Файл: Налоговая система РФ(ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 1.1

Основные изменения налоговой системы в 2001 -2019 годы

Годы

Изменения

2001 - 2005

Введение в действие НК РФ. Вторая часть постепенно дополняется новыми главами по исчислению налогов и сборов. Снижение ставок по налогу на прибыль, НДС, ЕСН (страховым взносам). Внесены изменения в порядок применения специальных налоговых режимов. Отмена ряда ранее действовавших налогов (на пользователей автодорог, на приобретение автотранспорта и др)

2006

Внесены изменения в порядок исчисления косвенных налогов: НДС и акцизов. В гл. 21 НК РФ, в частности, в порядок определения момента реализации (как более ранняя из дат отгрузки или оплаты) и условия принятия предъявленного налога к вычету (исключено требование о необходимости уплаты налога продавцу).

Отменен режим акцизного склада по акцизам на алкоголь

2007-

2009

Изменены правила проведения выездных и камеральных налоговых проверок. Внесены изменения в состав подакцизных товаров. Снижение ставки по налогу на прибыль организаций до 20%, ставки налога на дивиденды нерезидентов до 15%.

Повышена предельная сумма стандартных, социальных вычетов по НДФЛ.

2010

Отменен единый социальный налог. Социальные взносы переданы в администрирование в соответствующие фонды.

2012

Установлены правила создания и налогообложения прибыли консолидированной группы налогоплательщиков. Введен в действие новый раздел НК РФ, устанавливающий правила контроля цен в сделках между взаимозависимыми лицами. По НДС введены счета-фактуры в электронном виде и корректировочные счета-фактуры.

2013 2015

Внесены изменения в правила применения специальных налоговых режимов. Применение режима ЕНВД стало добровольным. Применяется обязательный досудебный порядок обжалования любых ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц. Расширен перечень вычетов по НДФЛ, увеличены предельные значения для их применения. Введен новый налог – торговый сбор

2016-

2017

Усиление мер налогового администрирования, введение специальных программных средств по исчислению и декларированию акцизов, НДС. Социальные взносы переданы в администрирование налоговым органам.

2018

Перенос НДС в течение трех лет: рекомендации Минфина и налоговых органов. Итоги камеральных проверок декларации по НДС, какие схемы выявляют налоговые органы. Ст. 54.1 НК РФ-можно ли принять к вычету НДС, не уплаченный контрагентом.

Изменения по НДС с 2018 года: изменения, ухудшающие положение налогоплательщика. Отмена льгот по НДС: в каких случаях покупатель теперь должен платить НДС как налоговый агент. Необходимость восстанавливать НДС по субсидиям: последние разъяснения Минфина.

Необходимость включать НДС по необлагаемым товарам в их себестоимость. Раздельный учет и правило 5-ти процентов: последние разъяснения Минфина. НДС при экспорте сырьевых и не сырьевых товаров: последние разъяснения ФНС.

2019

  1. Увеличилась ставка НДС с 18% до 20% (п. 3 ст. 164 НК РФ).
  2. Начиная с 01.04.2019 г. изменится перечень кодов по продовольственным и детским товарам с НДС 10%, также изменится перечень товаров и продуктов для детей с НДС 10%

Как видно из таблицы 1.1, ежегодно во вторую часть НК РФ вносились существенные изменения. Эта тенденция имеет продолжение и в будущем. Ежегодно Правительство РФ принимает документ, в котором определяются основные направления налоговой политики России на предстоящие три года в качестве базы для составления бюджета на следующие три года. Несмотря на то, что документ не является нормативным правовым актом, он представляет собой базу для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, что имеет ключевое значение для инвесторов, принимающих долгосрочные инвестиционные решения [42].

Исследовав развитие налоговой системы в России, необходимо отметить, что в настоящее время налоговые отношения регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации. Согласно НК РФ налоговая система России представлена совокупностью налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке с плательщиков (юридических и физических лиц) на территории страны. Все налоги и сборы «формируют» бюджетную систему Российской Федерации. Также существуют и государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счет целевых отчислений. В этом определении дана видовая структура налоговой системы.

