ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2024
Просмотров: 116
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1 Вопрос. Первобытное искусство.
3 Вопрос. Изобразительное искусство мезолита и неолита.
4 Вопрос. Искусство эпохи бронзы.
5 Вопрос. Архитектура Древнего Египта.
6 Вопрос. Скульптура Древнего Египта.
7 Вопрос. Живопись и рельеф в искусстве Древнего Египта.
8 Вопрос. Изобразительное искусство стран Передней Азии.
10 Вопрос. Гомеровский период в искусстве Древней Греции.
12 Вопрос. Искусство классического периода.
13 Вопрос. Искусство эпохи эллинизма.
14 Вопрос. Архитектура и скульптура Древнего Рима.
15 Вопрос. Византийское искусство.
16 Вопрос. Архитектура Византии. Типы христианских храмов.
17 Вопрос. Период иконоборчества в живописи Византии.
18 Вопрос. Византийская живопись XV в.
19 Вопрос. Каноны в византийской иконографии.
20 Вопрос. Дороманское искусство. (V – XII вв.)
21 Вопрос. Романский стиль в Архитектуре (XI – XII вв.)
22 Вопрос. Искусство дохристианской Руси IX – X в.
23 Вопрос. Искусство монументального историзма (конец X – XI в.)
24 Вопрос. Первые христианские церкви X в.
26 Вопрос. Система храмовой росписи.
27 Вопрос. Система древнерусской скульптуры.
28 Вопрос. Архитектура Киевской Руси XI в.
29 Вопрос. Живопись Киевской Руси XI в.
30 Вопрос. Придворно – княжеский жанр архитектуры XII в.
31 Вопрос. Древнерусская живопись XII – XIII вв.
32 Вопрос. Скульптура и декоративно – прикладное искусство XII – XIII вв.
С началом феодального дробления Руси и возникновением новых центров начинают складываться местные школы живописи. Во Владимире, Новгороде киевская традиция постепенно перерабатывается, искусство становится все / более самобытным. Развитие идет в двух направлениях.
С одной стороны, все сильнее сказывается влияние церкви, роль которой в годы напряженной борьбы Киева с сепаратистскими тенденциями местных княжеств сильно возрастает. Церковь ведет борьбу с пережитками язычества, за чистоту и строгость христианских обрядов. Образы святых становятся более суровыми, аскетичными. Богатство светотеневой лепки ранних киевских мозаик и фресок сменяется подчеркнутой линейностью, усиливающей плоскостный характер изображений. С другой стороны, в искусство местных школ все интенсивнее проникают влияния народной, древнеславянской культуры.
Среди дошедших до нас самых ранних новгородских икон имеются шедевры мирового значения. Таков, например, «Ангел Златые власы», написанный, вероятно, в конце XII в. По всей вероятности – это фрагмент деисусного чина. Глубокая одухотворенность печального лика с огромными глазами делает образ иконы чарующе-прекрасным. Какая высокая, чистая красота в этом незабываемом образе! Еще явственна печать Византии и нечто подлинно эллинское светится в прекрасном овале лица с нежным румянцем под волнистыми волосами, разделанными золотыми нитями. Но печаль в глазах, такая лучистая и глубокая, вся эта милая свежесть, вся эта волнующая красота не есть ли уже отражение русской души. Готовой осознать свой особый удел с его трагическими испытаниями?
Черты художественной киевской традиции еще сохраняются в ряде икон XII—начала XIII века, происходящих главным образом из Новгорода. Таков «Спас Нерукотворный» (лицо Христа, изображенное на плате) из Успенского собора Московского Кремля (XII век,). Эта икона имела особое почитание в Новгороде и была прославленным образом. Об этом свидетельствует одна из новгородских рукописей XIII века (Захарьевский пролог). Суровый лик Христа с огромными глазами написан в оливково - желтой гамме. Ее сдержанность оживляется красной подрумянкой щек, а также лба и контура ^носа, по-разному изогнутые брови придают лику Христа
Особую выразительность, подобно тому, как асимметрия, кривизна линий наделяют особой пластической выразительностью новгородские храмы.
