ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- центральная тема в искусстве мезолита – человек.

- изображение становится более схематичным.

- художника привлекает движение.

- появляются многофигурные связанные композиции. Впервые – связанные композиции

- художник изображает сцены охоты, ритуальных танцев, военных действий

- изображения информативны, повествовательны. Форма оценивается не только как символ, но и как средство передачи информации.

- наскальные изображения становятся небольшими, тяготение к большому проходит

- нарастает стилизация, схематизация фигур

- появляются росписи на открытых скалах под скалистым карнизом, гравировки на камнях. (Италия, Испания, Кавказ). Все они однотипны. Почти нет расписных пещер.

Пример: Восточная Испания; Валенсия, Барселона.

- росписи обычно одноцветны. Красная охра, чёрный, реже - белый. Красители – марганец, угольная зола. Краски в жидком виде (кровь, яичный белок, возможно мёд) наносили на поверхность скалы деревян. палочками.

- изображения плоскостные, без объёма. Рисунки без деталей.

- Центральное место – сцены охоты, преобладает человеческий (мужской) образ. Всё внимание поглощает действие: охотники преследуют добычу, на бегу посылая в нее град стрел, фигуры стремятся догнать животных и т. д. Появляются изображения военных столкновений между племенами.

изображается так же и собака.

Преобладают композиции по 5 или 7 фигур – эти цифры носят сакральный характер.

Примеры:

1. ущелье Вальторта. Испания. Наскальная живопись. Охотники со стрелами против оленей.

-Передано движение, действие, осуществляемое лучниками.

-Комплексная связность.

Лучник натягивает лучину лука.

-Хорошо передано движение

-Изображение стилизованно.

-Видна попытка передать ракурс.

-Изображение полностью покрыто краской - сажей.

2. восток Испании. Охотник, стреляющий в оленя.

-Видно, что в жизни человека появляется собака. Лучник целится в

оленя, собака подбегает сзади. -Опять же действие.

Изображения женщин встречаются редко. Они – статичны, безжизненны. Пример: мать и дитя.

Передана фактура одежды.


Охота на кабанов.

-Хорошо передано движение

Появляются петроглифы – изображения, немного углублённые в камне.

Пример: О. Сицилия. Акробаты. Напольный набросок. скорее всего ритуал.

Т. Е. В искусстве появляется образ человека, но произошла утрата реализма, художник освободил изображение человека от всего, с его точки зрения, лишнего. Человек для него – воплощение движения. Появляется композиция.

Климатические изменения, произошедшие в мезолите, изменили форму жизни, существовавшую в то время. Отступление ледников и потепление изменило флору и фауну. Начали появляться леса, умирают некоторые виды животных – мамонты, северные олени, бизоны. С тех пор частыми объектами охоты являются кабаны, олени, лоси, косуля, зубр, водоплавающие птицы. Большое значение приобретает рыболовство. Люди начинают переселяться к побережью морей. Но самым большим обстоятельством было все большее распространение земледелия. Люди начали вести оседлый образ жизни и приступили к первому строению постоялых поселений.

До эпохи Мезолита в искусстве изображение человека редко встречалось относительно животных. Теперь же все изменилось. Одомашнивание скота привело к тому, что животные в искусстве заняли скромное место. Теперь в центре внимания – это человек. Только не просто человек, а член определенной общественной группы, то есть положение фигуры внутри сообщества. Человек – это центр окружающего мира, это хозяин. Животное же – это только подчиненный.

Но все же сохраняется контраст между изображением животного, натуралистического, близком к реальности и человека. Чья фигура подвергается сильной геометрической стилизации.

Изображение человека схематично. Художника привлекают действия и движения. Изображаются сцены охоты, ритуальные танцы, военные действия.

В изображениях появляется информативность.

Росписи теперь выходят из пещер и рисуются на открытой местности – скалах или же камнях, но все же в труднодоступных местах. Цвет – в основном используется красная охра. Другие цвета встречаются реже. К деталям уже нет такого интереса, какой проявлялся в верхнем палеолите. Изображение человека в основном – в группах.

ОТЛИЧИЕ ОТ ПАЛЕОЛИТА:

В палеолите все посвящено деталям, тогда как в мезолите деталям уделено меньшее место.

В Мезолите главное место и главную роль играет движение, какое-то действие, осуществляемое людьми, присутствует связность, общность, тогда как в палеолите – хаотичное изображение животных.


Происходит появление петроглифов. Петроглифы носят гравированный характер. Изображается на камнях, изображения, вырезанные из камня.

Азербайджан.

-Свойственны изображения женщин

-Фигурки женщин из известняка.

-Петроглифы.

Гобустан (страна оврагов)

-На скалах – разновременные петроглифы

-Женские и мужские фигуры нарисованы глубокими и резными линиями.

