Файл: Налоговая система РФ(ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 166
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Сущность и понятие налоговой системы
1.2 Принципы построения налоговой системы
1.3. Основные этапы эволюции налоговой системы России
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
2.1 Структура и функции налоговых органов
2.2. Основные направления развития налоговой системы России
1.2 Принципы построения налоговой системы
Изучая принципы построения налоговой системы, изначально необходимо определиться с самим понятием «принцип». Принципы характеризуются «устойчивостью и неизменностью в течение длительного времени в сравнении с нормами права, которые, в свою очередь, динамичны и соответствуют определенному историческому периоду» [1].
Под принципами налогообложения принято понимать основные положения системы налогообложения. В основе современной мировой налоговой системы находятся принципы налогообложения, разработанные А. Смитом. При формировании современной налоговой системы России применялись как классические принципы, так принципы налогообложения, исходя из мирового опыта функционирования налоговых систем. Современные принципы закреплены в ст. 3 НК РФ, и отражают особенности российского государства (многонациональность, протяженность территории и т.д.)
Остановимся на первых принципах налогообложения. Они были сформулированы шотландским экономистом и философом Адамом Смитом (1723—1790) в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов», вышедшей в свет в 1776 г. Определенные ученым критерии остаются актуальными в настоящее время, и, поэтому, их по праву называют классическими [19].
Четыре правила А. Смита, которые признаны «классическими принципами налогообложения»:
- Правило «равномерности» - граждане государства должны принимать участие в поддержании правительства соразмерно доходам, которые они получают под его покровительством. Данное правило (принцип) достаточно часто называют «принципом справедливости», поскольку оно устанавливает всеобщность обложения и равномерность его распределения между всеми гражданами.
- Правило определенности гласит, чтобы налог, подлежащий уплате хозяйствующим субъектом, был точно определен, то есть время, способ и сумма платежа должны быть заранее известны налогоплательщику.
- Правило удобства - каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые предоставляют наибольшие удобства для плательщиков. То есть необходимо устранить формальности и упростить процедуру отчетности по налогам и способы его уплаты.
- Правило экономности - всякий налог должен взиматься таким образом, чтобы затраты на собираемость и контроль налогов были намного меньше сумм, получаемых государством. Это правило рационализации налоговой системы и сокращения издержек взимания.
Классические принципы со временем видоизменялись, дополнялись, развивались в связи с потребностями времени.
Чтобы понять принципы действия современной налоговой системы
России, раскроем содержание некоторых из принципов, закрепленных Налоговым кодексом России. Все принципы, положенные в основу системы, можно разделить на две группы:
- принципы, определяющие отношение субъекта налога к налогообложению вообще;
- принципы, определяющие построение налоговой системы в частности.
Современные принципы налогообложения можно сгруппировать по трем направлениям: экономические, юридические, организационные [13].
Наглядно группа экономических принципов представлена на рис. 1.3.
Экономические принципы налогообложения
Множественности
Всеобщности
Равенства и
справедливости
Принцип
платежеспособности
Принцип
выгод
|
|
Рисунок 1.3 - Экономические принципы налогообложения
Принцип равенства и справедливости является одним из основных принципов рассматриваемой группы. Согласно данного принципа распределение налогового бремени должно быть равным и каждый налогоплательщик обязан передавать справедливую долю в государственную казну [25].
Все юридические и физические лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей государства соизмеримо доходам, получаемым ими под покровительством и при поддержке государства. Одновременно обложение налогами должно быть всеобщим и равномерно распределяться между налогоплательщиками.
Принцип эффективности состоит из двух составляющих, объединенных общей идеологией эффективности:
- налоги не должны оказывать влияние на принятие экономических решений или это влияние должно быть минимальным. Налоговая система работающая эффективно подразумевает наличие определенных инструментов, стимулирующих экономический рост, хозяйственную активность организаций и граждан. Полная реализация данного принципа реальна лишь при соблюдении условия, что налог установлен не на производительный капитал, а именно на доход.
- максимальная эффективность каждого налогового канала, которая выражена в минимальных затратах государства и общества по сбору налогов и содержанию налогового аппарата. По совей сущности - это принцип экономии, сформулированный А. Смитом.
Понятие принципа соразмерности основано на соотношении исполнения доходов бюджета и последствий налогообложения для деятельности налогоплательщиков. Этот принцип также можно назвать принципом экономической сбалансированности интересов налогоплательщиков и государственной власти. Он обязывает при установлении налогов и их элементов учитывать последствия их воздействия на уровень налогового бремени налогоплательщиков [43].
Принцип множественности предполагает наличие в налоговой системе государства совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения. Применение различных видов налогов и облагаемых объектов прежде всего должно образовывать систему, отвечающую требованиям оптимального перераспределения денежных ресурсов по плательщикам. В российской налоговой системе этот принцип применялся при ее установлении (43 вида налогов и сборов) и функционировании на раннем этапе развития.
Принцип всеобщности налогообложения выражен в следующем: каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, и тем самым оно участвует в финансировании общегосударственных расходов. Это означает, что налоговое законодательство не должно делать исключений для отдельных категорий налогоплательщиков [42].
Организационные принципы налогообложения представлены на рис. 1.4.
