ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2024
Просмотров: 1845
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Хронология От сотворения мира до Рождества Христова
IIвек –эпоха мужей апостольских (1 половина)
1762-96 Царствование Екатерины II 632
1796-1801 Царствование императора Павла I (правил 4 года, 4 месяца и 4 дня)669
1801-25 Царствование Александра I Благословенного
1819-1901 Правление Виктории –Королевы Англии 1837—1901774
1825 -1855 Царствование Николая I
1852-70 Франция Вторая империя
1855-1881 Царствование Александра II(убит народовольцами)
1861-65 Линкольн Авраам (1809-1865) –16-й президент сша880
1862 Начало правления Бисмарка
1881-1894Царствование Александра III
1894-1918 Царствование Николая II
1953-64 Правление Хрущева(1894-1971)1178
2006 7514 Год от Сотворения Мира
11.03. Землетрясение в Японии 8,9 баллов. Высота цунами – 10 метров
Богослужение: 1.вступ. стихи, псалмы, молитвы, аллелуйные
6 Иудея сделана провинцией
6 (?)-15 Анна, первосвященник
4-39 Ирод Антипа, тетрарх в Галилее и пере, правитель страны, где жил Иисус Христос
4-6 Ирод Архелай, этнарх в Иудее, Самарии, Идумее. Отстранен императором Августом
6-41 Иудея становитя прокураторской провинцией со столицей Кесарией, построенной
Филиппом.Филипп Четвертовластник 1-39
8 Овидий изгнан и уезжает в Томиду на Черном море
10------------------
14 Смерть Августа (19 августа). Тиберий становится принцепсом
14-37 Тиверий император
15 Валерий Грат отстраняет Анну
18-36 Первосвященник Иосиф Каиафа
19 Изгнание иудеев из Рима
20------------------
26 Понтий Пилат назначен наместником Иудеи
26-36 Понтий Пилат – прокуратор. В 1969 г. при раскопках Кесарии найдена латинская
надпись размером 70 на 100 см, которая гласит: "Понтий Пилат, префект Иудеи,
представлял Тиверия кесарийцам"
27 (осень) Ирод Антипа женится на Иродиаде,женесвоего брата Ирода
Проповедь Иоанна Крестителя и начало общественного служения Иисуса
Христа174. Нагорная проповедь 175
29 Обезглавлен Иоанн Креститель
ок Пасхи 29 Чудо умножения хлебов
30------------------
30 Гай Ве́ллей Пате́ркул (? 19 до Р.Х. - ?31) публикует «Римскую историю» в 2 книгах,
излагающие события от Троянской войны до 30 г.176
Пророчества Иисуса Христа о Церкви177
33 (30) 3 марта Торжественный вход Господень в Иерусалим:
исполнение пророчеств178
-
Божественное откровение о величайшем разломе в истории человечества — об отрыве истории ЭМПИРИЧЕСКОЙ, развертывающейся по Божьему попущению в ответ на своеволие людей, от истории ИДЕАЛЬНОЙ, соответствующей благой воле Божией. Идеальная история реальнее эмпирической, ибо является для последней точкой отсчета и мерой суда.
При входе Господнем в Иерусалим народ ликует, а Господь плачет. И, обращаясь к Иерусалиму, восклицает:
«О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему!Но это сокрыто ныне от глаз твоих,ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и
окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк. 19:42-44)
Первое предложение в словах Господа устремляет нас к замыслу Божьему об истории мира (слова, относящиеся к замыслу Божию, здесь и далее выделены синим цветом). Сослагательное наклонение, частое в Библии, открывает и здесь план ИДЕАЛЬНОЙ истории: то, что желанно было бы любви Божией. Бог прежде всего желал бы, чтобы люди не были бы слепы. Ослепление людей противно воле Божественной любви. Бог жаждет, чтобы открылись глаза людей, говоря нам об этом через Моисея:
О, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них! (Числа 11:29)
При зрячести же сердца — что открылось бы людям? Какое великое будущее должны были бы узреть и тем самым привести в исполнение жители Иерусалима, если б не поразили себя слепотой? Иерусалим призван был стать первым христианским городом, провозвестником Царствия Божия на земле, духовным ядром возрожденного человечества, а народ его — царственным священством.