Главный, центральный образ всего древнерусского искусства образ Иисуса Христа, Спаса, как его называли на Руси. Спаситель (Спас) - это слово абсолютно точно выражает представление о нем христианской религии. Она учит, что Иисус Христос - Человек и одновременно Бог, и Сын Божий, перенесший спасение человеческому роду.
Традиционно расположены на любом его изображении по обеим сторонам от головы IC XC - обозначение словом его личности, сокращенное обозначение его имени - Иисус Христос ("Христос" по-гречески - помазанник, посланник Божий). Также традиционно окружает головы Спаса нимб - круг, чаще всего золотой, - символическое изображение исходящего от него света, света вечного, потому и обретающего круглую безначальную форму. Нимб этот в память о принесенной им за людей крестной жертве всегда расчерчен крестом.
В древности в византийском искусстве сложились чисто художественные, живописные приемы, позволяющие раскрыть одухотворяющее, божественное начало в самих чертах, в самом реальном облике Иисуса Христа. Эти приемы на протяжении времени развивались, что позволило раскрывать в образах Спаса разные грани его личности. Стремление к разнообразию никогда не было самоцелью древнерусских художников. Наоборот они стремились, как можно полнее сохранить то, что было сделано их предшественниками. Древние изображения Спаса повторялись художниками многих последующих поколений. В этих случаях никогда не возникали копии, так как воспроизводились лишь главные характерные черты избранного образца.
Нерукотворный образ, или иначе Спас Нерукотворный, - важнейший образец, которому следовали мастера во все времена, пока существовало древнерусское искусство. Легенда о Нерукотворном Образе утверждала не только то, что это изображение было создано по воле самого Иисуса Христа, но и то, что оно было создано им в помощь страждущему человеку.
Многочисленны были иконы, воспроизводящие Нерукотворный Образ. Древнейшая из сохранившихся - "Спас Нерукотворный", созданный в Новгороде в XII веке и принадлежащий сейчас Третьяковской галерее.
Очень важным и распространенным типом изображения Спаса в древнерусском искусстве был тип, получивший название "Спас Вседержитель". Понятие "Вседержитель" выражает основное представление христианского вероучения об Иисусе Христе. "Спас Вседержитель" - это поясное изображение Иисуса Христа в левой руке с Евангелием - знаком принесенного им в мир учения - и с правой рукой, деснице, поднятой в жесте обращенного к этому миру благословения. Но не только эти важные смысловые атрибуты объединяют изображения Спаса Вседержителя. Создавшие их художники стремились с особой полнотой наделить образ Иисуса Христа божественной силой и величием.
До нас дошло выполненное мозаикой изображение Спаса Вседержителя в куполе одного из древнейших храмов - собора Святой Софии в Киеве (1043-1046 гг.).
Многочисленны были и иконописные изображения Спаса Вседержителя. И среди них, пожалуй, самое знаменитое - икона, написанная в начале XV века величайшим русским художником Андреем Рублевым. Ее называют сейчас по месту находки в городе Звенигороде "Звенигородским Спасом".
С теми же атрибутами Владыки мира, что и Спас Вседержитель, с Евангелием в левой руке и поднятой в благословении десницей - изображался Иисус Христос и в распространенных композициях "Спас на престоле". На его царственную власть указывало здесь само восседание на престоле (троне). В этих изображениях особо ясно выступало то, что Владыка мира является и его судией, так как "воссев на престол", Спаситель будет творить свой последний суд над людьми и миром.
Крупнейшую роль в развитии новгородского искусства XIV века сыграло творчество Феофана Грека, замечательного художника, в 70-х,годах XIV века приехавшего в Новгород из Византии.
