Файл: Налоговая система РФ(ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральная налоговая служба на постоянной основе осуществляет наполнение контента размещенного на сайте ФНС России интернет-сервиса «Решения по жалобам», предоставляющего возможность просмотра в свободном доступе наиболее значимых решений, вынесенных по результатам рассмотрения ФНС России и управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации жалоб (обращений) налогоплательщиков на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц [8].

В указанном интернет-сервисе наряду с решениями, вынесенными налоговыми органами по результатам рассмотрения споров по вопросам налогообложения, размещаются решения, вынесенные по результатам рассмотрения споров, связанных с государственной регистрацией (отказами в государственной регистрации).

В 2017 году продолжилась работа по внедрению автоматизированной системы налогового администрирования АИС «Налог-3» в части перевода компонент АИС «Налог-3» в централизованную архитектуру.

Ежедневно в централизованной системе АИС «Налог-3» работает около 42 тысяч пользователей.

Консолидация информационных ресурсов на федеральном уровне позволила начать использовать принцип экстерриториальности при личном приеме налогоплательщиков.

В 2016 году завершилась доработка программного обеспечения федеральной информационной адресной системы (ФИАС) в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, принятых в развитие положений Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и с 20 сентября 2016 года обновленные внутренняя и внешняя части портала системы стали доступны для пользователей.

К важным нововведениям на модернизированном портале ФИАС можно отнести появление режимов работы со следующими запросами заявителей:

  • с заявками на предоставление выписок из государственного адресного реестра или обобщенной информации, полученной путем обработки, содержащихся в данном ресурсе сведений об адресах, - для сотрудников налоговых органов и ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России;
  • с заявлениями о присвоении или аннулировании адреса объекта адресации – для сотрудников органов местного самоуправления.

Пользователям внешнего портала ФИАС в свою очередь стала доступна возможность создать личный кабинет и с его помощью формировать вышеперечисленные запросы.


Внедрение современных технологий позволяет ФНС России развивать онлайн-услуги для налогоплательщиков и создавать комфортные условия для уплаты налогов.

Интернет-сайт ФНС России в 2016 году посетило более 123 млн. человек.

В настоящее время на официальном сайте ФНС России реализовано 49 интерактивных сервисов, которые охватывают все категории налогоплательщиков и сферы их интересов.

Расширяется не только количество пользователей, но и функционал сервисов. В настоящее время «Личный кабинет» представляет собой полноценный инструмент для бесконтактного общения с налоговым органом.

В связи с принятием Федерального закона № 347-ФЗ, который закрепил официальный статус «Личного кабинета налогоплательщика», физические лица могут использовать усиленную неквалифицированную электронную подпись.

В современных условиях одним из ключевых приоритетов для налоговых органов является создание отношений с налогоплательщиками, построенных на взаимном доверии и сотрудничестве. Конечной целью является переход к добровольному соблюдению налогоплательщиками своих налоговых обязательств без использования налоговыми органами методов принуждения и контроля [42].

В этой связи особое значение приобретает деятельность налоговых органов, направленная на работу с налогоплательщиками.

Службой создан и внедряется единый корпоративный стиль Федеральной налоговой службы, который предусматривает не только единый стандартный дизайн интерьеров инспекций, но прежде всего, оптимизацию «логистики» приема налогоплательщиков и единые протоколы общения с гражданами.

Одним из серьезных вызовов, стоящих перед налоговыми органами, является обеспечение высоких стандартов оказания услуг, включая предоставление полного набора услуг в электронном виде, позволяющего снизить временные затраты налогоплательщиков и сделать взаимодействие с налоговыми органами максимально удобным и комфортным, прежде всего, посредством Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц (далее – ЛК) [28].

В рамках работ по совершенствованию информирования налогоплательщиков ФНС России ведет активную информационноразъяснительную работу с налогоплательщиками.

ФНС России и региональными налоговыми органами реализуются специальные проекты по информированию налогоплательщиков - проводятся вебинары, круглые столы и семинары с участием налогоплательщиков.

С начала 2016 года в ФНС России внедряется система менеджмента качества. Первым этапом стало утверждение Политики ФНС России в области качества, которая устанавливает принципы и цели управления качеством деятельности Службы, сформулированные в соответствии с международными и национальными стандартами менеджмента серии ISO 9001.


Внедрение данной системы – это сложный и многогранный проект, который охватывает все направления деятельности Службы.

Принципы управления качеством, принятые в ФНС России, позволят выйти на новый уровень предоставления государственных услуг и реализации государственных функций, оптимизировать процессы и наиболее эффективным образом распределять ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей.

Уже сейчас разработаны и проходят процедуру внутреннего согласования стандарты форм налоговых документов, порядка их заполнения; качественно переработана система разработки форм налоговых документов в целях ее совершенствования и автоматизации, упорядочены сведения о формах налоговых документов.

Проводимая работа позволит сделать налоговые документы более простыми для восприятия, а порядок их заполнения -понятным и подчиненным единым правилам.

До 2018 года планируется внедрить систему управления качеством на всех уровнях деятельности ФНС России, в том числе за счет разработки механизмов повышения мотивации сотрудников в области качества и постоянного мониторинга удовлетворенности налогоплательщиков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоговая система является неотъемлемой часть функционирования любого современного государства. Она является частью всей финансовой системы и оказывает непосредственное влияние на социально-экономическую сторону развития страны.