Пророки готовили народ к этой высшей миссии:
В то время назовут Иерусалим престолом Господа; и все народы
ради имени Господа соберутся в Иерусалим и не будут более
поступать по упорству злого сердца своего. (Иеремия 3:17)
Оглядываясь на ход истории, который должен был привести к этой цели, Господь восклицает:
Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне! (Мф. 23:37-39)
«Не захотели!» Согласие сердцец с волей Божией, желание быть соработниками Богу — обязательное условие осуществления идеальной истории мира.
Видя ожесточение народа, Господь предупреждает о суровости избираемой им эмпирической истории, на которую обрекают себя противящиеся благой воле Божией. Господь плачет, скорбя об уклонении города от святой благословенной воли Божией по ожесточенному своеволию сердца и о грядущем наказании, ибо в путях эмпирической истории видел ужасное будущее города: за противление Богу будет уничтожен:
“И разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего”,(Лк. 19:44).Сбудется в 70 г. по Р.Х.
Впадение в историю противления
Слепота — от ожесточения сердца, как свидетельствует пророк Иезекииль:
И было ко мне слово Господне: сын человеческий! ты живешь среди дома мятежного; у них есть глаза, чтобы видеть, а не видят; у них есть уши, чтобы слышать, а не слышат; потому что они - мятежный дом (Иезек. 12:1-2)
«Сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не разумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.
Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали»(Мф. 13:14-17)
«Народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем. (Ин. 12:40-41)
Поскольку ожесточение произвольно, то настигает кара:
«Но они не хотели внимать, отворотились от Меня, и уши свои отяготили, чтобы не слышать. И сердце свое окаменили, чтобы не слышать закона и слов, которые посылал Господь Саваоф Духом Своим через прежних пророков; за то и постиг их великий гнев Господа Саваофа. И было: как Он взывал, а они не слушали, так и они взывали, а Я не
слушал, говорит Господь Саваоф. И Я развеял их по всем народам, которых они не знали, и земля сия опустела после них, так что никто не ходил по ней ни взад, ни вперед, и они сделали вожделенную страну пустынею» (Захария 7:11-13).
Так же и Исайя:
«И сказал я: надолго ли, Господи? Он сказал: доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и домы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет. И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле. И если еще останется десятая часть на ней и возвратится, и она опять будет разорена; но как от теревинфа и как от дуба, когда они и срублены, остается корень их, так святое семя будет корнем ее» (Ис. 6:11-13)
Но Божий план о Новом Иерусалиме исполнится.
«Иерусалим! сними с себя одежду плача и озлобления твоего и оденься в благолепие славы от Бога навеки. Облекись в одежду правды от Бога, возложи на голову твою венец славы Вечного, ибо Бог покажет всей поднебесной славу твою. Навек наречется от Бога имя тебе: "мир правды и слава благочестия". Встань, Иерусалим, и стань на высоте, и обратись на восток, и посмотри на детей твоих, собранных от запада солнца до востока словом Святаго, радующихся о Божием воспоминании о них» (Варух 5:1-5)
Когда?
«А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах. 12:10)
«И будет в тот день: не станет света, светила удалятся. День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет. И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима, половина их к морю восточному и половина их к морю западному: летом и зимой так будет. И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его едино» (Захария 14:6-9)
«Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне! (Мф. 23:37-39)
«Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей: и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников» (Лк. 21:20-24). (исполнится с 70 г по Р.Х.)
О втором пришествии
«И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются, и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою. Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк. 21:25-28)
«Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего. Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое» (Откр. 3:11-12)
«И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой. (Откр. 21:2-6)
Беседа с учениками о судьбах мира. Пророчества о Иерусалиме:
Разрушение Храма (не останется от него камня на камне)179
Разрушение Иерусалима180 Предшествующие тому знамения: землетрясения181, глады (Исполнение пророчеств: глады были в Риме в 43 и 54 гг., в Греции в 50 г., в Палестине в 45-46 гг.), свирепые язвы (были в Вавилоне в 40 г., Италии в 66 г.), страшные кровопролития в Иудее и сопряженных с ней странах (см. главы из истории Флавия), а потом по всей Империи. Наконец, тучи сгущаются над Иудеей за противление Богу.Начали появляться предсказанные пророчеством знамения на небе.182
Пророчества об апостолах,
О времени и признаках второго пришествия Мессии во славе183
-
Общий взгляд на исполнение пророчеств Иисуса Христа
(из книги свт. Иннокентия Херсонского «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа»):
«Остановимся мыслью на том месте, где Богочеловек беседовал с учениками о будущем; вообразим, что перед нами проходят над Иерусалимом столетия и века, и посмотрим, как исполняются пророчества.