Достоверной работой Феофана в Новгороде является роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице (1378). Сохранились фрески в куполе: Христос Пантократор в центре, ниже — фигуры архангелов с широко раскрытыми крыльями и шестикрылые серафимы, а в барабане между окнами — восемь фигур праотцев в рост. Кроме того, обнаружены остатки «Евхаристии» и святительского чина в апсиде, фрагмент фигуры Богоматери из «Благовещения» на южном алтарном столбе, сильно разрушенные фрески евангельских сцен на сводах и стенах храма, а также многочисленные фигуры и полуфигуры святых. Раскрытие этих фресок, осуществленное в результате реставрационных работ 1912—1970 годов, стало крупнейшим событием культурной жизни. Лучше всего сохранились росписи в северо -западной камере на хорах, где находятся ветхозаветная «Троица», фигура Макария Египетского, ряд медальонов с полуфигурными святыми, пять фигур столпников
Лица святых написаны размашисто, свободно белые блики легко и уверенно брошены поверх темного красно-коричневого тона. Складки одежды ломаются резкими углами. Характеристика образов достигает предельного лаконизма. Таков, например, Макарий Египетский — древний старец с длинными белыми волосами и бородой, тонким носом и впалыми 1 щеками. Высоко поднятые брови сведены к переносице. Рядом с образами старцев, убеленных сединами, — молодые святые, суровые и энергичные, с жесткими волосами, подстриженными в кружок. Внутренняя сила образов Феофана, их страстная напряженность и огромная духовная энергия, неповторимое разнообразие индивидуальных характеристик, нарушающих условности иконографических подлинников, - все это явилось не только выражением живописного темперамента мастера, но и результатом пребывания в Новгороде.
С владимиро-суздальской землей и ее художественными традициями связывают несколько первоклассных икон: «Дмитрий Солунский» из города Дмитрова, «Богоматерь Оранта – Великая Панагия» из Спасо-Преабраженского монастыря в Ярославле, «Спас Вседержитель» поясной, «Явление архангела Михаила Иисусу Навину, «Архангел Михаил, лоратный» из Ярославля, «Борис и Глеб», «Владимирская Богоматерь».
32 Вопрос. Скульптура и декоративно – прикладное искусство XII – XIII вв.
Киев являлся крупнейшим центром древнерусского ремесла. Археологическими раскопками обнаружены многочисленные ремесленные мастерские по обработке кости, камня, стекла, изготовлению керамических и ювелирных изделий. Изделия киевской ювелирной продукции хорошо известны более чем из 60 кладов, обнаруженных на территории города. Изучение ювелирных вещей раннего времени свидетельствует, что их символическая орнаментация во многом отражала аграрное мировоззрение славянских племен, занимавшихся хлебопашеством. Часто это были не просто украшения, а амулеты-обереги с определенными охранительными функциями, «защищавшими» владельца от злых сил природы. Подобное значение имели орнаменты не только на художественных предметах из драгоценных металлов, а и на изделиях бытового назначения. Получили распространение стилизованные изображения солнца в виде круга с пересекающимися линиями, лунниц, древа жизни, птиц, воды волнообразной линией и др. Изображения птиц-сиринов, фантастических грифонов и других охранительных символов, переплетенные растительным орнаментом из стеблей, листьев и цветов, создавали сложные декоративные композиции.
С проникновением в повседневную жизнь Древней Руси христианства с его символикой все больше заметным становится появление наряду со старыми новых мотивов в орнаментации изделий прикладного искусства. Охранительные функции сиринов, древа жизни, грифонов начинают уступать место изображениям христианских святых. Это, видимо, можно объяснить стремлением представителей феодальной верхушки, являвшихся главными заказчиками дорогих ювелирных изделий, подражать законодательнице мод того времени — Византии. Но и в этот период развития древнерусского искусства близость его к народному творчеству проявлялась в жизнеутверждающем понимании красоты. По мнению исследователей, в прикладном искусстве это нашло отражение в увлечении растительной орнаментацией, обильно обрамлявшей сюжетные изображения на многих изделиях художественного ремесла.
О произведениях киевского прикладного искусства наиболее полное представление дают ювелирные изделия из драгоценных металлов. Киевские ювелиры знали многочисленные технические приемы обработки цветных металлов: зернь, скань, чернь, художественное литье и чеканку, инкрустацию и, наконец, перегородчатые эмали.