группировать

Группировка фактов хозяйственной деятельности

Инструкция по применению плана счетов, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н

Формы регистров бухучета

Способ организации регистров

Компания самостоятельно определяет формы певички, регистров, внутренней отчетности (п. 3 ст. 9, п. 5 ст. 10 закона № 402-ФЗ). Обязательно применять унифицированные формы, если это установлено нормативными актами. В частности, обязательны к примирению кассовые документы

Формы певички

Способ документооборота

Формы для внутренней отчетности

Правила документооборота

Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утв. приказом Минфина СССР от 29.07.83 № 105

Технология обработки учетной информации

Способ обработки информации

Таким образом, совокупность способов ведения бухгалтерского учета – это, прежде всего, достоверное отражение данных по всему предприятию в целом. Применение выбранных методов используется со следующего после года принятия периода. Изменения допускаются при изменениях законодательства; работе по новым видам деятельности; разработке других способов бухучета. Все дополнения следует утвердить в отдельном приказе (приложении) к основной учетной политике.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА НА ПРИМЕРЕ ООО «БАЛТ ГРУПП»