Боже мой, какое страшное и поучительное зрелище! Какое чрезвычайное согласие событий с предсказаниями! Какая непредвидимая случайность и вместе точность в исполнении! Страшные землетрясения, разрушившие целые города в Вифании и Кампании90; ужасный голод в Риме (в 43 и 54 гг.), Греции (в 50 г.) и Палестине91; свирепая язва в Вавилонии (в 40 г.) и Италии92; кровопролитные междоусобия в Иудее и сопредельных с ней областях93, потом в целой империи после смерти Нерона; словом, все те бедствия, о каких говорил Иисус Христос, кажется, предвозвещают94 всему миру нечто необыкновенное, заставляют ожидать исполнения одного из великих судов Божьих. Но вот тучи бедствий, носившиеся дотоле по разным местам, вдруг устремляются в Палестину, сосредоточиваются над Иерусалимом — по-видимому, за возмущение против кесарей, а на самом деле, за противление иудеев Богу отцов своих, за отвержение Мессии. Напрасно небо дает знамение для вразумления легкомысленных95; напрасно происходят чудеса во храме96; напрасно предостерегают пророки97, советуют цари98 и мудрецы, умоляют первосвященники99; народ иудейский ослепил очи свои, чтоб не видеть, окаменил сердце, чтоб не разуметь откровений небесных, возвещающих о наступлении страшного суда Божьего100. Начинается скорбь, которой, по точным словам очевидца Флавия, не было подобной и не будет. Десятки тысяч иудеев, подобно бессловесным, закалаются еще прежде войны; города иудейские, один за другим, падают в развалинах; земля, кипевшая некогда медом и млеком, становится пустыней. Один Иерусалим еще стоит. Но, Боже мой, какой Иерусалим! Извне окруженный легионами римлян, развевающиеся знамена которых с идолопоклонническим изображением полубогов римских, кажется, приветствуют его погибель; внутри наполненный разбойническими толпами зилотов, идумеев, сикариев, которые, величая себя защитниками святилища, оскверняют его преступлениями, неслыханными в домах разврата, безжалостно предают смерти лучших граждан, режут друг друга, издеваются над пророками Мессии, над Самим Иеговой!.. Виденная Даниилом мерзость запустения могла ли быть больше этой мерзости?.. Тысячи непогребенных мертвецов покрывают торжище, улицы, самый храм... Употребляются в пищу, продаются на вес золота вещи, которые благопристойность именовать запрещает... Мать закалывает собственного младенца для снеди!.. Сам римский полководец приходит в ужас от бедствий, постигших осажденных, и клянется богами, что он невиновен в них, предлагав столько раз мир. Наконец, Иерусалим падает; один из воинов римских, вопреки строгому повелению военачальника, движимый, по выражению историка иудейского, некоей невидимой силой, зажигает храм... Тщетно победитель прилагает все, чтоб спасти это украшение Востока, предназначенное в его уме быть памятником его победы: огнь, возжженный небом, не угасает!.. На месте беспримерного по величине, богатству и крепости здания остаются груды камней и кучи пепла. От всего Иерусалима остаются только три башни, в память прежнего величия. Сто тысяч иудеев, переживших отечество, ведутся в плен и продаются, как презренные рабы, на торжищах Азии, Европы и Африки. Удивленный гибельными следствиями победы, победитель-язычник, воздев к небу руки, смиренно признает себя орудием гнева небесного и отказывается от титула: «иудейский».
Так пришла кровь праведников на род богоотступный! Пришла в то время, когда многие из иудеев, современных Иисусу Христу, еще не успели приложиться к отцам своим; пришла так, что не только иудеи, самые язычники увидели и исповедали карающий перст Божий!
