Файл: Место и роль Федерального собрания Российской Федерации в системе высших органов власти (Статус, вѐдение и полномочия Государственной Думы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 439

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Судебная власть в России

Данная ветвь власти (судебной ) является наиболее самостоятельной. Судебная система напрямую не зависит от других органов власти. Согласно данному принципу (см. выше) построена вся структура органов государственной власти [2, ст.2]. Это вселяет уверенность в справедливом рассмотрении дел в различных судебных инстанциях, так как отсутствует давление со стороны других органов власти. Органами судебной власти реализуются нижеследующие функции: [20],[23].

  • Применение уголовных или административных-правовых мер к лицам, которые совершили соответствующие нарушения законов и права.
  • Разрешение различных споров между гражданами .
  • Контроль и проверка законов на предмет их соответствия Конституции России.

Как я указывал выше, структура органов гос ударственной власти в России основана сугубо на демократических принципах. То же самое можно с уверенность сказать и о судебной власти. Она имеет ряд обособленных признаков, а именно:

  • судебная власть может быть реализована только судами;
  • судебная власть не зав исит ни от кого;
  • для судебной власти определено наличие единой судебной системы, которая осуществляется по принципу того, что в право всегда верховенствует.

Представленные выше признаки имеют основной, основополагающий характер. Они проявляются непосредственно в построенной системе судебных инстанций, которые на настоящий момент функционируют в России.

Хотелось бы добавить несколько слов о судебной системе в Российиской Федерации. Сам по себе термин: «судебная система» - означает совокупность судов, которым предоставлено полномочие осуществлять правосудие.

В каждой стране система судов может быть эксклюзивной, потому что во всех странах существуют и основной закон, и свои обычаи, и ряд других различных факторов, влияющих на построение данной системы. В основном, в классическом варианте существует четыре вида судов:

  • общей юрисдикции
  • военные;
  • арбитражные;
  • Конституционный суд.

Каждая инстанция правомерно уполномачивается к рассмотрению только подведомственные ей дел. Отдельным видом суда является Конституционный суд. Он имеет возможным быть уполномоченным следить и проверять все нормативные акты на соответствие их с Конституцией России, рассматривать нарушение закона именно в конституционно-правовом поле. Судьями, вне зависимости от инстанции судов, могут стать граждане, достигшие определённого возраста и имеющие высшее образование в сфере юриспруденции.


СТРУКТУРА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РФ

Федеральное собрание Российской Федерации — парламент Российской Федерации, представительный и законодательный орган государственной власти России.

Статус Федерального собрания определён в главе 5 Конституции России. Функции и полномочия Федерального собрания распределены между двумя его составляющими палатами — Государственной думой (нижня палата Федерального собрания России) и Советом Федерации (верхняя палата Федерального собрания России).

Федеральное собрание - постоянно действующий орган власти. Его палаты заседают в различных зданиях, но могут собираться и вместе для совместного заслушивания посланий президента России, посланий Конституционного суда России, а также для выступлений руководителей иностранных государств.

    1. Государственная Дума

2.1.1. Краткая история Государственной думы

В отличие от множества европейских стран, в которых система законодательной власти (парламентские традиции) складывались в течении нескольких столетий, в нашей стране - России первое представительское учреждение парламента было созвано впервые только в 1906 году. Оно получило свое название - Государственная Дума. Просуществовала первая Гос.Дума около двеннадцати лет, вплоть до самого окончательного падения самодержавия. Всего у Думы было четыре созыва.

Во всех четырех Думах большинством было представительство торгово-промышленной буржуазии, поместного дворянства, городской интеллигенции и крестьянства. Именно в таком порядке по убыванию.

Работа Государственной Думы в России начала XX века являлась достаточно весомым и важным фактором политического развитиястраны , оказывающим воздействие на очень многие виды общественной жизни.

6 августа 1905 года Манифестом об учреждении Государственной Думы было официально учреждено всесословное представительство в России.

Царь Николай II решил не накалять в то время и так неспокойную политическую обстановку в России, и принял решение учесть общественную потребность в наличии представительного органа власти. Об этом четко и однозначно указано в Манифесте.


Порядок выборов депутатов в первую Гос.Думу определялся в законе о выборах, изданном в декабре 1905 года. Согласно этому закону учреждались четыре избирательные курии: рабочая, землевладельческая, городская и крестьянская . Например, по тогдашним условиям по рабочей курии к выборам допускались лишь те рабочие, которые трудились на предприятиях с числом работающих не менее пятидесяти человек.

Общее количество избранных депутатов Думы в разное время колебалось от четырехсот восьмидесяти до пятисот двадцати пяти человек .

Все принятые этой Государственной Думой законы должны были быть утверждены царем. Вся исполнительная ветвь власти в государстве подчинялась опять же только царю. Именно от царя, а не от Гос.Думы полностью зависело правительство того времени.

Царь всецело и единолично правил как внешней политикой жизнью страны, так и назначал ведомственных министров, также в его подчинении находились вооруженные силы, он мог как объявлять войну, так и заключать мир, мог вводить военное, а также чрезвычайное положение в абсолютно любой местности.

Председателем первой Гос.Думы был избран Сергей Андреевич Муромцев. На тот момент он был профессором Петербургского университета.

Дума просуществовала не долго. Всего несколько месяцев. Была распущена царем. Она вошла в историю под названием: «Дума народного гнева».

Хотелось бы подробнее сейчас остановиться на процессе рассмотрения законопроектов. Каждый проект рассматривался Думой, как и в наше время, в трех чтениях. В первом чтении, которое начиналось с выступления докладчика, шло общее обсуждение вынесенного законопроекта. По завершении обсуждений - председатель вносил предложение о переходе к детальному, постатейному чтению.

