ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1 Вопрос. Первобытное искусство.

2 Вопрос. Палеолит.

3 Вопрос. Изобразительное искусство мезолита и неолита.

4 Вопрос. Искусство эпохи бронзы.

5 Вопрос. Архитектура Древнего Египта.

6 Вопрос. Скульптура Древнего Египта.

7 Вопрос. Живопись и рельеф в искусстве Древнего Египта.

8 Вопрос. Изобразительное искусство стран Передней Азии.

9 Вопрос. Эгейское искусство.

10 Вопрос. Гомеровский период в искусстве Древней Греции.

11 Вопрос. Греческая Архаика.

12 Вопрос. Искусство классического периода.

13 Вопрос. Искусство эпохи эллинизма.

14 Вопрос. Архитектура и скульптура Древнего Рима.

15 Вопрос. Византийское искусство.

16 Вопрос. Архитектура Византии. Типы христианских храмов.

17 Вопрос. Период иконоборчества в живописи Византии.

18 Вопрос. Византийская живопись XV в.

19 Вопрос. Каноны в византийской иконографии.

20 Вопрос. Дороманское искусство. (V – XII вв.)

21 Вопрос. Романский стиль в Архитектуре (XI – XII вв.)

22 Вопрос. Искусство дохристианской Руси IX – X в.

23 Вопрос. Искусство монументального историзма (конец X – XI в.)

24 Вопрос. Первые христианские церкви X в.

25 Вопрос. Устройство крестово-купольного типа христианского храма. Устройство базиликального типа христианского храма.

26 Вопрос. Система храмовой росписи.

27 Вопрос. Система древнерусской скульптуры.

28 Вопрос. Архитектура Киевской Руси XI в.

29 Вопрос. Живопись Киевской Руси XI в.

30 Вопрос. Придворно – княжеский жанр архитектуры XII в.

31 Вопрос. Древнерусская живопись XII – XIII вв.

32 Вопрос. Скульптура и декоративно – прикладное искусство XII – XIII вв.

33 Вопрос. Архитектура Новгорода и Пскова XIII – XV вв.

Самыми интересными памятниками киевской скульптуры XI в. являются четыре рельефа, сохранившиеся в соборе Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве и в Киево-Печерской лавре. Предполагается, что два рассматриваемых рельефа попали в Михайловский монастырь из более раннего Дмитриевского, располагавшегося поблизости.

Рельефы из Дмитриевского монастыря представляют собой большие (около 1,2x2,3 м) шиферные плиты, изображающие святых всадников, едущих навстречу друг другу. Всадники одеты в панцыри, поверх которых накинуты развевающиеся плащи. В руках у них копья и щиты. На одной из плит левый всадник ударом копья пронзает поверженного на землю человека, облаченного в военные доспехи — панцырь и островерхий шлем. Правый всадник изображен в более спокойной, статичной позе. Он не скачет, как левый, а неторопливо едет навстречу, положив копье на плечо. Правая рука всадника, на которую одет щит, благословляет победителя. Вокруг голов всадников — нимбы — признаки святости. Вся композиция взята в прямоугольное обрамление. I Левый всадник, по мнению исследователей, изображает Дмитрия Солунского, поражающего копьем императора Максимилиана, а правый, видимо, св. Меркурий.

Второй рельеф (1,12x2,18 м) из Дмитриевского монастыря изображает святых всадников-змееборцев, едущих навстречу друг другу. Они одеты в панцыри и развевающиеся плащи. В руках копья, которыми всадники поражают извивающихся у ног коней змеев. По композиции и исполнению рельеф близок первому: те же позы коней и всадников, характерные изгибы развевающихся плащей, нимбы вокруг головы и др. Рельеф изображает св. Георгия-Змееборца и Федора Стратилата.

Рельефы из Киево-Печерской лавры выполнены из того же материала — овручского шифера. На первом из них изображен юноша атлетического телосложения, раздирающий пасть льву. На плечи юноши наброшен развевающийся плащ. За его спиной дерево. Лев изображен довольно неумело: его голова скорее напоминает вепря, а не льва. Рельеф взят в профилированное обрамление. Сюжет плиты — борьба античного героя Геракла с нимейским львом.

Второй рельеф изображает льва и львицу, запряженных в колесницу, на которой возлежит одетый в короткую одежду юноша с диадемой на голове Относительно персонификации человека, едущего на колеснице, высказывались различные мнения. Ввиду того что некоторые исследователи усматривали в нем женщину, долгое время считалось, что это Кибела — мать богов, ездившая на львах. В последнее время удалось уточнить содержание рельефа. На нем изображен триумф Диониса (Вакха) — античный мифологический сюжет, находящий убедительное подтверждение в резьбе византийских ларцев X— XII вв.


Рельефы первоначально, видимо, украшали стены дворца в княжеской загородной резиденции в с. Берестово или же были вмурованы у западного портала главной церкви Киево-Печерского монастыря.

Четыре киевских рельефа, выполненных из одинакового материала в технике плоского рельефа, будучи вмурованными в стены зданий, видимо, несли охранительные функции. Украшение подобными рельефами фасадов культовых построек известно в Армении, Грузии, Венеции и др.

Художественное творчество народа древней Руси, видимо, наиболее ярко проявлялось в резьбе по дереву ввиду того, что именно из этого материала изготовлялось большинство предметов хозяйства и быта. Имеются сведения, что даже фасады древнерусских срубных построек украшались богатой орнаментальной резьбой, ею покрывались лодки, сани, возы и др. Однако из-за нестойкости де рева изделия древнерусских маете ров из этого материала дошли до нашего времени в очень малом количестве. Изредка они встречаются при раскопках в Новгороде, Бресте, Старой Руссе и Киеве. Как и в резьбе на камне, в древнерусской орнаментации по дереву получили распространение плоский рельеф с преимущественно геометрическими фигурами.

В Киеве обнаружены древние косторезные мастерские и предметы, в них изготовлявшиеся: гребешки, пуговицы, резные шкатулки, образку ложки, ручки для ножей и др.


33 Вопрос. Архитектура Новгорода и Пскова XIII – XV вв.