Кто мог естественным образом предвидеть и предсказать все это так, как предвидено и предсказано Иисусом Христом? Никакая прозорливость, никакая мудрость человеческая не могла решительно сказать, что иудеи меньше, чем за полвека, дойдут до такого незнания своей народной слабости, что восстанут открытой войной против римлян, владевших целым светом, одно имя которых покоряло и держало в повиновении народы, гораздо более сильные, чем иудейский! Стоит только прочитать речи первосвященника Анны и царя Агриппы к иудеям, чтобы видеть, каким безумием представлялось восстание иудеев против римлян для всякого, кто только имел разум и правильное представление об обстоятельствах времени. Кто же, повторяю, мог решительно предсказать, что целый народ отважится на это совершенно безумное, безнадежное и гибельное предприятие? Справедливо, что в Иудее издавна находилось много умов, распаленных мечтами о народной независимости и страстью к междоусобиям: таковы были последователи Иуды Галилеянина, зилоты, сикарии и другие; но никто не мог вообразить, чтобы эти малочисленные, беспорядочные толпы взяли верх над умеренной и спокойной частью иудеев, захватили в свои руки верховную власть, сделались распорядителями войны и мира, жизни и имущества сограждан. Для того, чтобы началась война с римлянами, надлежало в Риме царствовать Клавдию и Нерону, способным посылать таких прокураторов, как Куман, Фест, Альбин и Флор; надлежало, чтоб эти изверги, и особенно Флор, своим неправосудием, грабительством, жестокостью, безрассудством совершенно вывели из терпения иудеев, заставили самых умеренных и благоразумных отважиться на все, только бы не страдать бесконечно. Не будь одного Флора, может быть, и не было бы войны — так думал сам Флавий. Сколько и других причин могли остановить эту войну в самом начале, прервать в продолжении, не допустить до тех ужасных последствий, которыми она закончилась! Касаясь этих причин, иудейский историк не раз изумляется их недействительности и объясняет ее предопределением небес. Кто же мог знать это предопределение более чем за полвека и изречь его вслух так решительно и подробно, как это сделал Иисус Христос? Обозначены не только время события, образ бедствий, предшествующие и последующие обстоятельства, но даже частные черты, например, что Иерусалим будет окружен со всех сторон окопом, что весьма редко бывает во время осад больших городов. Нет, что бы ни говорили противники священного писания о неясности некоторых пророчеств, здесь должны положить перст на уста. Флавий, свидетель и участник событий, записывая историю войны иудейской, не имел, конечно, намерения искажать истину в пользу христианской религии; и однако же многие страницы его истории, кажется, написаны именно для того, чтобы свидетельствовать перед потомством, как верно исполнилось в народе иудейском предсказание Иисуса Христа.
Посмотрим в другую сторону, взглянем на апостолов и их учеников: что с ними? Опять то самое, что предсказано их Учителем. В продолжение времени, протекшего до разрушения Иерусалима, они успели уже видеть над собой, с одной стороны, всевозможные гонения, с другой — все виды помощи свыше, им обещанной. Несмотря на их невиновность, благотворность учения и действий, их везде преследуют, мучают, как злодеев. Один Павел проходит множество судилищ, дает ответ перед синедрионом, ареопагом, кесарем, пролагает собственной кровью след от Аравии до Иллирика, от Антиохии до столпов Геркулесовых. Большая часть учеников Иисуса Христа положили уже душу свою за Возлюбленного. Тысячи последователей их готовятся вступить на ужасное поприще гонений, которое втайне готовится во всех частях Римской империи. Имя христианина сделалось преступлением едва ли не у всех народов. Испытаны измены и от своих: явились многие, нечисто проповедующие имя Христово, ищущие своих выгод, а не того, чего требует Христос (Фил. 2,21); открылись лжебратия, развращавшие неопытных в вере, мыслящие единственно о земном, враги креста Христова, кому бог — чрево, чья слава — в стыде (Фил. 3, 19); вкрались уже такие нечестивцы, которые самую благодать Божью и милосердие к грешникам обращали в случаи и повод к нечистой жизни, пренебрегали при том всяким начальством, отвергали Самого Иисуса Христа; за беззаконие иссякла уже любовь многих, многих (Посл. Иуды)!
Но в то же самое время исполнялась над учениками Иисуса другая, радостная сторона Его пророчеств. Малое стадо, оставленное в пустыне, среди волков, но соблюдаемое Промыслом, растет и своими совершенствами доказывает язычникам и иудеям, что ему завещано духовное царство в целом мире. Христианские общества образуются с неимоверной скоростью в самых непросвещенных и диких народах, проповедь апостолов видимо обходит все концы вселенной; победа Евангелия простерта уже до дома кесарева (Фил. 4, 22). Никто не может противиться премудрости, которая является всякий раз в устах проповедников Евангелия, когда они свидетельствуют перед судьями за имя Иисусово. Выслушав Павла, римский прокуратор едва не делается христианином; самые фарисеи, увлеченные словами Его, превращаются из обвинителей в защитников; целый синедрион не знает, что отвечать на слова рыбарей, которые упрекают его в убийстве Мессии! Склоняющееся к закату иудейство способствует успехам христианства своим падением. Верные предостережению своего Учителя, христиане сохраняют себя непричастными гражданским смутам и браням, заблаговременно оставляют землю, оставленную Богом; прочие спасаются бегством в горы Пеллы.