Налоговая система России прошла несколько этапов развития и до сих пор динамично меняется в зависимости от задач, которые ставятся в приоритете на текущий и перспективный период развития общества.

В первой главе выпускной квалификационной работы теоретические основы построения налоговой системы. За основу исследования взято определение налоговой системы как целостное экономическое явление, состоящее из отдельных частей, объединенных общими задачами, целями и находящихся в определенной связи между собой.

Изучены функции и принципы построения налоговой системы. Основные функции присущие налогам: фискальная, экономическая и контрольная.

Определено, что принципы построения налоговой системы берут своё начало в 1776 г. в трудах А.Смита, эти принципы называют классическими. Современные принципы налогообложения закреплены законодательными актами Российской Федерации: Конституцией и Налоговым кодексом. Это такие принципы как: равенство и справедливость, определенность, единство налоговой системы, разделение налогов по уровням власти и др.


Также изучена эволюция налоговой системы и выделены основные её этапы развития. Выделены три основных этапа в зависимости от регулирования основных процессов налогообложения.

Во второй главе рассмотрен более подробно действующий формат функционирования налоговой системы. Систематизированы законодательные и нормативно-правовые акты, регламентирующие налоговые отношения, деятельность налоговых органов, налогоплательщиков. Основополагающим документом в сфере налогообложения является Налоговый кодекс Российской Федерации. Всего выделено четыре уровня регулирующих документов.

Установлено, что контрольным органом в сфере налогообложения является Федеральная налоговая служба России, которая находится в подчинении Министерства финансов России. На Минфин России (в части налоговой и таможенной деятельности) возложена координация и контроль деятельности находящихся в его ведении ФНС России, а также контроль за исполнением ФТС. Основная задача ФНС РФ, согласно нормативным актам – это эффективная контрольно-надзорная деятельность и высокое качество предоставляемых услуг для законного, прозрачного и комфортного ведения бизнеса, обеспечения соблюдения прав налогоплательщиков и формирования финансовой основы деятельности государства. При этом эффективное действие системы налогового контроля предполагает взаимодействие налоговых органов с государственными органами, которые участвуют в налоговых отношениях.

Управление налоговой системой осуществляется посредством проводимой налоговой политикой. Основными задачами налоговой политики на современном этапе развития России является обеспечение государства финансовыми ресурсами в достаточном объеме, создание условий для развития и регулирования хозяйства страны, сглаживание неравенства в уровнях доходов населения и повышения в целом его благосостояния.

Согласно научным исследованиям, считается, что в Российской Федерации применяется налоговая политика достаточно существенного уровня налогообложения. Однако, не все проводимые мероприятия в сфере налогообложения воспринимаются хозяйствующими субъектами оптимистично.

В настоящее время особое внимание уделяется переводу взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками на уровень электронного обмена информацией и усиление мер налогового администрирования. В связи с чем, проведен анализ динамики количества налогоплательщиков и уровня собираемости налоговых платежей в федеральный бюджет. Отметим, что в течение анализируемого периода и количество налогоплательщиков в целом по России, включая юридические лица и индивидуальных предпринимателей, и уровень собираемости налогов имеют тенденцию роста.


В качестве основных направлений развития налоговой системы выделены:

  • противодействие уклонению от уплаты налогов и страховых взносов, в том числе за счет развития аналитических инструментов выявления налоговых правонарушений, стимулирования налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов) к добровольному исполнению налоговых обязанностей (обязанностей по уплате страховых взносов) и применения в сделках цен, соответствующих рыночным,
  • создание комфортных условий для исполнения налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов) налоговых обязанностей (обязанностей по уплате страховых взносов): сокращение времени на подготовку и подачу отчетности, совершенствование электронного взаимодействия и удаленного доступа, максимальный переход на телекоммуникационные каналы связи,
  • снижение административной нагрузки и упрощение процедур, развитие открытого диалога с бизнесом и обществом

Развитие налоговой системы неразрывно связано с приоритетными направлениями развития государства в целом и юридических и физических лиц в том числе. Поэтому при построении и совершенствовании налоговой системы должны учитываться интересы всех сторон налоговых отношений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации [Текст] : Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст] : Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 14.07.2019) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст] : Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 06.06.2019) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Текст] : Федеральный закон от 05.08.2000 № 146-ФЗ (ред. от 03.07.2019) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».
  5. Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика [Текст] : Приказ ФНС России от 30.06.2015 № ММВ-717/260@ // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».
  6. Об утверждении Регламента формирования и использования раздела «Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами» официального сайта Федеральной налоговой службы [Текст] : Приказ ФНС России от 14.11.2012 № ММВ-7-3/845@ // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».
  7. Основные направления налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации Режим доступа: http://minfin.ru/common/upload/library/2016/12/main/ONNP_20172019_razmeshchenie.pdf.
  8. Разъяснения Минфином России законодательства Российской Федерации о налогах и сборах по наиболее актуальным запросам налогоплательщиков [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации Режим доступа: http://minfin.ru/ru/perfomance/tax_relations/Answers/.
  9. 101 термин налогового права [Текст] : краткое законодательное и доктринальное толкование / Н.Н. Балюк, В.В. Замулко, А.В. Красюков и др.; рук. авт. кол. Н.А. Соловьева. - Москва: Инфотропик Медиа, 2015. - 452 с.