ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
- центральная тема в искусстве мезолита – человек.
- изображение становится более схематичным.
- художника привлекает движение.
- появляются многофигурные связанные композиции. Впервые – связанные композиции
- художник изображает сцены охоты, ритуальных танцев, военных действий
- изображения информативны, повествовательны. Форма оценивается не только как символ, но и как средство передачи информации.
- наскальные изображения становятся небольшими, тяготение к большому проходит
- нарастает стилизация, схематизация фигур
- появляются росписи на открытых скалах под скалистым карнизом, гравировки на камнях. (Италия, Испания, Кавказ). Все они однотипны. Почти нет расписных пещер.
Пример: Восточная Испания; Валенсия, Барселона.
- росписи обычно одноцветны. Красная охра, чёрный, реже - белый. Красители – марганец, угольная зола. Краски в жидком виде (кровь, яичный белок, возможно мёд) наносили на поверхность скалы деревян. палочками.
- изображения плоскостные, без объёма. Рисунки без деталей.
- Центральное место – сцены охоты, преобладает человеческий (мужской) образ. Всё внимание поглощает действие: охотники преследуют добычу, на бегу посылая в нее град стрел, фигуры стремятся догнать животных и т. д. Появляются изображения военных столкновений между племенами.
изображается так же и собака.
Преобладают композиции по 5 или 7 фигур – эти цифры носят сакральный характер.
Примеры:
1. ущелье Вальторта. Испания. Наскальная живопись. Охотники со стрелами против оленей.
-Передано движение, действие, осуществляемое лучниками.
-Комплексная связность.
Лучник натягивает лучину лука.
-Хорошо передано движение
-Изображение стилизованно.
-Видна попытка передать ракурс.
-Изображение полностью покрыто краской - сажей.
2. восток Испании. Охотник, стреляющий в оленя.
-Видно, что в жизни человека появляется собака. Лучник целится в
оленя, собака подбегает сзади. -Опять же действие.
Изображения женщин встречаются редко. Они – статичны, безжизненны. Пример: мать и дитя.
Передана фактура одежды.
Охота на кабанов.
-Хорошо передано движение
Появляются петроглифы – изображения, немного углублённые в камне.
Пример: О. Сицилия. Акробаты. Напольный набросок. скорее всего ритуал.
Т. Е. В искусстве появляется образ человека, но произошла утрата реализма, художник освободил изображение человека от всего, с его точки зрения, лишнего. Человек для него – воплощение движения. Появляется композиция.
Климатические изменения, произошедшие в мезолите, изменили форму жизни, существовавшую в то время. Отступление ледников и потепление изменило флору и фауну. Начали появляться леса, умирают некоторые виды животных – мамонты, северные олени, бизоны. С тех пор частыми объектами охоты являются кабаны, олени, лоси, косуля, зубр, водоплавающие птицы. Большое значение приобретает рыболовство. Люди начинают переселяться к побережью морей. Но самым большим обстоятельством было все большее распространение земледелия. Люди начали вести оседлый образ жизни и приступили к первому строению постоялых поселений.
До эпохи Мезолита в искусстве изображение человека редко встречалось относительно животных. Теперь же все изменилось. Одомашнивание скота привело к тому, что животные в искусстве заняли скромное место. Теперь в центре внимания – это человек. Только не просто человек, а член определенной общественной группы, то есть положение фигуры внутри сообщества. Человек – это центр окружающего мира, это хозяин. Животное же – это только подчиненный.
Но все же сохраняется контраст между изображением животного, натуралистического, близком к реальности и человека. Чья фигура подвергается сильной геометрической стилизации.
Изображение человека схематично. Художника привлекают действия и движения. Изображаются сцены охоты, ритуальные танцы, военные действия.
В изображениях появляется информативность.
Росписи теперь выходят из пещер и рисуются на открытой местности – скалах или же камнях, но все же в труднодоступных местах. Цвет – в основном используется красная охра. Другие цвета встречаются реже. К деталям уже нет такого интереса, какой проявлялся в верхнем палеолите. Изображение человека в основном – в группах.
ОТЛИЧИЕ ОТ ПАЛЕОЛИТА:
В палеолите все посвящено деталям, тогда как в мезолите деталям уделено меньшее место.
В Мезолите главное место и главную роль играет движение, какое-то действие, осуществляемое людьми, присутствует связность, общность, тогда как в палеолите – хаотичное изображение животных.
Происходит появление петроглифов. Петроглифы носят гравированный характер. Изображается на камнях, изображения, вырезанные из камня.
Азербайджан.
-Свойственны изображения женщин
-Фигурки женщин из известняка.
-Петроглифы.
Гобустан (страна оврагов)
-На скалах – разновременные петроглифы
-Женские и мужские фигуры нарисованы глубокими и резными линиями.
