ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2024

Просмотров: 388

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1 Вопрос. Первобытное искусство.

2 Вопрос. Палеолит.

3 Вопрос. Изобразительное искусство мезолита и неолита.

4 Вопрос. Искусство эпохи бронзы.

5 Вопрос. Архитектура Древнего Египта.

6 Вопрос. Скульптура Древнего Египта.

7 Вопрос. Живопись и рельеф в искусстве Древнего Египта.

8 Вопрос. Изобразительное искусство стран Передней Азии.

9 Вопрос. Эгейское искусство.

10 Вопрос. Гомеровский период в искусстве Древней Греции.

11 Вопрос. Греческая Архаика.

12 Вопрос. Искусство классического периода.

13 Вопрос. Искусство эпохи эллинизма.

14 Вопрос. Архитектура и скульптура Древнего Рима.

15 Вопрос. Византийское искусство.

16 Вопрос. Архитектура Византии. Типы христианских храмов.

17 Вопрос. Период иконоборчества в живописи Византии.

18 Вопрос. Византийская живопись XV в.

19 Вопрос. Каноны в византийской иконографии.

20 Вопрос. Дороманское искусство. (V – XII вв.)

21 Вопрос. Романский стиль в Архитектуре (XI – XII вв.)

22 Вопрос. Искусство дохристианской Руси IX – X в.

23 Вопрос. Искусство монументального историзма (конец X – XI в.)

24 Вопрос. Первые христианские церкви X в.

25 Вопрос. Устройство крестово-купольного типа христианского храма. Устройство базиликального типа христианского храма.

26 Вопрос. Система храмовой росписи.

27 Вопрос. Система древнерусской скульптуры.

28 Вопрос. Архитектура Киевской Руси XI в.

29 Вопрос. Живопись Киевской Руси XI в.

30 Вопрос. Придворно – княжеский жанр архитектуры XII в.

31 Вопрос. Древнерусская живопись XII – XIII вв.

32 Вопрос. Скульптура и декоративно – прикладное искусство XII – XIII вв.

33 Вопрос. Архитектура Новгорода и Пскова XIII – XV вв.

В эти годы велись значительные строительные работы в области гражданской архитектуры. Укреплялись и удлинялись городские стены Константинополя, постоянно расширялся Большой дворец, все более величественными становились его залы. Однако постоянная угроза со стороны арабов и славян ограничивала новое храмовое строительство, так же как и многие землетрясения, которые произошли в эти годы и потребовали значительных восстановительных работ в двух основных церквах столицы — св. Софии и св. Ирины.

Первые десятилетия IX века были временем первых тесных контактов Византии с Западной Европой. Постоянные дипломатические отношения установились между империей и Карлом Великим, мечтавшим даже одно время через бракосочетание своей дочери с византийским императором присоединить к себе Византию. Византийские художники, приезжавшие в Ахен, участвовали в работе придворного скриптория. Под их влиянием выполнено оформление коронационного Евангелия Карла Великого (ныне в Венской Национальной библиотеке) и близких к нему каролингских рукописей. Живопись Палатинской капеллы в Ахене и особенно Жермини де Пре по стилистической манере близка к византийской, не говоря уже о том, что сама техника мозаики, в которой были выполнены здесь композиции, пришла из Византии и нигде более на Западе не встречалась.

Итак, несмотря на трудности, возникшие в годы иконоборчества для художников, их творческие силы были устремлены в новые, почти не развитые ранее направления. Они обратили свои взоры к светским темам. Они разработали сложную и разнообразную систему декоративных элементов, обогатили византийскую орнаментацию. Типами орнаментов, сложившимися в эти годы, пользовались живописцы Византийской империи в течение всех последующих веков ее существования.