Так верно и с этой стороны исполнялось предсказание Богочеловека! Кто за сорок лет мог поручиться за это исполнение? Кто мог ожидать, что в продолжение такого краткого времени несколько самых бедных, незнатных и непросвещенных земной мудростью евреев произведут такой переворот во всем мире: распространят новую веру, совершенно противную предрассудкам и страстям, заставят премудрого еллина и римлянина воздавать божеское поклонение Распятому, ниспровергнут идолов и на место их водрузят крест? Одна мысль о подобном событии в будущем была бы во время Иисуса Христа что-то крайне странным и несбыточным... И однако же это несбыточное предсказано и исполнилось на самом деле со всей точностью...
Но устремим взор наш далее и посмотрим, что происходит над развалинами храма Иерусалимского, которые с этих пор становятся вечным памятником гнева небесного.
Не вразумленные разрушением Иерусалима и всемирным рассеянием своим, иудеи продолжают мечтать о восстановлении стен града отечественного. На всеобщее ожидание являются один за другим, по предсказанию Иисуса Христа, лжехристы и лжепророки103, дают знамения, обещают чудеса; обманутый народ снова восстает против римлян, напрягает последние силы; вновь проливаются реки крови иудейской, еще сотни тысяч повергаются в рабство, но Иерусалим не восстает из развалин; вместо освобождения теряет самое имя102. Потомок Авраама, купив у язычников позволение пролить слезы на могиле своих праотцов101, приходит к святому граду и с ужасом видит на его месте Елию Капитолийскую, на вратах которой изображено ненавистное для иудеев животное... Но вот истина самого пророчества Иисусова как бы подвергается испытанию. На престоле кесарей римских является Иулиан, враг христианства, друг иудеев, поклявшийся для посрамления христиан и веры их восстановить, вопреки пророчеству Иисуса Христа, храм Иерусалимский. По гласу деспота тысячи иудеев со всех сторон света стекаются в Палестину; начинают разрывать основание храма, богатейшие жены своими руками копают землю священную, усердие доходит до энтузиазма: все напрасно! Из земли внезапно вырывается множество огненных шаров, которые прогоняют работающих104. То же явление, грозное, нестерпимое, повторяется всякий раз, когда начинается прерванная работа, и строители храма, подобно строителям столпа Вавилонского, рассеиваются, свидетельствуя собственным опытом, что развалины храма Иерусалимского находятся в распоряжении не кесарей земных, а Царя Небесного, предназначившего их свидетельствовать о славе Сына Своего...
По крайней мере, времена языков, по-видимому, оканчиваются... Иерусалим становится собственностью императоров христианских. Теперь их стремление — обновить, украсить места, освященные земной жизнью Богочеловека. Так, они обновлены, украшены: но надолго ли? На Голгофе неприлично расти цветам; село крови не должно быть жилищем веселия и тишины: и вот, движимые неведомой силой, Хозрой105 и Омары идут подновить развалины Иерусалима и рассыпать камни, успевшие собраться воедино! На месте Святого святых является новая мерзость запустения — мечеть Магомета!
Еще ряд удивительных явлений! Не постигая путей Промысла, целый христианский Запад восстает на Восток мусульманский, под крестом сражается за освобождение гроба Христова, хочет превратить в столицу нового царства город, предназначенный быть местом всемирного плача. Побежденная луна уклоняется, исчезает; но проходит не более полувека, и она снова во всей полноте является на месте храма Соломонова; цари и вожди, принявшие на себя стражу гроба Христова, убегают безвозвратно; Иерусалим остается освобожденным в одном песнопении Тасса!..
