Файл: Американская модель менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение.

В первую очередь я хочу рассказать чем важна именно эта темя для меня. Поскольку я вырос в семье предпринимателей, с самого детства во мне воспитывался “дух капиталиста”, когда родители говорили о важности достижения успеха, своих целей, что если придется то стоит идти по головам несмотря ни на что, идя к своей мечте. Мама и папа читали американские книжки про бизнес, мотивацию, также книги по воспитанию детей - в основном это зарубежные авторы и психологи. Можно сказать модель американского менеджмента я получил с молоком матери. Когда я рос, я смотрел американские фильмы, я воспитывался на идеях капитализма и этой модели менеджмента, он мне близок и родственен, что говоря о Японской модели - буду честен, узнал о ней только на курсах Синергии.

Важность модели Американского менеджмента в России нельзя умолчать, поскольку после распада СССР главным примером устройства капиталистического общества было США, именно с тех пор компании работают по этому принципу. Внедрения противоположной модели - идет пока незаметно для общества. За время своего существования Американская модель показала наибольшие успехи и сейчас, почти любой успешный бренд или изобретение создано в компаниях именно с такой моделью. Сейчас это приносит максимальные плоды, сейчас необходимо продолжать изучать и улучшать именно эту систему, чтобы выдавать более высокие результаты.

Структура:

  1. Факторы оказавшие влияние
  2. Создатели
  3. Формирование корпорации
  4. Как происходит управление
  5. Особенности
  6. Способы мотивации рабочих к управлению
  7. Сравнение американской и японской модели менеджмента
  8. Состояние менеджмента сейчас

1.Факторы, оказавшие влияние на формирование американской модели менеджмента.

Управление как наука, научная дисциплина возникла в США в начале XX века. Все это произошло по ряду факторов, таких как, желание граждан улучшить свои условия жизни, возможность получения образования, заинтересованность компаний в своем развитии, а также отсутствие страны в делах бизнеса и возможность ему развиваться самостоятельно. Страна была свободна от консерваторских мыслей и идей еще со старого света, а создaние монополий приводило к усложнению управления ими. В этих условиях возникновение научного менеджментa стало ответом на развитие бизнеса. Основателем научного менеджмента по праву считается Фредерик Уинслоу Тейлор [1] (20.03.1856 - 21.03.1915).


Другие - это люди желающие облагородить условия труда людей, работающих на предприятиях, они были консервативно настроены и продвигали идеи по созданию всяческих льгот для рабочих.

Aмериканский менеджмент формировался в конце 19 – начале 20 вв., когда зарождались условия, которые представляли собой большие иерархические структуры, где начиналось разделение управленческого и разделительного труда, введение неких стандартов, установление должности наемного менеджера и распределение ответственностей, обязанностей

В 19 веке в США усиливaется роль aдминистрации, как в частном, так и в государственном секторе, собственность теряет индивидуальность (акционерные общества и пр.) и становится корпоративной, создаются механизмы поддержания иерархической структуры, которая исключает конкуренцию, выборы и оценку работников по деловым качествам.

в америке происходит увеличение бюрократического аппарата, так же важность титула или “чина”, бюрократизм создан ради улучшения организации труда и эффективности предприятия, в четкой структуре, в выполнении всех задач, в чем так нуждались большие предприятия.

В свою же очередь индустриальная революция 17 - 18 веков оказала колоссальное влияние на теорию и практику управления, нежели все предыдущие революции. По мере перехода от мануфактурного производства и переходило в более зрелый этап, это система акционерного капитала, позволяющая владельцам капитала отходить от бизнеса. Учредитель бизнеса был заменен сотнями акционеров

Появилась новая, диверсифицированная (распыленная) форма собственности. Вместо единого собственника стало множество акционеров, т.е. совместных (и долевых) владельцев одного капитала. Вместо единственного руководителя-собственника появились несколько наемных менеджеров, рекрутировавшихся из всех, а не только привилегированных классов.