Однако какие бы реалистические мотивы (в государственном смысле) ни руководили императорами-иконоборцами, движение это в условиях Византии было бесперспективным, так как шло вразрез с многовековой национальной греческой традицией. Любовь к передаче мира в антропоморфических образах, то есть именно в фигурных композициях и картинах, была, можно сказать, в крови византийца. Кроме того, иконоборческие теория и практика, исходившие из неизобразимости божества, лишали изобразительное искусство в глазах той же императорской власти мощного морально-эстетического воздействия. Без этого идеологического фактора не могли обходиться ни империя, ни широкие массы. Вот почему поражение иконоборчества было исторически неизбежно.


В 843 году иконопочитание было восстановлено. Это означало упрочение единства церкви, укрепление ее связи с императором, а также способствовало дальнейшему развитию феодальных отношений в стране, поскольку землевладельческая знать, ослабевшая от борьбы с иконопочитателями, теперь могла направить все свои силы на укрупнение своих владений. Для Византии это имело важное значение, так как без стабилизации земледельческого хозяйства не могли существовать ни государство, ни города, ни большое искусство.


18 Вопрос. Византийская живопись XV в.

Искусство Византии занимает видное место в истории средневекового художественного творчества. Византийские мастера, воспринимая традиции эллинистического искусства и искусства народов, населявших империю, создали на этой основе свой собственный художественный стиль. Но церковное влияние сказывалось и здесь. Византийское искусство стремилось увести человека от земных страданий и бед в мир религиозной мистики. Отсюда торжество отвлеченного спиритуалистического начала в живописи над реалистическими традициями античности, которые, однако, никогда полностью в ней не исчезали. Византийский стиль живописи характеризовался сочетанием плоских силуэтов с плавной ритмикой линий, благородной гаммой красок с преобладанием пурпурных, лиловых, синих, оливково-зеленых и золотых тонов. Ведущей формой живописи в Византии была настенная мозаика и фреска. Имела распространение также станковая живопись — иконопись — на досках темперой, а в ранний период (VI в.) — восковыми красками. Большой популярностью пользовалась и книжная миниатюра.

В IV—VI вв. в византийской живописи еще заметно значительное влияние античных традиций, что нашло отражение в мозаиках пола Большого дворца императоров в Константинополе. Они изображали в реалистической манере жанровые сценки из жизни народа. В дальнейшем в византийской живописи получают преобладание библейские сюжеты. В IX—X вв. в монументальной живописи складывается строгая система расположения религиозных сцен на стенах и сводах храмов. Однако и в это время византийская живопись еще сохраняет живую связь с античными традициями. Одной из вершин византийской живописи являются мозаики храма св. Софии в Константинополе, сочетающие античный чувственный реализм с глубокой одухотворенностью. В XI—XII вв. в византийской живописи все сильнее проявляются черты условности и стилизации, изображений святых делаются все более аскетичными и отвлеченными, краски — более темными. Лишь в XIV — первой половине XV в. византийская живопись переживает кратковременный, но яркий расцвет, условно называемый «Палеологовское Возрождение». Этот расцвет был связан с распространением гуманистических тенденций в куль туре того времени. Он характеризуется стремлением художников лыйти за рамки установленных канонов церковного искусства, обратиться к изображению не отвлеченного, а живого человека. Замечательными памятниками этого времени являются мозаики и фрески монастыря Хоры (ныне мечеть Кахриэ-Джами) в Константинополе (XIV в.). Однако попытки освобождения человеческой личности от лут церковно-догматического мышления в Византии были сравнительно робкими и непоследовательными. Византийское искусство XIV—XV вв. не смогло подняться до реализма итальянского Ренессанса и по-прежнему облекалось в форму строго канонизированной иконографии.


Высокого развития достигает прикладное искусство. Византийские изделия из слоновой кости и камня, эмали, керамика, художественное стекло и ткани ценились в средневековом мире и имели широкое распространение за пределами Византии.