Новые явления судеб Промысла в истории Иерусалима! Чего прежде нельзя было достигнуть общим чрезвычайным усилием держав христианских, то самое для некоторых, по-видимому, сделалось возможным и удобным даже порознь. Что же? Ни одна держава не мыслит уже об освобождении святого града! Большая часть удивилась бы, если бы кто им приписал подобную мысль! До того христиане, по-видимому, забыли колыбель своей религии в то время, как начали замечать и уважать места рождения философов, поэтов, лицедеев... Одно слово в каком-либо победоносном трактате, и христианский путешественник, преплыв моря, победив тысячи трудностей, вступая в Иерусалим, не был бы принужден выдерживать новую борьбу с алчностью турецкого начальства, не выкупал бы у Магомета права поклониться гробу Иисуса: и никто не мыслит, можно бы сказать, не осмеливается произнести сего слова... Почему? Потому что Провидению неугодно, чтобы страна неверия, обагренная кровью Сына Божьего, наслаждалась миром веры в Него; и вот, крест Иисусов, везде блистающий славой, на Голгофе доселе безмолвен; его сияние было бы несовместно с печалью и запустением, которым там царствовать должно.
Пройдут еще века и, может быть, тысячелетия над Иерусалимом, но не мимо идут слова Иисуса, обрекшего храм Иерусалимский на запустение. Дщерь Сиона дотоле не восприимет прежней лепоты своей, доколе не изыдет во сретение Мессии, ею отверженному, и не скажет: Благословен грядый во имя Господне!
Ужас объемлет, когда вообразишь, сколько требовалось условий, чтобы пророчество Иисуса Христа исполнилось над иудейским народом так, как оно исполнялось в продолжение 19 веков!..
После этого можно ли сомневаться в исполнении и другой части пророчества Иисусова касательно скончания видимого мира, Его славного пришествия и суда над родом человеческим? Прошлое ручается за будущее…»
Четверг, 6 апреля. Тайная вечеря, прообразование таинства Причастия.
Суд над Иисусом Христом: Божья премудрость, не повреждая свободы
человеческой воли, проявилась в несправедливости суда, выразив через нее
Божью любовь к людям184
Пятница 7 апреля — распятие Иисуса Христа 185
Сбывание пророчеств о малодушии апостолов: О, меч! поднимись на пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф: порази пастыря, и рассеются овцы! И Я обращу руку Мою на малых (Зах. 13:7).
Усыновление Матери Божией в лице св. апостола Иоанна Богослова всех христиан
Пророческимоказалось деяние Пилата, который, всего-навсего лишь желая досадить Первосвященникам, повелел над главой Распятого прибить дощечку с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский» — притом на трех самых распространенных языках, дабы прочитать надпись могли все прибывшие на Пасху многочисленнейшие гости. При посредстве личных чувств Пилата выразился, меж тем, Промысл Божий. Христу, по Его собственным словам и по пророчествам, надлежало пострадать, чтобы войти в славу Свою. Воскресшего Христа признают вскоре своим Царем, Спасителем и Господом многие, а затем все народы, в конце же истории — и сами евреи: первые, по пророчеству Христа, наконец, окажутся последними. Когда за Христа пострадают эти последние на земле мученики — 144 тысячи евреев, обратившиеся ко Христу (см. 1948 – о сбывании пророчества св. Иоанна Кронштадтского о заблаговременном процветании ради этого Израиля на Святой Земле), Господь обновит Небо и Землю. Такой великий пророческий смысл и выразила торжественная трехъязычная надпись.
-
Сбывание пророчеств Библии:
«[Господи!] кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? … Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст
Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (Исаия 53)
Сбывание великого множества других пророчеств об обстоятельствах распятия Иисуса Христа, за много веков изобразивших даже самые малые черты страданий Христовых, свидетельствовавших-то том, что Крест Господень содержался в Промысле Божием186
Свидетельства нехристианские187
Платону, языческому философу, ради его любви к истине, Господь дал возможность сказать пророчество,
когда тот обрисовал гибель истинного праведниа в этом мире — его обременят оковами, подвергнут
бичеванию, будут издеваться над ним, заушать его, плевать ему в лицо, потом пригвоздят к кресту (de
Rep. L.2)
Сбывание китайских пророчеств о Суй-Сее (Пастыре), Который своими страданиями
омоет преступления людей (см. VI в.до Р.Х.)