-Много изображений быков, мапалов, хищников, пресмыкающихся, насекомых.

-Изображение лодок и всяких знаков.


6. Искусство эпохи неолита. «Неолитическая революция.» Раннеземледельческие культуры: Триполье, Чатал Хююк, Иерихон. Керамика. Орнаментальные мотивы: происхождение и смысл.

Новый каменный век.V – III тыс. до н. э.

Оседлый образ жизни.

Происходит «неолитическая революция»­ - технологический переворот.

  1. Люди занимаются не только охотой и собирательством, но и производящими формами хозяйства: земледелие, рыболовство, скотоводство, зарождаются ремёсла.

  2. Усложняется картина мироздания, представление о роли человека,

  3. Усложняются ритуалы, религиозная деятельность. Выделяется духовная деятельность (из производственной). Разрушается синкретизм первобытности.

  4. Общественные изменения: усиление родовых общин, возрастает культ мужчины (от матриархата к патриархату), появляется родовая аристократия, сословия, (вожди, воины).

  5. Люди осваивают водное пространство. Появляются лодки, корабли. Расширяется представление о мире.

  6. Неравномерное развитие. В местах с благоприятным климатом появляются города, развиваются скотоводство и земледелие. В долинах рек (Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Ганг и др.) появляются государства. На севере – охота и земледелие.

  7. Изобразительное искусство становится УСЛОВНО-СХЕМАТИЗИРОВАННЫМ, ЗНАКОВЫМ. Наскальные росписи исчезают, появляются орнаменты, художественные знаки, ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ СИСТЕМА.

  8. Мир воспринимался иначе. Мир – возделанная

Стационарные поселения, которые постепенно разрастаются, кирпич-сырец, дикий камень, дерево, тростник, постройки на большую высоту

2 основных типа планировки пр-ва: глин. модель жилища Треполья

  • Радиально-центрическая (Триполье)

  • Регулярная (Чатал-Хююк)

В эпохе неолита люди ведут оседлый образ жизни. Перебравшись на побережья, появилось рыболовство. Развивается скотоводство, земледелие. Неолит – «новый камень», эпоха полированного камня. Это первая техническая революция в истории человечества.

Появляются новые виды хозяйства – ремесленничество. Усложняются ритуальные действия – изменяются ритуальные действия, ритуальные понятия, появляются вопросы о месте человека в этой жизни.


В неолите так же появляются новые черты общественной жизни.

-переход от матриархата к патриархату.

-Новые черты жилья

-Появляются вожди

-Появляются сословия (жрецы, ремесленники)

Множество новых изобретений появляются в этой эпохе: изобретения лодок, первых кораблей.

Неолит не равномерен:

-На территории средиземноморья, средней Азии (с хорошими климатическими условиями) хорошо развивается Сельское хозяйство.

-На территориях Сибири (в местах, где леса) хорошо развито охота, рыболовство.

Искусство схематично, начинают исчезать наскальные рисунки.

Искусство переходит от художественной схемы к знакам. Переходят к орнаменту, к росписи сосудов со всем его магическим значением или же декоративным.

Духовная деятельность отделяется от искусства. Теперь это разные вещи, происходит специализация. Раньше – сливались воедино.

Одним из важнейших технических изобретений является гончарство, изобретение керамики. С глубокой древности у людей были емкости из камня, но сосудов в полном смысле этого слова, в которые можно было бы налить какую-либо жидкость и хранить, не было.

Выбор глины как материала для использования, наверняка, был делом случая, как и во всех других изобретениях человечества.

Керамика очень быстро вошла в обиход человечества. Посредством «моды», керамика видоизменялась по форме, и по декоративным качествам.

Неолитическая культура

Чатал Хююк, Иерихон, Триполье.

Тут формируются поселения. Мир- это выделенная территория. Мать – земля. Проявляются культы подземных богов.

Начинают появляться дома в 2-3 этажа. Делаются из кирпича, сушатся на Солнце.

Образуются дворы – сетка, скрещивание дорог – регулярная планировка.

Трипольская культура.

Центр – площадь, где проводились собрания – радиально – центрическая планировка.

Ночью выпускают общинный скот.

Центр ограничен.

Неолитическая скульптура.

Первые образцы неолитической скульптуры связаны с погребальным культом и несли в себе символический характер. В городах Иерихон (Анатолия) и Чатал Хююк (Турция) были найдены черепа людей и животных, украшенные перламутровыми инкрустациями и покрытые слоем глины, расписанным красной охрой.

Женские статуэтки.

Скульптуры женщин, связанные с культом материнства, встречаются как на Ближнем Востоке, так и в европейском ареале. В городах Чатал Хююк происходят такие первый изображения из камня и глины. Это изображения женщин – иногда беременных - с преувеличенными размерами груди и бедер.