Организационные
принципы
налогообложения
Одновременность
обложения
Определенность
Гласность
Эффективность (в части налогового
администрирования)
Единство
налоговой системы
Разделение налогов по
уровням власти
Удобство и время
взимания налогов
Универсализация
Рисунок 1.4 - Организационные принципы налогообложения
Одним из организационных принципов является универсализация налогообложения, это:
- налоговая система должна предъявлять одинаковые требования к эффективности хозяйствования налогоплательщика независимо от формы собственности, субъекта налогообложения, отраслевой или иной принадлежности.
- одновременно с вышеуказанным положением должен быть
обеспечен одинаковый подход к исчислению налогов независимо от источника или места образования дохода или объекта обложения.
Для федеративного государства весьма значительным является принцип разделения налогов по уровням власти, который подлежит обязательному закреплению в законе. В Российской Федерации он отражен в Налоговом кодексе РФ (ст. 12-15). Он устанавливает, что каждый орган власти (федеральный, региональный, местный) наделяется определенными полномочиями в области введения, установления льгот, ставок налогов и других обозначенных НК РФ элементов налогообложения [16].
В НК РФ в статье 3 «Основные начала законодательства о налогах и сборах» закреплены принципы, которые положены в основу российской налоговой системы и учитывают экономические, политические и социальные особенности страны. Рассмотрим их реализацию на практических примерах налогового законодательства [3].
- Принцип законности налогообложения. Реализуется в двух аспектах. Во-первых, нормы права соблюдаются всеми участниками налоговых правоотношений, в том числе государством (сфера реализации права). Во- вторых, правотворчество должно осуществляться законодателем в соответствии с требованиями к форме и содержанию, а также в соблюдении процессуального порядка подготовки, принятия, введения в действие нормативных правовых актов. Принятые нормативные правовые акты не должны противоречить вышестоящим по юридической силе (сфера правотворчества).
В ст. 57 Конституции РФ закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Так, законно установленными считаются налог или сбор, взимаемые только на основе закона. Лишь закон, отличный качествами определенности, стабильности и особым порядком принятия, может служить источником достоверных данных для исполнения налоговой повинности налогоплательщиком [1].
- Принцип всеобщности и равенства, или принцип недискриминации. Суть данного принципа состоит в том, что право распространяет свое действие на всю территорию Российской Федерации, всех физических и юридических лиц.
Статья 56 Налогового кодекса РФ регламентирует запрет на установление налоговых льгот индивидуального характера, так как налоговое бремя, сниженное для одних налогоплательщиков, автоматически возрастает для других.
- Справедливость налогообложения. Закреплена в ст. 56 Налогового кодекса РФ. Так, принцип справедливости означает, что при установлении налогов и сборов должна учитываться фактическая способность их уплаты налогоплательщиком.
- Принцип единства системы налогов и сборов. Происходит из принципа единства экономического пространства, согласно которому не допускается установление налогов, нарушающих единое экономическое пространство страны.
Единство системы налогов и сборов обеспечивается единой системой федеральных налоговых органов. Так, федеральные налоговые органы относятся к ведению Российской Федерации, в свою очередь, региональные налоговые органы являются территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, а не органами субъектов РФ. Отметим, что полный перечень налогов и сборов закреплен НК РФ. Следовательно, ни федеральные, ни региональные, ни местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ не могут быть установлены на территории страны.
- Принцип определенности налогообложения. В законодательстве должны быть четко сформулированы все элементы налогообложения: определены, налог (сбор) и его плательщик, порядок исчисления и уплаты налога (сбора). Взимание налога, не соответствующего принципу определенности, не допускается.
Данный принцип обеспечивает контролируемость системы налогов и сборов: с одной стороны, способствует добросовестному исполнению налогоплательщиками своих обязанностей, а с другой - предотвращает возможные злоупотребления со стороны законодательных и правоприменительных органов.
- Принцип самоначисления заключается в том, что налогоплательщик самостоятельно определяет налогооблагаемую базу при налогообложении, рассчитывает размер налога и уплачивает его в бюджет, а налоговые органы контролируют правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов и сборов в соответствующий бюджет.
- Определенность всех элементов налогообложения. Законодательство о налогах и сборах должно быть сформулировано таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
- Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) [3].
Однако в настоящее время часть принципов налогообложения постоянно нарушается. Например, такие принципы, как
1 Удобство, т.е. простота расчета налогов и упрощенное восприятие положений законов, обоснованность порядка уплаты.
- Достаточность, то есть наполняемость бюджетов всех уровней.
- Подвижность, то есть быстрый рост или сокращение количества и ставок налогов в зависимости от экономического состояния страны.
- Стабильность, то есть устойчивый оптимальный набор налогов и сборов в течение определенного промежутка времени.
Наименьшим уровнем стабильности обладают федеральные и местные налоги. Их перечень постоянно претерпевает изменения, а местные налоги хронически не увязываются с системой местных налогов соседних регионов, что создает почву для перетекания капитала. Сам термин «стабильность» слабо применим к налоговой системе Российской Федерации – постоянно что-то меняется, и возникают противоречия [21].
Так, российское налоговое законодательство запрещает налоговую дискриминацию. В то же время длительный период обязательного применения единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (до 2013 г.) ставило его плательщиков в жесткие рамки нарушая принцип справедливости. Ряд законодательных актов по сути своей относится к законам федерального уровня (например, налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте), но не фигурирует в Налоговом кодексе Российской Федерации. Это можно считать нарушением принципа единого источника.