-Много изображений быков, мапалов, хищников, пресмыкающихся, насекомых.
-Изображение лодок и всяких знаков.
6. Искусство эпохи неолита. «Неолитическая революция.» Раннеземледельческие культуры: Триполье, Чатал Хююк, Иерихон. Керамика. Орнаментальные мотивы: происхождение и смысл.
Новый каменный век.V – III тыс. до н. э.
Оседлый образ жизни.
Происходит «неолитическая революция» - технологический переворот.
Люди занимаются не только охотой и собирательством, но и производящими формами хозяйства: земледелие, рыболовство, скотоводство, зарождаются ремёсла.
Усложняется картина мироздания, представление о роли человека,
Усложняются ритуалы, религиозная деятельность. Выделяется духовная деятельность (из производственной). Разрушается синкретизм первобытности.
Общественные изменения: усиление родовых общин, возрастает культ мужчины (от матриархата к патриархату), появляется родовая аристократия, сословия, (вожди, воины).
Люди осваивают водное пространство. Появляются лодки, корабли. Расширяется представление о мире.
Неравномерное развитие. В местах с благоприятным климатом появляются города, развиваются скотоводство и земледелие. В долинах рек (Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Ганг и др.) появляются государства. На севере – охота и земледелие.
Изобразительное искусство становится УСЛОВНО-СХЕМАТИЗИРОВАННЫМ, ЗНАКОВЫМ. Наскальные росписи исчезают, появляются орнаменты, художественные знаки, ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ СИСТЕМА.
Мир воспринимался иначе. Мир – возделанная
Стационарные поселения, которые постепенно разрастаются, кирпич-сырец, дикий камень, дерево, тростник, постройки на большую высоту
2 основных типа планировки пр-ва: глин. модель жилища Треполья
Радиально-центрическая (Триполье)
Регулярная (Чатал-Хююк)
В эпохе неолита люди ведут оседлый образ жизни. Перебравшись на побережья, появилось рыболовство. Развивается скотоводство, земледелие. Неолит – «новый камень», эпоха полированного камня. Это первая техническая революция в истории человечества.
Появляются новые виды хозяйства – ремесленничество. Усложняются ритуальные действия – изменяются ритуальные действия, ритуальные понятия, появляются вопросы о месте человека в этой жизни.
В неолите так же появляются новые черты общественной жизни.
-переход от матриархата к патриархату.
-Новые черты жилья
-Появляются вожди
-Появляются сословия (жрецы, ремесленники)
Множество новых изобретений появляются в этой эпохе: изобретения лодок, первых кораблей.
Неолит не равномерен:
-На территории средиземноморья, средней Азии (с хорошими климатическими условиями) хорошо развивается Сельское хозяйство.
-На территориях Сибири (в местах, где леса) хорошо развито охота, рыболовство.
Искусство схематично, начинают исчезать наскальные рисунки.
Искусство переходит от художественной схемы к знакам. Переходят к орнаменту, к росписи сосудов со всем его магическим значением или же декоративным.
Духовная деятельность отделяется от искусства. Теперь это разные вещи, происходит специализация. Раньше – сливались воедино.
Одним из важнейших технических изобретений является гончарство, изобретение керамики. С глубокой древности у людей были емкости из камня, но сосудов в полном смысле этого слова, в которые можно было бы налить какую-либо жидкость и хранить, не было.
Выбор глины как материала для использования, наверняка, был делом случая, как и во всех других изобретениях человечества.
Керамика очень быстро вошла в обиход человечества. Посредством «моды», керамика видоизменялась по форме, и по декоративным качествам.
Неолитическая культура
Чатал Хююк, Иерихон, Триполье.
Тут формируются поселения. Мир- это выделенная территория. Мать – земля. Проявляются культы подземных богов.
Начинают появляться дома в 2-3 этажа. Делаются из кирпича, сушатся на Солнце.
Образуются дворы – сетка, скрещивание дорог – регулярная планировка.
Трипольская культура.
Центр – площадь, где проводились собрания – радиально – центрическая планировка.
Ночью выпускают общинный скот.
Центр ограничен.
Неолитическая скульптура.
Первые образцы неолитической скульптуры связаны с погребальным культом и несли в себе символический характер. В городах Иерихон (Анатолия) и Чатал Хююк (Турция) были найдены черепа людей и животных, украшенные перламутровыми инкрустациями и покрытые слоем глины, расписанным красной охрой.
Женские статуэтки.
Скульптуры женщин, связанные с культом материнства, встречаются как на Ближнем Востоке, так и в европейском ареале. В городах Чатал Хююк происходят такие первый изображения из камня и глины. Это изображения женщин – иногда беременных - с преувеличенными размерами груди и бедер.