ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2024

Просмотров: 129

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1 Вопрос. Первобытное искусство.

2 Вопрос. Палеолит.

3 Вопрос. Изобразительное искусство мезолита и неолита.

4 Вопрос. Искусство эпохи бронзы.

5 Вопрос. Архитектура Древнего Египта.

6 Вопрос. Скульптура Древнего Египта.

7 Вопрос. Живопись и рельеф в искусстве Древнего Египта.

8 Вопрос. Изобразительное искусство стран Передней Азии.

9 Вопрос. Эгейское искусство.

10 Вопрос. Гомеровский период в искусстве Древней Греции.

11 Вопрос. Греческая Архаика.

12 Вопрос. Искусство классического периода.

13 Вопрос. Искусство эпохи эллинизма.

14 Вопрос. Архитектура и скульптура Древнего Рима.

15 Вопрос. Византийское искусство.

16 Вопрос. Архитектура Византии. Типы христианских храмов.

17 Вопрос. Период иконоборчества в живописи Византии.

18 Вопрос. Византийская живопись XV в.

19 Вопрос. Каноны в византийской иконографии.

20 Вопрос. Дороманское искусство. (V – XII вв.)

21 Вопрос. Романский стиль в Архитектуре (XI – XII вв.)

22 Вопрос. Искусство дохристианской Руси IX – X в.

23 Вопрос. Искусство монументального историзма (конец X – XI в.)

24 Вопрос. Первые христианские церкви X в.

25 Вопрос. Устройство крестово-купольного типа христианского храма. Устройство базиликального типа христианского храма.

26 Вопрос. Система храмовой росписи.

27 Вопрос. Система древнерусской скульптуры.

28 Вопрос. Архитектура Киевской Руси XI в.

29 Вопрос. Живопись Киевской Руси XI в.

30 Вопрос. Придворно – княжеский жанр архитектуры XII в.

31 Вопрос. Древнерусская живопись XII – XIII вв.

32 Вопрос. Скульптура и декоративно – прикладное искусство XII – XIII вв.

33 Вопрос. Архитектура Новгорода и Пскова XIII – XV вв.

26 Вопрос. Система храмовой росписи.

Система храмовой росписи складывалась постепенно и к Х в. сложилась в стройную богословскую систему, которой придерживались в странах византийской оринетации, в том числе и на Руси.

Система росписи начинает развиваться сверху, от купола. Воспринимая пространство купола как реальное небо, в древних храмах и в нем помещали композицию "Вознесение". Реже здесь располагали сцену "Крещение". Постепенно каноном утвердилось изображение Христа-Пантократора. Обычно это поясная композиция, в которой Христос в одной руке держит Книгу, а другой благословляет мир. Этот образ можно видеть и в Софии Киевской, Софии Новгородской и др. Образ Христа Вседержителя показывает Бога Творящего и Спасающего, держащего мир в своих руках.

В круге славы - силы небесные - архангелы, серафимы, херувимы, предстоящие пред Небесным Престолом. Далее в барабане располагаются пророки, ветхозаветные избранники, слышавшие голос Бога и сообщавшие избранному народу Божью волю.

Купол соединялся с четвериком при помощи парусов - конструктивных элементов полусферической формы, которые заполняют углы, образующиеся на стыке кубического тела храма и цилиндрического барабана. На паруса, осмысленных как соединение земной и небесной сфер, обычно располагаются изображения евангелистов, которые также соединяли землю и небо, распространяя Благую весть.

На арках обычно располагают апостолов, посланных Господом в мир, проповедовать Евангелие. На столбах, на которые опираются арки и своды, изображаются святые подвижники - мучеики и воины, "столпы" Церкви. Своим подвигом они держат Церковь, как столбы держат своды храма. На сводах и стенах располагаются сцены из Ветхого Завета и Нового Завета, жития Богородицы и святых, из истории Церкви. Состав сцен зависит от богословской программы храма. Так, в храмах посвященнжых Богородице, преобладающими будут сцены из жизни Девы Марии, тема Акафиста, например, роспись Рождества Богородицы в Ферапотове. Никольский храм будет содержать сцены из жизни Николы, Сергиевский - из жития пр. Сергия.

Росписи располагаются ярусами, что свидетельствует об иерархичности мира. Верхние регистры отведены главным событиям - жизни Христа и Богородицы, чуть ниже - Ветхий Завет, житийные сцены, еще ниже вселенские соборы, как отражение жизни Церкви.

