Файл: Место и роль Федерального собрания Российской Федерации в системе высших органов власти (Статус, вѐдение и полномочия Государственной Думы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 433

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также необходимо добавить, что Государственная Дума принимает постановления по тем вопросам, которые закреплены за ГосюДумой Конституцией России[там же].

В основном и как правило все постановления, нормативные акты и федеральные законы Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего количества депутатов Государственной Думы.

Однако не стоит забывать, что Государственная Дума может быть и распущена Президентом России в тех случаях, которые предусмотренны статьями 111 и 117 Конституции России.

В случае если это произойдет и Государственная Думабудет распущена, Президент России назначает такую дату выборов, которая бы позволила вновь избранной Государственной Думе собраться на первое заседание не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Однако Гос. Дума не может быть распущена по основаниям, которые предусмотрены статьей 117 Конституции России во-первых: в течение года после ее избрания, во-вторых: не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента России до принятия соответствующего законного решения Советом Федерации и, в-третьих: в период действия на всей территории России военного или чрезвычайного положения. А также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.[1]

2.1.3. Регламент и порядок формирования Государственной Думы

Далее коротко расскажу о регламенте и о порядке формирования Государственной Думы. Основная цель данного подраздела состоит в описании основного пути, действий гражданина РФ, который захочет стать депутатом Государственной Думы.

В регламенте очень подробно и детальнейшим образом расписаны полномочия Государственной Думы, установленные Конституцией РФ.

Если не сильно углубляться, коротко, то регламент [11]устанавливает внутреннее устройство, структуру, комитеты, комиссии идругие органы функционированияГосударственной Думы . Самые первые и важнейшие из них это выборы председателя, первых заместителей и заместителей председателя, их полномочия и функции, организацию печатных и электронных изданий и так далее.

Также рассматривается сам порядок проведения заседаний Государственной Думы, порядок формирования, функции, порядок и регламент действий Совета Государственной Думы, ее Фракций, Комиссий и Комитетов.


В Государственно й Думе , с согласия профильных комитетов могут образовываются так называемые межфракционные рабочие группы. Они необходимы для непосредственной п одготовки согласованных предложений по совершенствованию и изменению законодательства, выработки согласованных решений по другим вопросам, отнесенным к полномочиям и ведению Государственной Думы,. Межфракционные рабочие группы не вправе осуществлять полномочия, установленные настоящим Регламентом для комитетов и комиссий Государственной Думы.[там же]. Достаточно подробно в регламенте описана и международная деятельность, работа депутатов с избирателями, порядок рассмотрения законопроектов. О законотворческой деятельности будет сказано ниже, в главе 3, где будет рассмотрена деятельность именно Федерального Собрания РФ, то есть совместная деятельность двух палат парламента.

Далее я хотел бы перейти непосредственно к формированию самой Государственной думы.

Формирование Государственной думы регламентируется федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы» от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 27.12.2018) [9].

Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации избираются гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права и при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать гражданина Российской Федерации к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы основывается на Конституции России и состоит из Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [5]. В соответствии с Конституцией России в Гос.Думу Российской Федерации избираются точное количество депутатов, а именно четыреста пятьдесят депутатов. Двести двадцать пять депутатов избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат. Мажоритарная система). Другие двести двадцать пять депутатов избираются по федеральному избирательному округу (вся страна. Пропорциональная система.) пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы. Про списки я скажу ниже.

Коротко рассмотрю оба варианта выборов.

Напомню, что кандидатом в депутаты Государственной Думы может быть гражданин России, достигший возраста двадцати одного года.


Первым рассмотрю вариант по одномандатным избирательным округам. и напомню, что выборы кандидатов в депутаты осуществляются в соответствии с требованиями федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы» от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 27.12.2018). [9]

Так называемые одномандатные избирательные округа образуются на основе единой нормы представительства избирателей, которая определяется путем деления общего числа избирателей, зарегистрированных в Российской Федерации, на общее число одномандатных избирательных округов (которых напомню двести двадцать пять)..

То есть двести двадцать пять приблизительно равных по количеству избирателей округа выбирают одного кандидата в депутаты. Колебания по численности в данных округах не должны превышать десяти процентов.

Схема одномандатных избирательных округов утверждается федеральным законом сроком на десять лет.

И так. Подведем некий подитог. Есть утвержденный список одномандатных округов (я намеренно опускаю процесс утверждения данного списка). Далее есть список зарегистрированных кандидатов. Либо это кандидат одной из партии (которая соответствует требованиям соответствующего федерального закона) и он выдвинут именно партией для участия в выборах по одномандатному избирательному округу, либо это кандидат самовыдвиженец.

Гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом (то есть быть избранным, а не избирать самому), вправе выдвинуть свою кандидатуру в качестве кандидата по одномандатному избирательному округу на выборах депутатов Государственной Думы. Самовыдвижение кандидата может осуществляться только лишь по одному одномандатному избирательному округу. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, уже не сможет быть выдвинут какой-либо политической партией.