Свидетельства о сбывании пророчеств о землетрясениях и тьме по всей земле, начавшаяся с распятием Христа и закончившаяся с Его жизнью188
-
Затмение в день Распятия:
Тертуллиан, "Апология", XXI, 19, Иисус Христос в документах истории, С.-П., "Алетейя", 1999:
"Распятый, показал Он много знамений ... И в тот момент, когда солнце показывало полдень, свет померк. Люди, не знавшие, что так предсказано о Христе, сочли это обычным затмением. Донесение об этом затмении, как о мировом бедствии, имеется у нас в архивах"
Иероним Блаженный, "Изложение хроники Евсевия Кессарийского", 202 (29/32), Иисус Христос в документах истории, С.-П., "Алетейя", 1999:
"Иисус Христос, Сын Божий по предреченным о Нем пророчествам, приходит на страдание в восемнадцатый год Тиберия, в каковое время и в других, языческих, памятниках находим буквально следующее: "Было затмение солнца (solis facta defectio), и тьма по всей земле. В Вифинии было землетрясение, и в городе Никее разрушено очень много зданий". Все это соответствует тому, что случилось во время страдания Спасителя. Пишет об этом и Флегон (Flego), знаменитый исчислитель Олимпиад, в XIII книге говоря так: "А в четвертом году 202 Олимпиады [33/32] было великое и выдающееся между всеми прежде случавшимися затмение солнца; в шестом часу день превратился в темную ночь, так что видны были звезды на небе, и землетрясение в Вифинии разрушило много зданий в Никее". Так говорит сказанный муж. А доказательство того, что Спаситель пострадал в том году, представляет Евангелие Иоанна, в котором пишется, что после пятнадцатого года Тиверия Кесаря Господь проповедовал в течение трех лет [15-й год Тиверия - 28/29]. И Иосиф, исконный иудейский писатель, свидетельствует, что около тех времен в день Пятидесятницы священники ощущали сначала колебания почвы и некие звуки; потом из Святого Святых храма вдруг раздался необычайный глас, говорящий: "перейдем из сих мест"."
Ориген, "Против Цельса", II, Иисус Христос в документах истории, С.-П., "Алетейя", 1999:
"(33) Что же касается солнечного затмения, которое произошло во дни Кесаря Тиверия, в правление которого, как известно, был распят Иисус, что касается, с другой стороны, бывшего тогда великого землетрясения, то об этих обстоятельствах передает также и Флегон, если не ошибаюсь, в тринадцатой или четырнадцатой книге своей "Хроники" (Cronikwn). (59) Считает он (Цельс) вымыслом также землетрясение и мрак. Но по этому поводу, насколько было в наших силах, мы дали свой раньше, когда приводили свидетельство Флегона, по рассказу которого все эти события действительно происходили в те дни, когда страдал Спаситель."
35f. Иоанн Филопон, "De opif. mund.", II, 21, Иисус Христос в документах истории, С.-П., "Алетейя", 1999:
"Об этой тьме ... упоминает и Флегон в своих "Олимпиадах", говоря, что в последний год 202 Олимпиады случилось великое затмение солнца (hliou ekleiyiV), какого не было прежде, и в шестом часу день превратился в темную ночь, так что были видны звезды на небе."
Иоанн Малала, "Хроника", I, Иисус Христос в документах истории, С.-П., "Алетейя", 1999:
"Распятие Господа нашего Иисуса Христа произошло за семь дней до апрельских календ, то есть 24 марта, в 6-й день [недели], который есть пятница, и немного перед ней. Померк солнечный свет, и наступила тьма по всей земле. Об этой тьме упоминает сведущий Флегон Афинский (Flegwn o AqhaioV), так говоря: "В 18-й год Тиверия Кесаря произошло великое затмение солнца, какого никогда на бывало раньше. В тот день стояла такая тьма, что были видны звезды на небе". "
Михаил Сириец, "Хроника", I, Иисус Христос в документах истории, С.-П., "Алетейя", 1999"Флегон, языческий философ, пишет так: "Солнце померкло и земля потряслась, и мертвые воскресли, вошли в Иерусалим и прокляли Иудеев". В своем сочинении, написанном по Олимпиадам, он говорит, в тринадцатой книге:"В четвертом году третьей [?] Олимпиады, в пятницу, в шестом часу день превратился в ночь, так чтобыли видны звезды на небе. Никея и область Вифинии были разрушены землетрясением, и случилось много других разрушений"."