Нижний ярус нередко выстроен из единичных фигур - либо святые отцы, богословский фундамент Церкви, либо святые князья, иноки, столпники, т.е. те, кто в духовной брани стоят на страже Церкви. В Архиерейском Соборе Московсквого Кремля в нижнем ряду изображены московские князья, и не только святые. Таким образом, реальная история государства включалась в Священную историю и историю Церви.


Внизу, по периметру храма, опоясывающей лентой располагаются декоративные "полотенца" - символическое напоминание того, что храм имеет прообразом своим иерусалимскую горницу, где Христос вместе с учениками совершил Тайную вечерю.

Росписи восточной части отличаются от западной. Восточная часть посвящена Христу и Богородице. Сферическая форма апсиды символически воспринимается, как Вифлиемская пещера, в которой родился Спаситель, и в то же время - гроб, из которого вышел Воскресший Христос. Апсиды напоминают также катакомбы, где на могилах мучеников нередко служили литургию христиане.

В ранних храмах, когда алтарная преграда была невысокой, в конце апсиды располагался главный храмовый образ - Христос-Пантократор, нередко на троне, в образе Царя Царей, или Богоматерь в виде Оранты, или восседающая с Младенцем на троне как Царица Небесная. Например, "Богоматерь Нерушимая стена" из Софии Киевской. Позже, когда преграды стали закрывать алтарное и пространство апсиды, место алтарного образа заняла композиция "Воскресение Христово".

В алтаре совершается евхаристия, поэтому на восточной стене возникает композиця "Причащение апостолов" или "Тайная вечеря" с толкованием литургическим и историческим соответственно. В некоторых храмах в алтарной части помещается композиция "Литургия святых отцов". Когда появился иконостас, сцена евхаристии была перенесена на его фасад и располагается над Царскими вратами.

Нижний ярус нередко занимали фигуры святых отцов, творцов литургии, гимнографии, богословов. Они как бы совершают литургию вместе со священником. на плоской части восточной стены, как правило, изображают Благовещение: справа Арханегл Гавриил, слева - Богородица (Святая София в Киеве IX в, Марфо-Мариинская обитель ХХ в).

Если в восточной части сосредоточены темы, касающиеся Воплощения и Спасения, то в западной - начало и конец мира. Часто изображается композиция на тему Шестоднева. Наиболее важная композиция западной стены - "Страшный суд". Человек, выходя из храма, должен помнить о смертной часе и своей ответственности перед Богом. Прослеживается закономерность в историческом плане: чем древнее храм, тем более светло трактуется тема западной стены. И, наоборот, в более поздних храмах тема наказания грешников звучит все нагляднее. Например, в трактовке западной части Успенского собора во Владимире А. Рублева. Его "Страшный суд" написан как светлое радостное ожидание грядущего Спасителя. И, напротив, ярославские и костромские росписи XVII в. изображают мучения грешников весьма изощренно.


Итак, храмовые росписи - это образ мира, которые включают историю (Священную историю, историю Церкви и страны), метаисторию (сотворение мира и его конец). Они символически передают устройство и иерархию мира, несут благовествование, отражают историю спасения Словом. Роспись является книгой о важных вещах, пищей для ума и сердца.


27 Вопрос. Система древнерусской скульптуры.

На протяжении долгих веков на Руси развивалось, совершенствовалось искусство резьбы по дереву, позднее – по камню. Деревянные резные украшения вообще стали характерной чертой жилищ горожан и крестьян, деревянных храмов.

Вторая половина XII и XIII век- эпоха феодальной раздробленности на Руси, ослабления централизации политической власти. Трудами реставраторов и археологов восстанавливается картина высоких достижений культуры и искусства удельных городов.

Периодом наивысшего расцвета монументально-декоративной скульптуры Древней Руси была вторая половина XII века. В это время особую силу приобрело Владимиро-Суздальское княжество, претендовавшее стать новым (после Киева) центром Руси. Белокаменная резьба Владимиро-Суздальской Руси, особенно времени Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо, в украшениях дворцов, соборов стала примечательной чертой древнерусского искусства вообще. Города Владимир (с пригородом Боголюбове), Суздаль, Юрьев-Польской обстраиваются великолепными белокаменными зданиями, а светская и демократическая направленность местной культуры открывала широкий доступ на их фасады белокаменной же пластики. Можно смело сказать, что фасадная скульптура стала носительницей новых общественных идеалов, служа своего рода каменной книгой для неграмотных.