После второго же чтения председатель и секретарь Думы совершали сведение всех постановлений, которые были приняты по данному законопроекту .

Третье чтение являлось, по существу, более подробным, аналогично второму - постатейным чтением. Смысл его состоял в исключении прохождения тех поправок, которые могли пройти во втором чтении при помощи случайного большинства и не устраивали бы все влиятельные фракции. По завершении же третьего чтения, председательствующий ставил на голосование законопроект в целом со всеми принятыми поправками.

Исключительное положение законодательного почины Гос.Думы ограничивалось тем требованием, чтобы каждое предложение от депутатов исходило как минимум от тридцати человек.


Особенно хотелось бы отметить, что последняя до окончания самодержавия , четвертая Гос.Дума сыграла решающую роль в учреждении Временного правительства.

18 декабря 1917 года одним из декретов ленинского Совета Народных Коммиссаров Государственная Дума была упразднена.

Не смотря на довольно коротуий срок работы ГосДумы, хотелось бы подчеркнуть огромную ценность опыта деятельности этого государственного органа власти того времени.

Во-первых, Гос.Дума влияла на финансовую сторону деятельности правительства того времени и только она утверждала государственный бюджет. Этим самым она достаточно серьезно влияла на всю структуру самодержавной власти Романовых. Гос.Думой было разработано и принято одно из перспективнейших в Европе законодательство. А именно - фабрично-заводское.

Объектами постоянных забот Гос.Думы были и народное просвещение и внешне-политические проблемы. Принято считать, и я с этим полностью согласен, что одной из самой важной заслугой Гос.Думы стала всеобщая, единогласная поддержка в предоставлении кредита на модернизацию проигравшей в войне с Японией русской армии, а также крупное восстановление флотилии Тихоокеанского флота, строительство кораблей на Балтийском и Черным морях.

Необходимо принять во внимание, что после Февральской революции 1917 г. в стране стала быстро расти сеть советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

В мае 1917 г. состоялся первый съезд крестьянских советов, а уже в июне – состоялся съезд советов рабочих и солдатских депутатов. Второй съезд советов рабочих и солдатских депутатов, открывшийся уже 25 октября, задекларировал переход абсолютно всей власти в стране к советам. В декабре 1917 года крестьянские советы присоединились к рабочим и солдатским и тем самым организовали новую власть в стране. Они были избранны съездом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, который оказался единственным носителем законодательных функций. При (Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете ( ВЦИКе) сложился множественный рабочий аппарат, который включал в себяуже несколько отделов, различные комитеты и ведомственные комиссии.

Принятая на тот момент времени Конституция установила избирательную систему. Она в итоге стала многоступенчатой. Теперь депутаты всероссийских съездов избиралис ь на губернских и городских съездах. Один депутат от городских съездов при этом представлял двадцать пять тысяч избирателей.А депутат от губернских съездов - на сто двадцать пять тысяч. Это, как мы видим, давало значительные преимущества рабочим депутатам .


Поэже, сменил съезды советов и ЦИК. Верховный Совет СССР регламентированно собирался на свои сессии два раза в год, и занимался рассмотрением законопроектов и утверждением указов своего Президиума.

Новая Конституция РСФСР была принята 21января 1937 г. Она определила сроки полномочий депутатов и определила новое количество избирателей. Теперь депутаты избирались на 4 года по норме: один депутат от ста пятидесяти тысяч избирателей.

Пропустив советский период нашей страны, хотелось бы продолжить историю Государственной Думы тем, что в 1993 г. Президент России Б.Н.Ельцин издал Указ №1400: «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», которым устанавливалось прекращение осуществлять законодательную, распорядительную и контрольную функции Съездом народных депутатов и Верховным Советом России. Этим же Указом вводилось в действие новое Положение о выборах депутатов Государственной Думы. В соответствии с этим Положением предлагалось провести выборы в Государственную Думу - нижнюю палату Федерального Собрания Российской Федерации.

В развитии представительской и законодательной власти в Росии наступил новый этап [22].

2.1.2. Статус, вѐдение и полномочия Государственной Думы

Государственная Дума России является одной из двух ( «нижней») палат российского парламента – Федерального Собрания. Ее называют обычно именуют как «нижняя» палата парламента. Но это вовсе не означает, что у Государственной думы есть непосредственное подчинение «верхней» палате (Совету Федерации). Это название скорее всего говорит о том порядке, о той последовательности этапов в существующем законотворческом процессе.

Сначала законопроект готовится и проходит чтения в «нижней палате», затем утверждается в Совете Федерации. Статусы членов Совета Федерации и депутатов Гос. Думы детально и подробнейшим образом описан в соответствующем Федеральном законе [3].

К вЕдению Государственной Думы относятся [1:ст.103]:

  • Она дает согласие Президенту России назначить Председателя Правительства России, то есть непосредственно главу исполнительной ветви власти;
  • Соответственно, Дума может принять решение о поднятии вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
  • Осуществляет заслушивание ежегодных отчетов Правительства России о результатах его деятельности, особенно в той части и по тем вопросам, которые поставила сама Государственная Дума перед Правительством;
  • Имеет полномочие назначать на должность и освобождать от нее Председателя Центрального Банка России;
  • Также имеет полномочие назначать на должность и освобождать от должности Председателя Счетной Палаты и до половины состава ее аудиторов;
  • Имеет возможность и полномочия назначать на должность и освобождать от нее Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с Федеральным Конституционным Законом [2];
  • Имеет полномочие объявлять амнистию;
  • может выдвигать обвинения против Президента России вплоть до отрешения его от самой должности.