Важнейший элемент налоговой системы - совокупность взимаемых государством с юридических и физических лиц различных видов налогов и сборов. Налоговые отношения, которые возникают между государством и субъектами налогообложения регулируются законодательными актами. Поэтому одним из элементов системы является компетенция государственных органов (законодательных и исполнительных). В процессе их деятельности вырабатываются принципы, формы и методы построения налогов, методы их исчисления. Следующий элемент налоговой системы - совокупность налоговых органов, которые организуют и осуществляют работу по контролю за полнотой, правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов [48]. Таким образом, налоговую систему можно определить, как совокупность:

а) налогов и сборов, взимаемых государством;

б) принципов, форм и методов их установления;

в) форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.

Ни один налог не может быть введен на любой территории Российской Федерации, если он не установлен Налоговым кодексом.

Стабильность налоговой системы характеризуется не только постоянным составом налогов, но и их закреплением за звеньями бюджетной системы в качестве собственной доходной базы.


ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

2.1 Структура и функции налоговых органов

Структура налоговых органов с момента их становления (Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации») меняется в процессе их развития и реформирования. Необходимость реформ связана как с изменениями в экономике страны, так и с поиском новых эффективных форм и методов налогового контроля.

Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство Российской Федерации по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу (ФНС России). Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» определены:

  • основные функции и полномочия ФНС России, находящейся в ведении Минфина России;
  • Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы являются правопреемниками Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, а также Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по всем правоотношениям, связанным с представлением интересов Российской Федерации в процедурах банкротства.

Система налоговых органов и взаимосвязи участников налоговых отношений в Российской Федерации представлена на рис. 2.1. [46].

Минфин России

Минэкономразвития

России

ФНС России

Федеральная

таможенная служба

Органы исполнительной

власти

субъектов РФ

и органы местного

самоуправления

Органы государственных

внебюджетных фондов

Органы внутренних

дел

Межрегиональные

инспекции ФНС

по федеральным округам

(

)


Управления ФНС

по субъектам РФ

Инспекция ФНС

межрайонного

уровня

Межрегиональные

инспекции ФНС

по контролю

за

отдельными

категориями

налогоплательщиков

Инспекции ФНС России

по районам, районам

в городах, городам

без районного деления

Рисунок 2.1 - Система налоговых органов и взаимосвязи участников налоговых отношений в Российской Федерации

Управление налогообложением (рис. 2.1) в Российской Федерации представляет собой систему, построенную по многоуровневому иерархическому принципу: инспекции федерального, республиканского, областного, краевого и районного уровня. Центральным органом управления в системе налогообложения являются Минфин России и входящая в его состав ФНС России.

На Минфин России (в части налоговой и таможенной деятельности) возложена координация и контроль деятельности находящихся в его ведении ФНС России, а также контроль за исполнением ФТС России нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Минфин России дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах.

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ Минфин России принимает следующие нормативные правовые акты:

  • формы налоговых деклараций, расчетов по налогам и порядок заполнения налоговых деклараций;
  • форма таможенного приходного ордера, на основании которого производится уплата таможенных пошлин, налогов физическими лицами при перемещении товаров для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд при декларировании товаров;
  • акты, определяющие случаи, когда уплата таможенных платежей может обеспечиваться договором страхования;
  • акты, устанавливающие максимальные суммы одной банковской гарантии и максимальные суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком или одной организацией, для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных платежей;
  • порядок контроля таможенной стоимости товаров и транспортных средств совместно с Минэкономразвития России и т.д. [46].

Согласно Постановлению Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов. ФНС России не имеет подведомственных органов государственной власти и зарубежных представительств [36].

Инспекции субъектов РФ составляют второй уровень системы.

К третьему уровню относятся налоговые инспекции городов областного, краевого подчинения, сельских районов, районов в городах республиканского подчинения. Третье звено является основным в налоговой системе, поскольку именно работники этого звена обеспечивают практический сбор налогов в бюджет государства и внебюджетные фонды.

Эффективное действие системы налогового контроля предполагает взаимодействие налоговых органов с государственными органами, которые участвуют в налоговых отношениях.

За каждым звеном управления и контроля за соблюдением налогового законодательства закреплены определенные права и обязанности.

Налоговые органы играют ключевую роль в налоговых отношениях и в частности в налоговом контроле. В соответствии со ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (Федеральная налоговая служба), и его территориальные органы [57].

В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506, Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.