При этом под администрированием понималась формулировка общих целей и политики компании, а менеджмент в первоначальном и узком техническом смысле понимался как контроль за их реализацией. Каждый производственный процесс выделяется в самостоятельную функцию и сферу деятельности менеджментa. Число функций возрастает, обостряется проблема их координации и соединения на новой основе. Чтобы их объединить, за каждой функцией закрепляется штат специалистов (отдел, подразделение), а общие координационные функции отдаются менеджменту.

Здесь важно отметить следующую закономерность. Вначале собственник и менеджер представлены в одном лице. Затем управление отделяется от капитала и производства. Вместо одного капиталиста-менеджера возникают два сообщества: акционеров и наемных руководителей.


Следующий этап развития: менеджеров много и каждый следит за конкретной функцией. После этого единый менеджер-специалист вновь дробится, и вместо него появляется сообщество специалистов. Теперь менеджер координирует работу специалистов, используя для этого специальные инструменты координирования, в частности, систему принятия решений, цели политики компании и др.

Именно с учетом этих особенностей американской экономики и формируется американская модель менеджмента.

Вывод:

Во время появление менеджмента и различных управленческих решений, обстоятельства в них нуждались, а появление можно охарактеризовать как процесс эволюции, только в экономике

2. Создатели американского менеджмента.

Основоположником науки управления по праву считается американский инженер и исследователь Ф. Тейлор (1856 – 1915). Предложенная им система организации труда и управленческих отношений вызвала «организационную революцию» в сфере производства и управления им.

Впервые свои взгляды он изложил в статье «Система кусочных расценок (1895). Затем они были расширены в книге «Цеховое управление» (1903) и получили развитие в «Основах научного менеджмента» (1911).

Основы системы Ф. Тейлора [1] :

- Умение анализировать работу, изучать последовательность ее выполнения;

- Подбор рабочих (работников) для выполнения данного вида;

- Обучение и тренировка рабочих;

- Сотрудничество администрации и рабочих.

Важная характеристика системы – ее практическая реализация с помощью определенных средств, или «техника системы». Применительно к разработкам Ф. Тейлора она включала:

- Определение и точный учет рабочего времени и решение в этой связи проблемы нормирования труда;

- Подбор функциональных мастеров – по проектированию работы; движениями; нормированию и заработной плате; ремонту оборудования; планово – распределительным работам; разрешению конфликтов и дисциплине;

- Введение инструкционных карт;

- Дифференциальная оплата труда (прогрессивная оплата)

- Калькуляция затрат на производство.

Подводя итог, скажем, что основная идея Тейлора заключалась в том, что управление должно стать системой, базируясь на конертных научных принципах, должно осуществляться специально созданными методами и мероприятиями, то есть что необходимо проектировать, нормировать, организовывать и стандартизировать не только технику производства, но и сам труд человека, а также его организацию и управление.


Практика идей Тейлора смогло доказать то что это очень верно, а так же очень важно, создав условия для значительного роста производительности труда.

Научное управление по Тейлору концентрировалось на работе, выполняемой на самом нижнем уровне организации. Тейлор и его последователи проанализировали взаимосвязь между физической сущностью работы и психологической сущностью работающих для установления рабочих дефиниций.

И как полагалось, это не решало проблемы деления организации на отделы, уровни и сферы, а также различные диапазоны контроля и поручения полномочий.

Другим представителем американской модели менеджмента, точнее ее «организационной школы» является Генри Форд (1863 – 1947), названный в свое время «автомобильным королем». Специалисты считают, что благодаря тому, что было изобретено конвейерное производство автомобилей Генри Форд совершил «революцию в цехе». Он создал систему, где первое место занимали техника и технология, в которые «вписывали» человека.

Основные идеи Генри Форда изложены в работах «Моя жизнь, мой труд» (1922), «Сегодня, завтра» (1926), «Движение вперед» (1930), «Эдисон, каким я его знал» (1930).

Основные принципы системы Г. Форда [2] :

- Массовое изготовление стандартной продукции на конвейере;

- Непрерывность и подвижность процесса производства;

- Максимальный темп работы;

- Новая технология на основе поточного производства;

- Точность как стандарт и качество продукции;

- Определяющая роль технико–технологической системы;

- Экономический эффект системы;

- Не быть зависимым от человека, его слабостей.