Георгий Синкелл, "Хроника", 322с, 324d-325a, Иисус Христос в документах истории, С.-П., "Алетейя", 1999:
"... Год 5533 от сотворения мира, 33 от воплощения Христова. Африкан о страдании и воскресении Спасителя. О всяком деянии Его, служении телесном и духовном, тайном воскресении из мертвых в нетлении сообщили Его ученики и апостолы. Страшная тьма поглотила всю землю; от землетрясения расселись камни как в самой Иудее, так и в прочих землях. Эту тьму в третьей книге своей "Истории" Талл объясняет затмением солнца, что, по моему мнению, необоснованно. Евреи празднуют Пасху в полнолуние, когда, согласно пророчествам пострадал Спаситель, а затмение не может произойти в полнолуние. Солнечное затмение невозможно в другое время, кроме как в последний день старой луны и в первый день новой, когда они совмещаются. Историк Флегон также сообщает, что в правление Тиверия Кесаря солнечное затмение совпало с полнолунием, и от шестого часа до девятого померк солнечный свет, как мы уже говорили, и великое смятение охватило мир. Подобного происшествия никогда не бывало раньше, и такого нельзя припомнить; но тьма эта была боговдохновенной (qeopoihton) и сопровождала страдания Господа нашего, когда, по слову Даниила, прошло семьдесят седьмин. (...) Евсевий Памфил (Кесарийский) о Нем же. Иисус Христос, Сын Божий, наш Господь, как предсказали о нем пророки, принял страдание в царствование Тиверия. Иные из греческих историков упоминают о случившихся тогда знамениях: о солнечном затмении, о землетрясении в Вифинии и разрушении города Никеи. Так Флегон, в тринадцатой книге своей "Истории" пишет, что в последний год 202 Олимпиады великое и выдающееся между всеми прежде случавшимися затмение солнца; в шестом часу день превратился в темную ночь, так что видны были звезды на небе, и землетрясение в Вифинии разрушило много зданий в Никее. Так говорит этот муж. (...)"
Судьба гонителей189
Сбывание пророчества о искупительном смысле страданий Христа190
Воскресенье 9 апреля — Воскресение Иисуса Христа191
-
«Время действовать Богу: ибо разорен закон Твой. — Так от избытка горести, восклицал некогда Давид, видя, как переполнялась чаша беззакония в руках некоторых людей. Стократ надлежало повторить сие восклицанье тому, кто был у гроба Иисусова. Если когда, то тут время было действовать Богу, самому Богу, ибо — разорен был не закон только, а поруган и самый Законодатель! Человечество никогда не видало столько великого, прекрасного, Божественного, сколько видело в краткое время служенияя Иисусова. И все великое, прекрасное, Божественное — было заключено теперь в гроб, запечатано печатию Каиафы! — Что было бы с человечеством, если бы печать сия не растаяла от огня правды Божией, — если бы плоть Праведника увидела истление? — Мир Божественный, раскрывшийся на время, опять закрылся бы навсегда. Царство Божие, низведенное на землю, опять воспарило бы на небо. После Божественного озарения наступила бы еще мрачнейшая ночь.
Частные действия добра — могли остаться. Закхей не престал бы, вероятно, быть милостивым, помилованная грешница — целомудренною, — Иосифы и Никодимы — могли бы сохранить уверенность, что Учитель от Бога пришел. — Но великое дело спасения человеческого осталось бы погребенным вместе с Иисусом. Безотрадны были слова учеников: над всеми сими третий день есть, отнеллеже сия быша. Но, как ужасны были бы слова сии, когда бы надлежало говорить: над всеми сими третий год, третий век, третье тысящелетие есть, отнележе сия быша!
Без Иисусова: радуйтеся! — не было бы радости в сердце Апостолов; без Иисусова—мир вам! не распространился бы мир по лицу земли. Надобно было прежде сказать Воскресшему Учителю: Господь и Бог мой! — и потом уже умирать за Господа и Бога своего. Воскресение утвердило учеников в вере, породив их, как выражается Св. Павел, в упование живо. А без сего — не раздался бы глас проповеди Апостольской, и мир остался бы без креста — с своими идолами, Афины и Рим — с их неведомым Богом.
И так, время было действовать Богу, самому Богу! Это была самая решительная минута не только для всего человечества, но и для самого мироправлешя Божественного, — минута, в которую надлежало пред лицем всего мира, Ангелов и человеков, показать торжественно, что не один конец благому и злому, праведному и нечестивому, — что есть Бог, судяй земли!
И так, воскресни Боже! Суди земли! Яко Ты — Един Ты, — наследиши во всех языцех!»
Свт.Иннокентий Херсонский Из книги «Последние дни Господа нашего Иисуса Христа»