Файл: Налоговая система РФ(ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Согласно публичной информации, размещенной на официальном сайте ФНС России nalog.ru: «Миссия ФНС России - эффективная контрольнонадзорная деятельность и высокое качество предоставляемых услуг для законного, прозрачного и комфортного ведения бизнеса, обеспечения соблюдения прав налогоплательщиков и формирования финансовой основы деятельности государства» [58].

Основные направления деятельности Федеральной налоговой службы

  • обеспечение соблюдения законодательства о налогах и сборах;
  • создание комфортных условий для исполнения налогоплательщиками налоговых обязанностей;
  • снижение административной нагрузки и упрощение процедур, развитие открытого диалога с бизнесом и обществом;
  • укрепление и совершенствование кадрового потенциала;
  • оптимизация деятельности налоговых органов с учетом эффективности затрат на ее осуществление.

Федеральная налоговая служба осуществляет, например, такие полномочия в установленной сфере деятельности, как:

1. осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства?

  • о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов, сборов и страховых взносов в соответствующий бюджет,
  • соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения,
  • полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей и т.д.
  1. выдает в установленном порядке свидетельства о регистрации организаций, совершающих операции с денатурированным этиловым спиртом, с прямогонным бензином,
  2. осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств и т.д. [33]

Отметим, что налоговые органы Росси работают в тесном сотрудничестве с фискальными структурами государств-партнеров. Цели и задачи, стоящие перед налоговыми органами стран - участников СНГ, а также проблемы, возникающие в работе, во многом схожи. Поэтому для создания современной налоговой системы, отвечающей потребностям национальных экономик и позволяющей обеспечивать стабильную динамику наполнения бюджета, им необходимо сотрудничество и взаимный информационный обмен по налоговым вопросам.


Повышение эффективности работы в условиях выхода мировой экономики из кризиса - важнейшая задача налоговых органов. Одним из основных направлений повышения эффективности является модернизация налоговой службы. Этот путь избрали многие государства.

ФНС России применяет в своих прогнозно-аналитических расчетах современные формы и методы обработки данных налоговой статистики. Обмен опытом в этой сфере был бы взаимно выгодным и полезным.

Налоговые органы осуществляют тесное сотрудничество с государственными структурами и учреждениями, кредитными организациями.

2.2. Основные направления развития налоговой системы России

В 2016-2018 гг. в отношении предпринимателей можно наблюдать двоякую налоговую политику. С одной стороны, декларируется «мораторий» на повышение налогов, принимаются антикризисные меры по поддержке предпринимателей.

С другой стороны, предприниматели сталкиваются с повышением ставок налогов в связи с повышением размера уплачиваемых страховых взносов, которые зависят от минимального размера оплаты труда, а также с повышением имущественных налогов, которые зависят от кадастровой стоимости.

Сами налоговые режимы, в частности специальные налоговые режимы, не имеют внутренней гармонизации, поскольку предусматривают различный порядок признания расходов по страховым взносам, что вызывает проблемы у предпринимателей в части ведения раздельного учета.

Помимо внутренней гармонизации налогов, существует и внешняя проблема гармонизации политики в сфере налогообложения. Так, на данную проблему указывают Ж.Г. Голодова, Ю.С. Ранчинская: «В законодательстве Таможенного союза детально не прописано, какие работы и услуги относить к работам и услугам, непосредственно связанным с движимым и недвижимым имуществом. Но в российском и казахстанском законодательстве достаточно полно определен порядок отнесения работ и услуг к работам и услугам, непосредственно связанным с движимым и недвижимым имуществом. Поэтому необходимо привести в соответствие национальные налоговые акты с международными и раскрыть в документах ТС и законодательстве Беларуси перечень таких работ и услуг». Э.Р. Каримова, М.С. Жверанцева, М.В. Голубниченко также подчеркивают, что «в целях устранения эффекта дискриминации в отношении налогообложения операций, осуществляемых хозяйствующими субъектами в рамках территории ЕврАзЭС, необходимо провести унификацию порядка исчисления и взимания налога на добавленную стоимость». Такая внешняя гармонизация затрагивает прежде всего интересы предпринимателей, осуществляющих экспортно-импортные операции [18].


В научных кругах существуют предположения как в поддержку гармонизации налогов, так и против нее. Выступающие против налоговой гармонизации Р. Камбур и М. Кин утверждают, что эффективное выравнивание налоговых систем невозможно в случае сильного различия размеров стран. Кроме того, согласно их точке зрения, гармонизация налогообложения наносит существенный вред фискальному суверенитету страны [27].

Вместе с тем, и внутренняя гармонизация налоговой политики, и внешняя позволят снизить предпринимательские риски в части применения того или иного режима налогообложения, унифицировать налоговую политику.

В целом наблюдается существование значительных проблем развития российской налоговой системы в направлении гармонизации интересов государства и предпринимателей.

С целью всесторонней оценки действий ФНС и стратегии развития как налоговой, так и связанных с ней государственных систем при ФНС России созданы координационные и совещательные органы:

  • Коллегия ФНС России,
  • Комиссия ФНС России

Основные положения, регламентирующие работу коллегии Федеральной налоговой службы, предусмотрены Регламентом Федеральной налоговой службы, утвержденным приказом ФНС России от 17.02.2014 № ММВ-7-7/53@.

Коллегия образуется и осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренном Регламентом Федеральной налоговой службы.