Первый случай использовать психологический анализ к практическим целям и поставленным задачам производства был решена профессором Гарвардского университета США Гуго Мюнстербергом. в 20—30-е годы прошлого века зародилась школа человеческих отношений и коммуникаций, в центре которой находился уже человек.

Появление доктрины “человеческих отношений” обычно связывают с именами таких американских ученых как Элтона Мэйо и Фрица Ротлисбергера, которые стали известным благодаря своим исследованиям в области социологии производственных отношений.

Основоположником этой американской школы стал Элтон Мэйо (1880 – 1949), считавший, что управление должно основываться не на интуитивных представлениях о человеке, а на фактических данных о человеческом устройстве его разума или же психологии.

Для доказательства своих идей Элтон Мэйо в 1927 – 1932 гг. проводит ставший впоследствии знаменитым Хоторнский эксперимент [3] (г. Хоторн близ Чикаго). Объектом исследования были шесть работниц, составлявших бригаду по сборке телефонных реле. Тринадцать раз в течении пяти лет проводились изменения в режимах работы, оплате, организации питания. Работницам внушали, что их труд имеет большое значение для общества, науки. Когда при двенадцатом по счету изменения в условиях труда все ранее предоставленные бригаде улучшения и льготы были упразднены, вдруг оказалось, что достигнутый уровень увеличения выработки не только не снизился, но также и продолжал возрастать. По мнению Элтона Мэйо и его коллег, одну из главных ролей сыграли уровень психологической мотивации и чувство моральной ответственности за свое дело, личные и групповые


Данная школа положила начало развитию идей о «человеке в организации», роли «человеческого фактора» в ней.

Представители этой школы разработали свой инструментарий управления, который в настоящее время широко используется на практике: человеческие отношения; условия работы; отношения «руководитель – подчиненный»; стиль руководства; мотивация труда; психологический климат в коллективе и его улучшение.

Самый важный фактор в “школе человеческих отношений” заключается в том, что руководство просто обязано иметь экспертную-профессиональную подготовку, включающая в себя наряду с другими и “человеческие” дисциплины, а именно управленческая психология, социальная психология, социологию менеджмента, деловой этикет и многие другие.

Огромное место во всех исследованиях ученых, присоединяющихся к психологии и устройства человеческих отношений , занимают проблемы мотивации людей в организации. К таким исследованиям уделили значительное внимание, такие ученые как Маслоу, Герцберг, Макклелланд, Альдерфер. А наиболее последовательно концепция мотивации описана великим представителем школы человеческой психологии и человеческих отношений, профессором школы менеджмента Мичиганского университета Дугласом Макгрегором. Он в свою очередь пред внес незаменимый вклад в создание и обогащение теории человеческих ресурсов, усилив свои исследования и внимание на проблемах и вопросах лидерства, поведения людей, стилистики руководства в организациях.

Вывод:

Самые большие вклады в развитие менеджмента вкладывали практиканты, такие как Форд, а так-же ученые и теоретики, в купе появлялась сильная модель, которая начала вести за собой всю экономику

3. Корпорация как основная форма предпринимательства.

Большое влияние на формирование теории корпорации оказала книга «Современная корпорация и частная собственность», опубликованная А. Берли и М. Минз в 1932 г. Корпорации получили статус юридического лица, а их акционеры приобрели право на часть прибыли, распределяется пропорционально количеству принадлежащих им акций. Корпорации пришли на смену небольшим предприятиям, в которых вся собственность принадлежала владельцам капитала, и они полностью контролировали деятельность рабочих.

По мнению теоретиков менеджмента, создание корпораций повлекло за собой отделение собственности от контроля над распоряжением ею, т. е. от власти. Aмериканский профессор отмечал возникновение «новой управленческой элиты, чья мощь основывается уже не на собственности, а скорее на контроле за процессом в целом». Реальная власть по управлению корпорацией перешла к ее правлению и менеджерам (специалистам в области организации и управления производством). В модели американского менеджмента и в настоящее время корпорация является основной структурной единицей.