Процесс самовыдвижения кандидата по одномандатному избирательному округу осуществляется непосредственно в течение двадцати пяти дней после дня официальной публикации решения о дате назначения выборов депутатов Гос.Думы. Гражданин России, который выдвинул свою кандидатуру в качестве кандидата по ОИО (одномандатному избирательному округу), предоставляет непосредственно в необходимую окружную избирательную комиссию письменное уведомление о самовыдвижении. Вданном уведомлении указываются его имя и отчество, фамилия, дата рождения, а также адрес места жительства (прописки). Одновременно с вышеперечисленными документами в соответствующую окружную избирательную комиссию представляются также справки о доходах как самого кандидата так и его ближайших родственников, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, год, в котором он ее окончил и реквизиты документа об образовании и о полученной квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) кандидата и т.д и т.п. Само «Уведомление о самовыдвижении» и прилагаемые к нему документы кандидат предоставляет в окружную избирательную комиссию самолично и в сроки, которые прописаны и установленны федеральным законом [9].


Для регистрации кандидата на выборах депутатов Государственной Думы России, выдвинутого по одномандатному избирательному округу необходимое количество подписей составляет три процента от числа избирателей, которые зарегистрированны на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.[5]

Далее рассмотрим вариант выборов депутатов в Государственную Думу по федеральному избирательному округу (пропорциональная система).

Для попадания в думу по пропорциональной системе партиям необходимо преодолеть 5%-й барьер. Прошедшие данный барьер представляют в ЦИК ( Центральная избирательная комиссия [29] ) спсики кандидатов для выборов в Государственную Думу.

По единому федеральному округу партии должны выдвинуть списки кандидатов, которые состоят из одной федеральной группы кандидатов, и нескольких региональных групп. В федеральной части списка может быть не более десяти кандидатов, а количество региональных групп должно составлять не менее тридцати пяти (верхней планки закон не устанавливает). Кандидатов в списке может быть от двухсот до четырехсот человек.

Важным и необходимым условием для того, чтобы быть зарегистрированным в федеральном списке кандидатов, является поддержка избирателями его выдвижения, наличие данной поддержки определяется по результатам последних выборов депутатов Государственной Думы, или подтверждается необходимым и достаточным количеством подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата. Выдвижение политической партией федерального списка кандидатов считается поддержанным избирателями на основании результатов последних выборов депутатов Государственной Думы, и в данном случае не требует сбора подписей избирателей , если федеральный список кандидатов, выдвинутый определенной политической партией, по результатам последних выборов депутатов Государственной Думы был допущен к распределению депутатских мандатов или получил не менее трех процентов голосов избирателей, приняввших участие в голосовании по конкретному федеральному избирательному округу.[13, с.64 - 69]

Если же сбор подписей все-таки необходим, то количество таких подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, списков кандидатов должен составлять половину процента от числа избирателей, которые зарегистрированы на территории этого избирательного округа.


Подводя итоги данной главы можно уверенно утверждать, что мы детально ознакомились с функциями и полномочиями «нижней» палаты Федерального собрания РФ., с правилами проведения выборов кандидатов в Гос.Думу. Но в дальнейшем материале (в третьей главе) будет рассмотрена именно совместная работа двух палат парламента и также их эксклюзивность и особенности работы каждой в отдельности.

2.2 Совет Федерации.

2.2.1. Краткая история Совета Федерации

За весь период своего существования, формирование так называемой «палаты регионов» (Совет Федерации) менялось значительное количество раз.

Именно двухпалатная структура парламентария в России имеет сравнительно большую историю, которая насчитывает уже более ста лет. Еще в дореволюционной царской России существовала двухпалатная парламентская система, которая была представлена Государственной Думой и Государственным Советом.

В Союзе ССР (союз советских социалистических республик) двухпалатным был Верховный Совет, который состоял из двух палат, первая из которых носило наименование Совет Союза, вторая же Совет Национальностей.

В РСФСР (Россиийская Совеетская Федератиивная Социалистиическая Респуублика) двухпалатная структура парламента была учреждена в 1990 году.

Верховный Совет РСФСР состоял из двух палат - Совета Республики и Совета Национальностей, но не в пример палатам нынешнего Федерального Собрания, они заседали непосредственно совместно и имели также общий руководящий орган, который назывался Президиум Верховного Совета. Возглавлял его Председатель.

Изначально, принимая во внимание историческую действительность, Совет Федерации был создан как орган, который призван координировать подготовку Федеративного договора между РСФСР и ее многочисленными субъектами. Однако позднее, когда начались частые дискуссии по поводу принятия новейшей Конституции и когда действительно многое тогда напрямую зависело от конкретной позиции конкретных руководителей субъектов РСФСР, он стал рассматриваться непосредственно как инструмент осуществления государственной власти на базе новой Конституции. После памятных событий в 1991-х – 1993-х годах именно руководителей субъектов уже России, президент РФ, БорисНиколаевич Ельцин, решил включить в конституционное устройство формирования российского парламента, когда в ноябре 1993 года, в подготовленный для опубликования проект Конституции России в пункт 2 статьи 95 внес решающую существенную поправку: «По одному от представительного и исполнительного органов власти»[1].