Коллегия является постоянно действующим совещательным органом при руководителе, образуется и возглавляется Руководителем. Состав коллегии и порядок участия членов Коллегии в ее заседаниях определяются руководителем и утверждаются приказом. В состав коллегии могут входить представители иных федеральных органов исполнительной власти и организаций по согласованию с руководителями этих органов и организаций. Все принятые на заседании коллегии решения оформляются протоколом.

Комиссия ФНС России по реализации Концепции административной реформы в Российской Федерации создана приказом ФНС России от 16.11.2009 № ММ-7-1/553@. В состав Комиссии входят не только сотрудники ФНС России, но и представители Минфина России.

Комиссия на своих заседаниях рассматривает выполнение в ФНС России мероприятий по реализации Концепции административной реформы, проблемные вопросы по разработке проектов административных регламентов исполнения ФНС России государственных функций (оказания государственных услуг), устанавливает сроки исполнения соответствующих мероприятий, осуществляет анализ исполнения принятых Комиссией решений [58].


Ежегодно ФНС публикует отчет о проделанной работе и показателях эффективности налоговой системы на основе которых определяются направления работы на перспективный период. Так, по итогам 2016 г. ряд ключевых показателей остаются в зоне отрицательного значения, однако в отличие от 2015 года их значения характеризуются повышательной динамикой.

По итогам 2016 года промышленное производство демонстрирует рост. В легкой, химической промышленности и производстве машин и оборудования отмечается высокие результаты среди отраслей обрабатывающих производств.

Падение экспорта было сильнее падения импорта за рассматриваемый период. Темп роста реальной заработной платы вышел в положительную зону, в то время как реальные располагаемые денежные доходы населения продолжают сокращаться. Низкий потребительский спрос закономерно отражается на уровне потребительских цен. Инфляция замедляется. Отчасти на это повлияли рост предложения и импортозамещение выпавшего импорта более дешевой отечественной продукцией [56].

В целом по 2016 году показатели, характеризующие потребительский спрос, не продемонстрировали заметных положительных изменений.

Оборот розничной торговли продолжает демонстрировать отрицательную динамику. По итогам 2016 года он составил 28,1 трлн. рублей и снизился на 5,2% относительно 2015 года (снижение на 10,0%).

Замедление темпов снижения экспорта товаров в условиях наметившегося восстановления мировых сырьевых цен при стабилизации импорта товаров обусловили уменьшение положительного внешнеторгового сальдо.

Ухудшение условий торговли определялось повышенной волатильностью цен на мировых рынках сырьевых товаров.

Федеральной налоговой службой комплексно изменен подход к сопровождению процедур банкротства. Процедуры банкротства инициируются только при наличии вероятности поступления денежных средств в бюджет. Число поданных уполномоченным органом заявлений о признании должника банкротом за 2016 год снизилось в 2,4 раза, при этом после принятия решения о подаче заявления о признании должника банкротом добровольно погашено 25,3 млрд. рублей, что в 3,1 раза больше, чем за 2015 год.

Точечная проектная работа с крупнейшими и проблемными должниками начинается со стадии планирования выездных налоговых проверок, возникновения рисков неплатежеспособности в случае неуплаты налогов в установленный срок, и обеспечивает определение тех источников дальнейшего погашения задолженности, которые дадут наибольший результат применительно к конкретному делу.


Концепция сопровождения процедур банкротства направлена на взыскание имеющейся задолженности и обеспечение поступлений текущих платежей в бюджет.

Усилена роль механизма согласительных процедур, направленных на погашение накопленной налоговой задолженности в рассрочку, сохранение бизнеса и рабочих мест. Так, в 2016 году увеличилось количество заключенных мировых соглашений с налогоплательщиками. Увеличился в 5 раз размер задолженности, в отношении которой заключены мировые соглашения, а поступления в бюджет в рамках заключенных мировых соглашений возросли более чем в 4 раза и составили 1,2 млрд. рублей.

На перспективный ФНС России период планируется повышение эффективности проверок возмещения НДС за счет применения системы АСК «НДС». За время использования АСК «НДС» в работе по контролю за возмещением НДС в 8 раз снизилось количество случаев заявления возмещения высокорисковыми организациями (с 791 в III квартале 2013 года до 101 во IV квартале 2016 года).

В целях контроля движения товара и формирования «цепочки» контрагентов в программном комплексе «АСК НДС-2» реализован инструментарий для выявления и пресечения схем уклонения от налогообложения. Данный инструментарий уже позволили выявить 31,1 тысячи деклараций с нарушениями, что составляет 2,1% от общего количества актуальных деклараций по НДС за IV квартал 2016 года. Введение новых систем контроля отразилось и на динамике поступлений НДС.

Наблюдаются положительные тенденции в контрольной работе налоговых органов, связанной с администрированием НДС.

Суммы взысканных платежей из сумм дополнительно начисленных платежей по результатам камеральных проверок деклараций по НДС в 2016 году выросли по сравнению с 2015 годом на 12,7% (или на 1,9 млрд. рублей) и составили 16,7 млрд. рублей.

Кроме того, следует отметить дальнейшее развитие института досудебного урегулирования споров. Так, Федеральным законом от 01.05.2016 № 130-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» в Налоговый кодекс Российской Федерации внесены изменения, вступившие в силу с июня 2016 года и расширяющие права налогоплательщиков при рассмотрении налоговых споров (для налогоплательщиков предусмотрена возможность участвовать в рассмотрении жалобы по решениям, вынесенным по результатам налоговых проверок, в случае установления вышестоящим налоговым органом противоречий и расхождений между сведениями, содержащимися в материалах жалобы, и представленных налогоплательщиком).