Древнерусская скульптура существовала в виде декоративной резьбы по камню и дереву и была в большинстве случаев полихромной (т.е, как западноевроепская скульптура, расписывалась темперой или масляными красками). Пластическому воплощению подлежали в основном образы святых, главное внимание уделялось лику, а формы тела укрывались под одеждами, из-за чего фигуры выглядят плоскими.

Прекрасной резьбой славились утварь и посуда. В искусстве резчиков с наибольшей полнотой проявлялись русские народные традиции, представления русичей о прекрасном и изящном. Знаменитый художественный критик второй половины XIX - начала XX в. Стасов писал: "Есть еще пропасть людей, которые воображают, что нужно быть изящным только в музеях, в картинах и статуях, в громадных соборах, наконец, во всем исключительном, особенном, а что касается до остального, то можно расправляться как ни попало - дескать, дело пустое и вздорное... Нет, настоящее, цельное, здоровое в самом деле искусство существует лишь там, где потребность в изящных формах, в постоянной художественной внешности простерлась уже на сотни тысяч вещей, ежедневно окружающих нашу жизнь". Древние русичи, окружая свою жизнь постоянной скромной красотой, давно подтвердили справедливость этих слов. Это касалось не только резьбы по дереву и камню, но и многих видов художественных ремесел.


Монументальная скульптура появилась в Киеве вместе с началом каменного зодчества, в конце Х века. В последнее время стал известен интереснейший рельеф богоматери Одигитрии, украшавший, по-видимому, фасад Десятинной церкви, построенной в 989—996 годах. Он дополняет группу ранее известных монументальных рельефов, изображающих Геракла, борющегося с немейским львом, Диониса, везомого на колеснице парой львов, и две группы конных святых воинов. Выполненные из кpасного шифера, они имеют довольно большие размеры.

Было бы наивным утверждать, что этот новый, вид монументальной скульптуры был изобретен русскими мастерами в связи с постройкой в Киеве первых больших каменных зданий. Работавшие здесь мастера (приезжие и местные) наследовали богатейший опыт Византии, Грузии и других близлежащих стран с развитой художественной культурой. Но как могло получиться, что люди, лишь в недавнем прошлом удовлетворявшиеся лицезрением столпообразных истуканов типа - Збручскего идола (вероятно, такой была и статуя Перуна), стали способны к восприятию сложного образа Одигитрии или рафинированного Диониса.

По-видимому, мы должны представить себе в мысленной реконструкции довольно большой исторический период, в течение которого еще задолго до христианизации Руси восточноевропейская скульптура овладевала новым миром антропоморфических художественных образов. И действительно, есть основания считать, что варварская скульптура тоже пережила нечто похожее на греческую архаику. Имеется в виду интереснейший монументальный рельеф, высеченный на скале у р. Бушка (приток среднего течения Днестра), до сих пор еще плохо разгаданный. Изображение молящегося на коленях перед “древом жизни” человека говорит о сложности религиозных представлений людей, для которых предназначался рельеф. О достаточной пластической свободе мастера можно судить по изображению фигуры в профиль. В рельефе чувствуются влияния боспорской скульптуры. Но гуннское нашествие, очевидно, прервало эти ростки юного искусства. В послегуннское время, славянам пришлось начинать пластическое творчество как бы сначала.

Историки древнерусского искусства любят повторять довольно спорный тезис, что вековая резьба славянских мастеров по дереву приучила их к некоему “плоскостному мышлению”. Это противоречит историческому ходу вещей. Не резьба по дереву, а сведение скульптуры к второстепенной и третьестепенной роли украшения деталей зданий действительно низвело пластическое творчество к, своего рода, архитектурному орнаменту. Древние скульпторы, как видно по тому же бушскому рельефу, мыслили не орнаментально, а пластически. Гильфердинг, оставивший нам описание фасадной резьбы славянских языческих храмов, говорит именно о круглой скульптуре. Вероятно, она была выполнена в духе тех изделий деревянной пластики, которые от Х века сохранила нам земля Великого Новгорода. Поэтому переход упомянутых выше киевских мастеров к монументальной скульптуре нового антропоморфного содержания был труден не технически, а в смысле образности.