Вклад Византии в развитие средневековой архитектуры также значителен. Византийские зодчие уже в V—VI вв. переходят к созданию новой планировки городов, характерной для всего последующего средневекового зодчества. В центре городов нового типа расположена главная площадь с собором, откуда лучеобразно расходятся улицы. С V—VI в. появляются дома в несколько этажей, имеющие аркады. Великолепными памятниками светского зодчества являются императорские дворцы в Константинополе. Но со временем замки феодалов и даже дома некоторых горожан все больше приобретают вид крепостей.

Высокого развития достигает церковное зодчество. В 532—537 гг. в Константинополе по приказу Юстиниана был построен знаменитый храм св. Софии — самое выдающееся произведение византийской архитектуры. Храм увенчан огромным, как бы парящим в небе куполом диаметром свыше 30 метров. С двух сторон к куполу примыкает сложная система постепенно повышающихся полукуполов. Особенно поражает интерьер храма св. Софии, отличающийся необычной пышностью и тончайшим вкусом исполнения. Стены и многочисленные колонны внутри храма были облицованы разноцветным мрамором и украшены чудесными мозаиками.Упадок Византийского государства в XV в. отрицательно сказался на развитии византийской культуры.

Распространение реакционно-мистических учений вновь привело в искусстве к преоблада-вию схематизма, сухости, подчинению живописных форм канону. Переломным моментом в развитии культуры народов, населявших Византийскую империю, явилось турецкое завоевание. Литературное и художественное творчество, особенно народное, не прекратилось, но в условиях турецкого господства приняло своеобразные черты. Оно ярко отражало борьбу народа со своими угнетателями.


19 Вопрос. Каноны в византийской иконографии.

Канон - совокупность строго установленных правил и приемов для произведений искусства данного вида. Церковь "художествовала, направляя своим духовным опытом руки иконописцев" (П.Флоренский). Византийский иконографический канон регламентировал:

круг композиций и сюжетов священного писания

изображение пропорций фигур

общий тип и общее выражение лица святых

тип внешности отдельных святых и их позы

палитру цветов

технику живописи.

Соблюдение всех канонических правил неминуемо приводило к игнорированию линейной перспективы и светотени.

После завершения периода "иконоборчества" вопрос создания художественных средств для воплощения "святости" стоял особенно остро. Благодаря трудам Иоанна Дамаскина стало ясно, что можно изображать на иконе, и что нельзя. Осталось выяснить и регламентировать то, как следует изображать внешность святых и божественные сюжеты.

Результатом этих исканий стали следующие установки:

Техника иконописи

В монументальной живописи господствовала мозаика, позднее, во времена заката империи, вытесненная фреской.

Техника станковой живописи была такова:

На доску (в Византии - кипарисовую, на Руси - сосновую или липовую) или холст ("поволока") наносили слой белого шлифованного грунта из гипса и мела ("левкас"), в XIII-XIV веках часто покрываемый золотом. Затем наносили контуры рисунка и красочный слой (энкаустика, темпера). Поверх красочного слоя наносили защитный слой (закрепитель) - олифу, лак. Обрамление иконы - Оклад - выполняли из дерева, золота, серебра, украшали драгоценными камнями.

Пропорции фигур

Известные с античных времен пропорции человеческого тела сознательно нарушаются. Фигуры устремляются вверх, становятся выше, тоньше, плечи сужаются, пальцы рук и ногти удлиняются. Все тело, кроме лица и рук, скрывается под складками одежды.

Тип лица и выражение

Овал лица удлиняется, лоб пишется высоким, нос и рот - мелкими (нос - с горбинкой), глаза - большими, миндалевидными. Взгляд - строгий и отрешенный, святые смотрят мимо зрителя или сквозь него.

Внешность и поза

Внешность всех святых, одежда, в которой их следует писать, позы, которые они могут принимать, строго определены. Так, апостола Иоанна Златоуста следует изображать русым и с короткой бородой, а Святого Василия - темноволосым с длинной заостренной бородой. См. также Иконография Богоматери, Иконография Христа.